Из цикла «Даат Твунот», темы: Воскрешение из мертвых, Смысл жизни, Душа, РАМХАЛЬ, Мировоззрение, Даат твунот, Самосовершенствование
66.СКАЗАЛ РАЗУМ: Здесь мы подходим к воскрешению мертвых, в которое верим без тени сомнения114.
67.СКАЗАЛА ДУША: Это одно из тех понятий, которые я тебя просила объяснить, поскольку хочу добраться до их смысла115.
68.СКАЗАЛ РАЗУМ: Общая концепция воскрешения мертвых, если быть кратким, достаточно проста. Ввиду того, что Всевышний создал человека, состоящего из души и тела, чтобы они служили и несли свою ношу вместе как единое целое, исполняли всю святую работу, Тору и заповеди, которые Он дал им, следует, чтобы и вечную награду они получали вместе. Было бы нелогичным, если бы тело трудилось (для кого-то), не получая награды, ведь Всевышний не лишает награды ни одно создание116 (Баба Кама 38а). Необходимо, однако, понять тонкие аспекты союза души и тела: когда они соединены, когда расстаются и когда снова соединяются уже окончательно. Поскольку через это по воле Милосердного проходят все люди, то, вне всякого сомнения, процессы эти несут в себе глубокий смысл и нуждаются в объяснении — широком и адекватном.
69.СКАЗАЛА ДУША: Очевидно, эта тема требует объяснения. Почему Всесильный создал тело и душу, две формы вместо одной, ведь сущность человека могла бы быть единой, а не составной, как сейчас? Ведь понятно, что Всевышний не лишен возможности создать цельное живое существо, без разделения на душу и тело. Над этим стоит подумать, ведь если понять это, откроется дверь к постижению других аспектов.
70.СКАЗАЛ РАЗУМ: Всевышний намеревался, как ты уже слышала, принести человеку только добро. Дать ему заслужить награду делами своими, тем, что он восполняет себя и совершенствует все созданное. Именно здесь заложен принцип недостатка и совершенства, упомянутый выше117: Всевышний сделал тело из грубой и темной материи, недостойным святости Его, благословен Он, в силу низости своей природы. Ведь даже к земному царю не сможет приблизиться тот, кто не подготовлен соответствующим образом. Что же за тьма заключена в теле? Оно несет в себе вожделения и дурные страсти, которые властвуют над телом и делают его легкой добычей для всякого зла, встречающегося на пути. А с другой стороны — Всевышний сделал душу чистую, пришедшею от самого престола славы Его, спустил ее и вдохнул в тело, дабы очистила и освятила его. И важно понять, что цель прихода души в тело не ограничивается оживлением последнего ради пустой суеты, в которую мы погружены сейчас118. Главное — это очистить тело до кристальной чистоты, поднять его с низшей ступени темной материи на высшую ступень — уровень ангелов-служителей. Именно так было с Моше, учителем нашим. Он так очистил свою материальную оболочку, что удостоился находиться на одной ступени с ангелами, и весь Израиль видел, что лицо Моше излучает свет119. Также Ханох и Элиягу поднялись на небо вместе с телами после того, как очистили свою материальность великим очищением. А путь, идя по которому, душа сможет очистить тело — это выполнение заповедей и соблюдение Торы; ведь «заповедь — свеча, а Тора — свет». И чем больше Торы и заповедей, тем чище тело, и тем больше заслуга души120, заслуга в том, что она выполняет волю Создателя.
71.СКАЗАЛА ДУША: Я понимаю смысл совершенствования тела и заслугу души в этом, но не вижу необходимости в совершенствовании для самой души121.
72.СКАЗАЛ РАЗУМ: Мы еще поговорим об этом, с Б-жьей помощью122. А сейчас закончим нашу тему.
Упомянутое очищение — главное дело души в этом мире, затем123 перед ней стоят другие задачи, и здесь не место для их разъяснения124. А об этом мире сказано (Зоар 1, Мидраш а-Неелам, 115): «Раби Хия сказал: “Посмотри, до тех пор, пока тело находится в этом мире, оно далеко от совершенства, после того, как оно в праведности шло прямыми путями и в праведности умерло, — совершенством своим подобно Саре”»125. А плодом праведности его будет возвышение славы Всевышнего, который возвеличивается через совершенство своих созданий, сотворенных во славу Его. Это то, что приносят добрые дела наверх, и за это устанавливают наверху награду. Ведь как человек радует Всевышнего126, так и воздастся ему.
