Отложить Отложено Подписаться Вы подписаны
С Десятью египетскими казнями связан один из самых известных споров в еврейской мысли. Рамбам в "Законах тшувы" устанавливает, что, поскольку человек обладает полной свободой выбора между добром и злом и Б-г не решает за него, как поступить, то каждый несёт полную ответственность за свои поступки. И если он жил неправильно, согрешил, необходимо раскаяться, просить у Всевышнего прощения и принять решение, и пообещать больше так не делать.
В Торе есть несколько мест, которые, на первый взгляд, противоречат этому принципу. Их приводит сам Рамбам. Одно из них в Книге Берейшит, в главе Лех леха. Аврааму при заключении Союза между рассечёнными тушами сказано: "Пришельцами будут потомки твои в земле не своей, и поработят их, и будут угнетать их четыреста лет. Но и над народом, которому они служить будут, произведу Я суд, а после они выйдут с большим имуществом".
Спрашивается, за что же тогда египтяне были наказаны, ведь они выполняли предопределение Творца, сказанное задолго до того, как первый еврей оказался в Египте? Рамбам объясняет, что предопределение касалось Египта, именно в этой стране евреи будут рабами. Но каждый египтянин был совершенно свободен в своём выборе и мог бы не издеваться над евреем. Они получили наказание за то, что порабощали евреев с жестокостью и истязали их.
Это объяснение вызывает законный вопрос, ведь если бы каждый египтянин захотел быть праведником и не угнетать евреев, пользуясь свободой выбора, о которой говорит Рамбам, как бы вообще осуществилось Б-жественное предопределение?
В силу этого вопроса: главный оппонент Рамбама Раавад отвергает это объяснение и предлагает свое. Он выдвигает три объяснения. Первое: когда одна сторона побеждает в войне другую, это не всегда означает, что она праведнее в глазах Творца. Иногда Он использует злодеев как палку для наказания других, а после того карает самих исполнителей. Египтяне были злодеями сами по себе и заслуживали кары. Всевышний использовал их для выполнения предопределения о порабощении евреев, после чего наказал их по заслугам. Второе: фараон заслуживал отдельной кары за то, что посмел перечить Творцу и имел наглость заявить: "Кто это Ашем, чтобы я Его послушал?". Третье объяснение, которое разделяет также Рамбан. Держа у себя в рабстве евреев, египтяне действительно выполняли предопределение Свыше. Но в обязанность порабощать не входит необходимость издеваться, изводить морально и физически непосильной работой, убивать детей. За это "превышение меры" они были по справедливости наказаны.
Если подумать, это последнее объяснение вызывает новые вопросы. Во-первых, как египтяне могли бы узнать эту меру, если бы хотели действительно выполнить волю Творца, они что получили откровение и точную инструкцию Свыше, что делать, а что нет? Во-вторых, согласно этому объяснению, Египет был наказан за превышение меры, добавку, а не за само порабощение. Но ничего этого мы не находим в Торе, из её текста и изречений наших мудрецов мы видим, что египтяне получили наказание за всё.
Чтобы разобраться в этих вопросах, написано много книг. Я приведу ещё два объяснения. Рабби Леви Ицхак из Бердичева זצק''ל זי''ע приводит аллегорию. Царь нанял воспитателя сыну и дал ему самые широкие полномочия для того, чтобы он хорошо воспитал принца, даже разрешил его бить, если надо. Но воспитатель оказался пьяницей и мерзавцем. Он прогуливал и пропивал своё жалование и не обращал никакого внимания на воспитание принца. Вместо этого он спьяну бил его каждый раз, когда тот ему попадался. Когда царь узнал об этом, он сурово наказал этого "учителя" за всё, в том числе и за эти побои. Так как именно превышение полномочий и показывает истинное лицо этого "воспитателя". Как галут в Египте, так и сегодняшний галут, говорит рабби Леви Ицхак, не воспитывает евреев, а наоборот, их портит. Поэтому Всевышний просто обязан его прекратить, и наказать этих "воспитателей"!
Святой Ор Ахаим говорит, что весь вопрос не имеет смысла. Как и тогда в Египте, так и сегодня евреев ненавидят, преследуют и угнетают только из ненависти к Творцу, Который связал Себя с нами. Поэтому никакого оправдания в том, что они, якобы, выполняют заповедь, у народов мира не может быть.
