Из цикла «Законы трех недель», темы: 9 Ава, Траур по Храму
Десятое ава
А. Исход 9 Ава
Маарив, авдала
1. Маарив молятся в положенное время. Если 9 ава выпадает на воскресенье или выпадает на субботу и переносится на воскресенье, мы уже выучили выше (см. Часть IV В 6), что благословение בורא מאורי האש произносится на исходе субботы. Тот, кто забыл произнести благословение בורא מאורי האש на исходе субботы, позже его уже не произносит (מ"ב ס" תקנ"ו ס"ק ד").
На исходе 9 ава авдала делается над бокалом вина или пива (מ"ב ס" תקנ"ו ס"ק ג", שעה"צ ס"ק ז" וב"ה ס" תקנ"ח ד"ה שלא וע" ערה"ש ס" תקנ"ו ס"ב) (см. Часть III В 3). Авдала состоит только из благословения на вино или пиво и благословения ברכת המבדיל, благовония не используются (ס" תקנ"ו).
קידוש לבנה обсуждается ниже в В.
Б. Ограничения 10 Ава
События 10 ава
Иерусалимский Талмуд (Таанит 4:6) сообщает, что раби Авин постился 9 и 10 ава. Раби Леви постился 9 и только вечером 10 ава; он не постился дольше, поскольку у него не было сил поститься целый день. Мы, считающиеся более слабыми, обязаны поститься только 9 ава. Тем не менее, как мы уже узнали ранее (см. Часть I А 4), ограничения бейн амецарим [и «Девяти дней»] остаются в силе вплоть до полудня 10 ава (ע" קש"ע שם ומ"ב ס"ק ה" שם).
Запреты до полудня
Женщина после родов, даже если прошло более 7 дней [но не более 30 дней] может есть мясо и пить вино вечером 10 ава [хотя некоторые алахические авторитеты считают, что она может поститься 9 ава, см. Часть V Б 2] (קש"ע קכ"ד: כ"א).
10 ава, приходящееся на воскресенье
Мытье, стирка одежды и стрижка волос в воскресенье вечером разрешены (ע" מ"ב ס"ק ד" ודוק). Музыка запрещена до утра (כך נראה).
9 ава, приходящееся на четверг
В. קידוש לבנה
Обычай на исходе 9 ава
9 ава, приходящееся на четверг
ציון במשפט תפדה ושביה בצדקה
Издательство Швут Ами . Публикуется с разрешения издателя
См. также: Тематический обзор по теме 9 ава
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Итак, Яаков возвращается в родные края. Ему предстоит встреча с Эсавом. У Яакова есть все основания предполагать, что Эсав хочет его убить. Недельная глава «Ваишлах» («И послал») начинается с рассказа о том, как Яаков готовился к встрече с братом. Он сделал три вещи: собрал подарок, помолился Б-гу и снарядился к войне. И все эти три действия имели глубокий смысл. Начнем с третьего. Всех своих спутников, и скот, и верблюдов Яаков разбил на два отряда. Расчет у него был такой: если погибнет один отряд, то может спастись второй. Действие Яакова учит нас, что нельзя сосредоточивать все в одном месте...
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Борух Шлепаков
Праотец переживает страшную трагедию. Его дочь Дина становится жертвой притязаний Шхема. Почему же Яаков молчал, узнав о произошедшем?
Рав Реувен Пятигорский
По материалам газеты «Исток»
Рав Бенцион Зильбер
Яаков уходит от Лавана и возвращается на родину. Ему предстоит встретиться с Эсавом, что небезопасно, поскольку, как сообщили Яакову вестники, Эсав вышел ему навстречу с большим отрядом. Яаков отправляет Эсаву дары, на всякий случай готовится к бою, разбив свой лагерь на два стана, и просит Б-га о благополучном исходе встречи. Далее в главе говорится о разрушении города Шхема, о рождении у Рахели второго сына — Биньямина (двенадцатого сына Яакова), а также о смерти Рахели и Ицхака. В конце главы приводится родословная Эсава.
Рав Арье Кацин
Коментарии к недельной главе Льва Кацина
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Встреча с Эсавом, не забывшим давние обиды — продажу первородства и дерзкое похищение отцовского благословения, — не сулила Яакову ничего хорошего
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»
В том случае, если мы получаем пользу, находясь в каком-то месте, надо быть благодарным и что-то для сделать в ответ. Что об этом думал раввин Хаим Шмулевич?
Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»
Всякий, кто намеревается заниматься Торой и не работать, питаясь подаянием, оскверняет Имя Всевышнего, унижает Тору, гасит свет веры, причиняет зло себе и отбирает у себя жизнь мира грядущего