Из цикла «Избранные комментарии на недельную главу», темы: Пятикнижие, Бемидбар, Первенец, Рав Шимшон Рефаэль Гирш, Колена Израиля, Левиты, Служба в Храме, Комментарий
1. Вторая книга Пятикнижия (Шмот) завершается описанием строительства Святилища Закона. Третья книга (Ваикра) целиком посвящена нормам, которые устанавливает это Святилище для Израиля, — символически, жертвоприношениями, а практически, законами, освящающими каждый аспект повседневной жизни. Таким образом, очерчивается идеал, который должен быть воплощен в реальность и каждым отдельным представителем народа, и всем народом в целом. Заключительная глава книги Ваикра рассказывает о приносимых в Святилище добровольных пожертвованиях, устанавливая юридические подробности, направляющие того, кто ощущает потребность выразить свое личное отношение к Святилищу символическим посвящением Святилищу своей личности или передачей в дар Святилищу личной собственности.
Теперь же эта четвертая книга возобновляет прерванное повествование. Она показывает нам отношение народа Израиля в его истинном виде к очерченному в третьей книге идеалу его призвания. Она начинается с повеления провести исчисление народа как עדה («конгрегации» или «общины»), объединенной общим призванием и во имя общего призвания. Народ следует пересчитать в терминах его индивидуальных компонентов. Исчисление такого рода позволяет уяснить уполномоченным представителям народа, что общество не может существовать как абстрактная идея, но обретает свое истинное Бытие лишь через сумму своих компонентов. В то же время, каждому члену общества дают понять, что он лично «считается» важным составляющим этой суммы и что задача, стоящая перед народом в целом, требует, чтобы каждый из его представителей оставался верным своему долгу и целеустремленно преданным тому призванию, которое он разделяет со всеми остальными.
Третья книга завершается изложением процедуры перечисления владельцами своих стад с целью посвящения этих созданий Богу. Четвертая книга начинается с приказания пересчитать народ, если можно так выразиться, как стадо Божье для его Пастыря в соответствии с установленным Богом семейным и коленным распределением. Как и в случае с животными, каждый член народа в отдельности проходит ныне один за другим под посохом своего Пастыря, чтобы по праву быть сосчитанным в качестве члена Божьего стада.
במדבר סיני — В ПУСТЫНЕ СИНАЙ. Выбор пустыни как места исчисления служит доказательством того, что это исчисление не было обусловлено экономической или политической целью, ибо ни экономика, ни политика не имеют отношения к жизни в пустыне. Конечно же, добавление слов «Синай» и «Шатер Собрания» сразу делает понятным, что это исчисление следовало осуществить ради служения Закону, дарованному на горе Синай, Закону, которому следует выказывать почтение в Шатре Собрания. Во-первых, сыны Израиля получили Закон на горе Синай. Затем, после греха золотого тельца, в первый день месяца нисана, Свидетельство Закона, данное им вторично, как залог того, что народ вновь вступил в завет с Богом, получило место обитания, символизирующее идеалы Закона. Ныне, в первый день месяца ияра, все колена, все семьи и всех мужчин нации предстояло пересчитать и сплотить вокруг Закона как его стражей и хранителей.
2. …Все колена и все семьи с их индивидуальными свойствами и чертами характера должны объединиться в выполнении той миссии, которая является общей для всех членов Дома Израиля, и в воспитании и обучении будущих поколений таким образом, чтобы они тоже могли употребить присущие им способности на выполнение предначертанной народу задачи. Вот почему сотни и тысячи членов Дома Израиля складываются в народ не как неорганизованное множество, но «по их семействам, по их отчему дому»; то есть как семейные группы, группирующиеся, в свою очередь, по коленам, к которым они принадлежат… В исчислениях גולגולת (дословно «череп») употребляется как единица, представляющая конкретного физически присутствующего индивидуума. Способ счета собранных масс людей «по головам» был бы самым логичным. В иудаизме, однако, считают не по головам, а… полушекелями, которые вносит каждый из собравшихся.
