Великие, могучие и богатые языки Торы13 февраля 2020 года, 07:00 Перевод или пояснение?Когда евреи уже собирались войти в Землю Израиля, Моше, которому не было дано туда войти, отдавал им последние указания. Среди них было следующее: построить жертвенник на горе Эйвал и написать на камнях «все слова этой Торы, хорошо объясненные» (Дварим 27:8). По словам Раши (там же), это означает «на семидесяти языках». Но ведь на семидесяти языках - это только перевод! Объяснить же - это не просто перевести те же слова на другой язык, но растолковать, что они означают. Хотя бы на том же языке. Причем тут вообще другой язык? Однако же это не первый раз, когда Раши так говорит. Уже в начале той книги Дварим, когда Моше, готовясь к уходу, начал в последний раз «объяснять эту Тору» (там же 1:5) еврейскому народу, Раши и там пишет: «Он объяснил им ее на семидесяти языках». Тут вопрос стоит еще острее. Когда речь о том, чтобы написать Тору на камнях на семидесяти языках, еще можно сказать, что это делалось для неевреев, которые прибудут в Землю Израиля с целью поучиться у евреев Торе. Но здесь Моше объяснял Тору самим евреям. Им-то зачем на семидесяти языках? Читать дальше |
Степени разувания15 января 2020 года, 15:00 Найди отличия«Сними свою обувь! Ибо место, на котором ты стоишь, - святая земля!» (Шмот 3:5). Так Б-г сказал Моше, открывшись ему в первый раз в горящем кусту. Аналогичное указание получил и Йеошуа, когда после входа народа под его руководством в Землю Израиля и начала осады Йерихо, ему явился ангел: «Сними обувь свою с ноги своей, ибо место, на котором ты стоишь, свято оно. И сделал Йеошуа так» (Йеошуа 5:15). Шла и Мальбим подмечают три отличия в этих стихах: Читать дальше |
Лея - уравновешиватель Эйсавов5 декабря 2019 года, 00:13 Неужели Лея действительно была предназначена для Эйсава?Хороший вопрос задала мне Scribe: «Когда говорят, что Леа была предназначена Эсаву - это в том случае, если бы он пошел по тому пути, который был ему уготован, как пояснено в последней статье? А не может быть такого, что если бы Леа вышла за него замуж, она бы его своей праведностью вытянула?» Эту тему действительно стоит рассмотреть. Итак вопрос: по словам мудрецов (Раши Берешит 29:17, источник - трактат Бава Батра 123а), у Леи были заплаканные глаза, потому что все говорили: у Ривки два сына, а у Лавана две дочери: старшая старшему, младшая младшему. То есть Лея - Эйсаву (оба старшие), Рахель - Яакову. И Лею очень печалила подобная перспектива, и она много плакала. И, в конечном итоге, как мы знаем, «выплакала» себе все-таки Яакова, стала его второй женой - хронологически даже первой. Но вопрос остается, и довольно долго лично меня волновал: неужели изначально кто-то всерьез мог считать, что Лея предназначена Эйсаву? Праведница, ставшая одной из праматерей еврейского народа, - такому грешнику? А считали так, похоже, всерьез, и не просто болтуны на улице, а умные и авторитетные люди, иначе Лея бы так не плакала. Как же так? И в свете последней статьи действительно появляется мысль: может быть, дело в том, что изначально Эйсав не был плохим и мог сыграть позитивную роль в еврейском народе? Может быть, именно такому Эйсаву была предназначена Лея? Читать дальше |
Эйсав — несостоявшийся изгнанник и объединитель29 ноября 2019 года, 00:26 При чем тут Четыре царства?Опасаясь, что смерть близка, Ицхак вызвал к себе Эйсава, которому намеревался дать благословения, и сказал ему: «Возьми свои орудия, твою перевязь и твой лук, и выйди в поле, и налови мне добычи» (Берешит 27:3). Мудрецы (мидраш Берешит Раба 65) толкуют эти слова так: «свои орудия» - это Вавилон, «твою перевязь» - это Персия, «твой лук» - это Греция, «и выйди в поле» - это Эдом-Рим. То есть тут намек на Четыре царства, которые впоследствии господствовали над миром и еврейским народом, и подвергали его изгнанию. Но при чем тут они? Особенно в свете того, что речь идет об Эйсаве, который был не прародителем еврейского народа, а как раз одного из этих царств - последнего, Эдома-Рима, самого мощного и подвергнувшего еврейский народ самому трудному и продолжительному изгнанию. Изначальная роль Эйсава - охотник, боец, а также…Почему такой человек, как Эйсав, вообще родился в семье праотцов, у Ицкака и Ривки, вместе с Яаковом? Читать дальше |
