Отложить Отложено Подписаться Вы подписаны
Зачем вечная Тора описывает расположение временных еврейских лагерей в пустыне?
В первой главе книги Бемидбар, которую мы сейчас читаем, Б-г указывает Моше, где именно должно расположиться каждое из двенадцати колен Израиля. Эти колена должны объединиться в лагеря, по три колена каждый, и расположиться с четырех сторон света вокруг Скинии. Например, колена Йеуды, Иссахара и Звулуна образуют собой лагерь Йеуды, который располагается к востоку от Скинии. А колена Эфраима, Менаше и Биньямина образуют собой лагерь Эфраима, который располагается к западу от Скинии, и т. д.
Но зачем Тора занимается, казалось бы, чистой исторической статистикой? Какая теперь разница, где именно располагался каждый лагерь во время того сорокалетнего путешествия? Это же временное физическое расположение, уже давно канувшее в историю! А Тора – она о вечном и духовном.
Отвечают мудрецы (Мидраш Бемидбар Раба; Рамбан): это расположение лагерей соответствовало расположению ангелов вокруг Небесного трона. «Всевышний создал четыре стороны света, расставил вокруг Своего Небесного трона четырех [главных] ангелов, а на земле повелел Моше расположить таким образом еврейские лагеря вокруг Скинии».
Интересно: «Б-г создал четыре стороны света». По идее, запад и восток – понятия относительные. Почему Америка – это «запад»? Потому что цивилизация изначала была сосредоточена в Месопотамии и в Средиземноморье, и по отношению к этому региону заселение Америки было движением на Запад. Но по отношению, скажем, к Китаю или Японии Америка скорее на востоке. А те по отношению к ней – на западе. А в космосе вообще все эти земные понятия утрачивают смысл, где тут «запад» и «восток»? Конечно, географы и астрономы составили карты с системами координат, но понятно, что все это лишь для удобства, по соглашению. Северный и южный полюса еще можно как-то увязать с реальностью, но Гринвичский меридиан как центральная ось между западным и восточным полушарием – очевидная условность.
Однако из приведенных нами утверждений нашей традиции вытекает, что стороны света – это нечто абсолютное. Б-г «создал» их как что-то реальное и расположил по эти стороны света ангелов. То есть в этих сторонах явно есть какой-то смысл.
В то же время понятно, что «расположение ангелов вокруг Небесного трона» никак не может означать, что висит где-то на небе трон, и ангелы в буквальном смысле расположены по четыре стороны вокруг него. То есть эти понятия должны быть скорее духовными. Как же все это объяснить?
Маараль (Беер а-Гола 6) пишет: «Стороны отличаются друг от друга по качествам: у восточной стороны одни, у западной – другие, аналогично – север и юг. У каждой стороны есть уникальные свойства. И основе всего этого лежат не географические страны, а людские характеры».
Итак, речь идет о людских характерах. Есть «западный» характер, а есть восточный. И южный, и северный. По этому принципу и располагались евреи вокруг Скинии. У колена Йеуды и остальных членов восточного лагеря – «восточный» характер. А у колена Эфраима и иже с ним – «западный». И на противоположных сторонах лагеря они расположены вовсе не случайно, а как отражение противоположности их характеров. Не случайно слово руах означает как «направление», так и «дух», то есть людской настрой.
Всего лагерей четыре – то есть четыре основных типа характера. И отражают они ангелов «вокруг Небесного трона». Потому что «ангелы» - это духовные силы, исходящие от Б-га и лежащие в основе физического мира, всех его аспектов. Как говорят мудрецы, «нет в мире ни одной травинки, над которой не стоял бы ангел и не ударял по ней, приговаривая: расти!» Весь физический мир отражает духовный, который лежит в его основе. Вот и четыре ангела – это духовные корни этих людских характеров и настроений.
И располагаются четыре лагеря людских характеров не как угодно, а по четкой системе, в центре которой – Скиния и Небесный трон. Они, разумеется, представляют Самого Б-га.
Это устройство можно понять в свете изречения мудрецов (Таанит 31а): в будущем Всевышний устроит в Эденском саду хоровод праведников, а Он будет сидеть среди них, и каждый будет указывать на него.
У каждого человека свое положение в этом кругу. Он смотрит на центр под своим углом, со своей точки зрения. У каждого свой характер, свое настроение, свое мышление и свой взгляд на центральную Истину. Она одна, но у людей разные взгляды на нее и разные подходы к ее постижению. Б-г один, но существуют разные пути служения Ему и сближения с Ним. По разным радиусам.
