Яаков не соврал - он действительно был Эйсавом!12 ноября 2015 года, 12:56 Почему Яаков обманул - а Ицхак поверил? В этой главе описан эпизод, на который антисемиты могут торжественно сослаться как на доказательство своей правоты! Этот жулик Яаков, праотец всех евреев, обманул своего собственного отца Ицхака, воспользовавшись его слепотой, и взял благословение, которое предназначалось его брату Эйсаву. Он притворился Эйсавом, надев его волосяную одежду, чтобы быть похожим на него на ощупь, и сказал: ани Эйсав бехореха - «Я Эйсав, твой первенец». Лжец! Но странно и многое другое в той истории. Сам Ицхак довольно легко поддался на обман - слишком легко. Ведь обманщиком Яаков был явно не очень искусным и практически себя выдал. Как сказал сам Ицхак: а-коль коль Яаков, ве-а-ядаим едей Эйсав - «Голос - Яакова, а руки - Эйсава». По какой-то странной причине Яаков, притворившись Эйсавом, продолжил говорить своим собственным голосом, никак не поменяв ни тон, ни манеру речи. И Ицхак сразу засомневался, усмотрев противоречие: руки у этого человека были, как у Эйсава, но голос-то - Яакова! Всё! Как могут руки принадлежать одному человеку, а голос - другому? Тут явно дело нечистое. И определить, что происходит, не так уж сложно. Читать дальше |
Лех Леха - кратчайший путь по извилистой тропе22 октября 2015 года, 13:02 В начале главы Б-г повелел Аврааму уйти из своей страны и семьи, и направиться в «страну, которую Я тебе покажу». По словам мудрецов (см. Раши), Б-г не пояснил ему, в какую именно страну идти, чтобы она была ему дороже, и чтобы дать ему награду за каждый шаг. Но даже если Авраам получал награду за каждый шаг, почему в целом ее стало больше? Ведь в конечном итоге награда за все шаги должна равняться сумме наград за каждый из них, правильно? И почему, не сразу открыв Аврааму страну, Б-г сделал ее дороже в его глазах? Читать дальше |
Смешение языков и идей в Вавилоне и в наши дни15 октября 2015 года, 12:41 В этой недельной главе описана довольно странная история. Реагируя на попытки людей построить башню, Б-г смешал их языки, и они перестали понимать друг друга. Раши изображает конкретную ситуацию: «Один просит кирпичи, другой дает глину, первый встает и пробивает ему голову». Странно: если я прошу другого человека что-то мне подать, а он подает нечто другое - и при том я вижу, что он говорит на другом языке, то какова моя естественная реакция? Убить его? Почему? Ведь очевидно, что он просто меня не понял, и никакого злого умысла в его действиях нет. И если мне действительно что-то от него нужно, надо просто найти общий язык, например, в современном мире, английский, и так разъясниться. Вот и в той ситуации, как только люди поняли, что говорят на разных языках, надо было просто выучить взаимные языки. Не обязательно всем, достаточно нескольких переводчиков. Так они смогли бы продолжить международное сотрудничество, как оно с тех пор и делается во всех подобных случаях. Почему же те строители не только не стали учить взаимные языки, но и возненавидели друг друга и дошло дело до кровопролития, хотя, по словам мудрецов, изначально между ними царил мир и единство? Почему бросили строительство башни, столь важный в их глазах проект? Читать дальше |