Объединенные еврейские нации19 ноября 2019 года, 10:23 Кто такой еврей?Это вовсе не простой вопрос. Для тех из нас, кто вырос в России, вроде бы, было просто. Еврей - это одна из национальностей, на которые делятся все люди. Есть русские, есть англичане, есть французы, у каждого своя страна. Но и в одной стране могут проживать люди разных национальностей: в России помимо русских могут жить грузины, армяне, украинцы - или евреи. Как опознать каждого? Бывает, что по внешности или акценту. Проще - по фамилии: если кончается на «швили» или «идзе», явно грузин. На «ян» - армянин. На «ко» или «юк» - украинец. Что же касается евреев, то такого определенного типа фамилии у них нет, но евреями обычно оказываются носители фамилий, например, немецкого типа: «штейн», «берг», «таль». Или часто «овский» или «ович». А также некоторые конкретные фамилии: Рабинович, Коган (или Каган), Кац, Левит - точно евреи. Ну и во внешности все-таки есть «типичные черты»: большой нос, часто горбатый, черные волосы, часто кудрявые. И произношение иногда своеобразное, например, буквы «р». Но главное - они умные, умнее среднего. Они - лучшие ученые, музыканты, врачи, юмористы, шахматисты. И в целом активные: диссиденты, оппозиционеры - или бизнесмены, олигархи. «Непропорционально много» их на экранах и страницах газет. Да и те евреи, что не так знамениты, обычно живые, умные, культурные. Хотя могут быть и занудливыми, и крикливыми, спорщиками. Ну, это обратная сторона активности и ума: иногда от него бывает горе. Их часто не любят: или раздражает та самая обратная сторона, или вызывают зависть достоинства и успехи. Везде эти евреи… Но когда эти евреи приезжают, например, в Израиль, где собрались евреи со всего мира, то обнаруживают, что «евреями» называются и другие типы людей, в которых, вроде бы, не наблюдается привычного им «еврейства». Читать дальше |
Смешение языков Адама и вавилонское Древо познания31 октября 2019 года, 19:01 Да, именно так, это не описка. Давайте посмотрим. Тему смешения языков и рассеяния народов в результате строительства Вавилонской башни мы уже обсуждали, но сейчас углубим и расширим ее, а также, обсудив теперь и грех Адама, попробуем определить общий процесс. Взяли и смешались?В истории смешения языков, много странностей. Изначально все человечество находилось в полном единстве и занималось общим делом, «великой стройкой», но потом Б-г смешал языки, и все, конец: «Один просит кирпичи, другой дает глину, первый встает и пробивает ему голову» (Раши, Берешит 11:7). Странно: если они вдруг обнаружили, что говорят на разных языках, надо было просто начать переводить и продолжать сотрудничать, как все и делают с тех пор. И зачем злиться и доходить до кровопролития, разве не явно, что тут простое непонимание и «дело техники»? Этот вопрос уже упоминали. Но более того, как именно произошло это смешение языков? Все люди говорили на одном, а потом р-раз - и каждый забыл тот язык, и заговорил на другом? И при этом даже не понял, что произошло, что у него теперь в голове и на устах другие слова, другая грамматика? Не понял, почему коллега вдруг неадекватно реагирует на его слова? Но ведь коллега явно издавал совсем другие, незнакомые звуки. Или, еще не осознав, что это разные языки, каждый подумал, что коллега вдруг начал дурачиться? Читать дальше |
Древо познания вокруг Древа жизни23 октября 2019 года, 15:00 Из-за какого-то плода?Странное дело грех Адама. Фундаментальное духовное падение с идеального уровня в результате… съедения плода. Не убийства или еще какого-то очевидно тяжкого греха. Тогда хотя бы была понятна суровость запрета и степень искушения. Но съесть плод - почему такой ужасный грех, и почему Адаму так трудно было воздержаться? Ну, в принципе само понятие запрета принимать что-то в пищу в Торе есть - например, законы Кашрута. Определенных животных нельзя есть, поскольку их духовные корни вредны для человеческой души, даже если физическая оболочка не выглядит вредной. Вот и Древо познания представляло собой не просто физическое дерево, но и духовное, и было вредно для тогдашней души Адама. Каким именно образом? Читать дальше |
