Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Коментарии к недельной главе Льва Кацина

Недавно в молодежном центре «Шаарей Эмуна» состоялся просмотр фильма «Арифметика дьявола». Около ста русскоязычных юношей и девушек, отправляющихся летом в Израиль, познакомились с этим фильмом о Катастрофе.

В самом начале картины юная американка Хана оказывается в компании подруг, которые делают себе татуировки. После этой болезненной процедуры ее пригласили на вечеринку. Приехав домой, Хана заявила родителям, что не хочет идти с ними отмечать Песах. В конце концов она поддается уговорам и неохотно идет в дом бывшей узницы концлагеря тети Евы.

Благодаря приемам современного кинематографа Хана как бы перемещается во времени и оказывается в Польше во время войны. Ее вместе с другими евреями сажают в грузовик и отправляют в концлагерь. Там она видит, как детей и стариков отправляют на смерть, а способных работать превращают в рабов. Фашисты издеваются над узниками, чтобы сломить их дух, унизить их человеческое достоинство. Нанесение номера-татуировки на руке призвано обезличить человека, лишить его имени…

Зажегся свет, но в зале стояла тишина. Многим ребятам было трудно сдерживать слезы. «На руке моего живущего в Израиле дедушки такой же номер, — поделился впечатлениями Алекс. — В России мы жили вместе, но я никогда его об этом не спрашивал. Когда я приеду в Израиль, то обязательно попрошу его все рассказать».

И говорил Всевышний Моисею в пустыне Синай… Сосчитайте число всей общины сынов Израиля по их семействам, по дому их отцов, по числу имен (Бамидбар 1:1—2).

Тора запрещает считать евреев. Но как же сосчитать «число всей общины»? Считали не людей, а монеты. Каждый мужчина должен был пожертвовать полшекеля на строительство Мишкана, Храма в пустыне. Человек — это личность, бесконечный мир. Людей нельзя считать, подобно вещам или монетам. Фашисты присваивали заключенным номера, пытаясь сломить их дух: ты — безликий номер, а не человек с уникальной судьбой. В разгар репрессий в стране «победившего социализма» повторяли: «Лес рубят — щепки летят». Палачи народа сравнивали человека со щепкой или винтиком, утверждая, что «незаменимых нет».

В чем же смысл употребляемого в Торе словосочетания по числу имен? «Несмотря на то, что общее число евреев, достигало шестисот тысяч мужчин, Тора подчеркивает, что все равно за этим числом стоят имена людей!» — объясняет рав Моше Вольфсон. У каждого человека свое имя, указывающее на его уникальное предназначение в этом мире.

Шестьсот тысяч мужчин, стоявших у горы Синай, составляли общину народа Израиля, а душа каждого из них была связана с определенной буквой Торы. У каждого еврея своя буква в Торе! Человек уникален, подобно букве, которая является частью определенного слова, предложения, главы, но при этом она — часть целого, буква в книге Торы. Так же и каждый еврей — часть своей семьи, своей общины. Он приходит в этот мир для исполнения своей уникальной миссии, являясь при этом частью народа Израиля.

В Синайской пустыне четыре отряда колен Израиля окружали Мишкан, в котором служило колено левитов. Так же четыре книги Пятикнижия обрамляют сердцевину Торы — книгу Левитов.

«Когда в синагоге открывают свиток Торы, то вглядываются в ее буквы, ибо еврей может найти “свою букву”, способную озарить его душу! — писал Аризаль. — Когда габай синагоги приглашает еврея к Торе, то это не его случайный выбор, а проявление некого пророческого дара: человек может “найти себя” в читаемом отрывке».

— Знаешь ли ты, как повседневные события недели сокрыты в намеках недельной главы Торы? — спрашивал магид из Межерича рабби Шнееросона.

— Да, — отвечает автор мистической книги «Тания».

— Знаешь ли ты, как каждый из семи читаемых в субботу отрывков недельной главы связан с событиями определенного дня недели?

— Да, — отвечает основатель ХАБАДа.

— Заешь ли ты, как связана душа человека с тем отрывком Торы, на чтение которого его вызывают в синагоге?

— Да, — отвечает ребе.

— Тогда ты можешь читать Тору в нашей синагоге! — воскликнул магид.

… «Исполним и поймем!» — провозгласили евреи, принимая Тору у горы Синай. Сначала исполним, лишь потом поймем. Ибо мудрость Торы открывается тому, кто стремится исполнить свою уникальную миссию в этом мире. Во имя исполнения этой миссии еврей стремится принять и понять Тору, открывая в ней самого себя!


Моавитяне стали кочевым племенем, и со временем они образовали свое государство на землях к востоку от Мертвого моря, которые сегодня находятся на территории Иордании. Во времена Торы Моав был густо заселен, многие его города были обнесены крепостными стенами. Сами моавитяне были язычниками Читать дальше

Недельная глава Балак

Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»

Комментарий рава Зильбера на недельную главу «Балак»

Эуд бен Гера

Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»

Биография отважного воина и праведника

Книга заповедей. Заповеди «Не делай»: 56-60

Раби Моше бен Маймон РАМБАМ,
из цикла «Книга заповедей. Запретительные»

Законы войны.

Недельная глава «Хукат» («Закон»). Что мы выигрываем и что теряем, исполняя свои желания?

Рав Бенцион Зильбер

Глава рассказывает о последнем, сороковом годе пребывания евреев в пустыне. Сороковой год был насыщен множеством важных событий: умерли Мирьям и Аарон, сестра и брат Моше; со смертью Мирьям общину покинул колодец, который служил евреям источником воды и все эти годы перемещался вместе с ними по пустыне; высекая воду из скалы, Моше совершает ошибку и лишается права вступить в Эрец-Исраэль; на пути к Эрец-Исраэль на евреев нападают кнаанейцы, и евреи с Б-жьей помощью одерживают победу. В конце главы сообщается, что евреи подошли к границам Эрец-Исраэль и остановились на восточном берегу Ярдена, напротив города Иерихо. Начинается глава с закона очищения от ритуальной нечистоты – закона о красной корове (пара адума). Этот закон относится к разряду хуким, т.е. к категории законов, не только глубинная суть, но и общий смысл которых не объясним в рамках человеческого сознания.