Отложить Отложено Подписаться Вы подписаны
Получив от разведчиков устрашающую пропаганду о якобы ужасах Земли Израиля, евреи стали горько плакать о том, куда ведет их Б-г, и в очередной раз было высказано предложение вернуться в Египет.
Более того: «Поставим главу над нами и вернемся в Египет!» (Бемидбар 14:4). Раши поясняет: «поставим главу» означает идолопоклонство. Вернемся в Египет к идолам.
Но причем здесь идолопоклонство? Уж в существовании и истинности Б-га тут никто не сомневался. Вопросы были не о том, есть ли Он, а о том, почему Он ведет нас в плохое место. Почему же кому-то пришло в голову обращаться к идолам, ложность которых, казалось бы, уже давно доказана?
Однако такого рода вопрос можно задать об идолопоклонстве в целом.
Ведь мы знаем, как оно возникло: это объясняют Рамбам (начало Законов идолопоклонства) и Рамбан (Шмот 20:5). Идолопоклонство не было банальной глупостью: в мире действительно существуют мощные силы – ангелы, «звезды», «созвездия» - которые могут обозначаться словом элоим, но все они лишь марионетки в руках единого Б-га. Изначально люди это понимали и молились только Ему, но потом стали также обращаться к ним как к представителям Б-га, а в конец вовсе потеряли Его из виду и утратили связь с Ним. Только Авраам заново открыл Его и восстановил связь с Ним без всяких посредников.
Мудрецы рассказывают, как Авраам открыл Б-га. Сначала он увидел восход солнца во всей красе и подумал, что оно является богом. Но затем оно уступило место луне, и Авраам подумал, что богом является луна. Но луну опять сменило солнце – и тогда Авраама осенило: ни тот, ни другой богом не является, а есть над ними один Б-г, который ими управляет!
Но разве это не было очевидно? Как можно всерьез служить солнцу, зная, что оно периодически уступает место луне? Почему идеи Авраама оказались настолько радикальными и чуждыми для его современников, что сначала он был брошен в огонь, а потом вынужден был покинуть то общество (т.е. эмигрировать) и основать собственный народ, который последовал бы его идеям?
Более того, почему и евреи, потомки Авраама, усвоив его идею единого Б-га, тем не менее, тоже были подвержены соблазну идолопоклонства?
В наше время, если для человека и встает вопрос о религии, то о том, верить в Б-га или не верить. Но если верить, что есть высшая Небесная сила, то остальное – подробности, которые уже не так принципиальны. И если раввин или священник говорит, что там только один Б-г – хорошо, почему бы и нет? Зачем непременно воображать, что там много разных сил, и выбирать только одну из них? Почему человек может захотеть служить огню или воде, или еще какой-либо отдельной силе – да еще и страстно, именно ей?
По правде говоря, по-настоящему мы идолопоклонство не понимаем. По словам Талмуда (Санедрин 102б), погрязший в этом царь Менаше сказал раву Аши во сне: если бы ты был там, сам подобрал бы полы своей одежды и что есть мочи побежал служить идолам.
А исчезла та жажда после того, как мудрецы помолились Б-гу, чтобы избавил людей от нее (Йома 69б). Тогда «из Святая Святых вышел огненный львенок», которого обезвредили, и с тех пор соблазн действительно стал нам неведом.
Но то, что он «вышел из Святая Святых» Храма, согласно одному объяснению, означает: жажда идолопоклонства, которое главным образом заключалось в принесении жертв идолам, в своем истоке – та же жажда сближения с Б-гом путем приношений в Храме. Это одно стремление, которое надо было направлять в правильное русло. По этой причине тогда же не смогли избавиться от другого соблазна - разврата, ибо без той жажды прекратилось бы всякое размножение, поэтому пришлось жить с ней и контролировать ее. Но от жажды идолопоклонства все-таки избавились, хотя в конечном итоге была также в целом утрачена жажда приносить жертвы и понимание их сути (ибо их можно заменить молитвами).
Тем не менее, хоть как-то понять суть жертвоприношений мы уже пытались: это не столько принесение чего-то в жертву, сколько зажигание в себе огня страсти и вдохновения. Приношения сопровождались музыкой, которая помогает слушателю так «загореться», вынести на поверхность свои чувства, раскрыться и «выложиться». Но при этом испытать душевный подъем и трансформацию, реализоваться, вознестись и приблизиться «к Небесному Трону», в каком-то плане уподобиться Б-гу (как Его представитель).
Так мы объяснили, почему люди хотели приносить жертвы именно на частных жертвенниках: каждый хотел выполнять служение в своем стиле, чувствуя, что именно такое служение, а не другое выражает его чувства и «зажигает» его.