"И была тьма… во всей земле египетской,.. а у сынов Израиля был свет в их жилищах". Ор Ахаим объясняет, что это был "скрытый свет", тот самый свет, который был сотворён в первый день Творения и позже сокрыт для праведников. Рабби Пинхас из Корицы זצק''ל זי''ע объясняет, что этот же свет был тьмой для Египта. Клипа не может вынести света святости, он ее слепит. Так же и в физическом мире: нечистая сила видит только ночью, но днем ее слепит яркий свет, происходящий из Ган Эдена. Почему этот свет раскрылся именно в Египте? Дело в том, что он присутствует скрыто во всех бедах и даже в самой большой тьме он сокрыт. Евреи в Египте приближались к 49 ступени нечистоты, и именно там им открылся этот свет. Всё в нашей жизни зависит от этого света, без него мир просто не мог бы существовать, как говорит Зоар. Заработок тоже зависит от этого света. Поэтому и в вопросах парнасы необходимо вести себя скромно и не выставлять своё богатство на показ.
Два вида животных отличились во время Десяти Казней и получили особую плату от Всевышнего. Это лягушка и собака. Мидраш рассказывает, что лягушки, выполняя мицву, прыгали даже в печной огонь в домах египтян. Всевышний отплатил им тем, что они остались живы. Собаки заслужили награду тем, что по велению Творца не лаяли в ночь Казни первенцев -- "а у сынов Израиля не пошевелит собака языком». С той поры берет свое начало мицва «невейлу» -- некошерное мясо отдать собаке. Почему награда у собаки больше и к тому же на все времена, ведь и сегодня пёс на улице получает свой кусок в заслугу того, что его дед отличился в древнем Египте? Легче прыгнуть в огонь, чем закрыть рот, когда очень хочется лаять ( рабби Дувид из Тольно זצק''ל זי''ע).…
Из рассказов о праведниках
Рабби Лейб Сурес זצק''ל זי''ע был учеником Баал Шем Това זצק''ל זי''ע, а впоследствии учился у Магида из Межерич זצק''ל זי''ע. Имя получил по имени своей матери рабанит Суры. Он поддерживал "нистарим" – скрытых праведников, которые под видом сапожников, мелких торговцев, извозчиков жили в еврейских местечках, помогая неимущим, направляя и обучая их. Когда-то, до своего раскрытия, союз нистрим возглавлял ещё Баал Шем Тов, от него эту работу унаследовал рабби Лейб Сурес. Был он известен и тем, что много общался с властями: аристократами, министрами и прочими сильными мира сего. Он приходил к ним уговаривать, а иногда и требовать отменить их указы против евреев. Рабби Лейб Сурес прославился своим "поединком" с упрямым австрийским императором, к которому он приходил и требовал, как в своё время Моше Рабейну от фараона, отменить антиеврейские указы. Однажды рабби Лейба Суреса встретил рабби Яков Шимшон из Шепетовки זצק''ל זי''ע и спросил его, что слышно там, у властей. Рабби Лейб Сурес рассказал, что недавно было очередное заседание по еврейскому вопросу, на котором один вельможа сказал, что все их обсуждения впустую. Уже много раз они принимали различные решения, и каждый раз евреям удавалось их отменить. Даже самые секретные вещи почему-то становятся известны евреям. Участники заседания решили, что, наверное, дело в том, что написано в Коэлет: "…ибо птица небесная донесёт твою речь," – любое сказанное слово, в конце концов, выходит наружу и становится известно. Поэтому они договорились все обсуждения по еврейскому вопросу вести только молча, обмениваясь мнением и вынося постановления в письменном виде, не произнося ни звука, в надежде, что так их злодейские указы останутся в секрете до поры до времени. "Что же делать, - забеспокоился рабби Яков Шимшон, - ведь если мы не будем знать об их решениях вовремя, мы не сможем просить у Всевышнего милосердия, чтобы их отменить?!" "Не беда, - сказал рабби Лейб Сурес, - у них всё равно ничего не выйдет, они забыли продолжение того пасука: "…и крылатая перескажет слово" – даже слово написанное всё равно станет известно, и все их указы пропадут даром".
Агит Шабос, Яков Доктор.
*** По поступившим просьбам. Есть сегула на заработок от рабби Менахема Мендела из Риманова זצק''ל זי''ע . На следующей неделе, в йом шлиши главы «Бешалах», нужно произнести отрывок текста «о мане» -- дважды на иврите и один раз -- в переводе Онкелоса (Книга «Шмот», 16: 4-17).
Теги: Недельная глава, хасидские истории