Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
«Легче избавить Израиль от изгнания, чем изгнание от Израиля»Раби Мендл из Коцка
Тема

Вавилонское изгнание

Вавилонское изгнание — это насильственное переселение евреев в Вавилон царем Невухаднецаром (Новуходоносор) после разрушения Первого Храма. В течение 70 лет изгнания евреи в Вавилоне не ассимилировались, а сохранили свою Традицию. В поддержку вавилонским пленникам Вс-вышний послал пророков: Даниэля, Ирмияу, Хавакука, Йехезкеля. Когда персидский царь Кореш разрешил евреям вернуться в Землю Израиля, многие евреи остались жить в Вавилоне и положили начало Вавилонской диаспоре.

Оглавление

Этапы изгнания [↑]

В 3318 (443 до н. э.) году в Вавилоне воцарился Невухаднецар, покорил сначала Нинве, а затем Иудею. Иудейский царь Йеояким покорился ему и обещал платить дань, не дожидаясь осады Иерусалима. Живший в то время пророк Ирмияу пророчествовал о завоевании Иерусалима Вавилонией и призывал царя и народ Иудеи не оказывать сопротивления Невухаднецару.

Евреи не послушались пророка и подняли восстание против Вавилонского правления. Войска Невухаднецара напали на Иерусалим и захватили в плен «три тысячи двадцать три иудея» (Ирмияу 52:28): всю знать, среди которой был и царь Йеояким с семьей и свитой, а также пророк Йехезкель, ставший одним из духовных руководителей изгнанников.

Через несколько лет в вавилонский плен были отправлены еще десять тысяч евреев: все сановники, семь тысяч войска, тысяча «ремесленников и кузнецов», и в Иудее «не осталось никого, кроме бедного народа земли». Утварь из Иерусалимского Храма тоже была увезена в Вавилон.

Еще через 11 лет, в 3338 (422 до н.э.) году, после длительной осады Иерусалима и разрушения Храма, в Вавилон были угнаны почти все оставшиеся в живых евреи.

Но, окончательно разгромив Иудейское царство, Невухаднецар не пожелал превращать его в пустыню. Поэтому он позволил простолюдинам остаться на своих землях, чтобы возделывать и обрабатывать их. Наместником над ними он поставил Гедалью бен-Ахикама, мудрого и Б-гобоязненного человека.

Жизнь в Вавилоне [↑]

Вавилонская империя простиралась от Персидского залива до Средиземного моря, и все входящие в нее государства очень обогатили ее. Вавилонские мудрецы умели воздействовать на сверхъестественные силы, армия вавилонян побеждала в многочисленных войнах. И вот в центре этой огромной страны оказался маленький народ, попавший сюда с берегов Средиземного моря.

Евреи прибыли в Вавилонию измученные, разбитые, потрясенные ужасами осады и плена. Здесь, однако, они обнаружили еврейскую общину, основанную мудрецами и учеными, переселенными сюда Невухаднецаром одиннадцать лет назад.

Власти предоставили евреям автономию в решении внутренних вопросов. Гигантская империя правила многочисленными народами, и главное для правителей Вавилона было получение от подданных налогов.

Евреям в Вавилоне грозила серьезная опасность: они жили среди иноверцев и могли перенять их обычаи, тем не менее, это изгнание стало началом возрождения нашего народа.

В Вавилонии изгнанники начали новую жизнь. Их социальное положение было вполне удовлетворительным, они пользовались всеми правами граждан. Их поселили в центральной и южной Месопотамии. Больше всего евреев оказалось в сельскохозяйственном районе Ниппур в центре Вавилонии.

Этот район сильно пострадал во время войн между Вавилоном и Ассирией, и, видимо, вавилонские цари прилагали усилия для его экономического восстановления. Там же находилось и поселение Тель-Авив, где пророчествовал Йехезкель. Другие поселения назывались Тель-Мелах, Тель-Харша, Крув, Адан, Имер.

В чем-то евреи были вынуждены приспосабливаться к местным условиям, но главное они сохранили: Традицию. Иврит продолжал употребляться наряду с арамейским, еврейские праздники соблюдались в их традиционные сроки, еврейскими именами называли детей даже в пятом-шестом поколении, жившем в Вавилоне. Выполнялось обрезание, соблюдение субботы и постов, освящение Новомесячья.