Но грех — грех первого человека — привел смерть в мир, и с тех пор не минует чаша сия никого из живущих, и нет надежды ее избежать127. Это значит, что душе не хватает сил очистить тело до смерти. И поэтому даже полные праведники не смогли при жизни достичь совершенства, о таких сказали мудрецы: «Умерли только из-за змея»128. И только вернувшись в прах, окончательно избавится тело от нечистоты, внесенной змеем129. А когда восстанет тело из праха, душа снова опустится в него, во всей силе добрых дел своих, наполненная светом, которым наслаждалась в Ган Эдене за дела свои. И свет этот окончательно очистит тело130, излечив его от всего зла, которому оно было подвержено изначально. Объясняет это «Мидраш а-Неелам», глава Ваэра (113): «Сказал раби Леви: “Душа, когда она наверху131, питается высшим светом и в него же одета, а когда в будущем мире войдет в тело — войдет вместе с этим светом”», и там же (116): «Святой, благословен Он, держит тело под землей до полного разложения, и тогда выйдет из него вся мерзость и нечистота»132.
Вот теперь мы разобрались со служением человека и получением им награды: это и есть два периода, охватывающих все существование человека. Сейчас, в нашем мире, грубое и темное тело полно недостатков, и душа должна нести ему свет и святость, очищая его. Когда же завершится очищение, придет время получения награды, потому что они будут наслаждаться вечной наградой вместе133.
Теперь необходимо понять степень силы, которой душа наделена, когда она входит в тело. Очевидно, если бы сила была большой и свет ее — очень сильным, то свет, данный ей телу, был бы так велик, что все недостатки восполнились бы мгновенно134. А злое начало — главный из недостатков, который Святой, благословен Он, пожелал вложить в человека для создания свободы выбора — не имело бы никакой власти над человеком, так, как не имеет оно власти над ангелами из-за величия света, совершенства знаний и достоинства, которыми они обладают135. Да будет тебе известно, о грядущих временах сказано (Йешаягу 11:9): «Не сотворят зла и разрушения на всей горе святости Моей, потому что наполнится земля знанием». И о том же времени сказано (Йехезкель 36:26): «И удалю сердце каменное из тел ваших…». И это произойдет благодаря величию души, которого она достигнет в то время136. С другой стороны, если бы душа не была велика по сути своей, она не смогла бы достигнуть того величия, которое предстоит ей в будущем — быть выше, чем ангелы, служащие Всевышнему.
Однако дело в том, что душа по сути своей и в корне своем велика необычайно. Но для того, чтобы она пришла в тело, Святой, благословен Он, уменьшает свет и силу ее, оставив их такими, которые необходимы телу в этом мире. И в это время душа подобна луне, о которой сказано (Хулин 60б): «Иди и уменьши себя!»; а в будущем (Йешаягу 30:26) — «И будет свет луны, как свет солнца»137. Однако у души есть возможность подниматься ступень за ступенью до высшего предела — в соответствии с совершенством дел ее. Таким образом, из-за ограничений, наложенных на душу в этом мире, она заключена в темноте тела на все время своей миссии: выдержать экзамен и испытание дурным началом, содержащимся в человеке. Как сказали мудрецы (Зоар 1, Утерянный мидраш 106): «Святой, благословен Он, создал злое начало только для того, чтобы испытать человека»; и насколько успешны будут дела души, настолько удостоится она возвышения, ступень за ступенью. Но только тогда, когда настанет время воздаяния, реализуют души свои заслуги138 и возвысятся по делам своим, и возвышенными вернутся в тела, очищая их в час воскрешения139, с тем чтобы насладиться вечным миром и покоем.
