Из цикла «Законы трех недель», темы: 9 Ава, Чтение Торы, Синагога, Эйха, Молитва, Траур по Храму
Молитвы и порядок дня 9 ава
А. Вечер 9 Ава
Снимается פרוכת
Может ли скорбящий пойти в синагогу?
Согласно тем алахическим авторитетам, которые позволяют скорбящему пойти в синагогу во время первых трех дней шива, אונן [скорбящий до того момента, как состоялись похороны покойного] может пойти в синагогу после окончания похорон и может оставаться там до завершения קינות, но не может идти накануне вечером (מ"ב שם).
Скорбящий в период шива может быть вызван 9 ава к Торе и может получить мафтир, поскольку 9 ава все мы находимся в трауре (קש"ע קכ"ד: ד).
Снимание обуви
Приглушение света
Следовательно, там, где по обычаю только хазан читает איכה, нужно обеспечить достаточное освещение лишь для него (מחבר שם וע" מ"ב ס"ק ט"ו). Если обычай таков, что каждый человек читает тихо вместе с хазаном, то можно зажечь свет или разместить свечи во всех частях синагоги, чтобы было возможно читать (מ"ב שם). Те, кто по обычаю зажигают особые свечи для молитвы, не могут сделать это на утреннюю молитву, но для минхи это разрешено (מ"ב ס"ק ט"ו).
Те, у кого есть обычай зажигать свечи, когда вносят младенца на обрезание, могут это делать 9 ава (שם).
Маарив
После שמונה עשרה произносится קדיש שלם с תתקבל (מ"ב ס" תקנ"ט ס"ק ד"). Прочие קדישים, произносимые до конца шахарита (см. 7 и Б 8), однако, говорятся без תתקבל (רמ"א שם ס"ד, שעה"צ ס"ק ג", וע" אג"מ או"ח ח"ג ס" פ"א). Причина заключается в том, что תתקבל צלותהון значит, что наши молитвы будут приняты, но ведь сказано שָׂתַם תפלתי (איכה ג: ח) — «Он отверг мою тфилу" (ב"י וכ"כ הגר"א ס"ק י"ג).
Мы узнали выше (см. Часть IV В 6), что на исходе субботы благословение בורא מאורי האש произносится на свет свечи (ס" תקנ"ו). Это должно быть сделано после маарива перед чтением איכה (מ"ב ס"ק א" ואם שכח לברך אז יברך כל הלילה).
Чтение איכה
Читая איכה, следует делать небольшие паузы между стихами, и паузы побольше между частями (מ"ב ס" תקנ"ט ס"ק ב"). איכה читается тихо и печально (רמ"א ס" תקנ"ט ס"א). Хазан читает каждую часть немного громче, чем предыдущую (ע" רמ"א שם וקש"ע קכ"ד: א). Последний стих в каждой части читается громче, чем остальные стихи данной части (מ"ב שם ס"ק ב", קש"ע שם).
После איכה
Сон без удобства
9 ава человек должен уменьшать удобства и удовольствия, как только может (רמ"א שם).
Б. Утро 9 Ава
Мытье
Талит и тфилин
Тфилин не надеваются по причине того, что они названы פאר — «украшения", и не подобает носить украшения в самый горький и печальный день еврейской истории (מ"ב ס"ק א" וערה"ש ס"ב).
Мы увидим ниже (см. В 3), что талит и тфилин надеваются в минху (ס" תקנ"ה ס"א).
Раннее начало молитвы
Шахарит
רבי ישמעאל, איזהו מקומן, פרשת התמיד читаются, как обычно, но не читаются остальные קרבנות (ס" תקנ"ד ס"ד ומ"ב ס"ק ז" וע" ערה"ש ס"ה). Читается מזמור לתודה, затем следуют פסוקי דזמרא, ברכות קריאת שמע, קריאת שמע, שמונה עשרה (ע" מ"ב ס" תקנ"ט ס"ק כ" ו ס" תקנ"ד ס"ד ומ"ב ו").
חזרת הש"ץ
Если хазан пропустил עננו в том месте, где его следовало прочитать, то он должен прочитать его в שמע קולנו, но в завершение произнести заключительное благослование שמע קולנו (רמ"א ס" קי"ט ס"ד ומ"ב ס"ק י"ט, ואם שכח גם בש"ת ע" מ"ב שם).
После חזרת הש"ץ
Чтение Торы
קינות и окончание שחרית
После קינות произносится אשרי, но не למנצח (רמ"א שם ס"ד, וע" מ"ב ס"ק י"ט). В ובא לציון пропускают слова ואני זאת בריתי (קש"ע שם). Затем следует קדיש שלם без תתקבל (שם). Читают עלינו, а затем קדיש יתום, שיר של יום не говорится (שם). Те, кто читают פיטום הקטרת, утром 9 ава этого не делают (ע" רמ"א ס" תקנ"ט ס"ד ומ"ב ס"ק כ"). Будет правильно прочесть איכה индивидуально в течение дня (מ"ב ס"ק ב").
