Темы: Воспоминания, Рав Ицхак Зильбер, 9 Ава, Траур, Лев Кацин, Праведник
Вскоре после приезда в Израиль я узнал о «русском» раввине Ицхаке Зильбере и отправился к нему на урок в иешиву «Двар Ирушалаим». Я нашел место за столом, во главе которого не сидел, а стоял, живо жестикулируя, Рав Зильбер и рассказывал недельную главу Торы.
Свои уроки Рав Ицхак вел чрезвычайно ярко и доступно, иллюстрируя абстрактные концепции Торы поучительными рассказами из собственной жизни. В нем не было никакой надменности, а относился к каждому собеседнику на равных, по-дружески.
Рав Ицхак излучал искреннюю доброжелательность, заинтересованность в твоей судьбе. Этот раввин был, прежде всего, по- настоящему добрым человеком, олицетворением того, что мы имеем в виду, когда произносим на идиш слово «А Менч» – Человек!
Известие о кончине Рава Ицхака Зильбера настигло меня накануне траурного поста о разрушении Иерусалимского Храма 9 Ава. В информации сообщалось, что «похоронная процессия выйдет от синагоги «Эзрат Тора», в которой последние 32 года молился Рав, в 11 часов вечера, сегодня 9 Ава».
Пост 9 Ава – это особый день, когда каждый еврей сидит на полу в трауре о разрушении Храма и изгнании нашего народа, как сидел бы «шиву» по близкому родственнику. Небесам было угодно, чтобы Рав Ицхак ушел в этот день общего траура нашего народа, возможно, потому, что его кончина – это не только боль его детей и близких, но и многочисленных учеников и почитателей. Для многих из нас Рав Ицхак был не только учителем, не только раввином, но и духовным отцом.
«Сироты дети сирот» - так Талмуд называет поколение перед приходом Мошиаха. На первый взгляд, странное выражение. Если люди эти - дети сирот, то у них все же есть родители, так как же они сами могут быть сиротами?
Время дало ответ на этот вопрос. На протяжении истории родители являлись носителями традиций, передавая знания и мудрость Торы своим детям. В наше же время родители стали жертвами советской мясорубки, они не могли передать еврейское наследие своим детям.
Может быть, потому с особым трепетом тянулись русскоязычные евреи к Раву Ицхаку, видя в нем настоящего русского еврея, семье которого удалось чудом пережить гонения большевиков.
И все же тайна чрезвычайного влияния и авторитета Рава Ицхака – в нем самом. Рав жил для других. Он дарил каждому столько внимания, тепла и света, что человек ощущал себя самым любимым сыном. С ним можно было говорить на любые интересующие темы и быть уверенным, что он не только ответит, но, что еще важнее, и поймет вас, ваши проблемы и сомнения.
Недавно, беседуя с одним русскоязычным психологом из Иерусалима, я спросил его, с кем из раввинов он обсуждает возникающие в его практике вопросы? Он ответил: «Только с Равом Зильбером. Никто другой этого просто не поймет».
Для того чтобы учить кого-то, его нужно понимать, уважать и любить. У Рава Ицхака было огромное любящее сердце, которое позволило ему стать учителем целого поколения русских евреев. В день 9 Ава мы оплакиваем уход не только близкого нам человека, но и учителя нашего поколения. Рав Ицхак Зильбер оставил после себя светлую память, и пусть этот свет вдохновляет на добро еще многие поколения.
"Еврейский Мир", Нью-Йорк
Акива Татц,
из цикла «Жить вдохновенно»
Главная особенность мессианского откровения состоит в том, что оно остается скрытым до того момента, пока реально не произойдет. Его невозможно предсказать; никакие мистические изыскания не помогут узнать, когда оно наступит.
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Биография верховного судьи Израиля, человека, за которого вышла замуж моавитянка Рут, принявшая иудаизм.
Раби Моше бен Маймон РАМБАМ,
из цикла «Книга заповедей. Запретительные»
Отношения с древними народами.
Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»
Моавский царь, чье имя носит глава, посылает секретное посольство к сильнейшему из практиковавших тогда специалистов широчайшего профиля
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Комментарий рава Зильбера на недельную главу «Балак»
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Биография отважного воина и праведника
Раби Моше бен Маймон РАМБАМ,
из цикла «Книга заповедей. Запретительные»
Законы войны.
Рав Бенцион Зильбер
Глава рассказывает о последнем, сороковом годе пребывания евреев в пустыне. Сороковой год был насыщен множеством важных событий: умерли Мирьям и Аарон, сестра и брат Моше; со смертью Мирьям общину покинул колодец, который служил евреям источником воды и все эти годы перемещался вместе с ними по пустыне; высекая воду из скалы, Моше совершает ошибку и лишается права вступить в Эрец-Исраэль; на пути к Эрец-Исраэль на евреев нападают кнаанейцы, и евреи с Б-жьей помощью одерживают победу. В конце главы сообщается, что евреи подошли к границам Эрец-Исраэль и остановились на восточном берегу Ярдена, напротив города Иерихо. Начинается глава с закона очищения от ритуальной нечистоты – закона о красной корове (пара адума). Этот закон относится к разряду хуким, т.е. к категории законов, не только глубинная суть, но и общий смысл которых не объясним в рамках человеческого сознания.
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Собери народ, чтобы повторить с ними прежние заповеди и обучить их новым, которые они еще не знают
Рав Носон Шерман,
из цикла «Рут и семя Машиаха»
Обычай, согласно которому после смерти мужа ближайший его родственник должен восстановить его род от его жены, т. е. брак по левирату, впервые упоминается в Торе в том месте, где речь идет о смерти Эра, первенца Иеуды
Рав Реувен Пятигорский
По материалам газеты «Исток»