Итак, видим мы из этого, что у души, самой по себе, должны быть великий корень и возвышенный источник, чтобы она соответствовала своему будущему возвышению. Однако для того, чтобы в будущем принести ей добро и возвысить еще больше, Всевышний понизил душу в ее статусе, сказав ей: «Иди и уменьши себя», дабы вошла она во тьму тела и находилась в нем все дни суетной жизни. И там дал ей закон и правосудие — всю Тору, чтобы душа соблюдала ее и хранила. Эти законы относятся к душе именно тогда, когда она находится в теле. Однако ввиду того, что сила души ослаблена, и свет ее померк и уменьшился, тело остается темным, как мы это видим сегодня, несмотря на то, что в нем находится душа. В будущем140 же, в соответствии с праведностью дел ее, будет присуждено душе возвышение. Благодаря этому возвышению, вернувшись в тело вторично, душа с новым светом сможет сделать то, что ей не под силу сейчас, а именно очистить тело полностью, вернув ему его славную и светлую сущность, как мы объясняли выше. Т.е. если в начале, чтобы войти в тело, душа должна была ослабить свой свет, то при возвращении она, наоборот, должна прийти со всем своим светом, дабы очистить тело полностью, как подобает.
И вот что приобретает сама душа, когда совершенствует тело: она поднимается все выше и выше141, прибавляя силу к силе и достоинство к достоинству[20]. И более того: даже находясь в этом мире, внутри тела, возвышается душа, и растет ее сила соразмерно делам ее, поскольку нельзя сравнить душу человека, который исполняет Тору и заповеди и постигает славу Всевышнего, с душой человека, которому недостает всего этого142. Однако этого возвышения не хватает для очищения тела, которое было бы заметным для глаза, за редким исключением тех немногих, которых избрал Всевышний: Моше, учителя нашего, Ханоха и Элиягу143. Все остальные же, хоть и заслуживают возвышения, не достигают его настолько, чтобы оно было заметно и в теле. Однако в будущем не уйдет добро от заслуживших его, и каждый получит соразмерно делам своим.
73.СКАЗАЛА ДУША: Сформулируй правило из всего, что ты сказал.
74.СКАЗАЛ РАЗУМ: Вот правило: тело — создание темное, обладающее недостатками, однако оно может быть очищено посредством души. Душа имеет великий источник, но уменьшает себя, приходя в тело, чтобы не очистить его в одно мгновение, изменив его изначальную сущность; однако понемногу вершит все необходимое с помощью добрых дел. Затем же душа возвышается согласно делам своим, и соответственно растет сила ее. И с помощью этой новой силы души тело очистится до такой степени, что сможет находиться вместе с душой перед Всевышним вовеки веков.
75.СКАЗАЛА ДУША: Я думаю, что в достаточной мере поняла, что такое воскрешение мертвых и будущая награда. Теперь мы должны закончить начатую тему.144
114Воскрешение мертвых — это плод деяний человека, и это явление необходимо объяснить сначала, ибо с помощью этого объяснения поймем, какая миссия возложена на человека, — миссия, приводящая его к конечной цели по завершении работы.
115Надо понять, почему душа не может одна получить награду будущего мира, ведь тело, на первый взгляд, — только инструмент служения и, следовательно, в нем нет нужды в мире награды.
116Далее приведены и другие причины воскрешения мертвых (п. 75). Здесь же Рабейну объясняет, что доброта и справедливость Всевышнего сами по себе являются достаточными причинами для воскрешения, так как «Святой, благословен Он, не лишает заслуженной награды ни одно создание». Далее объясняется, что соединение тела и души при воскрешении мертвых происходит не только ради тела; оно необходимо также и душе, поскольку дает возможность дополнительных возвышений и совершенства.
117Ранее, в п. 20, сказал Рабейну, что необходимо объяснить, что такое недостаток, каков путь его исправления, и каковы следствия этого исправления. В п. 30 спросил: «Откуда у человека силы восполнить свои недостатки, если он создан с ними?». В этом пункте и далее, в п. 72, он отвечает на эти вопросы. Итог его ответа таков: тело — источник недостатков человека, т.к. оно создано в сокрытии лица Всевышнего, источник же совершенства человека в душе, которая создана в освещении лица Всевышнего. Если бы человек был создан как целостный объект и нес в себе недостатки, действительно возникла бы проблема: как бы он смог восполнить собственные недостатки. Но поскольку человек есть соединение совершенного и несовершенного объектов, то задача совершенной части (души) — восполнить часть несовершенную (тело). И объясняет Рабейну в п. 72, что и душа тоже должна достичь дополнительного совершенства, однако поскольку в самом начале своего создания она была совершенна и обладала сильнейшим светом, и только затем была принижена, когда опустилась в тело, — это дает ей силу и возможность вернуться и возвыситься до совершенства, и см. также п. 158.