Рош а-Шана — Он меня сосчитал!25 сентября 2019 года, 15:00 Помянул, взыскал, сосчитал или дал на хранение?В чтении Торы первого дня Рош а-Шана повествуется о том, как после многих лет ожидания Б-г дал Саре сына — это произошло в Рош а-Шана. Тора (Берешит 21:1) говорит: «И Г-сподь помянул (пакад — פקד) Сару, как сказал, и сделал Б-г для Сары то, о чем говорил». Слово пакад в англоязычном издании «Арсткролл», самом качественном на сегодня, переводится как remembered — буквально «вспомнил». Аналогично, уже находясь в Египте, Йосеф сказал братьям (там же 50:24): «Помянет (пакод ифкод — פקוד יפקוד) вас Б-г и выведет из этой земли». Здесь тоже перевод в «Арсткролле» — will remember. Но есть и другие случаи использования этого слова, где «вспомнить» — явно не адекватный перевод Читать дальше |
Прав ли Юваль Ной Харари относительно свободы выбора?16 сентября 2019 года, 09:53 Довелось меня недавно прочитать новую книгу израильского историка Юваля Ноя Харари «21 урок для 21-го века». В последнее время его книги стали бестселлерами, и он стал знаменитостью, у него даже взял интервью один известный российский журналист. Один из близких попросил меня прочитать эту книгу и рассказать, о чем она, составить свое мнение. Что ж, прочитал я ее - автор оказался одним из современных интеллектуалов (часто еврейских), у которых бывает много интересных наблюдений и идей, но при этом одни идеи могут быть правильными и полезными, а другие - необязательно. Так что тут приходится думать своей головой и определять для себя, что так, а что не так, и что говорит по этому поводу Тора. Вот и здесь так. Много чего он написал в книге; если честно, особо оригинальных идей я не увидел - а то бывают интеллектуалы со своими интересными концепциями и новым взглядом на мир. Здесь же скорее традиционный, «профессорский» взгляд, пусть и с поправками на уроки мировых событий и тенденций последних лет. Впрочем, некоторые сложные темы он неплохо «раскладывает по полочкам». Одной из затронутых им важных тем, о которой его много расспрашивал журналист в вышеупомянутом интервью, является свобода выбора. Читать дальше |
Почему Пинхас не сразу стал коэном?25 июля 2019 года, 13:57 Почему Пинхаса обошли?В награду за свой героический поступок Пинхас получил от Б-га статус коэна (Бемидбар 25:13). Раши (там же) поясняет: хотя Пинхас был внуком Аарона, а Аарон стал коэном вместе с сыновьями в самом начале странствия евреев по пустыне, Пинхас тогда коэном не стал. Ибо этот статус тогда был дан только Аарону и его сыновьям, и передаваться по наследству он мог только будущим их потомкам. Пинхас же родился до того, как его отец Элазар стал коэном, поэтому не мог получить этот статус от него в наследство. И только теперь, после того, как Пинхас героически убил Зимри и остановил происходящий из-за него мор, он получил в награду статус коэна, который сможет передать потомству. Но возникает вопрос: почему, собственно, Пинхас не стал коэном сразу, вместе с дедом и отцом? Он родился до того, как его отец Элазар стал коэном, и не мог получить этот статус по наследству? Но ведь Элазар тоже не мог получить этот статус по наследству от Аарона, по той же причине: он родился до того, как сам Аарон стал коэном. Тем не менее, Элазар стал коэном сразу, как и другие сыновья Аарона. Значит, тогда этот статус получил Аарон вместе со своими потомками, и будущими, и уже родившимися. Почему же в число этих потомков вошли его сыновья, но не внук Пинхас? А ведь тогда еще не было известно, что через сорок лет произойдет инцидент с Зимри, и Пинхасу представится случай проявить героизм и заслужить этот статус. Получается, что вначале, когда Аарон и сыновья стали коаним, а Пинхас не стал, всем казалось, что так оно и останется: Пинхас не будет коэном, и его потомки тоже. Что должен был испытать тогда Пинхас? Читать дальше |