При отсутствии Храма евреи оказались в шокирующе новой ситуации: невозможность приносить жертвы. И здесь, в Вавилоне, другие формы служения вынужденно становятся основными: молитвы, покаяния и посты. Превращение молитвы в центральный элемент служения рассматривалось изгнанниками как временное состояние. Одним из первых действий вернувшихся из вавилонского пленения (даже до основания нового Храма) была постройка алтаря и возобновление жертвоприношений (Эзра 3:1—6).

Лидеры поколения изгнания [↑]

Все годы изгнания продолжала сохраняться преемственность рода Давида. Царь Йеояким, изгнанный из Иерусалима в Вавилон и державшийся там в заточении, в 3364 году /396 г. до н.э./ был освобожден и стал главой еврейских изгнанников.

После смерти Йеоякима его сменил сын Шалтиэль. Внуком Шалтиэля был Зерубавель, заменивший своего деда во главе еврейской общины Вавилона (Седер олам зута 7:10; Седер адорот 3364).

Важнейшую роль в жизни евреев в Вавилоне играли старейшины, священники и пророки. Читаем у пророка Ирмияу, что он обращается из Иерусалима (29:1): «…к старейшинам, (что) в изгнании, и священникам, и пророкам, и всему народу, которых Невухаднэццар изгнал из Йерушалаима в Бавэл».

Ученик пророка Ирмияу Барух бен Нерья стал преемником своего учителя и духовным лидером поколения, прививавшим своим многочисленным последователям любовь к Торе. Среди его учеников в Вавилоне был писец Эзра, ставший главой следующего поколения мудрецов.

Вскоре после его смерти Эзра поднялся в Землю Израиля, где создал крепкую общину, сплотившуюся вокруг отстроенного в Иерусалиме Храма. Таким образом, Барух стал духовным «мостом», соединившим поколение мудрецов Первого Храма с мудрецами Второго Храма.

Евреи селились в Вавилоне родовыми и сословными группами (которые обычно совпадали, так как занятия наследовались) во главе со старейшинами, роль которых, уменьшившаяся в период существования Первого Храма, снова возросла в изгнании.

Старейшины Израилевы приходили к пророку Йехезкелю (20:3): «Сын человеческий! Говори со старейшинами Йисраэйля и скажешь им…» Они неоднократно упоминаются в книгах Эзры и Нехемии как организаторы подготовки к возвращению из Вавилона, участники сбора средств на восстановление Иерусалимского Храма и посредники в переговорах с персидскими властями в ходе строительства.

Священники (коэны) продолжали свое основное занятие до изгнания — изучение и преподавание Торы. Мы видим, что в Эзра 7:11, Нехемья 8:9 и др. подчеркивается статус Эзры — «священника, писца», а про левитов сказано: «И читали они книгу Торы Б-жьей внятно и с толкованием читаемого» (Нехемья 8:8). Эзра был прямым потомком коэна Пинхаса, внука первосвященника Аарона.

В изгнании продолжали сохраняться также и другие группы храмовых служителей: среди вернувшихся были семьи певцов, привратников и нетиним (храмовых служек).

Еврейские пророки в Вавилоне [↑]

Роль пророков была особенно велика в духовной сфере, а именно — в противостоянии идолопоклонству и многобожию окружающих народов. Тот факт, что изгнанники остались верными еврейским традициям, свидетельствует об успехе деятельности пророков. С этого периода совершенно исчезло всякое идолопоклонство.

Все предсказания пророков, которые предостерегали евреев от грядущих несчастий, сбылись. Поэтому теперь изгнанники с особой надеждой вслушивались в их слова о грядущем освобождении.

Даниэль [↑]

Среди пленных первой волны были праведник и провидец Даниэль, который происходил из колена Йеуды и принадлежал к знатному роду, а также его друзья Хананья, Мишаэль и Азарья. В течение трех лет плененных юношей обучали языку вавилонян и различным наукам, после чего они были взяты в свиту Невухаднецара.