118Так говорит Рабейну в книге «Путь праведных» (глава 1): «Если бы человек был создан для этого мира, не было бы необходимости ради этого давать ему душу настолько важную и возвышенную… настолько, что она не находит умиротворения во всех наслаждениях этого мира» (см. там).
119Кожа его излучала духовный свет благодаря тому, что душа очистила тело.
120Заслуга — но не очищение самой себя, ведь душа вроде бы не нуждается в очищении, она чиста и прозрачна по сути своей.
121Конечно, есть заслуга души в том, что она очищает тело, и поэтому не будет душе стыдно получить свет Всевышнего, как будто она получает его в подарок. Однако необходимо понять, какая польза есть в этом для души с точки зрения возвышения и достижения духовного совершенства, ведь она и так происходит «из-под самого трона славы Его» и совершенна изначально.
122Далее, в конце этого пункта.
123В мире душ.
124Поскольку здесь мы занимаемся объяснением воскрешения мертвых, а не миром душ, в котором души находятся после выхода из тела все время, пока не вернутся в тела во время воскрешения. Объяснение, что такое мир душ, смотри в книге «Путь Всевышнего» (1:3:11).
125После того, как тело очищено душой (которая подобна Аврааму), оно называется подобием Сары.
126Всевышний в доброте своей хотел, чтобы душа очистила тело, поэтому это доставляет Ему радость, и в этом слава Всевышнего; а человек получает за это награду, несмотря на то, что восполнение недостатков тела необходимо самому человеку.
127Нет надежды избежать смерти. Если бы не грех Адама, то душа очищала бы тело, делая его способным насладиться вечной духовной наградой, без того чтобы умирать и быть выстроенным заново в час воскрешения. Такое произошло с Ханохом, и Элиягу, и другими, которые не умерли, как объясняется и еще будет объяснено далее (см. п. 126). И сказано в книге «Путь Всевышнего»: «Следовало ему (Адаму) выбрать добро и дать душе силу возобладать над телом, а разуму — над материей, тогда бы он сразу достиг совершенства и отдыхал в этом совершенстве вечно».
128Праведники — Биньямин, Амрам, Ишай и Килав бен Давид — своими поступками не добавили никакой нечистоты в свои тела. Однако были вынуждены умереть, поскольку не смогли даже множеством своих добрых дел очистить свои тела от вреда, который принес грех древа познания, т.е. они умерли из-за змея, чтобы так исправить вред, нанесенный им.
129Посредством разложения тела и наказаний, связанных с могилой. Так сказано в книге «Путь Всевышнего» (1:3:12): «Душа, все время, пока она находится в теле, в этом мире, где зло пристало к ней так, что невозможно с ним окончательно расстаться, тоже темна и нема. И несмотря на то, что посредством добрых дел, совершаемых человеком, душа приобретает достоинство и совершенство — приобретение это не может раскрыться, и душа не может засиять там светом, который подобает ей по ее истинному достоинству, поскольку душе доступна истина. Все это остается скрытым в ее сущности до времени, когда будет дано открыться. Однако препятствие (для раскрытия) не связано с душой, препятствие в теле, и само тело страдает из-за этого, поскольку все это время не получает очищение, которое ему полагается… Однако когда душа покинет тело и направится в мир душ, то раскроется и засияет своим светом, так, как следует ей по делам ее. И от того, что постигает во время нахождения там, она снова набирает силу, потерянную ей в теле, и приобретает готовность к тому, что предстоит ей сделать в час воскрешения, так что когда придет время вернуться в тело, она сможет совершить действие, подобающее ей, т.е. очистить тело».
130Так сказано в книге «Путь Всевышнего» (там же, п. 13): «Поэтому, когда вернется в тело (душа) — не уменьшится и не скроется (из-за телесных препятствий), а войдет в него во всем сиянии и силе. И тогда сразу очистит тело великим очищением… так, что сразу по приходу души в тело станет человек достойным и возвышенным, а тело сразу получит первоначальное очищение и возвысится над всем тем, что было в нем в первой жизни. И будет это очищение соответствовать всем добрым делам, уже сделанным…, а затем оба (душа и тело) будут возвышаться так, как следует находящимся на этой ступени».
