Заповедь мыслить27 июня 2016 года, 13:50 Как можно приказать человеку верить?«Я твой Б-г». Это изречение обычно трактуется как заповедь верить в Б-га. Но разве можно приказать кому-либо во что-то верить? Можно заставить человека сказать, что верит, но в душе он продолжит считать, что «все-таки она вертится». А если уже верит, то и приказывать нечего, и получается, что верит не потому что приказали, а сам, естественным образом. А в таком случае, вера и не является исполнением приказа, и невозможно получить за нее награждение. А в случае конкретно веры в Б-га вообще получается порочный круг: если веришь, что есть такая заповедь, значит, уже веришь в Б-га и Тору, а если не веришь в Б-га и Тору, то и в существование заповеди не веришь! Ведь заповедью она может быть лишь в том случае, если ее дал Б-г в Торе. Более того, кому давалась эта заповедь? Евреям на горе Синай, при величайшем в истории откровении Б-га, когда «раскрылись все небеса, и евреи увидели, что нет никого, кроме Него». «Лицом к лицу говорил с вами Б-г». И этим людям Он приказывал в Себя верить?! Когда кто-то говорит со мной лицом к лицу, я не верю в его существование - я о нем знаю, самым непосредственным образом. Читать дальше |
Как обрести веру тому, кто сомневается?16 июня 2016 года, 13:57 Все ли можно принять на веру?Все ли можно принять на веру? Нет. Зависит от вероятности факта. Почему, как мы обсуждали в прошлый раз, каждый верит, что был Наполеон, или что вырастившие его люди - действительно его родители? Во-первых, потому что подобная информация легко вписывается в привычную ему систему фактов и понятий. А во-вторых, потому что ее прием позволяет ему сохранить свою идентичность. Ибо человек – это то, что он думает и делает. А также – член общества, которое думает и действует определенным образом. «Знание» о родителях – аксиома, впитанная с детства. Да и у всех кругом родители, вот и у него тоже, он как все. О Наполеоне он узнает, если не от тех же родителей, то от учителей или из учебников и книг по истории – короче из источников, которым в его обществе принято доверять. А вот если мне сообщат нечто, идущее вразрез с теми базовыми фактами, к которым я привык, я уже насторожусь. Потому что в таком случае принять новую информацию – это измениться самому: по-другому мыслить, по-другому видеть мир. Тем более, если, согласно этой новой информации и мышлению, я должен по-другому действовать. Это еще в большей степени изменение самого моего «я», а также изменение привычной рутины, что часто болезненно. И в этом плане обнаруживается существенное различие между теми евреями, которые «религиозны с рождения», выросши в религиозном мире, и теми, кто возвращается к религии, выросши изначально в нерелигиозном мире (баалей тшува). Читать дальше |
Уверены ли мы в существовании Б-га и Наполеона?2 июня 2016 года, 21:02 Принимаем на знание— Не поверю в Б-га, пока ты мне Его не покажешь! Так заявил мне один скептик. Что ж, претензия понятная, я и сам так в прошлом так говорил. Только доверчивые простаки принимают на веру то, что не видят. Умным же подавай доказательства. Но теперь я также знал, что ответить: — А я не поверю в Наполеона, пока ты мне его не покажешь! Нет, серьезно, откуда ты знаешь, что он существовал? Ты его видел? Или беседовал с человеком, который его видел? Или провел научный эксперимент, который подтвердил его существование в прошлом? А кто из ныне живущих видел Юлия Цезаря? Или Александра Македонского? Да и Гитлера или Сталина из тех, кто сейчас живет, уже почти никто не видел. Разве что Ленин, вон, в Мавзолее лежит. Хотя кто сказал, что это он? Да ты что! Все знают! А откуда все знают? Читать дальше |