Через два года после разрушения Иерусалимского Храма Невухаднецар увидел сон, который его очень встревожил, — но по пробуждении он забыл содержание сна, и никто не мог его восстановить и разгадать. Только Даниэлю Творец открыл разгадку вещего сна. Даниэль напомнил царю, что тот видел во сне «огромного идола, …голова которого была из чистого золота, грудь и руки из серебра, чрево и бедра из меди, голени — из железа, а ступни — частью из железа, а частью — из глины» (Даниэль 2:1-33, Раши; Седер адорот). По словам Даниэля, четыре части этого идола символизировали четыре царства, которые будут править миром на протяжении истории и подчинят себе сыновей Израиля, и первое из этих четырех царств — Вавилон.

Пророк Ирмияу [↑]

Ирмияу задолго до разрушения Храма предостерегал евреев от растворения среди чужих народов и поклонения чужим богам. Но евреи Иудеи настолько привыкли к греху, что изменение к лучшему стало для них практически невозможным. В такой ситуации всеобщего духовного разложения возмездие становится неизбежным. А бичом возмездия должны были стать полчища завоевателей: «Я приведу на вас, дом Израиля, народ издалека, — сказал Б-г, — это могучий народ, народ древний, языка которого ты не знаешь и не поймешь, что он говорит» (Ирмияу 5:15).

«Выброшу Я вас, — говорит Творец устами пророка, — из этой страны в страну, которой не знали ни вы, ни ваши отцы» (Ирмияу 16:13). Как известно, евреи не послушались своего пророка, и все случилось по слову Б-жьему. В конце своей жизни Ирмияу продолжал возвещать свои пророчества и в Вавилоне.

Были в вавилонском изгнании лжепророки, чьи предсказания побуждали евреев совершать ошибки и верить в то, что их пребывание в Вавилоне кратковременно и они очень скоро возвратятся на родину, поэтому не стоит «оседать» на новом месте. Но пророк Ирмияу призывал евреев Вавилонии: «Стройте дома и селитесь в них, сажайте сады и ешьте плоды их» (Ирмияу 29:6). Он же указал и срок нынешнего изгнания: «Сказал Г-сподь: Когда исполнится семьдесят лет Вавилону, вспомню Я о вас и исполню для вас доброе слово Мое о возвращении вас на это место» (Ирмияу 29:10-11).

Пророк Йехезкель [↑]

Пророк Йехезкель бен Бузи Акоэн упрекал народ в совершенных грехах и в то же время поддерживал и утешал евреев, говоря, чтобы они не отчаивались, потому что Святая Земля дана в наследство только народу Израиля, а не тем, кто изгнал его из родных мест и увел так далеко от родины. Изгнанники вернутся домой, на родную землю и раскаются в своих грехах:

«И созову Я вас из народов, и соберу Я вас из стран, в которых были рассеяны вы, и дам вам землю Израиля» (Йехезкель 11:16). Йехезкель предсказывал взятие Невухаднецаром Иерусалима, а также пророчествовал, что настанет день, и в Иерусалим вернутся изгнанники, которые не только восстановят город, но и построят новый Храм.

Когда пришло время вавилонского пленения, пророк не оставил своей миссии. Он продолжал вселять в сердца изгнанников надежду на освобождение. В своем знаменитом пророчестве об иссохших костях, которые «облекаются плотью» и «оживляются духом», он предсказал, что Цион восстанет из пепла, и туда вернутся его сыновья — не только живые, но и мертвые.

Как и предшествовавшие ему пророки, Йехезкель предсказывал не только избавление от вавилонского пленения, но и полное Освобождение.

Пророк Хавакук [↑]

Пророк Хавакук также предсказал возвышение и последующее падение вавилонского царства. По его словам, Вс-вышний возвеличит Вавилон, чтобы использовать его для наказания сынов Израиля: «Для кары Ты создал его» (Хавакук1:12).

