Отложить Отложено Подписаться Вы подписаны
«Вот ваши боги, Израиль, которые вывели вас из Египта!» - указали евреям на тельца.
«Что они там, с ума посходили?» - отштамповал бы Полыхаев. Они всерьез собирались поверить, что этот, только что изваянный телец, вывел их из Египта несколько месяцев назад?! Тем более что они сами вышли тогда из Египта и увидели все содеянные Б-гом чудеса, и уверовали в Него.
Мудрецы (Рамбан) поясняют: конечно, нет. Изваяние тельца всего лишь символизировало одну из сил, посредством которых Б-г управляет миром, и которую обозначал образ быка. При Исходе из Египта и рассечении Красного моря евреям раскрылось во всей красе царство Б-га («служанка увидела больше, чем впоследствии пророк Йехезкель»), и они постигли, что Исход из Египта был осуществлен этим Б-жественным атрибутом. Тем не менее, изготовление тельца засчиталось как идолопоклонство, ибо суть еврейства - связываться с Б-гом без обращения к каким-то посредникам или конкретным силам, представляющим лишь один из Его атрибутов.
Но можно углубиться.
Описывая Исход из Египта, Тора сообщает (Шмот 13:19), что Моше взял кости Йосефа с собой, во исполнение наказа, данного Йосефом братьям.
Мидраш (Дварим Раба 11:7) рассказывает подробнее. Кости Йосефа не просто где-то хранились до тех пор, пока их не возьмут. Египтяне изготовили гроб весом в пятьсот талантов и опустили его в Нил. И сказали фараону: хочешь, чтобы евреи никогда отсюда не вышли? Если они не найдут кости Йосефа, то не смогут выйти. Но Моше извлек гроб Йосефа из Нила следующим образом: взял табличку, на которой написал: але шор - «Поднимайся, бык!» Ибо Йосеф уподоблен быку (Дварим 33:17).
Простой смысл здесь - евреи не смогут выйти, если не найдут кости Йосефа, потому что он взял с них клятву, что возьмут его кости с собой. Но все-таки чувствуется, что здесь нечто более фундаментальное. Без костей Йосефа будет в принципе невозможен Исход. Почему?
Особенно в свете того, что, по словам мудрецов, на практике из Египта забрали не только кости Йосефа, но и всех его братьев, родоначальников двенадцати колен Израиля (Раши Шмот 13:19). Почему же главным образом говорится именно о костях Йосефа?
А также, почему опускание гроба на дно Нила - гарантия того, что его не найдут? Ведь как могли опустить, так могли и поднять. Забудется, где он? Ну, можно поискать. Или там ныряльщиков не было? Или, может быть, неспроста в этом участвовали колдуны? Действительно, в конечном итоге, единственным способом извлечь гроб из Нила оказалась эта табличка с надписью «вставай, бык». Что бы все это значило?
Наконец, почему именно Моше должен был извлечь гроб Йосефа из Нила? Он ведь стоял во главе всего народа во время Исхода, у него было достаточно дел. Не мог никому другому поручить?
А вот еще стих в Теилим (114:3), который мы произносим в молитве Алель: «Море увидело и побежало (ва-янос)». Мудрецы (Мидраш Теилим 114) толкуют: что оно увидело? Приближающийся гроб Йосефа - по словам Аризаля, его несли не просто так, а впереди. Сказал Всевышний: пусть море «побежит перед тем, кто выбежал». Ибо о Йосефе сказано (Берешит 39:12), что, когда домогавшаяся его жена Потифара поймала его за платье, он, преодолевая соблазн, «оставил платье у нее в руках и выбежал (ва-янос) наружу». То есть, получается, чудо рассечения Красного моря, обеспечившее спасение евреев и успешное завершение Исхода, произошло в заслугу Йосефа. И не просто в его заслугу, а именно потому, что евреи несли его гроб, взяв его из Египта.
Похоже, что эти кости Йосефа действительно сыграли ключевую роль. Но почему?
Как уже обсуждалось, Йосеф, наряду со своим братом Йеудой, - это основные ветви еврейского народа, представляющие основные его силы. Йосеф - это трудолюбие, способность к изучению Торы и достижению высокого уровня. К строительству и преодолению соблазнов.
