Отложить Отложено Подписаться Вы подписаны
На следующем уроке все с нетерпением ждали услышать развязку, получила ли эта женщина деньги для репетитора, или нет.
– Получила, – она сказала с оживлением. – Даже больше, чем ожидала. Нашелся спонсор (разумеется, я не знаю, кто именно), который согласился оплатить занятия с репетитором, столько, сколько сыну необходимо!
Раббанит спросила ее:
– Ну, и как ты себя чувствуешь?
– Скажу честно. Я рада, гора с плеч, но как-то не могу полностью насладиться этой «удачей». Все равно гложет червь, а ведь Б-г мог бы и не дать… Он дал на этот раз, а в будущем может не дать…
– Это правда, Всевышний мог бы и не дать, и в дополнение может многое забрать. Но мы не можем жить в постоянном страхе, в ожидании плохого. На пессимизм и волнения есть противоядие – благодарность за то, что Всевышний нам дает. Мы заканчиваем молитву Шмоне Эсре с Модим, где перечисляем все хорошее, благодарим за все чудеса, которые происходят с нами в каждый момент времени. Это качество нужно в себе развивать, над этим нужно работать. С чего начинать? Каждый день делать список всего хорошего, что есть в нашей жизни, и благодарить Всевышнего за это. Это наполнит чашу благословением и вытеснит все страхи и волнения.
Один бахур-сирота должен быть покинуть ешиву и выйти на работу, чтобы содержать свою мать. Реб Йегуда Зев Сигаль, рош ешива Манчестерской ешивы, зацал, дал ему совет: «Каждый вечер, когда ты молишься Маарив, при словах «за все чудеса, которые происходят с нами каждый день» думай об одном чуде, которое с тобой произошло».
Сегодня этот бахур большой талмид хахам в Лондоне. Он говорит: «На протяжении сорока лет я следую словам моего рош ешивы, и я свидетельствую, что не прошло ни одного дня, чтобы я не благодарил Всевышнего по крайней мере за одно чудо».
***
После этого сменили тему на молитву в Элуль.
Тур пишет: чем больше человек вкладывает себя в молитву в Элуль, тем лучше для него.
Что тут имеется в виду? Может, когда просишь о многом, больше шансов получить хоть что-нибудь?
Один богатый еврей приехал в Мерон молиться на могиле Раби Шимона бар Йохая. Рядом с ним стоял еврей и громко причитал: «Всевышний! Прошу Тебя, дай мне 15000 долларов на свадьбу дочери! Это все, о чем прошу!» Крики мешали богатому еврею концентрироваться на своих просьбах. Он вытащил чековую книжку, выписал чек на 15000 долларов, отдал еврею и сказал: «Вот, возьми деньги и уходи. Не дешеви молитвы других, которые просят о многом».
Есть особенные люди, которые могут долго и проникновенно молиться о нуждах каждого человека в отдельности. Моя подруга рассказывала, как ее бабка каждый день подходила к мезузе, клала на нее руку и молилась за каждого из детей и внуков. Подруга уверена, что вернулась в религию благодаря тем молитвам.
Лично мне трудно просить о многом. Начинаю с одного, а потом думаю, раз я уже прошу, так стоит упомянуть и это, и это, и это. Концентрация рассеивается, воображение начинает рисовать воздушные замки всех удовлетворенных желаний. Почему бы не умножить в десять раз плату за летний лагерь и заодно гардероб сменить, и пол перестелить, и стены побелить... Воображение думает чувствами, не логикой. В воображении трудно разделить главное от второстепенного, и это дешевит молитву. По крайней мере для меня.
Рав Элимелех Бидерман приводит очень интересный ворт. Хасид Реб Яаков Шалом Фронд зацал обратился ко Всевышнему следующими словами: «Я не прошу у Тебя того, чего у Тебя нет. Я прошу у Тебя то, что у Тебя есть. Я не прошу того, что тяжело. Я прошу то, что легко. Даруй нам хороший год».
Что это значит? У Всевышнего может чего-то недоставать? Что-то может быть трудно для Него? Разумеется, у праведника были совершенно другие каванот, о которых Рав Бидерман не пишет, и я не смею догадываться. Я могу только поделиться, какие выводы я сделала для себя.
«Я не прошу у Тебя того, чего нет в Твоем плане для меня, а только то, что Ты решаешь дать мне». Почему об этом нужно просить? Разве это не «дано», разве не гарантировано, что ты получишь то, что уже предопределено? Всевышний вложил молитву в закон природы. Он создал мир, в котором должны шуметь сосны, цвести фруктовые сады и виться виноградники, благоухать розы и расти колючие кактусы в нашей аризонской пустыне. Но земля пустовала, пока Адам не помолился о дожде. Вот мы должны просить получить то, что Он хочет нам дать.
«Я не прошу того, что тяжело, а то, что легко». Не давай мне испытаний, которые трудно пройти, а только те, которые я смогу легко пройти и преуспеть. Не давай мне больших благословений, а только те, которые я смогу оценить и реализовать в полной мере.
Мудрецы говорят, что богатому дается большее испытание, чем бедному. Каждый должен быть щедрым, но богатые должны быть щедрее и мудрее, чтобы правильно распоряжаться деньгами, которые Всевышний вверил им раздавать нуждающимся.
Один бедный еврей пожаловался Реббе Шаяле из Керестира, благословенной памяти, о своей бедности. Реб Шаяле посоветовал ему начать новый бизнес. Он так сделал и разбогател.
Через год он вернулся к Реббе с новой жалобой. Теперь друзья, родственники, даже незнакомые люди приходят к нему и просят деньги. Он сказал: «Они мешают мне жить. Я им ничего не должен. Я не хочу отдавать мои собственные деньги».
Реббе объяснил ему, что, когда Небеса дают кому-то богатство, он становится апотропусом, хранителем этих денег. Реббе сказал: «Зачем еще нужно богатство, кроме как делиться с бедными? Я вижу, что ты не преданный апотропус. Ты не раздаешь деньги, которые принадлежат другим. Мы найдем кого-нибудь другого, более подходящего для этой работы». Еврей забоялся, что потеряет деньги, обещал исправиться. Реббе сказал: «Мы устроим лотерею, чтобы выбрать, кто будет следующим апотропусом Керестира. Если ты сделаешь настоящую тешуву и примешь на себя помогать бедным, ты вытянешь выигрышный билет».
И на самом деле он выиграл.
***
«Дай нам хороший год». В эту короткую фразу можно включить все: и здоровье, и успех в духовном и в материальном, и достаток, и покой на душе, и мир во всем мире. Лично мне легче вкладывать много каванот в короткую фразу, так же как зов шофара включает в себя все.
Ктива вехатима това, да дарует Всевышний всем нам хороший и сладкий год.
P.S. Скорей всего смысл слов Тура в другом: чем больше просишь, тем ближе чувствуешь себя к Дающему. Чем ближе ты себя ощущаешь, тем лучше для тебя.