Из цикла «Дерех эрец», темы: Обида, Цдака, Хесед, Дерех Эрец, Шауль Вагшал, Любовь к ближнему, Отношения между людьми
Встречать каждого приветливо
«Следует встречать каждого человека приветливо». Что это значит? Даже если осыпал его с головы до ног самыми дорогими подарками, но был при этом хмур и неприветлив, — как будто не дал ничего. Но тот, кто принял ближнего сердечно и приветливо, даже если ничего не дал ему, — как будто одарил его самым дорогим, что есть в мире!» (Авот дераби Натан 13:4). И еще сказано там же: «Принимай каждого человека с радостью» (3:12). Разъяснял Рамбам, что радость, которую мы выказываем, встречая ближнего, — это еще нечто большее, чем простая «приветливость»…
Поэтому, прежде чем заговорить с ближним или даже при случайной встрече на улице, следует принять его приветливо.
Необходимо знать, что приветливое выражение лица может оказать даже большее воздействие на другого человека, чем хорошо продуманная беседа (или какое угодно другое действие) с выражением холодности на лице. Дело в том, что люди судят об отношении к ним других людей прежде всего по выражению лица, которое «говорит само за себя»!
Лицо каждого человека может принимать десятки различных выражений: от радости до печали и «черной меланхолии». И, поскольку каждый из нас очень чувствителен к выражению лица других людей, следует остерегаться и не показывать себя хмурым, неприветливым, в дурном расположении духа. Ибо окружающие могут по ошибке принять это на свой счет. Тот, кто не знает этого секрета, может невольно ввести другого человека в заблуждение и причинить ему ненужную боль.
Приветливое выражение лица укрепляет любовь
Так написано в книге Орхот цадиким (Шаар аава): «Встречая всех приветливо и радостно, каждый из нас делает доброе дело и приобретает себе множество друзей. Счастлив тот, кто удостоится этого!»
Подобным же образом объясняли благословенной памяти наши мудрецы стих Торы «Красны очи от вина и белы зубы от молока» (Берешит 49:12): Улыбающийся ближнему (на это намекают слова «белы зубы») делает для него больше, чем поящий его молоком (Ктубот 111б).
Учитель по отношению к ученикам
Тот, кто обучает других (безразлично, в хедере или в ешиве для взрослых), преуспеет больше, если он найдет в себе силы постоянно демонстрировать своим ученикам любовь и доброжелательность. И так сказали об этом благословенной памяти наши мудрецы: Если ты видишь ученика, для которого учение тверже железа, знай, что причина тому — его учитель, не выказывающий ему приязни (Таанит 8а).
Давать цдаку с приветливым выражением лица
Написано в Шульхан арухе, что давать цдаку необходимо с приветливым выражением лица, с радостью и добросердечием. Следует проявить сочувствие бедному и нуждающемуся в его горе и сказать ему слова утешения (и не поступать подобно тому, кто дает и рад, что отделался); тот же, кто дает цдаку с лицом хмурым и неприветливым, теряет заслугу исполнения заповеди (Йоре дэа 249:3). Наши мудрецы не пожалели слов, описывая также и награду того, кто утешает бедного мягким и дружеским словом, поскольку подобное доброе дело — это тоже проявление дружелюбия и сердечности, преследующее ту же цель: порадовать сердце ближнего. Сказали они: Тот, кто дает пруту (мелкую монету) бедному, благословляется шестью благословениями, а тот, кто утешает его словом, — одиннадцатью, как сказано у пророка: «И отдашь голодному душу свою» (Йешаяу 58:10), и это — утешение словом (Раши), «…и душу измученную насытишь» (там же). И вот эти благословения (там же, далее):1) «…тогда засияет во тьме свет твой»; 2) «…и мрак твой станет как полдень»; 3) «И будет водить тебя Г-сподь всегда»; 4) «…и насыщать в засуху душу твою»; 5) «…и кости твои укрепит»; 6) «…и будешь ты как сад орошенный»; 7) «…и как источник, что не иссякает»; 8) «И застроят потомки твои развалины вековые»; 9) «…основы минувших времен восстановишь»; 10) «…и будешь назван восстановителем разрушенного»; 11) «…восстановляющим пути, чтобы продолжалась жизнь» (будешь тем, кто возвращает грешника на пути Торы — Таргум). Сколь же многого достигаем мы на пути этом — говоря ближнему слова любви и утешения!
Быть мягким, как травинка
Должен человек всегда быть мягким, как травинка, а не жестким и несгибаемым, подобно кедру (Таанит 20б), и потому следует говорить с людьми мягко и сердечно.
