Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
из книги "История еврейского народа"

Одной из крупнейших фигур, повлиявших на развитие испано-еврейской культуры, был Хасдай Абу Юсуф бен Ицхак бен Эзра бен Шапрут — или Хасдай ибн Шапрут (4660-4730/900-970). Он родился и жил в Кордове, хорошо знал Танах и Талмуд, прекрасно владел еврейским, арабским и латинским языками, изучал медицину и открыл знаменитый корень фарук, который считался у арабов всеисцеляющим средством.

Абдурахман III назначил его своим личным врачом и советником. Раби Хасдай был переводчиком халифа на переговорах с посланниками иностранных государств и своим умом и тактом добивался успеха в дипломатических переговорах. Так, ему удалось смягчить отношения между халифом и королем Отто 1, взаимно оскорбившими друг друга. После смерти Абдурахмана Хасдай ибн Шапрут стал визирем нового халифа Хакима 1.

Благодаря своему высокому положению Хасдай имел возможность помогать еврейским мудрецам и поддерживать еврейские общины Испании. Кроме того, он собрал коллекцию еврейских книг.

Хазарское царство

Прослышав о том, что между Каспием и Черным морем существует Хазарское царство, где правит еврейский царь, раби Хасдай отправил посланцев в Византию и просил греческою короля переправить их в Хазарское царство. Но король боялся, что хазарский каган (правитель) и еврей — первый министр Испании объединятся против него, и отказался содействовать посланцам.

Тогда Хасдай нашел другую возможность отправить письмо в Ха-зарию. Когда гостившее в Испании посольство славянских князей отправилось на родину, Хасдай снарядил с ними в путь двух евреев. Они повезли хазарскому кагану письмо Хасдая, написанное на иврите. Письмо проделало сложный путь через Хорватию, Венгрию, Русь и, наконец, попало в руки хазарского кагана Йосефа.

В своем письме Хасдай ибн Шапрут описывает положение евреев в Испании и просит рассказать о еврейском государстве. «Не для своей почести я сделал это, — пишет он, — но только для того, чтобы убедиться, что есть независимое еврейское государство в рассеянии. И если это действительно так, я оставил бы свое могущество и власть и отправился бы в путь и прибыл бы в те места, где властвует господин мой, царь, чтобы увидеть его могущество и пристанище остатков Израиля, и когда увижу это — просветлятся глаза мои».

И знал, знал раби Хасдай, что еврейское государство в рассеянии — не идеал и не конечная цель Торы. Он добавляет в письме: «…как хотел бы я пожертвовать кровь свою, чтобы предотвратить разрушение Храма».

Хазарский царь Йосеф в ответном письме рассказал о Хазарском каганате, о его истории, о его народе и царях — каганах — о том, как они приняли иудаизм. Он также просил раби Хасдая прибыть к нему и стать его советником.

Но вскоре, в 4729 (969) году, Хазарское царство было разграблено Русью. Судьба была милостива к Хасдаю: он умер до того, как до Испании дошла весть о падении еврейского царства.

Четверо пленных

Еще жив был раби Хасдай ибн Шапрут, когда в Кордову прибыл выдающийся учитель раби Моше бен Ханох. Раби Моше был одним из четырех знаменитых раввинов, плененных пиратами на итальянском побережье Бари. Кроме малолетнего сына, его спутниками были раби Шмария, раби Хушиэль и еще один мудрец, имя которого осталось неизвестным.

Раби Шмарию выкупили евреи Александрии, и он остался жить среди них, распространяя знания Торы.

Раби Хушиэля выкупили евреи Туниса. Он остался жить в городе Кайруане, где вместе с другим мудрецом, раби Нисимом, учил Торе евреев Африки. Раби Хушиэль был отцом раби Хананеля, прославленного комментатора Талмуда.

Тогда же евреи Кордовы выкупили раби Моше и его сына. В потрепанной одежде путника появился раби Моше в синагоге Кордовы. В это время раби Натан читал там проповедь, и, когда он закончил, раби Моше обратил его внимание на некоторые неточности в толковании Гемары. Раби Натана настолько поразили выдающиеся способности гостя, что он отказался от своей должности и по его просьбе раби Моше был избран равом общины.

Когда пираты узнали о возвышении своего бывшего пленника, они потребовали его возвращения, но халиф воспрепятствовал этому. Очевидно, раби Хасдай ибн Шапрут объяснил халифу, что, благодаря присутствию в Кордове раби Моше, отпадает необходимость в помощи далеких вавилонских мудрецов местным евреям. Евреи Кордовы освободятся от влияния евреев Вавилона — подданных враждебного правителя Багдада.