Суккот – танец молодости и старости26 сентября 2015 года, 13:46 Вершина двух подъемов? В Суккот завершается процесс духовного подъема, который начался в месяце Элул и прошел через Рош а-Шана и Йом Кипур. В это период мы раскаялись «из страха» перед судом Б-га, который состоялся в эти дни, а оттуда идем к Суккоту, радостные и уверенные в благополучном исходе суда, и каемся уже «из любви». Таким образом, Суккот - это вершина и конечная цель подъема из греха, в который мы пали, обратно к Б-гу. Но в то же время Суккот - один из трех регалим - праздников паломничества, наряду с Песахом и Шавуотом, которые мы отмечаем на предыдущих этапах годового цикла. Эти праздники вроде бы представляют собой отдельную систему, и Суккот должен быть также ее частью - и тоже последней. Но как же может один праздник принадлежать сразу к двум разным группам? Неужели он каким-то образом выполняет «двойную функцию» и служит вершиной и конечным пунктом сразу двух подъемов: процесса раскаяния Рош а-Шана и Йом Кипура (которые оба не являются регалим) и процесса регалим, начавшегося в Песах и Шавуот? Более того: в чем именно заключается этот процесс трех регалим? Читать дальше |
Ураган Катрина и раскаяние - с чистого листа19 сентября 2015 года, 16:13 В Америке недавно отметили десятую годовщину урагана Катрина, в результате которого была затоплена и разрушена бо́льшая часть Нового Орлеана, с колоссальными человеческими жертвами. Скорбели, вспоминали погибших. Но также и воспользовались поводом подвести итоги прошедших десяти лет, проанализировать долгосрочные перемены, которые вызвал этот катаклизм, и проследить, что случилось с людьми, которых он затронул. Согласно статистике, большинство из тех, кому пришлось сняться с насиженных мест, вернулись по мере того, как восстанавливался город. Но многие так и не вернулись, а переселились в другие города, в большинстве случаев - в Хьюстон. Интересное исследование провел Дэвид Кирк, профессор Техасского университета в Остине. Читать дальше |
Рош а-Шана: о чем мы напоминаем Б-гу?5 сентября 2015 года, 17:59 Царство и единство Хотя мы говорим о Рош а-Шана главным образом как о дне суда, в Торе он называется йом а-зикарон - «День памяти», вспоминания. Причем тут память? Память о чем? Известна трактовка Талмуда (Рош а-Шана 34б) благословений молитвы Мусаф в Рош а-Шана: «Произносите передо Мной [благословение] Малхуйот [о Моем царстве], чтобы провозгласить Меня вашим Царем, [благословение] Зихронот [о Моей памяти], чтобы вспомнил Я о вас в благоприятном свете». Итак, наша цель в Рош а-Шана - сначала провозгласить Б-га Царем, а затем - напомнить Ему о себе. Но если первое - понятно, то второе совсем не понятно. О чем мы можем напомнить Б-гу? Он же абсолютен и знает всегда обо всем! Он прекрасно осведомлен о нас и о нашем состоянии, со всеми прелестями и... «прелестями». Впрочем, первый этап - провозглашение Б-га Царем - тоже не совсем понятен. Б-г же и так наш Царь, и что же меняет наше провозглашение? Читать дальше |
Неидеальный мир идеальных возможностей24 августа 2015 года, 04:15 Почему есть в мире зло и страдание?
Перед нами один из самых сложных вопросов в религии: если Б-г одновременно всемогущий и добрый, то как Он допускает в мире столько зла и страдания? Для многих это главное препятствие на пути к религиозности: они признают, что такой огромный и комплексный мир должен быть создан Б-гом и не мог появиться сам по себе. Но не могут поверить в то, что Б-г добр и милосерден. Что ж, вопрос действительно сложный, и полностью исчерпывающего ответа на него вряд ли получим. Но немного разобраться можно. Оставим пока что вопрос, почему одни люди страдают больше других, и попробуем сначала понять, почему вообще существует в мире зло и страдание. Почему Б-г не сделал так, чтобы все люди были хорошими и жили счастливо? У каждого человека есть в этой жизни какое-то дело. (Включая и тех, кто формально "не работает": учится, на пенсии и т.п. - каждый заполняет свое время какой-то деятельностью.) Обычно, по крайней мере в теории, это что-то хорошее и полезное - иначе зря старается. Но есть по крайней мере одна категория профессий, которые нужны, но было бы еще лучше, если бы в них вообще не было надобности: врачи, спасатели, пожарные, полицейские, солдаты и т.д.. Правильно? |