Даже если собеседник вызывает гнев и раздражение, не следует отвечать резко. Когда Рахель, страдавшая от своей бездетности, сказала Яакову: «Дай мне детей…», тот ответил ей в гневе: «Разве я на месте Б-га, лишившего тебя плода чрева?» (Берешит 30:1,2). Пишет об этом мидраш: «Разве так разговаривают со страждущими? Клятва Всевышнего, что будут сыновья твои стоять перед ее сыном!» (Намек на то, что в будущем сыны Яакова от Леи предстанут перед Йосефом и окажутся в полной его власти.) (Мидраш раба 71:6)
И более всего следует остерегаться, чтобы не проявлять к людям высокомерия и бесчувственности. Талмуд рассказывает, как один видный мудрец Торы, вернувшись от своего учителя, поддался чувству гордости от успехов в учении и из-за этого не ответил на приветствие какого-то простого еврея, пренебрег его достоинством. В конце концов, пришлось ему просить прощения у обиженного, и он извлек из этого урок: будь мягким, как травинка! (Таанит 20б)
Приветствовать каждого первым
Сказали благословенной памяти наши мудрецы, что следует каждому человеку умножать и поддерживать мир со всеми людьми: братьями, родными и вообще со всяким человеком, даже с неевреем, встреченным на улице. О раби Йоханане бен Закае рассказывают, что за всю его жизнь ни один человек не опередил его в приветствии, и даже нееврей, встреченный на улице (Брахот 17б). Этот рассказ интересен для нас тем, что, как известно, раби Йоханан бен Закай ни разу в своей жизни не прошел четырех локтей (шагов) без Торы и тфилин, всегда был полностью погружен в Тору; и тем не менее он постановил для самого себя, что, когда он идет по улице и встречает людей, на нем лежит обязанность умножать и поддерживать мир между людьми. Поэтому он всегда приветствовал их первым.
А Маараль писал, что следует приветствовать первым даже злодея и нечестивца, ибо, если этого не делать, тот решит, что к нему относятся с пренебрежением, и что таков путь Торы — пренебрегать простыми людьми. А это — осквернение Имени Всевышнего.
Тот, кто не ответил на приветствие другого еврея, называется грабителем (Брахот 6б).
Приветствовать гостя первым
Издревле принято у евреев встречать приходящего в город гостя приветствием «шалом алейхем — мир вам». Это является частью общего правила, о котором говорили благословенной памяти наши мудрецы: приветствовать всякого человека первым, как сказано: «…желай мира и стремись к нему» (Теилим 34:15). Таким образом мы ободряем и поддерживаем гостя, показываем, что принимаем его с радостью и желанием. Очень важно воспитывать в той же традиции — приветствовать людей словами «мир вам» — также и молодое поколение.
О степени важности приветствия можно судить из закона Торы, позволяющего прервать чтение молитвы Шма, Исраэль, чтобы ответить на приветствие любого другого человека — всякого, а не только важного или того, кого боишься (Орах хаим 66:1). Важность приветствия «мир вам» видна также из того, что написано в Талмуде: Тот, кто увидел во сне, что ему делают нидуй (процедуру отлучения от общины; это считается дурным знаком), должен собрать наутро десять мудрецов Торы, чтобы отменить нидуй. Если это невозможно, то он должен выйти на перекресток дорог и приветствовать там всех проходящих (Недарим 8а). Объясняет Ран (один из комментаторов Талмуда), что приветствия, которые он будет получать в ответ, станут для него защитой от тех мук и горестей, которые могут придти вслед за дурным сном. Из этого следует, что приветствующий других выигрывает также и сам, ибо ответные приветствия становятся ему защитой от бед и мучений.
с разрешения издательства Швут Ами
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава Хаей Сара
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Авраам исполняет завет Творца и идет в незнакомом ему направлении. Ханаан стал отправной точкой для распространения веры в Одного Б-га.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Авраам хотел достичь совершенства в любви к Ашему
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Что общего между контрабандистами и родителями, которые обеспокоены поведением взрослого сына? Истории по теме недельной главы Торы.
Рав Элияу Левин
О кашруте. «Чем это еда заслужила столь пристальное внимание иудаизма?»
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Авраам отделяется от Лота. К нему возвращается пророческая сила. Лота захватывают в плен, и праотец спешит ему на помощь.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Авраму было уже семьдесят пять лет
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Праотец Авраам стал светом, которым Творец удостоил этот мир. Биография праотца в призме слов Торы.
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Сара умирает. Авраам не перестает распространять веру в Б-га и отправляет Ицхака в ешиву.
Батшева Эскин
После недавнего визита президента Израиля Реувена Ривлина в США израильскую и американскую прессу облетела сенсационная фотография, на которой Президент США Джо Байден в Овальном кабинете Белого Дома стоит перед израильским президентом на коленях
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сатан, огорченный тем, что не смог одержать победу ни над Авраамом, ни над Ицхаком, появился теперь перед Сарой.
Рав Йосеф Б. Соловейчик
Мы все члены Завета, который Б-г установил с Авраамом.