Конец Вавилонской империи [↑]

После смерти Невухаднецара мощь Вавилонии пошла на убыль. Его сын Мардок (Меродох) был убит на двадцать третий год царствования. Наступило смутное время, когда цари быстро сменяли друг друга. Затем на престол взошел царь Навонид. Это был слабовольный человек, передавший управление страной своему сыну Бельшацару (Валтасару). В дни его правления у границ Вавилонии появилась победоносная армия персидского царя Кореша (Кира).

Бельшацар выступил против мощного противника, но был побежден. Однако Кореш долгое время не мог захватить Вавилон, потому что с одной стороны его защищала толстая крепостная стена, построенная ранее против мидийцев, а с другой стороны города были расположены большие озера и протекала река Ефрат. В этих границах Вавилон чувствовал себя спокойно и безопасно, и так прошло пять лет, пока Кореш не приказал отвести воды Ефрата в другое русло и таким образом открыть доступ к городу.

Бельшацар же был уверен, что мощная крепостная стена и река надежно защищают столицу, и не ожидал опасности. Однажды ночью он устроил пир для своих приближенных и, хвастаясь перед ними, приказал вынести из кладовых драгоценные сосуды, захваченные Невухаднецаром в Иерусалимском Храме. В то время, когда приглашенные праздновали пели, ели и веселились, прославляя своих богов, — на стене дворца вдруг появились странные письмена. Вавилонские мудрецы пытались прочитать надпись, но не смогли. Тогда позвали мудреца Даниэля, и он прочитал: «Мене, мене, текел уфарсин». Даниэль растолковал эти слова так: «мене — исчислил Б-г царство твое и положил ему конец; текел — ты взвешен на весах и найден очень легким; парас — разделено царство твое и отдано персам».

В ту же ночь, после застолья, во время которого осквернили священные сосуды Храма, Бельшацар был убит. Власть в стране перешла в руки персов и мидийцев. Год империей правил мидийский царь Дарий, а после его смерти на престол взошел персидский царь Кореш. К этому времени (3391 г.) исполнилось семьдесят лет вавилонского пленения евреев и могущественной Вавилонской Империи пришел конец, по слову пророков.

Возвращение из плена [↑]

Кореш, почти без боев овладевший Вавилоном, издал декрет, позволявший изгнанникам вернуться в Иудею и восстановить Иерусалимский храм.

Только малая часть вавилонских пленников, получив возможность вернуться в Израиль, решила воспользоваться ею. Изгнанники жили в Вавилоне относительно безбедно. Кроме того, Израиль был тогда пустынной и заброшенной провинцией, а Вавилон — сложным конгломератом больших и малых городов, обладавшим всеми материальными и культурными благами цивилизации того времени.

В Вавилоне евреи могли свободно исповедовать свою религию и поэтому не испытывали особого желания обрекать себя на заведомые трудности и лишения, связанные с восстановлением своей страны из развалин. Только те, кто до конца были преданы идее возвращения на родину, пустились в нелегкий путь к священной цели.

Первая группа евреев во главе с Зерубавелем в составе нескольких тысяч человек вскоре покинула Вавилон, за ней последовали другие. Кореш предложил им взять с собой в Иудею священные сосуды из разрушенного Иерусалимского Храма, захваченные Невухаднецаром. Он приказал также, чтобы бывшим изгнанникам всюду оказывали помощь.

Если бы тогда из Вавилона вышло все еврейское население, Шхина сопровождала бы их, и, как во времена Моисея, их исходу сопутствовали бы чудеса и знамения. Но за Зерубавелем пошли немногие. Нехемья в 8-й главе пунктуально указывает, сколько человек из каких родов вернулось в Землю Израиля: в общей сложности, 42 360 человек, не считая рабов и певцов.

Многие предпочли остаться: особенно те, кто не имел в Иудее земельную собственность или же пустил корни в Вавилоне. Оставшиеся на чужбине евреи положили начало вавилонской диаспоре.

Вавилонское пленение осталось для нас в далеком прошлом. Давно уже нет и такого государства — Вавилон. Но остались с нами навсегда вавилонские названия месяцев: Нисан, Ияр, Сиван и так далее. Наши мудрецы постановили использовать их после возвращения из Вавилонского изгнания в память о том, что Вс-вышний избавил нас и от этой напасти.

Выводить материалы