Йеуда, в отличие от Йосефа, не имел особого титула «Праведник», и ему не всегда удавалось избежать соблазнов. Зато ему удавалось признавать свою неправоту и каяться, демонстрировать силу раскаяния и чистосердечной молитвы. Изначально их отец Яаков ставил на Йосефа, но в конечном итоге решил, что ему давать власть опасно, и назначил лидерами народа именно Йеуду и его потомков. Интеллигентный и всезнающий Йосеф у власти будет либо слишком нерешительным, либо наоборот, тогда как Йеуда обладает в нужной мере и решительностью, и готовностью признать ошибки и сменить курс.
Говорилось также, что эти две силы символизируют соответственно бык и осел. Бык - могучий первопроходец, который пашет еще не возделанную землю и осуществляет первый, самый трудный этап процесса. Осел - носильщик, который доставляет уже готовую продукцию по месту назначения, то есть завершает процесс.
Наконец, было также сказано, что эти две силы могут быть проявляться не только в разных людях, но и в разных периодах жизни одного и того же человека. Разных этапах того или иного цикла.
Например, цикла «взлетов и падений», когда на одном этапе все получается, и человек чувствует себя «на коне», а на другом все идет не так и из рук валится, и человек осознает, что он не бог.
Или цикла жизни, где сначала - молодость, с ее силами и амбициями, когда планов громадье, а потом - старость, с ее обретением опыта и осознанием своих пределов, более умеренными, но реалистичными амбициями и скромностью.
Или цикла дня, где сначала - утро, со свежими силами, а потом - день и вечер, с усталостью и чувством, что сегодня уже большего не достигнешь.
И, наконец, цикла года, где сначала - весна, с ее пробуждением и чувством омоложения, а потом - лето и осень, с перегревом и, в конечном итоге, увяданием и завершением сезона.
Именно этому циклу соответствовал процесс, который прошли евреи в год своего Исхода из Египта. Поэтому начало цикла было весной - сам Исход. Это было рождение народа, которому предстояло покорение духовных вершин - восхождение по духовной лестнице Счета Омера и получение Торы на Синае.
Какая для этого нужна была сила?
Сила Йосефа. Свежая энергия и стремление ввысь. Способность строить, покорять духовные вершины и постигать мудрость Торы.
Теперь можно понять значение костей Йосефа. Их надо было взять с собой не просто в порядке оказания милости Йосефу (и остальным братьям). Похоже, что эти кости представляли и символизировали саму силу Йосефа, его сущность. Возможно, не случайно, речь идет именно о «костях Йосефа» - слово эцем - «кость» означает также «сущность».
Египтяне сказали фараону: евреи не смогут отсюда выйти, если не найдут кости Йосефа - если не найдут в себе его силы. Не смогут напрячься и подняться, сделать первый рывок, и дальше продолжить подъем. Не смогут пойти по непроторенной тропе.
Они изготовили гроб и погрузили его на дно Нила, с участием колдунов - с помощью своей магии, они подавили силы Йосефа в евреях и «опустили» их. «На дно». Морально подавили их и заставили забыть о свободе и стремлении к высотам. В результате евреи естественным путем не могли найти в себе силы вырваться из Египта и отправиться в путь.
Что сделал Моше? Взял табличку, на которой написал: але шор - «Поднимайся, бык!» Моше здесь не просто делал еще одно благое дело, помимо выполнения своей основной миссии - вывести евреев из Египта. Он эту миссию и выполнял. Вывести евреев - означало не только физически. Это означало дать им моральные силы для Исхода, «зарядить» и вдохновить их. Воззвать к спрятанной «на дне» силе быка и поднять ее, разбудить в них дух свободы и стремление к высотам.
И поднялся бык. Загорелись евреи идеей и преисполнились воодушевлением, и рванули. Взяли на щит «кости - сущность Йосефа». И понесли его гроб впереди, как знамя и символ своего Исхода.
Когда они подошли к Красному морю, им потребовалось самое большое и грандиозное чудо в этом процессе. Как его удостоиться? Той же силой Йосефа. Той же высшей праведностью, которую представлял он, и которую символизировали его кости. «Увидело море» эту силу - и «побежало» перед тем, кто «выбежал»; тем, кто в момент сильнейшего соблазна нашел в себе силы вырваться и выбежать. Это высшее усилие и достижение Йосефа придало такую силу праведности и его потомкам, и они удостоились высшего чуда.
