Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch

История евреев во время вавилонского изгнания

На чужой земле

Большинство плененных евреев оказались в вавилонском изгнании. Несмотря на то, что евреям грозила серьезная опасность: они жили среди иноверцев и могли перенять их обычаи, — это изгнание стало началом возрождения нашего народа.

Вавилонская империя была огромна — она простиралась от Персидского залива до Средиземного моря, и все входящие в нее государства очень обогатили ее. Вавилонские мудрецы умели воздействовать на сверхъестественные силы, армия вавилонян побеждала в многочисленных войнах. И вот в центре этой огромной страны оказался маленький народ, попавший сюда с берегов Средиземного моря.

Изгнанников, оторванных от родной земли, мучили вопросы: «За что мы были изгнаны и кто вернет нас на родину?», «Может быть, действительно, были правы вавилонские мудрецы, прославлявшие своих богов, которые помогли им покорить другие народы и поставить их под пяту вавилонских правителей?» Подобные мысли были очень опасны, потому что евреи могли раствориться среди вавилонян и исчезнуть, так и не исполнив возложенной на них у Синая великой миссии.

Но еврейские пророки спасли народ от этой опасности. Те самые пророки, которых нынешние изгнанники не хотели раньше слушать и которые предостерегали их от грядущих несчастий в те времена, когда народ еще жил на своей земле. Все их предсказания сбылись. Поэтому теперь изгнанники с особой надеждой вслушивались в слова о грядущем освобождении, сказанные Иешаяу и другими пророками. Раз их пророчество о разрушении Храма, сделанное за сто тридцать лет до этого, сбылось, должны сбыться и предсказания о будущем освобождении.

Укрепляя дух изгнанников

Надежда и вера евреев Вавилонии усиливались, когда они вспоминали пророчества Ирмияу, который задолго до разрушения Храма предостерегал их от растворения среди чужих народов и поклонения чужим богам:

Ибо уставы народов — суета,

потому что срубают дерево в лесу,

обрабатывает его топором рука мастера.

Серебром и золотом украшает он его,

гвоздями и молотами прикрепляет его,

чтобы не шаталось.

Подобны они пугалу на бахче и говорить не могут;

их носят, ибо не могут они сделать и шагу;

не бойтесь их, потому что они не смогут причинить

зла, но и добра сделать они не в силах.

(Ирмияу 10.4—6)

Пророк говорит о величии Всевышнего:

Нет подобного Тебе, Г-споди!

Велик ты и велико Имя Твое могуществом. Тебя ли, Царь народов, кто не убоится, как и надлежит это Тебе;

Ибо среди всех мудрецов народов и во всех царствах их нет подобного Тебе…

…Не таков, как они, Тот, Кто есть удел Яакова, ибо Он творит все, а Израиль — колено наследия Его; Г-сподь Цваот Имя Его.

(Ирмияу 10:6—7)

Были в вавилонском изгнании и лжепророки, чьи предсказания побуждали евреев совершать ошибки и верить в то, что их пребывание в Вавилоне кратковременно и они очень скоро возвратятся на родину. Эти мнимые предсказатели призывали их не строить дома и не сажать виноградники. Но пророк Ирмияу призывал евреев Вавилонии:

Стройте дома и селитесь в них, сажайте сады и ешьте плоды их.

(Ирмияу 29:6)

Потому что:

…пророчествуют они вам ложь Именем Моим, не посылал Я их;

Сказал Г-сподь: Когда исполнится семьдесят лет Вавилону, вспомню Я о вас и исполню для вас доброе слово Мое о возвращении вас на это место.

(Ирмияу 29:10-11)

Слова пророков, предвещавших избавление, укрепляли дух народа и вселяли в его сердца надежду на то, что придет долгожданное Освобождение. В память об ужасных днях, выпавших на долю народа, пророки установили четыре дня национального поста:10-е тевета — день начала осады Иерусалима Невухаднецаром; 17-е тамуза — день разрушения святого города; 9-ое ава — день разрушения Храма и 3-е тишрей — день убийства Гедалии.

Предсказание Ехезкеля

Евреям, находящимся в вавилонском изгнании. Всевышний послал своего пророка — Ехезкеля бен Бузи Акоэна. Ехезкель упрекал народ в совершенных грехах и в то же время поддерживал и утешал евреев, говоря, чтобы они не отчаивались, потому что Святая Земля дана в наследство только народу Израиля, а не тем, кто изгнал его из родных мест и увел так далеко от родины. Изгнанники вернутся домой, на родную землю и раскаются в своих грехах:

…так сказал Г-сподь Б-г:

Хотя Я удалил их к народам и рассеял их по странам,

но Я стал для них святилищем малым в странах, куда

пришли они…

И созову Я вас из народов, и соберу Я вас из стран, в

которых были рассеяны вы, и дам вам землю Израиля.

И придете туда, и удалите из нее все мерзости ее и все

гнусности ее…

Чтобы заповедям Моим они следовали, и уставы Мои

соблюдали, и выполняли их; и будут Моим народом, и

Я буду их Б-гом.

(Ехезкель 11:16—17, 20).

Ехезкель предсказывал взятие Невухаднецаром Иерусалима, а также пророчествовал, что настанет день и в Иерусалим вернутся изгнанники, которые не только восстановят город, но и построят новый Храм.

