Брешь в стене — и смех, и грех?14 июля 2019 года, 17:47 Почему особый траур по бреши в стене?Пост 9 ава установлен потому, что в этот день были разрушены оба Храма, первый и второй. А также, изначально в пустыне был совершен грех разведчиков, в конечном итоге приведший к этому разрушению. (Евреи не захотели сразу войти в Землю Израиля, на высоком и стабильном уровне, и вошли только потом, на более низком и скользком, с которого впоследствии скатились в изгнание.) Но перед этим есть и другой пост - 17 тамуза. Причина его установления - в этот день при осаде Иерусалима была пробита брешь в стене. Причина установления поста 9 ава понятна: разрушение самого Храма - «сердца» нации, кульминация падения еврейского царства и в физическом, и в духовном плане. Но брешь в стене - вроде бы, всего лишь один из этапов осады, приведшей к конечному разрушению. Почему же по этому поводу установлен отдельный пост? Читать дальше |
Умом заповеди хуким не понять?30 июня 2019 года, 22:02 Хуким все-таки постижимы?Недельная глава названа «Хукат», как обычно, по одному из первых ее слов: «Вот закон (хукат) Торы». Так Тора представляет заповедь рыжей коровы (пара адума). Эта заповедь по типу — хука, или хок. Ведь, как известно, заповеди Торы делятся на два типа: хуким и мишпатим. Первый тип — заповеди, причина которых не понятна человеческому разуму. Например, запрет носить шаатнез — одежду из смеси шерсти и льна, или запрет употреблять в пищу некашерных животных. Чего в этом плохого? Второй тип, мишпатим — заповеди, причины которых понятны: не убий, не укради, почитай своих родителей и т. п. Так вот, считается, что заповедь рыжей коровы — классический хок. Много в ней непонятного. Но вот что интересно: Б-г сказал Моше: «И возьмут тебе рыжую корову», что мудрецы (мидраш Бемидбар Раба 19) толкуют: тебе я открываю причину этой заповеди, но никому другому. С одной стороны, понятно, что Моше может постигнуть больше других. Но с другой, все-таки непонятно: если Моше может постигнуть причину этой заповеди, значит, она все-таки постижима человеческому разуму! Читать дальше |
Идоло- и политикопоклонство23 июня 2019 года, 18:21 Зачем из-за разведчиков обращаться к идолам?Получив от разведчиков устрашающую пропаганду о якобы ужасах Земли Израиля, евреи стали горько плакать о том, куда ведет их Б-г, и в очередной раз было высказано предложение вернуться в Египет. Более того: «Поставим главу над нами и вернемся в Египет!» (Бемидбар 14:4). Раши поясняет: «поставим главу» означает идолопоклонство. Вернемся в Египет к идолам. Но причем здесь идолопоклонство? Уж в существовании и истинности Б-га тут никто не сомневался. Вопросы были не о том, есть ли Он, а о том, почему Он ведет нас в плохое место. Почему же кому-то пришло в голову обращаться к идолам, ложность которых, казалось бы, уже давно доказана? Читать дальше |
Раби Акива, хасидские ребе и главы ешив28 мая 2019 года, 15:46 Интересный вопрос мне задал в комментариях dima1970: можно ли сказать, что 24000 учеников раби Акивы - это была первая попытка организации хасидизма в иудаизме с раби Акивой в роли ребе? И она была признана преждевременной, уходящей от традиции, и была пресечена? Попробуем разобраться в этом и в паре других вопросов. Установка воспитать учениковСамо наличие у одного наставника целой группы учеников было обычным делом на протяжении большей части еврейской истории. Так, уже до раби Акивы были школы Бейт Илель и Бейт Шамай - ученики соответственно Илеля и Шамая. Каждая из этих групп переняла Тору и подход к ее изучению у своего наставника, в результате чего между ними появился целый ряд разногласий. Когда именно начали возникать такие школы? Это сообщает первая мишна трактата Авот: со времени своего дарования Тора передавалась из уст в уста от наставника к ученикам, пока не была передана мудрецам Великого собрания. А они сказали: воспитайте как можно больше учеников. Ибо до этого действительно большинство евреев были не учеными, а земледельцами, и главным хранителем и преподавателем Торы было колено Леви: левиты и коаним. Кто хотел, тот всегда мог учить Тору у них, но не было установки на воспитание множества учеников. А мудрецы Великого собрания такую установку дали. Почему? Читать дальше |
