Из цикла «На тему недельной главы», темы: Рахель, Недельная глава, Воспитание детей, Ваеце, Лев Кацин
«Сейчас я возьму в руки этого лентяя», — заявил мне недавно отец шестнадцатилетнего ученика «Синай Академи», реагируя на его проблемы в школе.
Мы часто пытаемся «взять в руки» своих детей, когда они уже стали взрослыми людьми, подумал я. «Однако наши гневные реакции трудно назвать процессом воспитания детей, скорее, это анти-воспитание», — сказал мне недавно известный специалист в области семейных отношений рав Ашер Кушнир из Иерусалима (в прошлом активист борьбы за выезд евреев из СССР). — На кого похож тот, кто не уделял внимания ребенку, когда он был маленьким, но пытается «взять его в руки», когда он стал самостоятельной личностью? На того, кто пытается догнать выпущенную им стрелу!»
«Как стрелы в руке богатыря, так сыновья молодые», — сказано в 127 Псалме.
Что нужно сделать, чтобы преуспеть в воспитании детей? То же, что необходимо для того, чтобы запустить стрелу!
Давайте проведем некоторые параллели, и лучше поймем эту аналогию. Для того чтобы запустить стрелу, ее прежде всего нужно иметь. Точно так же для того, чтобы воспитать ребенка, нужно, прежде всего, его иметь. Однако в нашем современном мире находятся люди, которые, считая ребенка чрезмерным бременем, предпочитают завести собаку, чтобы избежать одиночества.
При всей видимости комфорта у этой жизненной позиции есть очевидный недостаток. Это не только вопрос о том, кто унаследует богатство и собаку, но и кто продолжит его незаконченные дела. Именно потому Псалм сравнивает детей со стрелой, а не, например, с мечом. Если воин поднял меч, но был сражен, то и меч становится бесполезным. Но стоит человеку выпустить стрелу, как она продолжает лететь и может поразить цель, вне зависимости от того, что произойдет с направившим ее. В этом смысле дети — это стрелы человека, которые еще при его жизни или после смерти продолжают начатые им дела. В каком-то смысле все мы — дети первого еврея Авраама, все мы продолжаем идти по выбранному им пути «справедливости и милосердия».
Как преуспеть в воспитании детей? Родителям прежде всего необходимо выбрать цель воспитания, к которой бы стремились их дети. Следует направлять детей к этой цели не только словами, но и поступками, личным примером, всей своей жизнью. Рав Элиягу Деслер писал, что воспитание детей — это процесс формирования совести (на иврите мацпун). Не случайно однокоренное слово — мацпэн означает компас. «Привитая» родителями совесть направляет поступки человека, являясь его компасом жизни.
Воспитывая своих маленьких детей, родители должны в унисон проявлять последовательность, твердость, требовательность, четко очертив рамки дозволенного: что хорошо, а что плохо, что допустимо, а что запрещено. Этот период воспитания можно сравнить с натягиванием тетивы.
Умение отпустить тетиву в нужный момент, не раньше времени и не позже, является важным элементом искусства стрельбы из лука. Так же и в воспитании детей. Если родители «отпускают» детей раньше времени, предоставляя им слишком много свободы в раннем детстве, то они могут распустить их этим. Однако если родители игнорировали своих детей в детстве, а теперь, вдруг обнаружив, что в доме живет монстр, решили «взять в руки» этого уже самостоятельного человека, то это может привести к обострению отношений и отчуждению. Потому в старшем возрасте следует постепенно предоставлять детям больше свобод, проявляя уважение, любовь и доверие к ним. Лишь искренние отношения любви продолжают помогать и направлять детей даже после того как они, подобно стрелам, покинули родительский дом.
Что же делать после того как стрела улетела? Молиться о том, чтобы она попала в цель. Так же и родители могут и должны молиться о своих детях, после того как они выросли, обрели самостоятельность.
История рождения 12 сыновей Яакова — это история мольбы наших праматерей Рахели и Леи о рождении и становлении каждого ребенка.
Молитву Рахели о детях мудрецы называют стрелой, которая долетит, преодолевая время, до грядущих дней триумфа еврейской истории.
Родив своего первого сына, Рахель назвала его Йосефом, молясь о том, чтобы у нее родился еще один сын. Во время родов своего второго сына, Биньямина, она умирает по дороге в Бейт-Лехем, неподалеку от Рамы. Во время разрушения Первого Храма пленных евреев гнали в изгнание, и все они проходили мимо могилы Рахели. А душа ее продолжала молиться обо всех сыновьях еврейского народа, об их возвращении в Израиль, как сказал пророк: «Слышится голос в Раме… горькое рыдание: Рахель оплакивает сыновей своих». «Есть у тебя надежда на будущее, — отвечает Всевышний Рахели, — возвратятся сыновья в пределы свои!» (Ирмеягу, 31:16).
Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»
Лаван обвиняет Яакова в краже идолов. Праотец не знал, что Рахель похитила божка, и на нее пришлось произнесенное проклятие.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Эсав сам преследовал Яакова и приложил все усилия, чтобы догнать брата
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Евреи не делают из своих эмоций культа, не устраивают зрелищ. Они не воздвигают мавзолеи над могилами, не превращают могилу в цветники.
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»
По материалам газеты «Истоки»
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Подмен Рахели на Лею произошел не случайно. Наши мудрецы подробно объясняют, что стояло за этим шагом.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сборник мидрашей о недельной главе Торы
Рав Бенцион Зильбер
Учим Тору с раввином Бен-Ционом Зильбером в иерусалимской ешиве Толдот Йешурун
Рав Реувен Пятигорский
Саба из Новардока,
из цикла «Уровень человека»
Яаков беспрекословно выполнял требования Лавана, несмотря на обман со стороны последнего. О духовном смысле такого поведения.
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Краткие очерки на тему недельного раздела Торы. Ваеце
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Если Авраам — это корень еврейского народа, а Ицхак — часть дерева от корня до ствола, то Яаков — это сам ствол…
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.