Когда пришло время вавилонского пленения, пророк не оставил своей миссии. Он продолжал вселять в сердца изгнанников надежду на освобождение. В своем знаменитом пророчестве об иссохших костях, которые «облекаются плотью» и «оживляются духом», он предсказал, что Цион восстанет из пепла, и туда вернутся его сыновья — не только живые, но и мертвые:

И пророчествовал я, как повелел Он мне, и вошло в

них дыхание жизни, и они ожили,

и встали на ноги свои — полчище великое весьма.

И Он сказал мне: Сын человеческий!

Кости эти — весь дом Израиля! Вот, говорят они:

«Иссохли кости наши, и исчезла надежда наша»…

Так сказал Г-сподь Б-г: Вот Я открываю погребения ваши, и подниму вас из погребений ваших, народ Мой .. и вложу дух Мой в вас — и оживете. И дам вам покой на земле вашей, и узнаете, что Я, Господь, сказал и сделаю, — таково слово Г-спода Б-га.

(Ехезкель 37 11—14)

Как и предшествовавшие ему пророки, Ехезкель предсказывал не только избавление от вавилонского пленения, но и полное Освобождение. У изгнанников был еще один великий воспитатель — Барух бен Нерья, ученик пророка Ирмияу, прививавший своим многочисленным последователям любовь к Торе.

Царская пища

В Вавилонии изгнанники начали новую жизнь. Их социальное положение было вполне удовлетворительным. Жили они в основном в городах и пользовались всеми правами граждан, хотя и отличались от других народов своей верой. Местные власти не обращали на это внимания, потому что гигантская империя включала многочисленные народы с различным вероисповеданием, и каждому народу власти дали определенную автономию в решении внутренних дел, довольствуясь налогами, которые подданные платили по требованию царя.

Невухаднецар приказал взять ко двору сыновей сановников, представлявших разные народы, в том числе детей еврейских аристократов, чтобы они обучались при дворе в течение трех лет и в будущем стали сановниками его правительства. Так четверо еврейских юношей — Даниэль, Хананья, Мишаэль и Азарья — начали воспитываться при царском дворе. По распоряжению свыше, царский слуга приносил им пищу и вино с царского стола, но юноши не хотели оскверняться нечистой едой и пить некашерное вино и попросили давать им только овощи и воду. Царский слуга боялся нарушить приказ, поэтому согласился выдавать юношам требуемую ими пищу только в течение десяти дней. Когда эти дни прошли, царский слуга, увидев, что юноши совершенно здоровы, согласился и дальше кормить их только кашерной пищей. Через три года, после того, как закончился срок воспитания, еврейских юношей привели к Невухаднецару, и они очень понравились ему. Но особую милость царя заслужил Даниэль после того, как истолковал сон Невухаднецара. Царь видел во сне огромного истукана, стоявшего на ногах, которые были частью железные, а частью глиняные. Затем от горы оторвался камень и, ударив по ногам истукана, разбил их. Царь утром забыл свой сон и потребовал от вавилонских мудрецов напомнить ему этот сон и разгадать его. Ни один из них не смог этого сделать. А Всевышний открыл Даниэлю и сам сон, и его истолкование. Оно заключалось в том, что одно царство выступит против другого, и после разрушительных войн возникнет новое царство, которое простоит вечно.

Убедившись в исключительных способностях Даниэля, Невухаднецар возвысил его над всеми своими министрами. А затем и три его товарища получили высокие посты.

Долина Дура

Упоенный своими бесчисленными победами, Невухаднецар вообразил себя богом, которому полагается воздавать высшие почести. Поддавшись этому чувству, он воздвиг в долине Дура огромного золотого истукана и приказал всем, прожинающим на территории вавилонской империи, поклониться ему Тот, кто откажется это сделать, погибнет в пламени горящей печи.

Представители всех народов, проживавших в Вавилонии, выполнили приказ царя и поклонились истукану. Только Хананья, Мишаэль и Азарья — потомки знатных еврейских семей, находившиеся на службе у Невухаднецара, не подчинились приказу. С большой смелостью и уверенностью в собственен правоте они стояли прямо, не желая поклоняться идолу, готовые умереть во имя Единого Б-га. По приказу царя они были брошены в пылающую печь, где с ними случилось великое чудо: они вышли оттуда целые и невредимые. Это чудо произвело огромное впечатление на Невухаднецара и его сановников Они тут же признали величие Истинного Б-га и под страхом смерти запретили кому бы то ни было хулить его. Этот случай стал символом беззаветной преданности евреев Всевышнему и его Торе, поэтому во время слихот мы молимся: «Ответивший на призывы Хананьи, Мишаэля и Азарьи, взывавших к Нему из огненной печи, ответит и нам».

После этого чуда Невухаднецар возвеличил Хананью, Мишаэля и Азарью и с еще большим уважением стал относиться к еврейскому народу.

Печатается с разрешения издательства «Швут Ами»


Считается, что греки дали человечеству естественные науки, философию, театр, искусство и даже спорт. Но наши мудрецы называли греческую культуру и мировоззрение греков «тьмой». В Хануку, когда зажигаются ханукальные огни, мы празднуем победу в борьбе против эллинизации евреев. Каково же правильное отношение к греческому мировоззрению, которое, в очень многих аспектах, лежит в основе современной культуры? Читать дальше