Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch

Подруга юности (1)

Отложить Отложено

(Санедрин,24,1)

 

«Сказал раби Элиэзер: всякий, кто разводится с первой женой – даже жертвенник испускает по нему слёзы, как сказано /Малахи, 2, 13/: «И вот второе, что вы сделаете, – покрывает жертвенник Всевышнего влага от слёз и стенаний, ибо нет более стремления к дару вашему, и нет желания принимать из рук ваших, – и скажете вы: за что? – За то, что свидетельствовал Г-сподь между тобой и супругой юности твоей, которую ты предал, а она подруга твоя, жена Завета твоего….»

 

Какое отношение имеет жертвенник к разводу? Прямая связь существует: развод уменьшает поток особых жертв, приносимых женщиной по окончании месячных и родовых циклов.

 

Связь более возвышенная в том, что Адам и Хава – первые супруги – были сотворены одной плотью с двумя сущностями – мужской и женской. Материал для создания их общей физической оболочки был взят из того места, где впоследствии воздвигли жертвенник. Предающий подругу юности, расстающийся с нею – нарушает эту мистическую связь, как бы повреждая основания жертвенника, из которого мужчина и женщина были сотворены изначально…[1]

Существенно в этом ещё и то, что сам Всевышний свидетельствует: наиболее распространённый повод для развода – подозрение в измене, - как правило, надуман и ложен.[2]

 

«Не умирает у человека жена до тех пор, пока не попросят что-либо из имущества мужа, и не окажется у него…»

 

Если муж что-либо обещал, но при наступлении времени исполнения, в руках нужного не оказывается, опасность грозит жене. Другими словами, наказанием за нарушение обета является вдовство. Это касается даже ситуации, когда не во власти человека было исполнить обещанное – наказание остаётся столь же суровым.

Сказанное относится и к исполнению обета позже назначенного срока /Рахель, жена Якова – нашего праотца умерла именно по этой причине/[3]

 

На первый взгляд,, замечает Бен Йеоядо, кажется, что смерть жены вовсе не является наказанием, – наоборот, всё выглядит так, что муж от этого только выйграет: возьмёт себе другую жену моложе, да красивей, и будет себе «жизнью наслаждаться». Да и материально «не пострадает» .– Ведь муж - единоличный наследник жены. Ну и приданное от новой жены возьмёт – какое уж тут наказание – «сплошные выгоды»!

 

Но человеку, рассчитывавшему на это, не стоит обольщаться столь «радужными» перспективами, С Небес, послав наказание, позаботятся, чтобы не было у новоявленного вдовца возможности выбрать жену по своему вкусу. За хорошую партию потребуют немалый куш, а у него не окажется. – Вот будет вынужден взять женщину победнее, некрасивую, а ещё и с характером неуживчивым.

 

И окажется «хитрец» в большом накладе, ибо поменяли ему «корову на осла», и не раз  пожалеет, и ещё много раз оплачет жену своих юных лет…

 

И сказал раби Йоханан: человек, при жизни которого умерла первая жена подобен перенесшему разрушение Храма, как сказано/Йехезкель,24/: «Сын человеческий! Вот я забираю от тебя…усладу очей твоих, и не будешь скорбеть, и не заплачешь, и не прольётся слеза твоя?..»

 

Это, говорится в книге «Аавас Эйтан», подобно написанному в Иерусалимском Талмуде /Ктубос/:

 

«Один месяц будут в Леваноне, и два месяца в Доме Его…». Сказал раби Авау: это учит, что более, чем строительство Храма для Святого, Благословен Он, любима заповедь «плодитесь и размножайтесь», а ведь главная роль в этой заповеди принадлежит именно первой жене. И сказали также, что «жертвенник источает слёзы» по разводящемуся с первой женой – ведь это препятствует установлению Шехины /Б-жественного присутствия/

 

Почему смерть первой жены уподобляется разрушению Храма? – Когда Храм сверкает своим великолепием, всем видна нерушимая связь между народом Израиля и его Б-гом, подобно привязанности мужа и жены, но если Храм разрушен – видимая связь исчезает, происходит как бы разрыв, подобно тому, как жена, умирая, оставляет дом своего супруга…[4]

 

Кроме того, уподобление это связано с тем, что скорбь о других родственниках ограничена: с течением времени память об умершем уходит из сердца близких. Более того, бывают потери восполнимые, подобно истории с Йовом, которому Всевышний подарил сыновей в числе вдвое большем тех, что погибли.

Но первая жена не может быть заменена. Эту потерю нельзя ни возместить, ни возвратить, как сказано дальше в Гемаре: «всему есть замена, кроме супруги юности...»

 

Потеряв первую жену, человек не способен более отыскать в себе того особого чувства гармонии в отношение другой женщины, которое испытывал при жизни первой жены – старая скорбь его, подобно осознанию разрушенного Храма, следует за человеком всю его оставшуюся жизнь…[5]

 

Жена, «акерет а-байт» – основание еврейского дома, а ведь само слово «дом» - синоним женщины в Святом языке, и со дня разрушения Храма было постановлено на Небесах, что «дома праведников искупают» евреев.

 

Другими словами, пока существовал Храм, – жертвенник служил средством духовного очищения человека, теперь же – накрытый стол, символ благополучного дома – искупление его, в точности соответствуя приведённому подобию, как сказано: «Покрывало соскальзывает с него, мир меркнет…» - и это в равной степени относится и к смерти первой жены, и к разрушению Храма…[6]

 

Связь между мужем и женой подобно Храму, но подобие это верно в отношении именно первой жены. Намёк на это содержится в Имени Всевышнего, образующегося из букв слов «муж» и «жена», и объединение этих слов – является как бы вместилищем Б-жественного Присутствия – подобно Храму, со смертью жены – разрушается Святилище…

 

Кроме того, человек был сотворён с двумя сущностями – мужской и женской в одном лице, каждая из которых имела свой собственный импульс Творения («двумя руками»). Те же сущности заключены и в Храме – со смертью жены уничтожается изначальное духовное единение, и это похоже на разрушение Храма…[7]

 


 

 

[1]Эц Йосеф

 

[2]Бен Йеоядо

 

[3]РаШИ

 

[4]Бен Йеоядо

 

[5]Мааршо

 

[6]Июн Яков

 

[7]Маараль из Праги

Теги: Еврейство, Крупинки из Талмуда