Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
«Человек может ревновать ко всем, кроме своего ребёнка и ученика»Вавилонский Талмуд, трактат Санедрин 105 б
Избранные главы из книги рава Шауля Вагшала «Будьте добры!»

Основа гмилут хасадим (важнейшего правила праведности — делать добро ближнему) состоит в том, чтобы исполнять желания других людей и приносить им удовлетворение.

Об этом же пишет Месилат ешарим (гл. 19): «Каждый человек должен стремиться сделать для ближнего все, что в его силах, чтобы доставить ему удовольствие и душевный покой, в том, что касается уважительного отношения к нему, и во всех других делах. Всякое дело, о котором знает человек, что, сделав его, доставит удовольствие товарищу, — праведный человек обязан сделать».

И вот важный принцип гмилут хасадим: идти навстречу желаниям всех людей. Недостаточно одного только общего стремления делать добро; необходимо еще стараться предугадать желания ближнего, понять, что могло бы доставить ему удовольствие. Для этого нужно немало мудрости, ибо взгляды и мнения людей различны, и то, что хорошо и правильно в глазах одного, может оказаться неприемлемым для другого.

Этот принцип мы выводим из Талмуда. Сказал раби Элазар: Вознаграждаема цдака (подаяние нуждающемуся; имеется в виду вознаграждение с Небес дающему) в той мере, в какой был в ней хесед (усилие и старание дающего) (Сукка 49б). Объясняет Раши, что деньги, переданные бедному, называются здесь цдака, а то, что дающий утруждает себя, стараясь, чтобы бедный извлек из полученного максимальную пользу для себя, называется хесед. Например, дающий сам приносит деньги бедному домой, или дает готовый выпеченный хлеб, или одежду… То есть, заключает Раши, все внимание и забота дающего направлены на истинное благо бедного.

Совершенно ясно: секрет успеха в добрых делах в том, чтобы направить внимание и заботу на пользу ближнему (другими словами, узнать желания и потребности нуждающегося и удовлетворить их).

Рассказывают, что однажды один из учеников благословенной памяти раби Исраэля Салантера жаловался ему, что он очень старается делать хесед своей жене, но это плохо удается. Ответил ему раби Исраэль: Знай, что хесед, который ты ей делаешь, измеряется не твоими оценками, что хорошо для нее и чего ей недостает, а ее оценками, что хорошо для нее и чего ей недостает!

Ответ раби Исраэля, несомненно, точно попадает в цель!

Из всего сказанного следует, что если, к примеру, кто-то дал нуждающемуся одежду, а тому не понравился ее цвет, и он остался недоволен, то дающий просто выбросил свои деньги. И он не должен думать, что получатель, по крайней мере, обязан сказать ему слова благодарности и изъявить свою признательность. Ибо, поскольку учили нас мудрецы наши, что цдака ценится в той мере, в какой был в ней хесед, а тот, кто подарил нуждающемуся одежду, не удовлетворил его желаний и не порадовал его сердца, — он, как говорят, «нырнул в бурные воды и вернулся с глиняным черепком в руках». Хуже того, он, по сути дела, причинил получателю чувство горечи и неудовлетворения, и, если это так, почему же тот должен его благодарить? (Несомненно, если у получателя подарка хватит на то душевных сил, он должен перебороть в себе чувство разочарования, встретить подарок сердечно и приветливо и тем сделать хесед дарящему. Однако требовать этого дарящий, как нам кажется, не имеет права).

Приведем еще один пример на эту тему (Авот дераби Натан 48:1). Раби Шимон бар Йохай пришел навестить одного больного проказой, который тяжело страдал и из-за этого проклинал Имя Всевышнего, упаси Б-же. Раби Шимон бар Йохай упрекнул его. Тот ответил: «Да будет воля Небес, чтобы моя болезнь перешла на тебя». Раби Яабец объясняет: Причиной проклятия было то, что раби Шимон бар Йохай пытался умиротворить больного в минуту гнева, а ведь мудрецы наши предупреждали, что не следует делать этого, — даже с самыми чистыми намерениями, на благо умиротворяемому. Однако, как мы видим, в отношениях между человеком и ближним одних только благих намерений недостаточно…

с разрешения издательства Швут Ами

Сделать пожертвование на странице Хесед


В рамках еврейской традиции бизнес всегда подлежал регулированию и обязан был «играть» по правилам, установленным в Алахе (Еврейском законе). Читать дальше

Тора и бизнес. Запрет обмана

Рав Шауль Вагшал,
из цикла «Тора и Бизнес»

Предприниматель не должен утаивать правду от клиента. Например, перемешивать качественные и некачественные товары, выставлять напоказ высококачественную продукцию и утаивать низкокачественную или перепродавать другим вещи, возвращенные из-за дефектов.

Этер-иска

Толдот Йешурун

Запрещено ссужать деньги под проценты. Как же быть бизнесменам, которые ведут деятельность в русле мировой экономики? Еврейский закон предлагает путь заключения особого договора Этер-иска

Ограничения конкуренции в бизнесе

Рав Йеуда Фруман

Сущность конфликта между кредиторами, одалживающими деньги. Люди не обязаны терпеть убытки из-за действий конкурентов.

Недельная глава Беар

Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»

Недельная глава Беар в основном посвящена владению землей и рабами в Эрец Исраэль, то есть, законам о выкупе земли и еврейских рабов и законам года отдыха земли: шмита и йовель.

Тора и бизнес. Заповедь давать в долг

Рав Шауль Вагшал,
из цикла «Тора и Бизнес»

Обязанность давать в долг не является универсальной. Если заимодавец уверен, что вторая сторона не вернет одолженные деньги, он не обязан рисковать своим имуществом. Тем не менее, еврей обязан помочь малоимущему и попавшему в тяжелую ситуацию человеку.

Владение акциями, или что такое «право собственности» по Торе

Рав Шимон Соскин

Современное акционерное общество представляет собой частный случай и классический пример другого, более общего понятия «новой» экономики — товарищества с ограниченной ответственностью

Ссуда под проценты

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Понятия и термины Иудаизма»

По материалам газеты «Истоки»

Береги свою речь. О прошлом, о неудаче, «правдолюбие»…

Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Береги свою речь»

Нужно стараться судить о человеке с лучшей стороны.

Заповеди справедливости в отношениях между работником и работодателем

Рав Арье Кармель

...Марксизм рассматривает наемный труд как эксплуатацию человека человеком, то есть как зло. На практике же марксистский «гуманизм» лишает людей человеческого достоинства, превращает их в рабов государства, потому эта идеология потерпела крах.

Соблазнение покупателей одной компании перейти в другую, ограничения конкуренции в бизнесе

Рав Йеуда Фруман

Существует ли запрет на переманивание клиентов в другую компанию? У продавцов нет априори какого-либо изначального права на деньги покупателей.

Девятая заповедь. «Искорени зло из своей среды»

Рав Ефим Свирский,
из цикла «Десять заповедей»

"Не отзывайся о своем ближнем ложным свидетельством".

Полезное злословие

Рав Элияу Тавгер

Оказывается, есть случаи, когда для пользы дела можно злословить, хотя до того как Хафец Хаим написал одноименную книгу, прославившую его во всем еврейском мире, эту тему никто из наших законоучителей не обсуждал.