Но теперь надо понять дальше: почему кому-то хотелось совершать такое «приношение-приближение» именно к идолам, а не единому Б-гу?
Хотя сутью процесса духовного подъема от Исхода из Египта к дарованию Торы было осознание единства и центральности Б-га, мудрецы также говорят, что евреи удостоились получения Торы, только добившись полного единства между собой - «как один человек, с одним сердцем» (Раши Шмот 19:2). Когда же они скатились в результате греха золотого тельца, то, помимо идолопоклонства, было нарушено и единство народа. Ибо одно с другим связано: поклонение Единому Б-гу создает и единство в народе, общая цель объединяет, а поклонение идолам создает раскол, ибо идолов много, и поклонники каждого отрицают других. Вот и когда евреи поклонились тельцу, сказано (Шмот 32:4): «Вот твои божества, Израиль», во множественном числе. Мудрецы (Санедрин 63а) толкуют: хотя в Торе упомянут один телец, на самом деле там было много божеств.
Поэтому автор книги Бейт Давид, ученик рава Хаима из Воложина, пишет: хотя соблазн идолопоклонства был искоренен, тем не менее, остался его «осадок» в виде беспричинной ненависти, подрывающей единство народа.
Что ж в таком случае у нас, возможно, есть за что зацепиться. Уж беспричинную ненависть мы наблюдаем и можем понять.
В чем она заключается?
Как уже говорили, в делении окружающих людей на «своих» и «чужих». Казалось бы, почему ненависть «беспричинна» - ненавидят-то обычно за что-то. Но при рассмотрении, легко заметить, что на практике «своим» все прощают и только «чужих» ненавидят, как кажется, «за дело». Потому что автоматически подозревают в злом умысле.
А это отчуждение и сопровождающая его подозрительность обычно разжигается и подогревается политикой, когда конфликтующие идеологии приводят не только к идейной, но и личной неприязни между людьми. Эти идеологии и политические приверженности как раз и послужат нам хорошей иллюстрацией, что такое желание приносить жертвы идолам.
(Да и до самого идолопоклонства становится весьма недалеко, когда люди с каждой стороны политической баррикады начинают верить в своих лидеров как в каких-то Спасителей и создавать, по сути, культ их личности.)
Всем нам известно, как это устроено. В каждой стране или обществе обычно есть разные партии или движения, и человек может симпатизировать идеям и духу одной из них. Более того, он может так глубоко верить, что конкретная идея и выступающая за нее партия должны победить, так гореть этой идеей (и, возможно, верой в ее конкретного носителя) и желанием ее победы, что ради этого быть готовым пойти на личные жертвы. Дать что-то свое: пожертвовать деньги или с самоотдачей заняться активизмом, жертвовать время и силы на борьбу.
Это даст чувство реализации, а также еще больше свяжет с идеей и ее носителем: теперь человек сам в них вложился, отдал те заложенные в себе силы, которые вынес наружу в процессе «приношения-приближения», оставил в них всего себя. Теперь он не просто верит разумом в их правоту, он связан с ними кровно.
Но все это – ради той, одной идеи. Можно быть либералом или консерватором, болеть за одну из партий. Но нельзя одновременно болеть за обе партии и жертвовать свое время и силы на агитацию за обоих конкурирующих кандидатов!
Да, но разве не очевидно, что обе стороны представляют разные аспекты одной Истины, которая обычно посередине? Что ни одна из партий не права абсолютно во всем (и уж точно ни один из лидеров/кандидатов на должность не идеален)? Если так, то неправильно болеть только за одну сторону и бороться за ее победу над другой, ибо это благом не будет. Скорее надо болеть за баланс между этими двумя партиями, правильно?
В принципе, да, но люди устроены иначе. Если их куда-то и тянет, то на какую-то одну сторону баррикады. Если они во что-то пламенно верят, то в одну из конфликтующих идей. Идеи своей стороны для них – «факты», на которые другая сторона глупо или злостно закрывает глаза, а идеи чужой стороны – «заблуждения» или «ложь» и «пропаганда». Лидер «своих» - спаситель, само добро, за него! Он излечит и свою страну, и весь мир. Лидер «чужих» - само зло, дьявол! Это он во всем виноват! Надо только избрать/убрать этого человека, и все будет хорошо! (Приписывание человеку «негативных», «демонических» сверхъестественных сил - такое же идолопоклонство, как приписывание качеств «спасителя»: и то, и другое подразумевает автономное, не зависимое от Б-га могущество.)