Йовель, Шавуот и Лаг ба-Омер — возвращение к естественности19 мая 2019 года, 13:28 Освобождение рабов - и проданной земли?Любопытный закон представлен в недельной главе Беар: Йовель, пятидесятый год (отсюда слово «юбилей»). Он наступает по прошествии семи семилетних циклов: седьмой год каждого цикла - Шмита, а после седьмой Шмиты - Йовель. В этот год надо объявить «свободу»: все еврейские рабы (эвед иври) возвращаются домой. Даже те, кто предпочел «навсегда» остаться в рабстве (еврейское «рабство» на самом деле такое гуманное, что, по словам Талмуда, «тот, кто купил себе раба, на самом деле купил себе господина»), это означает не буквально навсегда, а до Йовеля. Но это не все. В Йовель также возвращаются прежним владельцем купленные у них поля. Такой, казалось бы, странный закон: нельзя продавать землю навсегда, а только до Йовеля (вычислив, сколько на практике будет урожаев, и определив цену соответственно). Почему? И какую связь это имеет со «свободой», которую надо объявить в этот год? А кто сказал, что и это связано со свободой? Та же Тора. По ее словам, даже временно, до Йовеля землю лучше не продавать, и оправдывает такой шаг только крайняя нужда (Раши там же 25:25). И даже если все-таки пришлось, лучше, если кто-то из родственников досрочно выкупит эту землю. При этом в значении «выкупит» используется не обычное слово у-пада, а ве-гааль, буквально - «освободит». И самого родственника в обсуждаемой главе Беар (там же 25:26) и в свитке Рут (3, 4) называют гоэль - «освободитель». Почему возвращение земли прежнему владельцу считается «освобождением»? Читать дальше |
Зачем приносить жертвы и почему не на частных жертвенниках?30 апреля 2019 года, 18:34 Ох уж эти жертвоприношения! Сколько ни объясняй и не разводи теорий, все равно современному человеку трудно их принять и увидеть в убиении животных что-либо позитивное. Да, ради еды мы их убиваем, но тут иначе нельзя, как еще съедим? Но ради приношения Б-гу - зачем это нужно? Нельзя по-другому Ему служить? Да и Он ведь сам сказал, что можно: по словам мудрецов, после разрушения Храма вместо жертв помогают молитвы. Утренняя молитва Шахарит соответствует утренней жертве Тамид, молитва Минха – дневной жертве и т. д. Вот и хорошо, почему бы не оставить – и изначально не устроить – все именно так? Много можно думать и пытаться формулировать, но не удивлюсь, если в конечном итоге придется сказать: в своем нынешнем состоянии мы не способны по-настоящему понять жертвоприношения. Мы давно отвыкли от них как от средства сближения с Б-гом, поэтому любой рациональный аргумент или цитата натолкнется на внутренний протест. Многие аспекты мира в изначальном его состоянии и относящиеся к ним заповеди мы просто не понимаем. Но, возможно, сумеем в некоторой степени «ухватиться» за понимание того, как именно молитвы заменяют жертвы. Эта замена, оказывается, не так-то проста. Частные приношения: нельзя или можно?Но сначала еще один вопрос: если жертвы и есть благо, то почему не в любом месте? В этой главе (Ваикра 17) Тора строго запрещает приносить их на частном жертвеннике (бама), вне Храма. Наказание за это – искоренение души (карет), одно из самых суровых в Торе, как за нарушение Шабата или за разврат. Хотя речь идет о приношении жертв Самому Б-гу, а не идолам. Почему же подобное приношение считается таким тяжким грехом? Читать дальше |
Сотри проникшую в Конгресс силу Амалека15 марта 2019 года, 03:11 Ах, какой чудесный по составу Конгресс был избран на последних выборах! - долго восторгалась американская медийная и политическая элита. Рекордное в истории число женщин! А среди них - еще и две мусульманки! Вау!!! Прогресс! Почти такой же, какой был тогда, когда президентом избрали чернокожего. И какой был бы, если бы после него избрали женщину. Жаль, этот белый мужчина Трамп помешал. Но ничего, сейчас мы его… Честно говоря, я еще на этапе избрания чернокожего президента не совсем понимал, в чем тут крутизна. Нет, я ни в коем случае не расист и не сексист, и если человек подходит для должности, то я обеими руками за его избрание/назначение, вне зависимости от его расы или пола. Они не имеют значения. Но в том-то все и дело, что для современных западных «борцов против неравенства» цвет кожи и пол значение имеют. Если бы не имели, эти люди задавались бы одним только вопросом: подходит ли этот человек для должности? Что он собирается делать в качестве президента или конгрессмена? Какую поведет политику, какие будет проводить законы? Как улучшит положение своей страны? Читать дальше |
