«Его слушайтесь» (18:15). Гаон рав Ихезкель Абрамский, автор серии книг «Хазон Ихезкель» с комментариями на Тосефту, был одним из последних оставшихся в живых учеников раби Хаима из Бриска и другом его сына. На склоне лет он приехал в страну Израиля и параллельно с завершением своего литературного труда выступал с глубокими уроками в ешиве «Слободка». После урока некоторые ученики собирались вокруг него, чтобы послушать, что он скажет.
Однажды он произнес такие слова: «Я обязан от всего сердца благодарить Творца за то, что Он удостоил меня и открыл мои глаза в святой Торе, дал понять сложнейшие разделы Талмуда. Но я страдаю из-за того, что есть такие разделы в Торе, которыми я не овладел, — например, тайное учение. Однако… — произнес рав со вздохом, — мне не у кого его выучить. Если бы рав из Бриска был жив, я обратился бы к нему, чтобы он обучил меня».
Слышавших его слова охватило удивление: «Рав из Бриска?! Верно, он был гением и похож был на ангела небесных воинств. Но какое это имеет отношение к Каббале?»
Рав Абрамский заметил изумление учеников. Возможно, он даже специально хотел его вызвать. «Думаете, Каббала — это нечто иное, чем Тора? Что-то дополнительное, отличное от нее?» — спросил он. «Знайте же, что все совсем не так. Как раз напротив, это просто новый этаж, более глубокий уровень! Только мудрец Торы, как следует и с полной ясностью овладевший ее глубинами, способен погрузиться и проникнуть в этот дополнительный уровень и понять его правильно».
Мы должны знать следующее. В наши дни понятие «святого духа» сильно опустилось. Каждый гадатель хвалится им, хотя мы знаем, кому в такое время дается пророчество…
«Святой дух» стоит на вершине лестницы раби Пинхаса бен Яира, а первой ступенью является Тора!
И это объясняется в нашей главе: «Пророка из среды твоей, из братьев твоих, такого как я, поставит для тебя Б-г Всесильный твой — его слушайтесь», — сказал Моше Рабейну. Наши мудрецы обратили внимание на выражение «такого как я». Как такое возможно? Ведь одна из основ нашей веры — что не будет другого такого пророка, как Моше. Даже царь Машиах не достигнет его уровня пророчества! Маараль их Праги отвечает на это: «Пророк как я — значит, такой, который учит вас Торе и заповедует соблюдать ее». Святой дух в наши дни — это искра от пророчества, бывшего в древности. Его непременным условием является знание Торы. «Без нее не обретается пророчество». Нужно учить Тору, как Моше, и знать ее, как знал он. Преподавать и мотивировать других, чтобы и они изучали ее. Только истинный князь Торы способен правильно понимать Каббалу и обрести дух святости (Майян а-Шавуа).
Рав Бенцион Зильбер
В одном из Ваших ответов Вы утверждаете, что до Авраама не было евреев...
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава Хаей Сара
Рав Арье (Лев) Кацин
Гади Поллак
Рав Бенцион Зильбер
Это не кровосмешение?
Рав Элияу Левин
О кашруте. «Чем это еда заслужила столь пристальное внимание иудаизма?»
Гади Поллак
Рав Реувен Пятигорский