Но разве многие люди не осознают, что истина лежит посередине, и не склоняются до конца на сторону той или иной партии, а каждый раз решают, какую из них поддержать, в зависимости от степени ее близости к середине или к мнению человека по конкретному вопросу? Ведь даже в самих партиях могут быть «умеренные», которые осознают, что надо работать с другой стороной и искать компромисс. Да, но именно что компромисс, так рассматривают это даже сами умеренные. То есть какое-то совмещение противоположных идей, строго говоря, противоречивое: каждая сторона видит в нем лишь обрубки своих мечтаний, а не полное и «истинное» их воплощение.
Центральная Истина в этом мире сложна для восприятия. Ее можно подавать только в форме «с одной стороны – с другой». Так ее могут воспринимать некоторые интеллектуалы и умеренные, которые часто естественным образом ощущают себя «над схваткой». И их видение Истины может быть разумным. Но в него трудно верить страстно, «гореть» этой идеей – и идти ради нее на личные жертвы.
Можно ли постичь одну, единую Истину посередине и быть одновременно за всё и за всех – сожалея при этом, что конфликтующие стороны не понимают, что на самом деле они друг друга не исключают, а дополняют? Что зря друг друга ненавидят? Таких людей встречается мало. А если один из них высказывает свое мнение вслух, то попадает под огонь. Эй, да ты за кого, за нас или за них? Что значит, за обоих?! Как можно, мы же добро, а они зло, поэтому кто не с нами, тот неизбежно злодей! (Или, в лучшем случае, «полезный идиот» злодеев.)
Однако, если справедлива параллель с идолопоклонством, то еврейским путем было бы именно открытие единой Истины единого Б-га, стоящего над всеми ими. И не просто положение «над схваткой», а страстная вера в центрального Б-га и в Его Истину, и готовность идти ради нее на жертвы.
Что ж, тогда понятно, почему идеи Авраама не были очевидными для окружающих его людей, и почему люди естественным образом тяготели к поклонению и служению разным силам.
Похоже, что в прошлом мир воистину был другим, и те силы представлялись людям такими же реальными, как нам современные идеи.
Возьмем первую же подобную силу, с которой евреи столкнулись после откровения Б-га на Синае – золотого тельца. В Торе написано (Шмот 32:5): «И увидел Аарон». Раши толкует: увидел, что телец был живым, как сказано: «Образ быка, поедающего траву» (Теилим 106:20) Не какой-то темный человек с больным воображением, а Аарон, великий мудрец и пророк, уже непосредственно общавшийся с Б-гом и не имеющий никаких сомнений в Его существовании. Даже в его глазах телец не был какой-то статуей, а реальной, живой силой, «поедающей траву», он это увидел.
Если так, возможно, и многое другое люди той эпохи ощущали в большей степени, чем сегодня. Для нас звезды и созвездия – чисто физические, неодушевленные объекты в космосе, и трудно вообразить, что они оказывают какое-то влияние на нашу жизнь. Да, мы объясняем, что они всего лишь физическая оболочка духовных сил, что рождение под той или иной звездой определяет нашу судьбу – но реально мы это не чувствуем. В глазах современного человека астрология не выглядит «научно», и к ее идеям трудно относиться серьезно.
То же касается ангелов: быть может, Б-г правит миром через них, но мы ощущаем их существование и присутствие не больше, чем мы ощущаем существование и присутствие Самого Б-га. Мы живем в своем физическом мире и не ощущаем никаких Небесных сил, поэтому для нас это исключительно вопрос теории и веры. Если мы не верим в Б-га, то нет причин поверить и в ангелов или еще в кого там. А если верим – т.е. принимаем идеи той или иной религии – то на нее и полагаемся в формулировках. Скажет, что нами управляет ангелы, - хорошо, а если Б-г - тоже хорошо. Поклоняться солнцу или луне? Зачем? Если моя религия сказала, что над всеми стоит один всемогущий Б-г, то у меня нет никаких причин обращаться к небесным светилам – ведь по моим ощущениям, это всего лишь физические объекты. Действительно, если и есть там какая-то реальная сила, то лучше уж назвать ее просто «Б-гом» и поклоняться именно ей.
Но в прошлом люди ощущали солнце и луну, и все звезды и созвездия как реальные духовные силы. Они чувствовали огонь и воду, и ветер неведомым нам образом, не просто как горячие или мокрые вещества или движения молекул, но как силы, которые влияли на их жизнь – и с которыми можно было наводить связь и иметь отношения.
(Теми силами также можно было манипулировать с помощью колдовства, тоже уже неведомого нам сегодня.)