Таким образом, силой Йосефа евреи совершили Исход и все восхождение к вершине - дарованию Торы. Все бы хорошо. Но.
Сорок дней спустя, несмотря на столь высокий достигнутый уровень, вдруг выходит телец!
Что же случилось?
Случилось интересное. Мидраш Танхума (11), приведенный Раши (32:4), рассказывает, что на практике телец был изготовлен Михой, выходцем из колена Эфраима, сына Йосефа. У него была та самая табличка, на которой Моше надписал але шор - «Поднимайся, бык!» - чтобы поднять кости Йосефа из Нила. И Миха бросил эту табличку в котел с золотыми драгоценностями, и вышел телец.
Получается, что Миха проделал процедуру, схожую с той, что проделал Моше при Исходе из Египта. Вот только результаты, вроде бы, полностью противоположные. Как же так?
А также вопрос: каким образом та табличка, которую изначально использовал Моше, оказалась в руках Михи? Ему ее передал сам Моше? Почему?
Фигура Михи вообще одиозна: с ним связан не только телец, но и другой идол, который у него имелся: о нем рассказывается в книге Шофтим и, по словам мудрецов, Миха взял его с собой еще из Египта. Как же Моше мог доверить что-либо такому человеку? И почему не конфисковал и уничтожил его идола, при том, что изготовленного им тельца немедленно забрал и уничтожил с большой яростью?
Впрочем, у Моше, похоже, были с Михой особые отношения. По словам мудрецов (Раши, там же), во время рабства египтяне использовали еврейских младенцев в качестве «кирпичей» при строительстве стен, и замуровывали их там, но Моше сжалился над одним из них и спас его от такой участи - это и был Миха.
Почему Моше вызволил именно Миху?
Хотя замуровывание младенцев в стены - дело, мягко говоря, ужасное, Б-г это допустил потому, что из этих младенцев в конечном итоге ничего хорошего бы не вышло - так поясняют мудрецы. Почему тогда Моше вызволил Миху? Должно быть, потому что он почувствовал, что из него хорошее выйти может, ему стоит дать шанс. Есть в нем какая-то сила.
Ведь как раз Моше хорошо умел предчувствовать, выйдет ли из человека что-либо хорошее. Перед тем, как убить египтянина, преследовавшего еврея, Моше «оглянулся туда и сюда, и увидел, что никого нет» (Шмот 2:12). По словам мудрецов, это означает, Моше вгляделся в будущее и увидел, что никакого праведного потомства у этого египтянина не будет, поэтому его можно не жалеть. Значит, в Михе Моше увидел какое-то позитивное будущее, какой-то потенциал. Но какой же? Ведь на практике, вроде бы, мало хорошего.
В свете сказанного, однако, все становится на свои места.
С помощью таблички и надписи «Поднимайся, бык!» Моше поднял не только и не столько физические кости Йосефа, сколько его дух, силу «быка». Способность подниматься, отправляться в путь по непроторенной тропе, строить и покорять вершины. Эту силу он увидел и в Михе, с самого младенчества, поэтому и спас его. Исход из Египта - именно для таких людей. Тут их сила пригодится. И сами выйдут, и другим пример подадут.
Более того, есть причины полагать, что речь тут не только и не столько о физическом замуровывании, сколько о духовном: скажем, забирали младенцев у родителей и «замуровывали» в египетское общество и культуру так, что они полностью ассимилировались и были потеряны для еврейства. По сути, как с кантонистами при Николае I. Тогда выходит еще более логично: Моше увидел в Михе особый потенциал, особую энергию, проявлявшуюся уже в младенческом возрасте, но сейчас ее направляли в «египетское» русло, где она была бы напрасно растрачена, а то и опасна, а Моше «перехватил», чтобы направить в «еврейское» русло и так использовать на благо своему народу.
Поэтому Моше передал Михе и ту табличку - как носителю той «силы быка». Которая на том этапе была позитивной и необходимой. Без нее евреи не могли выйти из Египта. Как и достичь духовных вершин и получить Тору на Синае.