131В мире душ.
132«Всевышний опускает тело в землю так, что оно полностью разрушается, и выходит из него вся грязь зла». В этих словах из «Скрытого мидраша» объяснены приготовления, происходящие с телом и душой перед воскрешением:1) душа, после того как она освобождается от оков тела в мире душ, восполняет свои достоинства; 2) смерть и распад тела в могиле предназначены для того, чтобы очистить его от грязи.
133Рабейну объясняет, что получение главной награды происходит после воскрешения мертвых, когда тело уже очищено. Тогда тело и душа будут вместе совершать бесконечное восхождение, как объяснено далее. Возвышение души, ее раскрытие и наслаждение в мире душ, где души ожидают воскрешения мертвых, не являются главной наградой. Это возвышение готовит душу к ее роли после воскрешения — очищению тела. А главная награда будет после этого, когда оба вместе удостоятся истинного совершенства. Как говорит Рабейну в книге «Путь Всевышнего» (там же, п. 11): «…однако истинного совершенства, предназначенного для достойных его, ни тело, ни душа не могут достичь по отдельности, а только снова соединившись вместе после воскрешения».
134Душа по своей сути обладает достаточной силой осветить, очистить и изменить сущность тела даже без добрых дел в этом мире. Так сказано в книге «Путь Всевышнего» (там же): «Однако ты должен знать, что даже сейчас, когда душа входит в бренное тело, несмотря на то, что она (душа) еще не достигла совершенства своими делами, одним только собственным сиянием и достоинством она могла бы принести материи великое очищение, такое, что покинула бы рамки рода человеческого. Однако установление Всевышнего связывает ее, скрывает ее силу и уменьшает сияние — так, что очищение тела не происходит».
135Так говорит Рабейну в статье «Путь древа жизни»: «И если бы в сердцах людей были достаточные знания, они бы никогда не грешили, дурное начало даже не было бы близко им и не владело бы ими, как оно не владеет ангелами».
136Иными словами, исчезновение дурного начала в будущем произойдет из-за увеличения знаний, поскольку только недостаток знания дает ему возможность существовать и развиваться.
137Поэтому народ Израиля уподобляется луне, у которой отобран собственный свет и которая светит намного слабее до тех пор, пока в будущем собственный свет не вернется к ней и она не будет светить во всю силу, — так же души Израиля в будущем поднимутся на свою настоящую ступень. См. молитву «Благословение луны».
138В будущем мире открывается свет исполнения заповедей, который был скрыт и недоступен, пока душа была заперта в теле в этом мире.
139Возвышение души в мире душ будет соответствовать Торе и заповедям, приобретенным ею в этом мире; и в соответствии с полнотой этой меры она сможет очистить тело и возвыситься после воскрешения. Раскрытие и дополнительное очищение души, исполнившей небольшое количество заповедей, не будет таким же, как у души, которая удостоилась многих заповедей. И это законная награда, полученная по справедливости в зависимости от ее дел, и это же наказание для души, не совершившей много добра, наказание, о котором написано «каждый обжигается о шатер товарища» (т.е. каждый завидует тому месту, которое тот удостоился занять) (Баба Батра 75а).
140В мире душ. Благодаря этому душа готова выполнить свое предназначение — очистить тело в час воскрешения.
141Здесь мы пришли к ответу на вопрос (п. 71), в чем заключаются польза и восполнение для самой души. Очищение тела возвышает не только само тело, оно также приносит возвышение и восполнение самой душе. Благодаря тому, что душа очищает тело, тело не затеняет свет души (т.е. не ослабляет его), и у души появляется сила вернуться к прежнему совершенству.
142Еще находясь в теле, душа увеличивает свое совершенство в зеер анпин (т.е. в условиях ограничения) посредством выполнения Торы и заповедей, в дополнение к совершенству, заложенному в нее изначально в соответствии с ее сущностью. Таким образом, перед нами три периода возвышения души посредством добрых дел:1) находясь в этом мире, возвышение в зеер анпин; 2) в мире душ, когда она освободится от оков тела и сможет раскрыться и восполниться светом Торы и заповедей, приобретенным ей в этом мире; 3) в час воскрешения, когда она возвышается и совершенствуется благодаря тому, что очищает и возвышает тело.
