Убить дракона4 октября 2018 года, 12:02 Каким изначально был змей?Обладал ли Змей, искусивший Хаву и Адама, разумом, даром речи и свободой выбора? Такой вопрос мне однажды задали. Вроде бы, змей говорил с Хавой, а после совершения ею и Адамом греха, был наказан первым – значит, заслуживал наказания, мог и не искушать? Но ведь только человек обладает свободой выбора! Исследование темы показало, что по поводу разума и речи действительно существуют разные мнения среди комментаторов, и такие как Ибн Эзра, Рабейну Бехае и Мальбим, считают, что змей действительно обладал этими способностями. Ничего удивительного: Б-г может наделить ими, кого угодно, а может потом и лишить. С другой стороны, даже обладание разумом и даром речи не означает свободу выбора – ею змей не обладал. Ибо свобода выбора - это способность отвергать то, что хочется, в пользу того, что надо. Читать дальше |
Нога Б-га и ее паломники12 июля 2018 года, 11:04 Это была "рука Б-га". Так выразился знаменитый футболист Диего Марадона по поводу забитого им гола, когда всех волновал вопрос, не сыграл ли он при забивании рукой. Находчивый выход из потенциально проблематичной ситуации. Но вне зависимости от серьезности самого Марадоны, наблюдая за ходом текущего чемпионата мира по футболу, лично я ощущаю, что почти любой гол невозможно полностью объяснить без упоминания "руки Б-га". Или «ноги Б-га». Так действительно стали выражаться в России после того, как ее сборная вопреки всем ожиданиям выиграла матч со сборной Испании, победив в серии пенальти. Решающий вклад в ту победу сделал российский вратарь Игорь Акинфеев, отразив мяч даже не рукой, когда на него прыгал, а ногой, уже в лежачем положении. По мнению многих его соотечественников, это была «нога Б-га». И, по-моему, именно так это и следует определять, в буквальном смысле. Читать дальше |
Йосеф и Йеуда - интеллигенция и власть21 декабря 2017 года, 20:28 Йосеф жив! Яаков вновь обрел своего любимого, самого способного и перспективного сына. И, распределяя роли между сыновьями в следующей главе, отдал трон… Йеуде. Йосеф получил приличную долю комплиментов, но в том, что касается лидерства, «не отойдет скипетр [власти] от Йеуды». Который изначально инициировал продажу Йосефа (хотя об этом Яаков, может быть, не знал), и которому в конечном итоге Яаков доверил судьбу другого сына Рахели Биньямина. Явный лидер остальных братьев, от него впоследствии произошел царь Давид, его дом и, в конечном итоге, Машиах. Все эти годы отсутствия Йосефа Йеуда никуда не исчезал. И если Яаков считал, что именно он должен быть лидером, почему тогда изначально отдавал предпочтение Йосефу, а потом впал в таком безутешное горе из-за его исчезновения? Кого он считал главным? Читать дальше |
Йосеф и наше изгнание – исчезнувший багаж6 декабря 2017 года, 21:34 Почему Яаков захотел спокойно пожить?«И поселился Яаков в стране своего отца». Раши приводит известное высказывание мудрецов: возжелал Яаков пожить («посидеть») в мире и спокойствии - после всех пройденных им испытаний и трудностей жизни: то надо было бежать от Эйсава, то уживаться с Лаваном, то бежать уже от него, то Шхем забрал Дину. Нахлебавшись по горло, Яаков захотел пожить спокойнее. Но не тут-то было: как раз тогда нагрянуло еще одно, самое тяжелое испытание: пропажа Йосефа.Простой смысл – нечего праведнику мечтать о спокойной жизни в этом мире...
Читать дальше
|
Двенадцать источников и семьдесят пальм9 февраля 2017 года, 20:24 Именно столько нашли евреи в пустыне на пути от Красного моря к горе Синай (Шмот 15:27). Какая разница, сколько именно их было? Отвечает Мидраш: двенадцать источников воды соответствовали двенадцати Коленам Израиля, а семьдесят пальм – семидесяти старейшинам. Б-г изначально создал их там, чтобы евреи их нашли. По словам Рабейну Бехае, это можно понять как на простом уровне, так и на глубоком Читать дальше |
В чем заключается избранность евреев?8 декабря 2016 года, 22:37 Разве идея «избранного народа» не расистская? Разве не напоминает об «арийском» народе? «А я знаю многих евреев, которые не являются такими уж праведниками, и/или многих хороших и порядочных неевреев!» С этими вопросами я недавно столкнулся в очередной раз. Действительно, пресловутое понятие «избранного народа» слишком часто вызывает вопросы и становится предметом недопонимания. Так что весьма не помешает разобраться. Евреями рождаются или становятся?Тот, кто задал мне вопрос на этот раз, также прибавил: «Я понимаю, что Всевышний вполне мог избрать Авраама, а также Ицхака, Яакова и нескольких остальных праведных людей, но можно ли говорить, что весь народ вокруг нас является избранным? Быть может, стоит сказать, что в полной мере народ эту избранность оправдать не смог? Или тогда уж давайте говорить об избранности конкретных праотцов». Что ж, давайте действительно начнем с праотцов. Почему они были избраны? Потому что были праведными? Праведными они, конечно, были — но не только они. Был и Ноах, были Шем и Эвер, в ешиве которых учился Яаков, но другие потомки тех людей (помимо еврейского народа) избранными не стали. Да и в современном мире, конечно, много хороших людей. Но избранными являются только потомки Авраама, Ицхака и Яакова. В чем же дело? Читать дальше |
