Из цикла «Дерех эрец», темы: Скромность в поведении, Доброта, Дерех Эрец, Шауль Вагшал, Смирение, Любовь к ближнему, Отношения между людьми
Подчинять свои желания желаниям и нуждам других людей
Причина отчуждения и разногласий между людьми состоит в том, что человеку тяжело принимать мнения других людей и примиряться с ними. Поэтому тот, кто уступает и принимает точку зрения других, приносит мир в отношения между людьми. Вот что говорится об этом в трактате Дерех эрец зута (гл. 1):
«Подчиняй свои желания желаниям и нуждам других. Так поступила Рахель, когда она передала Лее условные знаки, при помощи которых Яаков должен был узнать, что ему отдана в жены Рахель, а не какая-то другая девушка (см. Раши к Берешит 29:25). И так же поступал Давид по отношению к царю Шаулю (который преследовал Давида, и тот имел право убить его, защищая себя, но не делал этого, даже когда Шауль был у него в руках, из уважения к царскому достоинству Шауля. — Прим. перев.).
И так же советует Рош в Орхотхаим (на день 6-й, 119): “Не будь упрямцем, всегда отказывающим жителям своего города в их просьбах, и подчиняй свои желания их желаниям”.»
И так же тана (мудрец эпохи Мишны) раби Йосе говорил: «Никогда в своей жизни не преступал я сказанного товарищами моими» (Шабат 118б).
По сути, невозможно жить так, не воспитав в себе скромности. И действительно, предупреждают нас мудрецы наши, что следует вести себя по всем правилам скромности, как сказано в трактате Дерех эрец зута (гл.1): «Будь подобен порогу (дома), который все топчут ногами; будь, как низко вбитый гвоздь, на который все вешают» (другими словами, сносите терпеливо, когда другие обращаются с вами так, как будто вы — ничто).
И еще пишет Дерех эрец зута (гл. 3): «Будь скромен перед всеми, а перед своими домашними — особенно… И будь, как порог дома, который топчут многие люди, — но приходит однажды день, когда весь дом рушится, а порог остается».
Тот, в ком есть это качество (скромность), никогда не затронет честь другого человека, ибо цель его — удовлетворять желания и нужды других людей.
Воззрения и мнения людей неодинаковы
Свои действия мы должны согласовывать с мнениями людей. Однако достичь этого чрезвычайно трудно. Сказали наши мудрецы: «Как неодинаковы лица людей, так неодинаковы их взгляды и мнения»; и если это так, как же можно добиться полного согласия всех людей? Также и в мидраше (Танхума,Пинхас) говорится о молитве Моше: «Да назначит Г-сподь, Б-г душ всех людей, мужа над этой общиной…» (Бемидбар 27:16), — Моше молился о том, чтобы на его место был назначен человек, у которого хватало бы терпения на каждого еврея безотносительно к его мнениям и взглядам. Ялкут разъясняет: Моше просил, чтобы у этого человека была душа, способная «вместить в себя» души всех шестисот тысяч евреев, чтобы мог он говорить соответственно разумению каждого собеседника. И заключает Ялкут, что только царь Машиах будет способен на это.
Один из ришоним (мудрецов эпохи XI–XV вв.) поясняет, что мудрецы наши именно потому и говорят о различии разных людей во взглядах и мнениях, что хотят научить нас принимать другого человека с терпением и пониманием. Ибо реальность такова, что каждый видит мир по-своему, и человеческую природу изменить невозможно.
Скромность — ключ к дерех эрец
Пишет мидраш: «Весь мир должен учиться дерех эрец у нашего учителя Моше. Он не сказал Йеошуа: “Выбери мне людей” (для войны с Амалеком), а сказал: “Выбери нам людей” (Шмот 17:9), приравняв тем Йеошуа к себе». И далее продолжает мидраш: «Откуда мы учим, что должны быть дороги человеку честь и достоинство товарища, как честь и достоинство его учителя? Сказал Аарон Моше: “Прошу тебя, господин мой…” (Бемидбар 12:11). Хотя Аарон был старше Моше, он обратился к нему со словами “господин мой”, как к своему учителю!» (Ялкут, Шмот 264).
Единственный способ завоевать расположение людей — быть скромным. Об этом сказал царь Шломо: «…смиренным дает милость» (в глазах людей) (Мишлей 3:34). Скромность приносит много добрых плодов:
— скромный человек проявляет терпение к другим, и это помогает установить мир;
— тот, кто держится скромно, успокаивает тем гнев других, обращенный на него;
— у скромного человека много помощников.
Спросили одного из праведных людей: Чем удалось вам заслужить любовь многих людей? Ответил он: О каждом, кого я видел, я думал, что он лучше меня (Орхот цадиким, Шаар ацниют).
Почему же скромный человек столь желанен окружающим? Потому, что совместное пребывание и общение с ним доставляет удовольствие. Людям нравится, что он не сердится, не затевает ссор, и все проблемы решаются тихо и спокойно (Месилат ешарим гл. 22).
с разрешения издательства Швут Ами
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Глава Ноах
Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»
Поколение потопа совершало как мелкие, так и крупные грехи. Но Всевышний, обладая долготерпением, прощал им прегрешения... до определенного момента.
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
У мира есть несколько стадий. Поколение, жившее до потопа, тратило время на недостойное поведение.
Переводчик Виктория Ходосевич
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Знаете ли вы, что у Ноаха было два имени? Известны ли вам подробности его рождения? Биография праведника и строителя ковчега.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сборник мидрашей на недельную главу.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Устная Тора о первой главе Пятикнижия.
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Рав Захария Матитьяу
Майсы
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Рав Цви Вассерман
Рош Ашана уникален, потому что характеризуется не тем, что мы получаем от этого праздника, а тем, что мы отдаем.
Саба из Новардока,
из цикла «Уровень человека»
Несмотря на то, что Ноах был праведным в своем поколении, он не достиг духовной цельности. При этом Ноах верил во Всевышнего и не обращал внимания на скепсис современников.