Это и символизирует расположение еврейских лагерей по разным сторонам от центральной Скинии. Каждый смотрит на нее со своей стороны света и идет к ней своим путем.
А сама середина обладает уникальным свойством: в ней все должны сойтись вместе. Все пути и подходы, все точки зрения. Маараль (там же, 4) описывает свойства центра круга так: с одной стороны, он отделен от всех точек окружности. Ведь тот, кто в центре, не склоняется ни в какую из сторон: ни вправо, ни влево, ни вперед, ни назад. Но, с другой стороны, он связан со всеми точками окружности по радиусам.
Из центра раскрывается уникальный вид на все точки окружности одновременно. На все стороны дела. На все аспекты Истины. Причем не только на их различия, но и на то, как все они сходятся воедино. Как все вместе образуют общую систему.
С каждой точки зрения может показаться, что она – единственно правильная: ведь я вижу, что именно так выглядит Истина! Те, кто находится, на противоположной стороне круга, описывают ее по-другому?! Они явно заблуждаются или лгут – я же сам вижу!
Но тому, кто в центре, очевидно, что каждая точка зрения является частицей общей Истины. С каждой стороны она видна, да не вся. И только из центра видно, как все на самом деле едино.
А точка зрения соответствует и характеру, она часто влияет на него. Тот, кому везде видятся враги, будет нервным и агрессивным. А тот, кому все представляются друзьями, – спокойным и мирным, но, возможно, слишком мягким и доверчивым. И характер тоже может влиять на точку зрения: один человек по своей природе силен и храбр, поэтому склонен видеть других слабыми и думать, что всех может победить. Это придаст ему решительности, но может сделать и слишком неосторожным и безрассудным. А тот, кто по природе слаб и застенчив, склонен видеть окружающих людей сильными. Это делает его менее решительным, но более осторожным и расчетливым. Расчетливость может быть также результатом более холодного ума и темперамента, а решительность и храбрость – горячего.
Что же лучше? По отдельности – ни то, ни другое. У каждого свои достоинства и недостатки. И так со всеми качествами. Мягкость и строгость. Веселье и печаль. Если все будут печальными, будет плохо, но и если все веселыми – тоже к добру не приведет.
Где же идеал? Там, где все черты собраны воедино, и где все уравновешено. Как пишет Рамбам: «Один человек слишком раздражительный, а другой – вообще не раздражается. Есть тот, кто очень высокого мнения о себе, а есть – очень низкого. А правильный путь – это серединная мера во всех чертах характера, далекая от обеих крайностей. И мудрецы повелели человеку постоянно анализировать свой характер, оценивать его черты и добиваться того, чтобы в каждой придерживаться середины».
Поэтому в вышеприведенном описании круга Маараль пишет, что место праведника – посередине. «Ибо праведник подобен середине: он не сходит с прямой дороги и не склоняется ни к какой крайности».
Другими словами, основное свойство середины – это то, что она золотая. Ни один из тех, кто стоит по сторонам, не идеален и не самодостаточен. У каждого свое отклонение – во всех смыслах. Один слишком в ту сторону, другой – в другую. И только тот, кто находится в центре, уравновешен во всем. Он и является идеальным праведником.
Теперь понятно, зачем Тора занимается статистикой и описывает временное физическое расположение лагерей в пустыне.
На самом деле Тора рисует духовную карту мира.
У каждой души есть в мире свое место. В этом духовном мире есть свои стороны света: духовный запад и духовный восток и т. д. «Западные» души и «восточные». «Западные» и «восточные» наклонности и настроения. И «северные», и «южные».
И географические стороны света, которые на глобусе, вроде бы, относительны, - это всего лишь отражения духовных сторон света, которые весьма даже определены, каждая своим характером и наклонностью. И в духовном мире «японский» характер является «восточным» даже по отношению к американскому, «западному», несмотря на то, что лететь или плыть из Японии в Америку надо в географическом восточном направлении. (Здесь вообще-то идет речь о еврейских характерах, но в этом плане нееврейская «карта» устроена аналогично, а отличается в другом, как еще увидим.)
Является ли эта духовная карта временной?
Конечно, нет. Различия в людских характерах, разные точки зрения и крайности – это вечная тема, актуальная по сей день. Полюбуйтесь на тех, кого в современном мире называют «Западом» и «Востоком». Или на Америку и Россию. Или на разные общественные и политические лагеря внутри любой страны. На «либералов» и «патриотов». На правых и левых.
Ну и конечно, в самом еврейском народе, как говорят, «два еврея – три мнения». А если судить по нашей духовной карте – то все четыре.