Звезды Испании

В Кордове раби Моше основал крупнейшую в стране сшиву, которая со временем стала центром Торы на Западе Европы. В то время еще живы были вавилонские гаоны раби Шрира и раби Ай. Раби Моше признавал их авторитет, но, одновременно с тем, воспитал такую замечательную плеяду мудрецов, которые могли самостоятельно решать принципиальные алахические вопросы. В эпоху распада огромного халифата и трудностей связи с далеким Вавилоном возделанные на испанской почве ростки Торы спасли от духовной гибели западноевропейское еврейство.

После смерти раби Моше на должность главы ешивы и рава кордовской общины претендовали два крупных знатока Торы: раби Йосеф бен Авитур и раби Ханох бен Моше. Предпочтение было отдано раби Ханоху бен Моше, и оскорбленный раби Йосеф, родившийся и проживший всю свою жизнь в Испании, покинул страну и после долгих скитаний добрался до Вавилона. Неудовлетворенный оказанным ему приемом он перебрался в Дамаск, но вскоре, после смерти раби Хасдая, вернулся в Испанию и при содействии своего покровителя сместил раби Ханоха. Когда же знатный покровитель умер, раби Ханох вернулся к своей должности и до последних дней — он оставил мир в праздник Симхат Тора, в 4775 (1014) году — подобно своему великому отцу распространял свет Торы среди испанских евреев.

Покровитель культуры

Раби Хасдай покровительствовал наукам и еврейской литературе. По его заказу Менахем бен Сарук написал книгу Мабэрэт, в которой систематизировал лексику Танаха по корневым признакам и дал отличные разъяснения морфологии священного языка. Книга вызвала большой резонанс в стране. Один из оппонентов Дунаш ибн Лабрат из Багдада резко критиковал ее в своем сочинении Тшувот. Два мнения о корневой основе языка (двух — или трехбуквенной) имели своих активных сторонников и противников, но наиболее впечатляющими представляются труды раби Хаюджа, писавшего на арабском языке. По этой причине они стали известны евреям Европы значительно позднее.

Печатается с разрешения издательства «Швут Ами»


События этой недельной главы происходят после того, как Яаков и его семья, уйдя от Лавана, осели в Святой Земле. Глава повествует о томлюбимый сын Яакова, Йосеф, был продан в рабство и попал в Египет. Этот эпизод — один из ключевых как в еврейской истории, так и в общемировой: продажа Йосефа привела к Египетскому рабству евреев, вслед за которым последовали чудеса Исхода и получение еврейским народом Торы. Читать дальше

Недельная глава Ваешев

Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»

Недельная глава «Ваешев» рассказывает о событиях, происшедших после возвращения Яакова к «отцу своему, в Мамре Кирьят-а-Арба, он же Хеврон, где жительствовал Авраhам и Ицхак» (35:27), о том, как Йосеф, сын нашего праотца Яакова, был продан в рабство в Египет, и о том, что происходило с ним в Египте.

Три вида снов

Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Вопреки популярному мнению, мудрецы Талмуда считали, что в снах нет ни хороших, ни дурных знаков. Пророки указывают на однозначную бессмысленность снов.

Мидраш рассказывает. Недельная глава Ваешев

Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»

Все сыновья Яакова жили рядом с ним

Мидраш рассказывает. Недельная глава Микец 2

Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»

Сборник мидрашей и комментариев о недельной главе Торы.

Недельная глава Ваешев

Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»

Краткие очерки на тему недельного раздела Торы: история об иерусалимском праведнике р. Арье Левине, доказательные рассуждения о том, что мелочей не существует, и другие открытия тему недельной главы Ваешев

«Ваешев». Почему это происходит?

Рав Бенцион Зильбер

Жизнь Йосефа изменилась до неузнаваемости. Из любимого сына он стал презренным рабом. Испытания, выпавшие на его долю, не были случайными...

Врата востока. Недельная глава Ваешев

Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»

Человек не может знать планов Божественного управления!

Почему рассказ о Йосефе прервался рассказом о рождении сыновей Йеуды

Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Родословная царей Израиля и царей Иудеи существенно отличается. В Торе перечисляются три милости, которые Б-г оказал Йосефу в Египте.

Избранные комментарии к недельной главе Ваешев

Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Если труд земледельца настолько укоренился в мыслях Йосэфа, что он даже видел его во сне, то это могло произойти лишь благодаря наставлениям его отца,

Йосеф и богатство Потифара

Борух Шлепаков

Йосеф был любимым сыном Яакова. Он целыми днями учил Тору с отцом. Тем не менее, попав в Египет, Йосеф завоевал уважение окружающих, став незаменимым работником.

Родители не должны ставить никого из детей в привилегированное положение. Ваешев

Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»

Родители должны постоянно следить, чтобы их слова и действия не вызвали у братьев и сестер антагонизма. Последствия могут быть трагичными, как это следует из Торы.

Почему Яаков погрузился в такой глубокий траур из-за Йосефа

Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»