Отложить Отложено Подписаться Вы подписаны
Продолжая давно начатую тему, коснусь еще одного аспекта изучения Торы. А точнее, ее преподавания. Сразу открою свой тезис: поскольку Тора – не застывшая догма, каждый ее урок должен быть несомненной новостью для слушателя. Ну или ваш "урок", который вы даете, когда сообщаете другому еврею хоть что-то из Торы, даже если это всего лишь несколько слов. В идеале ваш "ученик" должен воскликнут (хотя бы в недрах своей еврейской души): "Ух ты! Какая красивая и умная у нас Тора!"
Впрочем, я согласен с вами, что, если он ничего про себя не воскликнул, все равно польза очевидна: пусть воскликнет в будущем (своего рода запоздалая реакция; а никто и не требует, чтобы он согласился на месте; такова его еврейская природа, дайте ему "посопротивляться", вникнуть глубже и обдумать), ибо вы заложили в нем фундамент, на котором можно строить. Речь идет о вас как о том, кто приближает других к Торе.
Но если ничего нового на нашем с вами уроке нет – то это, извините, пустая трата взаимного времени. Ибо замечено, реакция не бывает нейтральной – она или позитивна, или негативна. В последнем случае с нас спросится – не сколько людей мы привлекли к Торе, а скольких от нее отвадили. Хотя лично у меня есть и в этом утешение: бывают уроки-повторение. Это и называется мишна, возвращение к пройденному материалу. Без этого нет учебы. Первый урок – чтение материала, второй (шейни, мишна) – его изучение.
Итак, любая беседа о Торе, особенно если вы раввин в общине и говорите за Тору, например, в субботу при большом стечении народа – это должно быть тем, о чем каждый из слушателей еще будет вспоминать и удивляться: надо же какие глубины нам показал наш раввин!
И книги должны быть такими же (я о тех, которые мы пишем или читаем), и просто краткое выступление, например, на еврейской свадьбе или на брит-миле, которую устраивает наш друг своему сыну и куда нас пригласили, а мы вдруг набрались духу и решили всех одарить последним хидушем (новостью), который мы выучили накануне на уроке Хумаша, Мишны или Талмуда. Нас похвалят во всех случаях. Но и мы старались. Особенно если взялись вести авторскую колонку на каком-нибудь сайте по Торе.
Народы мира, услышав первый урок Авраама, который рассказал им не просто о Творце, а именно о том, что Творец хочет, чтобы человек – любой человек – любил других людей, были потрясены. Евреи были потрясены призывом Моше скинуть с себя рабство. До этого рабы всех времен и наций покорно тащили на себе свою горькую судьбину. А тут, оказывается, человек доложен быть свободным! Итак, два урока: любить людей и быть свободным. И еще больше евреи воспарили духом и просто поднялись к небесам на крыльях надежды (если такой образ вообще возможен), когда получили Тору на горе Синай, а потом там же стали учениками на уроках Моше. Их потрясение не прошло до сих пор. Три урока: любовь, свобода – и как этого достичь.
Но возвращаюсь к нам с вами. Давайте потрясать друг друга. Не знаю, как другим, а я хочу – если читаю книгу, то чтобы захватывало и тут же появилось желание перечитать вновь, а после чтения – побежать и всем рассказывать. Посмотрите, как здорово, посмотрите, насколько мудро, это же про нас с вами!
И самое главное – и для этого я затеял весь этот краткий пост, – чтобы любая фраза любого еврея, обращенная ко мне, была такой, чтобы мне хотелось общаться с этим евреем, делать с ним общие дела, вместе учиться. С любым евреем. Любая фраза. В том числе и моя, сказанное ему.
А уж совсем по самому большому счету: как прекрасен мир, в котором каждое слово, сказанное мужем жене, или женой мужу, или ими обоими – их детям, или внукам, или соседям, или кому угодно другому – было бы радостью, любовью и истинным удовольствием. Жизнь коротка, так стоит ли растрачивать ее на ворчание, ссоры, взаимные претензии, на все, без чего можно обойтись, ибо не для этого же мы, евреи, родились.
Любовь, свобода и Тора как средство их достижения.
Знаю, что пост мало информативен. Но до месяца тишри совсем немного – и я, поверьте, старался.
Теги: Мусар, Беллетриза, Учёба, Тишри