Кстати, в Торе эти стороны света имеют также и другие названия, по отношению к человеку, стоящему лицом к восходящему солнцу: восток называется кедем – «перед», юг – ямин, «правый», запад – ахор, «зад», север – смоль, «левый». (Похоже, на «духовной карте мира» наверху не север, а восток.) Вот и имеем своих «правых» и «левых» - а также и «передних», и «задних».
Но тогда возникает противоположный вопрос: раз эти лагеря вечные, почему же они физически располагались вокруг Скинии только временно, тогда, в течение сорокалетнего путешествия по пустыне? Ведь и ангелы на Небесах, которым соответствуют еврейские лагеря, наверно расставлены так всегда.
Ответ дает Шла (гл. Бемидбар): не только в пустыне были четыре лагеря, но и на каждом этапе истории есть в еврейском народе четыре общины, отличающиеся друг от друга теми или иными обычаями. Говоря о своей эпохе, он приводит примеры: евреи Испании (Сфарад), Германии (Ашкеназ), Каталонии, Италии. Это значит, что в нашей эпохе такого типа «лагерями» могут считаться те же ашкеназы и сефарды (изначально сформировавшиеся в Германии и Испании, но потом изгнанные из обеих стран), а также израильские и американские евреи, ну и русские и английские тоже, в придачу с йеменскими и эфиопскими.
Но почему эти группы не расположены в таком же четком порядке, как лагеря в пустыне, по четыре стороны света?
Объясняет «Ор Гедальяу» (рав Гедалья Шор): это изменение соответствует общему изменению метода управления Б-гом мира. В эпоху нашего пребывания в пустыне Б-г совершал открытые чудеса, и Его существование и присутствие было очевидным. После нашего прихода в Землю Израиля Он продолжал творить чудеса и отрываться пророкам, но уже не с той частотой; нам больше приходилось жить по законам природы. Наконец, после изгнания и завершения эпохи пророчества присутствие Б-га стало совсем неочевидным, и многие события, на первый взгляд, происходят «не так, как надо».
Вот и расположение еврейских «лагерей» изменилось аналогичным образом. В пустыне они были расположены четко по сторонам света, и было очевидно, что каждый на своем месте. Прибыв в Землю Израиля, каждое колено получило в надел свой регион по указанию чудесного жребия и пророков (Раши Бемидбар 26:54). Однако такого четкого расположения по четыре стороны света вокруг центра уже не было. Было похожее, но менее четкое. А после того, как евреи были изгнаны из своей страны, этот порядок и вовсе нарушился. Изначальное расположение было организовано по прямым указаниям Б-га пророкам, но теперь эпоха пророчества давно закончилась.
Аналогично изменилась ситуация и в отношении каждого человека. Согласно традиции, в свое время пророки могли посмотреть на человека и с точностью определить его уникальную роль в жизни. Но теперь нет пророков, и подобных точных указаний тоже получить невозможно. И многие люди, на первый взгляд, не реализуются и находятся «не на своем месте».
Другими словами, ранние эпохи истории были временем ясности во всех отношениях. Каждому человеку было очевидно и существование Б-га, и его собственное место в Его мире, и путь к Нему. Но с тех пор все это становится менее и менее ясно. Почему так произошло – другая тема, которую уже немного обсудили. Но, так или иначе, видим, что расположение еврейских лагерей вокруг Скинии – точек зрения вокруг Истины – действительно вечное.
И то, что теперь это расположение менее очевидно, только усиливает чувство каждой стороны, что ее точка зрения – истинная и единственно возможная. Когда Сам Б-г указывает, кому куда встать по разные стороны от Скинии, то очевидно, что она в центре, а остальные – по сторонам, даже если это трудно до конца понять. Но когда Скинии в этом, физическом мире, уже нет, и лагеря тоже не явно располагаются по разные стороны от какого-то центра, то у каждого лагеря сильнее иллюзия, что он и является центральным, а остальные – отклонения от «Истины» в ту или иную сторону.
Вот и имеем то, что имеем.
Конечно, много в мире людей уравновешенных, умеренных в своих взглядах и характерах. Но истинное, абсолютное равновесия праведника, который находится в том центре, в котором была Скиния – сегодня состояние, практически никому не доступное. Ведь для того, чтобы быть в том центре, надо не принадлежать ни к одному из «лагерей», а быть посередине, отделенным от всех и связанным со всеми.
Кто же воистину находился в таком состоянии?
Да и как сформировалась описанная Торой система духовного мира?
Об этом - в следующий раз.
Точнее, через раз. Ибо в следующий раз поговорим о злободневном – беспричинной ненависти – и любви.
Теги: Недельная глава, мировоззрение