Родители — это отец и мать, у каждого из которых — своя роль и свои обязанности. При этом у обоих родителей существует святая миссия: не только заботиться о здоровье и благополучии детей, но и передать им любовь к Торе и заповедям, воспитать их в духе еврейской Традиции, молиться о них и вкладывать им в руки инструменты для последующего самостоятельного Служения.
Оглавление
Особая роль родителей [↑]
Еврейский закон обязывает каждого относиться к родителям с уважением и почтением — только за тот факт, что благодаря им он появился на свет. И вместе с тем, еврейская Традиция требует от родителей гораздо больше, чем только дать свое семя и свою яйцеклетку для «производства» нового человека.
Родители играют в жизни детей особую роль, и велика мудрость Вс-вышнего, «выдающего» души детей для заботы и воспитания той же паре людей, которые произвели его на свет, а не бабушке и дедушке, не киббуцному «дому ребенка» и не детскому дому.
В ядре общей клетки зародыша есть половина генов (хромосомного набора) отцовских и половина — материнских, и родившийся ребенок обладает как материнскими, так и отцовскими наследственными чертами.
Говорят наши мудрецы (Нида, 31а), что ребенок получает белое вещество от отца (отсюда произойдут кости, жилы, ногти, головной мозг, белки глаз), а красное — от матери (кожа, мышцы, волосы, радужка глаза). «А Вс-вышний дает ему душу, черты лица и способность глаза видеть, уха — слышать, и речь, и способность ног ходить, и разумение, и постижение».
Этим мудрецы хотят сказать, что для появления каждого человека на свет нужны трое соучастников, и каждый человек является продолжением отца и матери, а также несет в себе частицу, вложенную непосредственно Вс-вышним.
Материнское начало [↑]
Ребенок и мама связаны еще до рождения: и телесно, и духовно. Мать питает его, отдавая нужные вещества из своей крови. А в крови находится душа, как сказано: «Ибо кровь — это душа» (Дварим, 12).
Когда ребенок подрастает, его обучают самым первым словам Торы, и это: «Шма, бни, мусар авиха ве-аль титош торат имеха» — «Слушай, сын, наставления отца твоего и не оставляй Тору матери твоей». Эти слова, входя в подсознание, а потом и в сознание малыша, дают ему основу, на которой он будет стоять всю жизнь: никогда не оставлять ту Тору, которую ребенок впитывает с молоком матери, и слушать наставления отца.
Уже в первые годы жизни ребенок получает от матери большую долю знаний, которые останутся с ним в качестве интегральной части личности, которую очень сложно изменить. Мамы, получившие от праматерей Сары, Ривки, Рахель и Леи напрямую, по материнской линии, еврейскую энергию, передают ее своим детям.
Эта энергия в течение всей их жизни будет питать их и позволит раскрывать способности, которые они получают от Вс-вышнего: «способность глаза видеть, а уха — слышать, и речь, и способность ног ходить, и разумение, и постижение». И именно матери первыми учат детей, на что глазам следует смотреть, какие речи слушать, куда направлять свои стопы.
Также в руках матерей во все времена была удивительная сила — сила молитвы. Наши праматери молились о совершенно особенных — еврейских — детях, продолжателях дела их отцов, чтобы они были мудрыми в Торе и праведными в жизни, были достойны передать Тору своим детям и внукам. И о том, чтобы Вс-вышний дал детям особенные силы, передающиеся из поколения в поколение.
Отцовское продолжение [↑]
У отцов — своя роль, тоже уникальная, которая не может быть передана посторонним людям. Отец, узнавая в собственных детях свои черты, естественным образом проникается к ним любовью и пониманием, и это дает ему возможность исполнить то, чего от него требует еврейский Закон: приучить детей к исполнению заповедей, обучить Торе (Дварим, 11:19), хорошим качествам и профессии (Рамбам, комм. к мишне Макот, 2:3), а также содержать своих детей до тех пор, пока они не смогут делать это сами.
Во времена существования Храма отцы приводили детей в Храм в год шмиты — слушать, как царь читает книгу Дварим (Дварим 31:10—12). В наше время отцы приводят мальчиков в синагогу, где они слушают Тору каждую субботу. Во времена Храма совершали восхождение в Иерусалим три раза год всей семьей. В наши дни отцы строят вместе с детьми сукку, покупают лулав и этрог, танцуют на Симхат-Тора, сжигают хамец перед Песахом, учатся в ночь Шавуота.
Родительская ответственность [↑]
Еврейская традиция не приемлет никакого отказа от родительской ответственности. Сказали наши мудрецы, что три самых больших дара, которые можно получить от Творца, — это мудрость, богатство и дети. Тора учит родителей воспринимать детей как дар Б-га, и отсюда, священная задача родителей — беречь этот дар и воспитывать детей для жизни в служении Вс-вышнему.
Быть мамой и папой это великая роль, и мы должны быть к ней готовы, постоянно учиться и повышать свою квалификацию. Для того, чтобы выполнить свою задачу, родители, в первую очередь, должны дать детям возвышенный пример таких черт характера, которые они хотят развить в них. И вместе с тем, воспитывая детей, родители не должны терять из виду великую цель, стоящую перед ними.
Рав Келонимус Калмиш Шапиро в книге «Обязанности учеников» (Ховат аталмидим) напоминает родителям, что их малолетние сыновья вырастут, поэтому не надо в них видеть только маленьких мальчиков и желать сделать их них хороших маленьких мальчиков. Отец не должен забывать, что его задача — воспитать и вырастить сыновей Б-га и великих мужей Израиля! Он должен видеть в юношах заготовки великих душ и знать, что должен вытесать и проявить их. Воспитатель — садовник в саду Б-га, «работающий в нем и хранящий его».