Объясняя суть тех сил, мы уподобляем их чиновникам, к которым люди могут обратиться за помощью. Евреи же - «сыны Б-га», члены «королевской семьи», которые могут и должны обращаться к самому Царю. Поэтому обращение к чиновникам было бы оскорблением Царя, да и глупостью. Но почему тогда людям приходила в голову такая глупость? Похоже, что люди в большей степени ощущали присутствие всех этих «чиновников». Ведь и в жизни обычный человек видит перед собой именно чиновников, обладающих властью. Тогда как царь – его он никогда не видел. Он только верит, что царь существует, потому что все так говорят, но реально связаться с ним и познать его он не может.
Так в прошлом ощущалось и Небесное «правительство»: все эти ангелы, небесные тела и силы природы были реальными и ощутимыми, они присутствовали в жизни человека и влияли на нее. Но Б-г не был одной из этих сил, и таким же образом напрямую не ощущался. По словам тех, кто в Него верил, Он стоял над всеми ощутимыми силами и вмещал их в Себе. Но, если сам Он где-то там, наверху, и Его нам отсюда не видно, как же мы тогда откроем Его для себя, ощутим Его присутствие и осознаем Его реальность?
Если же ощущать Его посредством всех ощущаемых нами сил, ибо Он вмещает их всех, вот проблема: ведь эти силы, вроде бы, конфликтуют друг с другом. Или огонь правит бал, или вода; или солнце, или луна. Значит, можно выбрать ту силу, к которой больше чувствуешь близость, и она будет твоим богом. Но как можно одновременно испытывать близость и к огню, и к воде, и считать, что за ними на самом деле стоит одна сила? Что она, сама с собой конфликтует? Это абсурд!
Когда Б-г открылся евреям на Синае, Он сказал: «Я твой Б-г, Который вывел тебя из Египта» (Шмот 20:2). Раши объясняет: при рассечении Красного моря Б-г открылся в качестве могучего воина, а здесь, при Синае, Он предстал в качестве преисполненного милосердием старца. Поэтому Ему потребовалось пояснить: хотя Я меняю образ, не думайте, что есть разные божества – Я тот самый Б-г, Который вывел вас из Египта, и Которого вы выдели у Красного моря.
На тот момент это была трудная для людского восприятия идея: небесные силы, представляющиеся разными по своей природе, на самом деле представляют Одного Б-га. Но как? Ведь не так обычно предстают перед людьми и ощущаются ими «нормальные» боги! Бог грома и бури, например, всегда предстает в буре и гремит, он всегда «разгневан», в другом состоянии его не встретишь. А здесь то предстает бог молодой и настроенный по-боевому, а затем еще один бог, старый и умиротворенный – и все это на самом деле Один Б-г? В голове не укладывается!
Уж легче с каким-то человеком. В рамках идолопоклонства ведь допускалась идея, что даже какой-то определенный человек мог быть богом – таковыми провозглашали себя такие цари, как фараон или Александр Македонский. Почему? Разве не было очевидно, что и они смертны? Да, но тогда понятие «бог» не обязательно подразумевало полное всемогущество, а просто какую-то сверхъестественную силу и везение. Это наводило на мысли, что есть в данном человеке нечто «божественное», какое-то особое свойство, которое хранит его и придает ему силы (см. Нефеш а-Хаим). Как все вышеупомянутые силы природы могли быть могучими «богами», но в то же время конфликтовать и «побеждать» друг друга. Вот и этот человек, может быть, не всемогущий, но все-таки могучий, и его присутствие в полной мере ощущается, и он может тебя защитить, если ему угодишь – так поклоняйся ему.
Но Б-г – как ощутить Его присутствие, и как Он может вмещать в Себя разные конфликтующие силы?
Вот почему был столь сильным соблазн поклонения идолам - и принесения им жертв. Это было тяготение к разным реально ощущаемым могучим силам, «горение» стремлением сблизиться и ассоциироваться с ними, «выложиться» и «вложиться» в них, и так реализоваться.
Центрального Б-га, стоящего за всеми этими силами, люди того времени ощущали не больше, чем современные люди центральную истину. В теории они могли соглашаться, что эта истина где-то посередине, что и Единый Б-г где-то там, наверху, но на практике испытывали тяготение именно к отдельным могучим силам и идеям, ими «горели» и ради них жаждали идти на жертвы.
И тем самым расходовали себя зря. Сближались - мимо. Жить надо «с огоньком», страстно веря в Истину и ее Источник, работая и борясь за нее с самоотдачей и тем самым возносясь и сближаясь с Источником – но только с истинным Источником.
Если все это так, потом попробуем увидеть, что общего в этом плане идолопоклонство имеет и с остальными из трех тягчайших грехов: развратом и убийством.
Теги: Авраам, Недельная глава, Политика, жертвоприношения, идолопоклонство