Досрочная весна или Как вписались в цикл новые праздники30 марта 2016 года, 22:32 С чего начинается молодость? Начало какого месяца знаменует наступление весны: Адара или Нисана? Такой вопрос мне задал AdikTz после того, как в предыдущей статье зашла речь о временах года, физических и духовных. Хороший вопрос. Тора (Шмот 12:2) четко говорит: «Этот месяц [Нисан] для вас глава всех месяцев, первый он для вас из всех месяцев года». Почему Нисан первый? Явно потому, что в нем произошел наш Исход из Египта, который мы отмечаем в Песах. Это стало началом нашей истории, «рождением» нашего народа. Неудивительно, что Тора называет Нисан «месяцем весны» (Дварим 16:1). Именно отсюда мудрецы выводят, что время от времени (как, например, в этом году) надо добавлять к двенадцати лунным месяцам года тринадцатый - Второй Адар, чтобы Нисан продолжал выпадать именно весной. Из этого следует, что весна начинается с Нисана: ведь именно Исход стал началом цикла нашей жизни. Но в предыдущих статьях мы пришли к выводу, что радость Адара - это радость наступлению весны: после долгой зимней тьмы и спячки - рассвет и пробуждение, после долгого холода - потепление. И в духовной жизни тоже: «размораживание» деятельности, служение Б-гу с новой энергией, а также «размораживание» личных отношений между людьми и переход от холодных колкостей к теплым объятиям. Все эти процессы продолжаются в Песах и кульминируют в Шавуот, приходящийся уже на начало лета. К этому этапу мы должны достигнуть высшего уровня единства и готовности служить Б-гу, и тем самым заслужить дарования Торы. Но тогда получается, что весна - процесс пробуждения и начала сезона - начинается уже с Адара. В таком случае, именно он должен стать первым месяцем. Почему же Тора говорит, что первый месяц - это Нисан? Читать дальше |
Пурим - пьянящая еврейская весна15 марта 2016 года, 22:29 Времена года: физические и духовные. В предыдущий раз мы задались вопросом, как именно надо больше «радоваться» с наступлением Адара. И привели пока что два объяснения: 1) надо стремиться к большему единству и радоваться дружбе и братству между евреями. 2) надо с бо́льшей радостью и энтузиазмом служить Б-гу и в целом стремиться к «ускорению». Оба процесса начинаются с наступлением Адара, а затем продолжаются на пути к Песаху и далее, к Шавуоту. Но в обоих случаях оставались вопросы: почему именно в Адар надо напиваться? И неужели в Ав, когда надо «меньше радоваться», следует уменьшать степень единства и убавлять бодрость и энтузиазм в служении Б-гу? А также есть ли у разных трактовок общий знаменатель, более обобщенная идея радости? Известно, что весь физический мир отражает духовный, ибо «Б-г смотрел в Тору и творил мир». Вот и цикл природных времен года отражает цикл еврейского духовного года, с его этапами и праздниками. Читать дальше |
Адар — единение и ускорение10 марта 2016 года, 20:26 Больше радоваться — как и почему? Как всем известно, с наступлением месяца Адар надо больше радоваться (ми-ше-нихнас Адар марбим бе-симха). Но вот что это значит? Как именно радоваться? Некоторые, как известно, воспринимают это указание как повод хорошенько … порезвиться. Тем более, что в сам Пурим, как все знают еще лучше, сам Б-г велел напиваться, «пока не будет знать разницу…». Ну, это мы умеем! Другие протестуют: ни к коем случае! На самом деле радость — это только изучение Торы! Ну, и вообще духовность. Это всегда хорошо, а особенно с наступлением Адара, давайте еще! Где же истина? Для начала устроим простую проверку — процитируем вышеприведенное утверждение мудрецов целиком: «Как с наступлением месяца Ав радуются меньше, так и с наступлением месяца Адар радуются больше» (Таанит 29а). Итак, «радость», которую прибавляют в Адаре, — это та же «радость», которую убавляют в Аве, самом печальном месяце года, в который был разрушен Храм. Читать дальше |
Рабство в Торе - консерватизм или либерализм?4 февраля 2016 года, 13:48 Демократизация по Торе - всеобщий доступ к Б-гу В этой статье используются важные идеи американского раввина Цви Фридмана, а также моего наставника рава Ошера Баддиля. После описания того, как еврейский народ освободился от египетского рабства и получил Тору, в этой главе начинается представление самих ее законов. Первый - о еврейских... рабах! Вот тебе, бабушка, и Юрьев день! Думали, что освободились от рабства, и что, с точки зрения Торы, все евреи равны - а тут вроде бы та же Тора легализует рабство. Где же равенство, где же гуманизм? Не говоря уже о современности. Рабство - это античность. Ну, бывало и более недавно, например, в Америке. Но и там рабство упразднили уже полтора века назад, одновременно с крепостным правом в России. Неужели Тора предлагает нам вернуться в те времена?! Нет, как раз наоборот. В этом отношении Тора предлагает людям античности сделать первый шаг в сторону современности. Читать дальше |