Нельзя отвлекаться от траура
Обрезание
Если мать младенца не постится (см. Часть V Б 1, 2) и присутствует при проведении обрезания, она должна выпить бокал, иначе его следует дать выпить несовершеннолетнему (ע" מחבר שם ומ"ב ס"ק ל" ובאה"ט ס"ק י"א).
Родители младенца, моэль и сандак могут сменить одежду, как на субботу (שם ס"ח) (см. Часть III Г 10), но должны снять ее сразу по окончании церемонии обрезания (מ"ב ס"ק ל"ד). Носить обувь им не позволено (ב"ה שם ד"ה ומותר).
Обрезание и выкуп первенца в перенесенный пост 9 ава
Если обрезание проводится 9 ава, которое не было перенесено, то они должны довести пост до конца (מ"ב ס"ק ל"ה, ולענין יולדת כתבנו לעיל).
Таким же образом, если выкуп первенца выпадает на 9 ава, которое было перенесено [то есть 31-й день выпадает на воскресенье 10 ава], некоторые алахические авторитеты считают, что отец и коэн не обязаны продолжать поститься до конца (מ"ב ס"ק ל"ח). Тем не менее, если выкуп первенца выпадает на 9 ава, которое не было перенесено, они обязаны поститься до конца (כ"מ משם). Точно так же, если 31-й день выпадает на субботу, когда нельзя проводить выкуп первенца, то в воскресенье, когда будет выкуп первенца, необходимо поститься (מ"ב שם).
Посещение кладбища
Не говорят צדוק הדין
Приготовление трапезы
В. День 9 Ава
Что разрешено после полудня?
Возвращение פרוכת
Талит, тфилин
Перед минхой
Минха
Читается שמונה עשרה. В благословении ולירושלים говорят вставку נחם, а в благословении שמע קולנו — вставку עננו. Если забыли вставку נחם в ולירושלים, то можно сказать ее в רצה перед словами ותחזינה [но завершающее благословение будет не ברוך מנחם וגו", а ותחזינה] (מ"ב ס" תקנ"ז ס"ק ב" וע" ב"ה ד"ה בבונה שדחה דברי הט"ז וכך הוא בקש"ע שם שכ" שיאמר בש"ת). Если пропустили עננו или נחם и уже сказали ברוך אתה ה", то продолжают שמונה עשרה и говорят это в אלקי נצור перед יהיו לרצון (ס" תקנ"ז וע" מ"ב ס" קי"ט ס"ק י"ט). Говорится שים שלום.
Тот, кто должен есть 9 ава, читает נחם в שמונה עשרה, но не говорит עננו (פוסקים).
חזרת הש"ץ
(продолжение следует) Издательство Швут Ами. Публикуется с разрешения издателя
См. также: Тематический обзор по теме 9 ава
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Итак, Яаков возвращается в родные края. Ему предстоит встреча с Эсавом. У Яакова есть все основания предполагать, что Эсав хочет его убить. Недельная глава «Ваишлах» («И послал») начинается с рассказа о том, как Яаков готовился к встрече с братом. Он сделал три вещи: собрал подарок, помолился Б-гу и снарядился к войне. И все эти три действия имели глубокий смысл. Начнем с третьего. Всех своих спутников, и скот, и верблюдов Яаков разбил на два отряда. Расчет у него был такой: если погибнет один отряд, то может спастись второй. Действие Яакова учит нас, что нельзя сосредоточивать все в одном месте...
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Борух Шлепаков
Праотец переживает страшную трагедию. Его дочь Дина становится жертвой притязаний Шхема. Почему же Яаков молчал, узнав о произошедшем?
Рав Реувен Пятигорский
По материалам газеты «Исток»
Рав Бенцион Зильбер
Яаков уходит от Лавана и возвращается на родину. Ему предстоит встретиться с Эсавом, что небезопасно, поскольку, как сообщили Яакову вестники, Эсав вышел ему навстречу с большим отрядом. Яаков отправляет Эсаву дары, на всякий случай готовится к бою, разбив свой лагерь на два стана, и просит Б-га о благополучном исходе встречи. Далее в главе говорится о разрушении города Шхема, о рождении у Рахели второго сына — Биньямина (двенадцатого сына Яакова), а также о смерти Рахели и Ицхака. В конце главы приводится родословная Эсава.
Рав Арье Кацин
Коментарии к недельной главе Льва Кацина
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Встреча с Эсавом, не забывшим давние обиды — продажу первородства и дерзкое похищение отцовского благословения, — не сулила Яакову ничего хорошего
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»
В том случае, если мы получаем пользу, находясь в каком-то месте, надо быть благодарным и что-то для сделать в ответ. Что об этом думал раввин Хаим Шмулевич?
Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»
Всякий, кто намеревается заниматься Торой и не работать, питаясь подаянием, оскверняет Имя Всевышнего, унижает Тору, гасит свет веры, причиняет зло себе и отбирает у себя жизнь мира грядущего