Телец, который вывел нас из Египта?!20 февраля 2019 года, 23:00 «Вот ваши боги, Израиль, которые вывели вас из Египта!» - указали евреям на тельца. «Что они там, с ума посходили?» - отштамповал бы Полыхаев. Они всерьез собирались поверить, что этот, только что изваянный телец, вывел их из Египта несколько месяцев назад?! Тем более что они сами вышли тогда из Египта и увидели все содеянные Б-гом чудеса, и уверовали в Него. Мудрецы (Рамбан) поясняют: конечно, нет. Изваяние тельца всего лишь символизировало одну из сил, посредством которых Б-г управляет миром, и которую обозначал образ быка. При Исходе из Египта и рассечении Красного моря евреям раскрылось во всей красе царство Б-га («служанка увидела больше, чем впоследствии пророк Йехезкель»), и они постигли, что Исход из Египта был осуществлен этим Б-жественным атрибутом. Тем не менее, изготовление тельца засчиталось как идолопоклонство, ибо суть еврейства - связываться с Б-гом без обращения к каким-то посредникам или конкретным силам, представляющим лишь один из Его атрибутов. Но можно углубиться. Исход с ЙосефомОписывая Исход из Египта, Тора сообщает (Шмот 13:19), что Моше взял кости Йосефа с собой, во исполнение наказа, данного Йосефом братьям. Мидраш (Дварим Раба 11:7) рассказывает подробнее. Кости Йосефа не просто где-то хранились до тех пор, пока их не возьмут. Египтяне изготовили гроб весом в пятьсот талантов и опустили его в Нил. И сказали фараону: хочешь, чтобы евреи никогда отсюда не вышли? Если они не найдут кости Йосефа, то не смогут выйти. Но Моше извлек гроб Йосефа из Нила следующим образом: взял табличку, на которой написал: але шор - «Поднимайся, бык!» Ибо Йосеф уподоблен быку (Дварим 33:17). Простой смысл здесь - евреи не смогут выйти, если не найдут кости Йосефа, потому что он взял с них клятву, что возьмут его кости с собой. Но все-таки чувствуется, что здесь нечто более фундаментальное. Без костей Йосефа будет в принципе невозможен Исход. Почему? Читать дальше |
Четыре египетских изгнания17 января 2019 года, 09:34 Почему Египет не включен в список Четырех изгнаний?Ведь всем известно, что всего изгнаний еврейского народа было четыре – каждому его подвергало одно из Четырех царств. Какие это царства? Вавилон, Персия-Мидия, Греция и Рим. Так написано в пророчествах Даниэля, и мудрецы находят намеки на это во многих других местах Торы. Число четыре здесь не случайно. Как мы уже обсуждали, оно соответствует четырем сторонам света. По этим же четырем сторонам расположены четыре еврейских лагеря, описанные в главе Бемидбар. Поэтому они соответствуют четырем царствам, которые тоже как бы располагаются по четыре стороны света от центра, образуя круг. Только еврейский круг - внутренний, а нееврейский – наружный. Ибо стороны света соответствуют основным наклонностям человеческого характера, типам его души, точкам зрения и подходу к центральной Истине. Например, как всем известно, есть «восточный» характер, а есть «западный», и так далее. Поэтому каждый из еврейских лагерей и каждое из нееврейских царств соответствуют одному из подобных характеров. Только у евреев они взяты в меру – ближе к центру, золотой середине, а у неевреев – ближе к той или иной крайности. И изгнание – это не просто физическое господство того или иного царства над еврейским, а духовное воздействие на него: живя с тем или иным народом, евреи естественным образом перенимают его характер, при этом проходя через испытание: не перенять те качества в крайности, до которой они часто тем народом доведены. Почему же в этом списке нет Египта – несомненно, важного царства и изгнания? Читать дальше |
Бык и осел19 декабря 2018 года, 15:00 Меч Эйсава и лук Ишмаэля«А я дал тебе долю… что взял у эморея своим мечом и своем луком» (Берешит 48:22). Так сказал наш праотец Яаков, имея в виду под «эмореем» своего нечестивого брата Эйсава (Раши там же), с которым боролся «мечом и луком». Двумя разными оружиями сразу? Объясняет Сфат Эмет (Бемидбар 5651): эти два оружия обозначают два типа борьбы против двух сил – Эйсава и Ишмаэля. Против первого – мечом, против последнего - луком И поручил Яаков эту борьбу соответственно своим ведущим сыновьям, о различиях между которыми мы уже говорили: Йосефу, которому передал меч, и Йеуде, которому передал лук. Ибо с каждой силой надо сражаться ее методами. Эйсаву было предсказано (Берешит 27:40): «И мечом своим будешь жить». А об Ишмаэле сказано (там же 21:20): «И стал он стрелком-лучником». В чем разница между этими двумя оружиями? Читать дальше |