3. ОТ ДВАДЦАТИЛЕТНЕГО ВОЗРАСТА И СТАРШЕ — ВСЕХ ВЫХОДЯЩИХ НА ОБЩИННУЮ СЛУЖБУ В ИЗРАИЛЕ. В Писании термин אבצ не обязательно и не в первую очередь означает армию или службу в вооруженном «воинстве». В Бемидбар (4:3), Бемидбар (4:23), а также в других местах Писания он означает службу, исполняемую левитами в Мишкане. Стихи 24 и 14 в главе 8 также доказывают, что צבא обозначает любую группу людей, объединенных для общественной службы под командой более высокой власти, или службу, которую такие люди выполняют. В данном стихе термин צבא также не обязательно имеет значение военной службы. Скорее он обозначает всякого, кто обязан отказаться от личной жизни и нести общественную службу, когда это требуется, и, следовательно, всякого, на которого общество может возложить заботу о своих интересах…
48…. Во время самого первого отступления от Закона, когда народ, не сумев понять «дарованный» характер этого Закона, приступил к изготовлению для себя Божественного «образа Моше», одно колено осталось верным Богу и Его Закону, защищая неприкосновенность Закона от остального народа и даже от собственной родни. Как хранители этого Закона, колено Леви было отделено от остального народа. Левиты принадлежали не «обществу», но единственно «Свидетельству», которое нужно было сохранять как животворную силу, суверенно правящую обществом. По этой причине, как уже говорилось в предыдущем стихе и как мы подробнее объясним в следующих стихах, колено Леви не было сосчитано «среди сынов Израиля»…
50. И ТЫ ПОРУЧИ. Они должны не только культивировать и защищать Закон в своей личной жизни, но, кроме того, ныне им поручается забота о Святилище Закона и его охрана. Их попечение о Святилище выражается в том, что на марше они выступают как носильщики Святилища и его утвари и собирают Святилище вновь в начале стоянок.
И СЛУЖИТЬ ПРИ НЕМ. Их охраняющая функция физически выражается в том, что они встают лагерем вокруг Святилища, чтобы защищать его.
Глава 2
1. В конце предыдущей главы дается общая заповедь разделить сынов Израиля на отдельные станы, причем левиты и Мишкан Свидетельства располагались отдельно от остальных. Здесь обсуждаются детали этой заповеди…
34. И СЫНЫ ИЗРАИЛЯ СДЕЛАЛИ ВСЕ ТАК. Если мы представим себе деление еврейского народа по станам в соответствии с описанием этих стихов, мы увидим впереди к востоку под знаменем Йеуды колена Йеуды, Иссахара и Зевулуна. Справа, к югу, под знаменем Реувена располагаются колена Реувена, Шимона и Гада. Слева, к северу, под знаменем Дана — колена Дана, Ашера и Нафтали. Позади, лицом к Йеуде и под знаменем Эфраима, находятся колена Эфраима, Менаше и Биньямина. Каждое из трех колен, образующих лагерь Йеуды, который возглавляет поход через пустыню, охарактеризовано и в материальных и в духовных терминах. Уже патриарх (Яаков) на смертном одре (Берешит 49:8—10) видел Йеуду в качестве колена, ведущего за собой всех остальных, со скипетром, который символизирует власть правителя, и стилом законодателя. Уделом колена Иссахара было сельское хозяйство, дающее достаточно свободного времени для занятий Торой (там же, стихи 14—15). Колену Зевулуна (там же, стих 13) была предначертана торговля; в то же время, согласно Песне Дворы (Шофтим 5:14), сыновья Зевулуна должны «владеть орудиями мастерства писателя», то есть культивировать литературу. Таким образом, возглавляющий движение стан Йеуды соединял в себе все основные качества, от которых зависело материальное и духовное благосостояние народа: скипетр и закон, сельское хозяйство и науку, торговлю и литературу.
Эти две группы, символизирующие определенные материальные и духовные качества, соединенные в головном стане, делятся на два подчиненных стана, которые следуют за главным с обеих сторон. Реувен, Шимон и Гад представляют собой, так сказать, правую руку народа. Реувен, первенец, наделен богатыми интеллектуальными способностями и обостренным чувством справедливости, но характер его мягок, что не позволяет ему стать руководителем народа. По бокам от него место Шимона, быстрого импульсивного мстителя за оскорбленную честь, и Гада, острого как наконечник стрелы, чтобы наносить ответные удары на неспровоцированные нападения (смотри Берешит 49:3—7 и 17). Итак, по правую руку от Йеуды идут маршем колена, символизирующие отвагу в защите от оскорблений и нападений, но под эгидой высокого милосердия.
По левую руку от Йеуды шагают Дан, символ ловкости и хитрости (там же, стихи 16 и 17), Ашер, воплощение утонченного вкуса (там же, стих 20) и Нафтали (там же, стих 21), воплощение красноречия. Таким образом, тогда как знамя Йеуды подразумевает стремление к власти, под знаменем Дана собрано великолепное разнообразие духовных достоинств.
