Из цикла «Законы трех недель», темы: 9 Ава, Пост, 17 Тамуза, Бейн аМецарим, Траур по Храму, Благословение Шеэхеяну
Что такое бейн амецарим?
События 17 тамуза
Пять трагедий обрушилось на еврейский народ 17 тамуза:
а. Первые скрижали, содержавшие Десять Речений, были разбиты, когда Моше спустился с горы Синай.
б. Два ежедневных жертвоприношения (тамид) были временно прекращены во времена Первого Храма.
в. Враги прорвались через стены Иерусалима перед разрушением Второго Храма.
г. Злодей Апостумос сжег Тору.
д. В Храме был поставлен идол.
Поскольку эти трагедии произошли 17 тамуза, наши мудрецы объявили эту дату днем поста.
Какова цель поста?
Цель поста — пробудить в наших сердцах тшуву, раскаяние, а также служить нам напоминанием о наших собственных действиях и о действиях наших праотцов, которые и стали причиной ужасных событий, постигших наш народ. Воспоминание об этих трагедиях должно привести нас к осмыслению собственного поведения и к возвращению к Всевышнему.
Не стоит ошибочно предполагать, что одно лишь воздержание от еды и питья составляет сущность и цель поста. Когда грешный город Нинве раскаялся, то сказано: «Всевышний увидел их дела». Наши мудрецы подчеркивают (Таанит 16а), что пост и ношение вретища были бы бесмысленны, если бы люди не оставили свои злодеяния. Таким образом, настоящая цель поста — это исправление поступков человека.
17 тамуза — начало разрушения Храма
Поскольку с 17 тамуза начались трагические события, связанные с разрушением Храма, которое закончилось пожаром 9 ава, существует обычай соблюдать в течение этого периода некоторые аспекты траура (ע» חיי"א קל"ג: ח). Этот период известен как бейн амецарим (буквально «между несчастьями») или «три недели».
Разные уровни траура
Хотя по обычаю соблюдаются определенные элементы траура на протяжении всех трех недель, мы увидим, что траур усиливается по мере того, как мы приближаемся к 9 ава. Некоторые ограничения начинаются с 17 тамуза, другие — с рош ходеш ав, иные относятся к неделе, на которую приходится 9 ава, а прочие вступают в силу только в канун 9 ава. В сам день 9 ава запреты и поведение наиболее строги. Далее мы узнаем (см. Часть VII Б 1), что ограничения, касающиеся трех недель, остаются в силе вплоть до полудня 10 ава, поскольку Храм продолжал гореть до этого времени.
Поведение в течение трех недель
Ограничение веселья и радости
Введение
Как уже было сказано выше (см. Часть I А 3), в течение бейн амецарим есть обычай соблюдать некоторые аспекты траура. Следовательно, в этот период исключаются различные формы празднований и увеселений.
Помолвки, свадьбы
В этот период не устраиваются свадьбы, даже если они и не сопровождаются трапезой. Это запрещено, даже если человек еще не выполнил заповедь «Плодитесь и размножайтесь», то есть у него еще нет детей.
Помолвки и тнаим, однако, можно устраивать вплоть до рош ходеш ав, даже если при этом делают трапезу.
С рош ходеш ав и до окончания 9 ава разрешены помолвки и тнаим, но при этом нельзя устраивать трапезу, хотя можно подавать закуски (пирожные и т.п. за исключением, понятно, 9 ава).
Танцы и игра на музыкальных инструментах
Во время бейн амецарим запрещено танцевать и играть на музыкальных инструментах. Музыкант, зарабатывыющий на жизнь игрой для неевреев, может играть на музыкальных инструментах в доме нееврея лишь до рош ходеш ав. Однако, запрещено делать это в сам день 17 тамуза. Заниматься музыкой запрещено с рош ходеш ав. Большинство алахических авторитетов придерживается мнения, что даже с рош ходеш ав и до 9 ава нет запрета на пение мелодий a capella, т.е. без использования музыкальных инструментов.
Благословение на новую одежду или плод
Согласно обычаю, следует воздерживаться от благословения на новую одежду, плод и т.п. Поэтому не следует приобретать или надевать новой одежды или в первый раз пробовать плод нового урожая в течение бейн амецарим, если для этого будет необходимо произнесение данного благословения. До рош ходеш ав можно покупать и носить в первый раз новую одежду, которая не имеет статус важной и, следовательно, не требует произнесения благословения (например, обувь, нижнее белье, носки, рубашки).
Многие алахические авторитеты разрешают произнесение. Поэтому можно произнести благословение шеэхияну на плод в субботу, если данный плод сможет сохраниться до субботы. Если же до субботы плод не сохранится, то многие разрешают произнести шеэхияну и съесть его даже в будний день. Беременная женщина или больной, которым необходим данный плод, могут его есть даже в течение этого периода.
Благословение шеэхияну на выкуп первенца
Шеэхияну на выкуп первенца произносится даже после рош ходеш ав.
(продолжение следует) Издательство Швут Ами. Публикуется с разрешения издателя
См. также: Тематический обзор по теме 9 ава
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава Хаей Сара
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Авраам исполняет завет Творца и идет в незнакомом ему направлении. Ханаан стал отправной точкой для распространения веры в Одного Б-га.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Авраам хотел достичь совершенства в любви к Ашему
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Что общего между контрабандистами и родителями, которые обеспокоены поведением взрослого сына? Истории по теме недельной главы Торы.
Рав Элияу Левин
О кашруте. «Чем это еда заслужила столь пристальное внимание иудаизма?»
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Авраам отделяется от Лота. К нему возвращается пророческая сила. Лота захватывают в плен, и праотец спешит ему на помощь.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Авраму было уже семьдесят пять лет
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Праотец Авраам стал светом, которым Творец удостоил этот мир. Биография праотца в призме слов Торы.
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Сара умирает. Авраам не перестает распространять веру в Б-га и отправляет Ицхака в ешиву.
Батшева Эскин
После недавнего визита президента Израиля Реувена Ривлина в США израильскую и американскую прессу облетела сенсационная фотография, на которой Президент США Джо Байден в Овальном кабинете Белого Дома стоит перед израильским президентом на коленях
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сатан, огорченный тем, что не смог одержать победу ни над Авраамом, ни над Ицхаком, появился теперь перед Сарой.
Рав Йосеф Б. Соловейчик
Мы все члены Завета, который Б-г установил с Авраамом.