Родители должны искать хорошие качества, спрятанные в глубинах души ребенка, хвалить эти качества и поощрять ребенка проявлять их. Они должны все время напоминать ему, каким способным, каким великим может он быть в Торе и в служении, если постарается.
При этом еврейские родители понимают, что их целью не является ваяние своей точной копии. У каждого человека своя цель на земле, своя миссия, свои испытания. И даже Ицхак не был копией Авраама, а Яаков — копией Ицхака.
Родители должны сделать все возможное, чтобы подготовить своих детей к самостоятельной жизни, научить их искать свою дорогу и свой способ Служения, поддерживать их во всех хороших начинаниях, заботиться о том, чтобы связывающая их нить была крепкой, но с каждым годом становилась все длиннее — и однажды дети оторвутся от своих родителей и пойдут дальше сами: уверенно и спокойно, полагаясь на Вс-вышнего.
Вопреки современным воспитательным теориям, заповедь уважать и почитать родителей препятствует всяким равноправным отношениям. Хотя Тора считает родителей и детей равноценными, она предписывает им разные роли и разную ответственность. Еврейские родители не могут быть с детьми в приятельских отношениях, иначе они не смогут выполнить свою родительскую миссию.
Родительская любовь [↑]
То, что мы воспринимаем в XXI веке как само собой разумеющееся, не было таковым изначально. Вс-вышний заложил в человека способность и возможность любить своих детей, но для того, чтобы осуществить этот потенциал, отношение к детям, основанное на любви, заботе и уважении должно поколениями быть неотъемлемой частью культуры народа. Как писал Гоголь в «Тарасе Бульбе», «любит и зверь свое дитя» — и мы все понимаем «ценность» этой звериной любви: кошка, защищающая котенка, пока он мал, набрасывается на него, стоит ему немного подрасти и претендовать на ее кусок мяса.
Любовь родителей к детям — не аксиома, а задача, состоящая в желании и умении давать детям то, что им нужно (и это не всегда то, чего хочется им или самим родителям…). Даже современная наука признает, что родительская любовь представляет собой не только набор биохимических процессов, но и интеллектуальный восторг, возможный только на определённых уровнях культуры.
В культуре язычников, как известно, в течение тысячелетий существовал обычай принесения детей в жертву, и практиковали это не только кнаанские допотопные народы. Исторические летописи доносят до нас информацию о том, как славяне, например, жгли своих младенцев на кострах, чтобы задобрить богов и прекратить голод, в IX — XIII веках нашей эры!
В этот же период в Сарагосе великий еврейский мыслитель и мудрец рабейну Бахие бен Йосеф в своем труде «Ховот аЛевавот» писал: «Если, не дай Б-г, случится несчастье, скромный человек покорится воле Господа и примет все без жалоб. Лучшая жертва Б-гу — смиренный дух».
В тех отдаленных уголках нашей планеты, куда пока еще не распространилось знание о Вс-вышнем: через Тору, Библию или Коран, — до сих пор еще не имеют представления ни о ценности человеческой жизни, ни о любви к детям — лишь о родительском инстинкте. При этом существование еврейской культуры невозможно представить себе без любви к детям, ведь только так передается у нас Традиция: от родителей к детям. И невозможно никого ничему научить, если его не любишь.
Родители и Традиция [↑]
Законодательства многих стран Европы и американских Штатов всячески защищают права детей, ущемляя при этом права родителей. Такое, на первый взгляд, гуманное отношение к детям в светском мире привело к детской вседозволенности и отсутствию у родителей возможности контролировать свое потомство. И отсюда один шаг до расколов семей и подростковой преступности.
Один американский профессор перед большой аудиторией слушателей однажды заявил: «Я никогда не поднимал руки на своих детей, только исключительно в целях самообороны». Другой профессор, из Израиля, на родительском собрании в детском саду сказал: «В последнее время я почти не встречаю избитых детей, а только избитых родителей. И еще одно очень важное правило: не нужно бояться детей, даже 2-х и 3-х летних…»
Невозможно представить себе «избитого родителя», выросшего в традиционной еврейской семье. Ведь заповедь почитания отца и матери включает в себя обязанность любви к ним, нежного и трепетного отношения. И необходимо выполнять её во всех аспектах: мысленно, словами и действиями. К этим действиям приучают детей с малолетства: вставать при входе родителей в помещение, не сидеть на их месте, встречать и провожать, кормить и одевать. Существует отдельный запрет ругать, оскорблять и бить отца и мать.
В иудаизме главные — родители. В современном обществе становятся главными дети. Эта роль им несвойственна, она навязана им и поэтому не может быть выполнена. Получив свободу и вседозволенность, дети потеряли опору, которой должны родители служить им, и стали лишь более несчастными и растерянными.
О разнице между традиционным еврейским и современным перевернутым обществом красноречиво говорит история, произошедшая с величайшим мудрецом Торы равом Яаковом Каменецким.
Как-то после посещения Эрец Исраэль рав Каменецкий возвращался в Америку. Его место в самолете оказалось рядом с местом председателя израильского Гистадрута (Совета Профсоюзов) — Йеруахамa Мешеля, светского человека. Во время полета дети рава Яакова постоянно заботились о нем. Мешель был поражен, видя тот почет, который оказывали раву Яакову его дети. От своих детей он подобного не удостаивался, поэтому попросил поделиться рава Яакова секретом воспитания.
Рав Каменецкий объяснил ему: «С точки зрения Вашего сына — Вы одним поколением ближе к обезьяне, от которой, как Вы считаете, Вы произошли. В глазах же моего сына — я одним поколением ближе к получению Торы на горе Синай…»