143Очищение тела Моше проявлялось в том, что кожа на его лице излучала свет. Ханох и Элиягу очистили тела так, что смогли вознестись с ними на небо — в духовный мир, как объясняется в п. 70.
144В п. 62 была затронута тема сущности человека, его дел и плодов его труда. Сначала было в общем объяснено воскрешение мертвых, поскольку это плод труда человека. Теперь необходимо закончить объяснение сущности человека и его дел в разные периоды времени на различных уровнях; дел, которые создают и готовят награду во время воскрешения.
[20]Неся добро телу, душа добавляет совершенство к тому совершенству, которым обладала изначально. Как сказано в книге «Путь Всевышнего» (там же, п. 12): «…ведь свойство совершенства — нести добро и совершенство другим. Кроме того, такое свойство присуще душе в силу ее природы и законов, ради этого она создана, а всякое создание совершенствуется тогда, когда осуществляет то, что определил ему Создатель, и несовершенно все время, пока не выполняет этого». Если так, то в будущем, когда душа очистит тело, она не просто вернется к сияющему совершенству, которым обладала до того, как ее уменьшили перед входом в тело. Душа приобретет еще большее совершенство, поскольку превратится из принимающей в несущего и изливающего совершенство телу, и этим она становится причастной к качеству, создающему совершенство. Как следствие вышесказанного нам открывается фундаментальная идея: этот процесс создает для души возможность бесконечного роста и увеличения совершенства. Ведь поскольку душа совершенствует тело, она сама совершенствуется, а из-за дополнительного совершенства появляются у нее новые силы, чтобы еще больше очистить тело! И она снова возвышается, очистив тело еще больше. Таким образом, душа удостаивается «подниматься все выше и выше, прибавляя силу к силе и достоинство к достоинству».
Рав Шимшон Рефаэль Гирш
«Голос — голос Яакова, руки — руки Эсава». Так Тора аллегорически выражает основную идею иудаизма: жить земной жизнью, исполняя Б-жьи заповеди
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Яаков мог положиться на Творца и Его чудеса. Вместо этого он стал всерьез готовиться ко встрече с братом-злодеем. Почему?
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава Торы «Толдот» («Родословная»).
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Итак, Яаков возвращается в родные края. Ему предстоит встреча с Эсавом. У Яакова есть все основания предполагать, что Эсав хочет его убить. Недельная глава «Ваишлах» («И послал») начинается с рассказа о том, как Яаков готовился к встрече с братом. Он сделал три вещи: собрал подарок, помолился Б-гу и снарядился к войне. И все эти три действия имели глубокий смысл. Начнем с третьего. Всех своих спутников, и скот, и верблюдов Яаков разбил на два отряда. Расчет у него был такой: если погибнет один отряд, то может спастись второй. Действие Яакова учит нас, что нельзя сосредоточивать все в одном месте...
Рав Александр Айзенштадт
Об антисемитизме написано и сказано многое. Эта тема обсуждаема повсеместно на разных уровнях. В еврейской литературе, в Торе, в Талмуде и комментариях мудрецов объясняются корни ненависти народов мира к евреям. Попробуем прикоснуться к этой сложной теме. Может быть, нам удастся лучше понять это удивительное явление.
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»
Мицват асе — содержащаяся непосредственно в Торе позитивная заповедь — обязывает каждого еврея хранить в сердце ненависть и вражду к Амалеку и его потомству, помнить и пересказывать вслух его злодеяния, а также рассказывать детям и внукам о том, что сделал нам этот злодей по дороге, когда мы выходили из Египта.
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Яаков с самого детства изучал Тору. Вся его последующая жизнь была посвящена прославлению Всевышнего и исполнению Его заповедей.
Рав Гедалия Спинадель
Азриэль Казаков
О смысле столкновения современной западной и консервативной мусульманской культур.
Акива Татц,
из цикла «Маска Вселенной»
Слова представляют собой саму среду Творения, поэтому тот, кто правильно понимает слова, поймет и составляющие элементы Творения.
Рав Бенцион Зильбер
Учим Тору с раввином Бен-Ционом Зильбером в иерусалимской ешиве Толдот Йешурун.