Однако в реальном мире достижение вершины - это еще не обязательно счастливый конец. Хорошо, достиг вершины, а дальше?
Дальше возможно опьянение успехом. Человек может вообразить, что достиг всего собственными усилиями. А также, что, раз он такой умный и успешный, может и сам решать, сам выбирать свой путь. В принципе, человеку действительно это дано, но не надо также забывать и о том, Кому ты обязан своими силами и успехом. И с Кем твои решения и путь должны быть согласованы. Но это сильному, успешному и независимому человеку может стать в тягость. Он же сам видит и может решить. Не сделать ли связь с Б-гом менее прямой и непосредственной, чтобы не стоял над душой, и чтобы больше было простора для решений и действий?
Даже когда был Моше, при даровании Торы, евреи сочли прямой контакт с Б-гом слишком напрягающим и интенсивным, и предпочли, чтобы Моше один говорил с Б-гом, а им только передавал сказанное (Дварим 5:20-24). (Уже тогда Б-г намекнул, что это был не самый желательный вариант - Раши, там же.) А уж если сложилось впечатление, что Моше не вернется, может быть, так даже и лучше? Без него не пропадем. В Б-га мы, конечно, верим, но вообще-то, мы и сами решим, куда нам идти, и своими силами сумеем всего добиться - ведь мы обладаем силой быка!
Именно с помощью этой силы мы уже вышли из Египта, и столько всего добились. Да, именно этой силы, которая в нас была заложена с самого начала. Добились мы освобождения своею собственной рукой. Эту силу мы тогда подняли с помощью таблички с надписью «Поднимайся, бык!» Поднимайся же теперь, наша сила быка, на еще более высокий уровень!
Так думал Миха, типичный, а то и самый яркий носитель этой силы и поднимающей ее таблички. У него с самого начала был этот идол - не в буквальном смысле идол, иначе Моше бы его уничтожил, а это чувство собственной силы и самодостаточности. Здоровая доза этого ощущения не вредна, да и в определенной мере необходима. В еврейских рабах эта сила была полностью подавлена, поэтому пришлось Моше ее будить и поднимать, а также охранять тех немногих людей, которые ею уже обладали. Но взятая сверх меры, на этапе, когда уже достигнут успех, и от него может начаться головокружение, эта сила превращается в идолопоклонство.
Таким образом, изготовление тельца на самом деле не было чем-то совершенно неожиданным после достижения высшего духовного уровня. Нет, это было логическим продолжением изначального процесса подъема в результате извлечения из него неправильных выводов. Демонстрацией принципа, что недостатки - продолжения достоинств, и что любое добро, доведенное до крайности, превращается в зло. Как обернулся благой и святой «телец» совсем уже не благим и не святым.
И такого тельца пришлось уже действительно уничтожить. Поумерить амбиции. Снять короны (Шмот 33:5) - утратить по постановлению Б-га свои изначальные силы. Перейти по ходу цикла от этапа «взлета» к этапу «падения», когда уже не все так удается. Усвоить урок: силы даны быку Б-гом, и если забудет об этом и вообразит, что они его собственные, что он сам вышел из Египта, то Б-г ему напомнит. Отнимет у человека силы Йосефа и даст ему вновь подняться (в Элул и Дни Суда) уже только другим путем: раскаянием и молитвой. Упоминанием Тринадцати атрибутов милосердия Б-га. Тем путем, с помощью которого поднимается Йеуда. Точнее, Йеуда сам не поднимается - он молится, а Б-г его поднимает. Очевидным образом, именно Он, а не Йеуда своими силами, ибо таковых у него нет - только сила молитвы и раскаяния.
Потому и нужен Йеуда - и соответствующие ему этапы цикла. Чтобы преподать Йосефу (или тому, что прошел соответствующий ему предыдущий этап цикла), что и его силы были даны Б-гом. Не сам телец вывел нас из Египта, не сама та сила, а только Б-г, который нам ее дал.
Не будем же об этом забывать, и, покоряя вершины, не только испытаем гордость, но и поблагодарим Б-га за то, что дал нам силы и вывел нас из Египта, во всех заложенных в этом понятии смыслах.
Теги: Недельная глава, Исход из Египта, Золотой телец, Иосиф