Забота Итро: революция без большевизма26 января 2016 года, 14:51 Почему Итро заточил Моше? Это «внеочередной» пост, который не планировался, но AdikTz в комментариях на предыдущий пост задал хорошие вопросы, и ответ стал таким, что уже логичнее выкладывать как новый пост. В Ялькут Шимони описывается история, произошедшая после того, как Моше прибыл к Итро и спас его дочерей. Узнав, что Моше бежал сначала от фараона, а затем из Куша, Итро побоялся, что он в розыске, и за ним могут прийти. А если он, Итро его укроет, то попадет и ему как «сообщнику» и «укрывателю террориста». Поэтому он заточил Моше в подвал (или в «яму») на целые десять лет, а его дочь Ципора, на которой Моше впоследствии женился, тайно носила ему еду. В конце концов она сказала отцу: «Помнишь того человека? За ним так никто и не пришел, так что можно уже не бояться». «Но ведь он наверное уже умер» - ответил Итро. «Разве ты не знаешь, что Б-г евреев может их чудесным образом хранить: и Авраама спас из огня, и Яакова от ангела, и самого Моше из вод Нила и от меча фараона. Давай проверим». Проверили - действительно жив, выпустили. Вопросы: почему Итро заточил Моше в подвал (почти как в «Кавказском пленнике»)? Логика действий. Если боялся властей, мог бы прогнать, выдать властям, убить наконец. И неужели Итро не знал и не подозревал, что Ципора все это время кормит Моше? Читать дальше |
От рабства к работе14 января 2016 года, 13:30 Выйдя из Египта, мы перестали быть рабами и стали свободными людьми. Ме-авдут ле-херут - «из рабства на свободу». Так? Вроде бы, не совсем. Что такое свобода? Отсутствие ограничений. Когда я раб, я подчинен другому человеку, который заставляет меня работать и не дает отдыхать - или заниматься чем-то другим. А когда я свободен, могу делать, что хочу, или вообще ничего не делать. Если так, то Исход никак не назовешь избавлением от рабства и обретением свободы. Ведь Б-г четко пояснил, что выводит нас из Египта не просто так, а при условии, что мы «будем служить Ему на этой горе» - примем Тору, в которой Он дал нам 248 предписаний и 365 запретов. Какая же это свобода, если нам по-прежнему указывают, что делать, а что не делать? Рассмотрим слова, определяющие наш удел до и после. С одной стороны, они тоже являются не просто похожими, но и однокоренными. Рабство - авдут (корень а-в-д, аин, бейт, далет). Служение [Б-гу] - авода (тот же корень). Другое значение слова авода - «работа», даже на русском однокоренное слову «рабство». Раб - эвед (тот же корень, только на святом языке первая буква аин с другой огласовкой). Служитель, работник - овед (то же). И до, и после освобождения, нам надо работать. Свободу отлынивать от труда нам никто не давал. Но с другой стороны, разница все-таки есть. Тот же корень, то же значение работы и труда, да не совсем то. Читать дальше |
Йосеф и фараон - состязание в полиглотстве?8 декабря 2015 года, 11:12 Щедрый и скромный попался фараон. Выслушав толкование Йосефом своего сна, он также принял его совет и даже назначил его исполнителем своего же плана, наделив полномочиями премьер-министра. А ведь мог сказать: спасибо, жидовская морда, за толкование снов, иди теперь в свою камеру, а мы уж тут разберемся. Или, если уж хотел проявить особую милость, мог бы просто освободить Йосефа из тюрьмы и отпустить на все четыре стороны - ведь Йосеф только этого и хотел, просидев так долго по ложному обвинению. Ну вот и гуляй, наслаждайся! Тем более, что Йосеф нарушил один из пунктов устава израильской армии в известном анекдоте: по возможности, не давать советов фельдмаршалу. Не удержался, дал! Ты че, думаешь, ты тут самый умный? А ну давай отсюда! Подобную реакцию Йосеф уже получал от братьев, с известными последствиями. Но то ж братья. А тут - умный и прогрессивный фараон. Правильно, научи, умный еврей, нас, дураков, как жить, мы без тебя и не знали. Нет, вот тебе еще и власть, ты нами и управляй, без твоего ведома никто и руки не поднимет. А я, фараон, буду, как в далеком будущем английская королева, сидеть на троне и красоваться на парадах своей круто разодетой, пусть и бесполезной гвардией, больше мне ничего и не надо. Читать дальше |