Символика колен Эфраима, Менаше и Биньямина, располагавшихся под знаменем Эфраима к западу, перед восточным сектором стана Йеуды, не столь очевидна. Фактически, Эфраим и Менаше вместе представляют колено Йосэфа. Но то, что Яаков на смертном одре сказал по поводу Йосэфа (Берешит 49:22 и далее) относится лично к Йосэфу в большей степени, чем к колену, которому суждено было произойти от него. То, что Яаков сказал по поводу Эфраима и Менаше, (там же 48:19) указывает на проявление власти, особенно в отношении Эфраима, по поводу которого Яаков предсказывал, что тот чрезвычайно возвеличится и его потомки «будут править (другими) народами». Как нам кажется, мы можем истолковать это предсказание в том смысле, что колено Эфраима послужит броней, усиливающей укрепления других колен. Таким образом, в случае Эфраима, мы, по всей вероятности, должны будем символически поразмыслить о доблести, которая, ради благополучия всего народа, должна занять позицию лицом к ведущему стану Йеуды. Йеуде надлежит быть на востоке, а Эфраиму — на западе. Подобно этому, и Песнь Асафа (Теилим 80:2—3) провидит, что спасение Израиля зависит от подвигов Йосэфа. Асаф восклицает в молитве: «О, Пастырь Израиля, склони Свое ухо! Ты, ведущий Йосэфа подобно стаду, О, Ты, восседающий на троне среди херувимов! Воссияй Эфраиму, и Биньямину, и Менаше, употреби Свое всемогущество и приди нам на помощь ради Себя же». Когда позднее в нашей истории дом Йосэфа, вместо того чтобы служить дополнением Йеуде, вступил с последним в конфликт и присвоил себе роль лидера, когда Йосэф водрузил свое «знамя» не позади Йеуды, но во главе народа, это означало падение нации. Отдалившись от Свидетельства Закона и его Обители, дом Йосэфа погиб, унося с собой в небытие десять двенадцатых народа, которые к нему присоединились…
Глава 3
7. СОВЕРШАТЬ СЛУЖБУ МИШКАНА. Коэны и вся община поручили левитам нести службу в Мишкане Свидетельства. Они служат Святилищу от имени Аарона и от имени всей общины.
9. ВРУЧИ. Хотя левиты должны исполнять свои обязанности от имени коэнов и от имени всего народа, это никоим образом не предполагает, что они должны назначаться властью или волей коэнов или народа. Напротив, Бог говорит Моше: «Вручи». Так Сам Бог действует здесь через Моше. Именно по повелению Бога, которое должен исполнить Моше, обязанности стоять на страже Святилища и обслуживать его — обязанности, лежащие на обществе и на коэнах от имени общества — должны быть переданы левитам. Моше должен «вручить» левитов, выделив их из народа, или, как представителей народа, для этой цели коэнам. Помимо этой особой цели и помимо обязанностей, выраженных в этом Божественном повелении, коэны, поэтому, не имеют никакой власти над левитами: левиты были «отданы (натурально) отданы» Аарону. Положение левитов по отношению к коэнам не является результатом какого-либо присущего коэнам превосходства над левитами; кроме того, отношения между ними не выходят за пределы тех целей, ради которых это Божественное повеление было дано коэнам.
11. Положение левитов по отношению к общине, с одной стороны, и к коэнам, с другой, только что было определено, как основанное на исходящей непосредственно от Бога заповеди. Следующие стихи подробно обсуждают эту заповедь и объяснят особые отношения левитов с Богом.
13. ИБО ВСЯКИЙ ПЕРВЕНЕЦ ПРИНАДЛЕЖИТ МНЕ. (Ср. Шмот 13:15 — «Моими они останутся»). Передача обязанности в Святилище от первенцев к левитам не предполагает, что первенцы больше не посвящены Богу. Несмотря на передачу обязанностей, они остаются посвященными Богу. Единственная прерогатива, которой они лишаются, — это функция представлять весь народ в Святилище. Их функция в пределах их собственной семьи, то есть их роль выражать подчиненность всей семьи Богу, сохраняется, так же как и обязанность посвящать Богу чистых животных и первенцев ослов, символизируя зависимость средств к существованию и имущества от Бога…
Освящение первенца не имеет никакого физического выражения. Значение его исключительно моральное; отсюда его величайшая важность для народа…
15. ПОДСЧИТАЙ. Колено Леви представляет весь Дом Израиля; подобно Дому Израилеву оно также делится на группы. Сыновья Яакова образовывали колена в соответствии с «отеческим домом», а их сыновья, в свою очередь, образовывали семейные ветви. Таким образом, народ поделился на колена (Реувен, Шимон, Леви и так далее) по сыновьям Яакова, а эти колена, в свою очередь, делились на семьи ханохитов и палуитов (см. Бемидбар 26:5 и далее) по сыновьям этих сыновей. Точно так же три сына Леви, Гершон, Кеат и Мерари, образовали три «отцовских дома» левитов, а их сыновья, Ливни, Шимми и так далее, образовали семьи левитов.