Избрание Трампа - Воля Небес17 ноября 2016 года, 00:35 Как, впрочем, и все, что происходит на свете. Но бывает более очевидно, что здесь приложил руку Б-г. И не потому, что так хорошо все обернулось - еще не известно, что принесет избрание Трампа, он во многом непредсказуем. Просто по типу событие такое, что тут лучше обычного можно разглядеть руку Б-га - вне зависимости от того, пряник это в Его руке или кнут. Воля избирателей или выборщиков?Как известно, хотя Америка гордится своей демократией и убеждена в том, что ее надо привить всем на свете, сама ее система, строгого говоря, не совсем демократическая. На чисто демократических выборах побеждает тот кандидат, который наберет наибольшее число голосов избирателей. Но в Америке не так просто: сначала голосуют избиратели, и определяется, кто победил в каждом штате. А затем голосует Коллегия выборщиков (Electoral College): у каждого штата есть свое число «выборщиков», примерно пропорциональное количеству его населения, но не совсем - у малонаселенных штатов слегка более высокая пропорция. И все выборщики данного штата голосуют за того, кто в нем победил (есть и исключения). В результате, хотя обычно результат получается тот же, бывает, что эта система играет злую шутку: большинство голосов избирателей получает один кандидат, но большинство голосов «выборщиков» - другой. И по закону побеждает именно последний! Читать дальше |
Олимпийцы и талмудисты10 августа 2016 года, 23:57 Чем полезны олимпийцы?Ими восхищается весь мир. Они главные герои проходящих сейчас очередных Олимпийских игр. Что именно вызывает восхищение? Польза, которую они приносят всему миру? Но кому какая польза от того, что кто-то там на стадионе так высоко прыгнул или так далеко метнул молот? Какая польза от того, что боксер на ринге так виртуозно набил морду сопернику или что поднял кто-то такую тяжелую штангу? От этого на свете стало больше еды? Продвинулась наука и техника? В моей личной жизни что-то стало удобнее? Нет, ничего подобного. Он там бегает, а я продолжаю жить со всеми своими проблемами и неудобствами. Может быть, моей стране в целом стало лучше? Нет, хотя количество завоеванных медалей везде считается индикатором веса страны в мире, на деле-то никакой экономической или военной мощи это не прибавляет. Так какая же от них польза? Ну что ты, скажут все, спорт – это святое дело! Это стремление к достижениям. Девиз олимпийцев – «быстрее, выше, сильнее!» Читать дальше |
Вечная любовь и беспричинная ненависть1 августа 2016 года, 13:37 Вечная любовьКак может любовь ни от чего не зависеть?Любви хотят все. Но помимо вопроса, как ее добиться, есть и другой вопрос, ответ на который, похоже, знают еще меньше людей: как ее сохранить? Так, один журналист постоянно спрашивал людей, женатых на своих супругах много лет: как это Вам удается? Ведь после трех лет страсть проходит. И действительно многие браки потом распадаются, если не через три года, то через семи-восемь, а то и больше. Как же сохранить любовь? Еврейская традиция, похоже, тоже этим озабочена. И в Поучениях Отцов (5:8) дает такой совет: когда любовь зависит от чего-то (тлуя бе-давар), то с исчезновением этой основы пропадает и любовь. Когда же она ни от чего не зависит (эйнатлуя бе-давар), то она вечна. В теории, верно. Но как же может любовь ни от чего не зависеть? Ведь она всегда основана на чем-то: я люблю этого человека потому, что он добрый, умный, красивый. И если он перестанет таким быть, то действительно продолжать любить станет уже трудно. В качестве примера такой не зависящей ни от чего любви Мишна приводит дружбу (будущего на тот момент) царя Давида и принца Йонатана. Но ведь они наверняка дружили и любили друг друга потому, что оба были великими и праведными людьми, и ценили друг в друге те хорошие качества. И если бы один из них перестал быть хорошим, то, наверное, перестали бы дружить. Как же можно говорить, что эта любовь ни от чего не зависела? Читать дальше |
Правые и левые, и передние, и задние18 июля 2016 года, 17:42 Духовные стороны светаЗачем вечная Тора описывает расположение временных еврейских лагерей в пустыне? В первой главе книги Бемидбар, которую мы сейчас читаем, Б-г указывает Моше, где именно должно расположиться каждое из двенадцати колен Израиля. Эти колена должны объединиться в лагеря, по три колена каждый, и расположиться с четырех сторон света вокруг Скинии. Например, колена Йеуды, Иссахара и Звулуна образуют собой лагерь Йеуды, который располагается к востоку от Скинии. А колена Эфраима, Менаше и Биньямина образуют собой лагерь Эфраима, который располагается к западу от Скинии, и т. д. Но зачем Тора занимается, казалось бы, чистой исторической статистикой? Какая теперь разница, где именно располагался каждый лагерь во время того сорокалетнего путешествия? Это же временное физическое расположение, уже давно канувшее в историю! А Тора – она о вечном и духовном. Отвечают мудрецы (Мидраш Бемидбар Раба; Рамбан): это расположение лагерей соответствовало расположению ангелов вокруг Небесного трона. «Всевышний создал четыре стороны света, расставил вокруг Своего Небесного трона четырех [главных] ангелов, а на земле повелел Моше расположить таким образом еврейские лагеря вокруг Скинии». Интересно: «Б-г создал четыре стороны света». По идее, запад и восток – понятия относительные. Читать дальше |