ОТ ОДНОГО МЕСЯЦА И СТАРШЕ — ПЕРЕСЧИТАЙ ИХ. То, что левитов следовало пересчитывать с самого раннего детства, то есть с того возраста, когда они, если можно так выразиться, доказали свою жизнеспособность, видимо показывает, что их призвание влечет за собой больше, чем просто исполнение перечисленных в этом тексте обязанностей в Святилище. Их забота о Святилище и его охрана во время стоянок и на переходах может быть лишь логическим следствием и практическим выражением идеальных понятий, присущих их призванию. Ибо (как мы увидим в гл.4) их нужно пересчитывать вновь, когда они фактически поступают на службу, то есть по достижении тридцатилетнего возраста. Следовательно, тот факт, что их впервые пересчитывают в младенчестве, должен наводить на мысль о призвании более высоком, чем эта практическая служба, о цели, которой они, возможно, в состоянии служить уже в раннем возрасте, но для которой тем не менее индивидуума необходимо готовить с самого раннего детства и отрочества. Мы знаем, что фактически левитов предназначали на службу не только в качестве хранителей и защитников физически существующего Обиталища Закона, воплощенного в дереве и золоте, в виссоне и пурпуре, но и как хранителей, распространителей и защитников самого Закона и его соблюдения. Таким образом, они служили тому, что способствовали воплощению в жизнь народа идеалов миссии этого народа, которая выражена в Обители Закона, порученной их физической заботе (см. благословение Моше колену Леви, Дварим 33:9—11). Это общее для всех левитов призвание возлагается на каждого левита мужского пола со второго месяца его жизни, и его подготовка к этому должна начинаться с того момента, когда он впервые осознает свое окружение.
Глава 4
1. В предыдущей главе была дана заповедь пересчитать всех предназначенных к левитскому призванию. Приказ относился ко всем левитам от одного месяца и старше. Теперь следует исчисление тех левитов, которые были актуально обязаны нести и охранять Святилище во время странствий, а также более подробные инструкции по поводу тех обязанностей, которые в связи с этим возложены на каждый из «домов» левитов…
17. Бог СКАЗАЛ. В предыдущих стихах был заповедано, чтобы сыны Кеата получили священные предметы и несли их лишь после того, как эти предметы полностью укрыты, с тем чтобы избежать непосредственного физического контакта между святынями и их носильщиками. Ныне нам сообщают, что кеатитам не разрешается даже присутствовать при укрывании этих предметов. Они не должны видеть эти священные предметы даже во время укрывания. Если мы не ошибаемся, цель этого запрета заключается в том, чтобы святыни оставались для своих носильщиков идеальными понятиями, а не физическими объектами, чтобы эти люди еще больше вдохновлялись теми идеалами, которые эти предметы воплощают. Духовное созерцание священных предметов, доверенных попечению кеатитов, является, видимо, основным в их обязанностях, а физическое восприятие этих предметов во время их упаковки отвлекало бы кеатитов от духовного созерцания и тем самым оскверняло бы сами предметы.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава Хаей Сара
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Авраам исполняет завет Творца и идет в незнакомом ему направлении. Ханаан стал отправной точкой для распространения веры в Одного Б-га.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Авраам хотел достичь совершенства в любви к Ашему
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Что общего между контрабандистами и родителями, которые обеспокоены поведением взрослого сына? Истории по теме недельной главы Торы.
Рав Элияу Левин
О кашруте. «Чем это еда заслужила столь пристальное внимание иудаизма?»
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Авраам отделяется от Лота. К нему возвращается пророческая сила. Лота захватывают в плен, и праотец спешит ему на помощь.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Авраму было уже семьдесят пять лет
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Праотец Авраам стал светом, которым Творец удостоил этот мир. Биография праотца в призме слов Торы.
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Сара умирает. Авраам не перестает распространять веру в Б-га и отправляет Ицхака в ешиву.
Батшева Эскин
После недавнего визита президента Израиля Реувена Ривлина в США израильскую и американскую прессу облетела сенсационная фотография, на которой Президент США Джо Байден в Овальном кабинете Белого Дома стоит перед израильским президентом на коленях
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сатан, огорченный тем, что не смог одержать победу ни над Авраамом, ни над Ицхаком, появился теперь перед Сарой.
Рав Йосеф Б. Соловейчик
Мы все члены Завета, который Б-г установил с Авраамом.