Из цикла «Береги свою речь», темы: Обида, Лашон ара, Общение, Доверие, Зелиг Плискин, Береги свою речь, Упрек, Отношения между людьми
1. Не слушайте лашон-ара
Тора запрещает слушать лашон-ара, даже если слушатель не доверяет тому, о чем ему рассказывают.
Группа сослуживцев увлеченно обсуждает какую-то занимательную тему. Мимо проходит Александр Швицер, который отлично знает, что скорее всего те занимаются злословием. Но любопытство перетягивает. Он подходит к группе, говоря про себя: «Просто интересно послушать, о чем они болтают. Но их сплетням я верить не намерен!»
Стоит ли уточнять, что Александр нарушает закон, слушая лашон-ара? Ведь, кроме запрета «не верь злым словам», есть запрет «не слушай их»!
Если ваш собеседник начинает беседу с фразы: «Послушайте, какую интересную вещь я только что узнал о таком-то!» — постарайтесь под благовидным предлогом покинуть его как можно скорее. Почти наверняка его рассказ будет наполнен сплетнями и злословием, которые вам придется выслушать, если вы вовремя не ретируетесь.
В старости у Хафец-Хаима притупился слух. Рабби Меир Шапиро, знаменитый глава «Ешивы Люблинских мудрецов», однажды сказал ему:
«Рабби, почему бы вам не сходить к врачу? Может быть, он сможет вам помочь?»
«С Б-жьей помощью, до сих пор я воздерживался от того, чтобы сказать лашон-ара, — ответил мудрец. — Но слышать или не слышать злословие — тут мы зависим не столько от себя, сколько от других. Если кто-то хочет сказать мне что-то необходимое, он повысит голос. Но никто не станет кричать лашон-ара мне в ухо».
2. Не верьте злословию
Вы всеми силами стремитесь не слушать лашон-ара. Однако, иногда так случается, вы его слышите против своей воли. Не всегда можно встать и уйти, покинув собеседника. Но даже если вы случайно услышали злословие — не верьте ни одному слову! Не меняйте своего мнения о человеке на основании услышанного о нем лашон-ара. Ни при каких обстоятельствах не нарушайте запрета верить лашон-ара. Даже если вслух вы не выразите свое согласие, но в душе поверите злословию — вы нарушите запрет. Тем более запрещено соглашаться с говорящим, иначе на вас сразу ляжет двойная вина — верить лашон-ара и произносить его.
«У нас в лаборатории появился новый аспирант по фамилии Розенбахер. Глупый и пустой человек», — сказал доцент Шидловский в беседе с доцентом Ойфманом. Доцент Ойфман не должен этому верить.
Рути упомянула в присутствии Элишевы, что Шошана тщеславна. Элишева была вынуждена выслушать это, настолько все произошло неожиданно. Но верить сказанному она не имеет права.
«Дани внешне выглядит очень щедрым, но это показуха. Он дает большие пожертвования исключительно потому, что хочет добиться всеобщего уважения». Такую характеристику, данную Элазаром, слышит Велвл. Его прежнее мнение о Дани как о щедром и бескорыстном человеке не должно измениться. Стоит ему согласиться с Элазаром, даже ничего не добавляя от себя, — как он сразу же совершит двойной грех.
3. Принятие факта, но не принятие его негативного смысла
Факты — вещь упрямая; порой не согласиться с ними просто невозможно.
Однако, поверив не слишком лестной информации о ком-либо, мы должны истолковать ее так, чтобы она утратила свой негативный смысл. Всегда пытайтесь найти оправдание тому, о ком говорят.
Допустим, нам сообщают некие порочащие факты про другого человека. Вот примеры оправдывающих моментов, которые могли иметь место в действительности:
а) ситуация была такой, что совершенное действие можно считать разрешенным;
б) поступок был совершен нечаянно;
в) человек не осознавал, что нарушает запрет;
г) вероятно, высказывание процитировали из чужого сообщения, вырвав его из контекста, поэтому оно приобрело дурной смысл.
Но если оправдание найти невозможно, следует признать, что говорящий либо ошибается, либо говорит неправду.
Уже в начале беседы госпожа Сара Пресс пыталась остановить свою подругу Рахель Виленскую и хоть как-то прервать поток ее слов — но куда там! Со свойственным ей напором та поведала Саре, что Леечка Ружинская на ее глазах нарушила кашрут, употребив в пищу запрещенный продукт. Саре Пресс трудно поверить, что Рахель говорит неправду. Однако если она поверит ее словам, то нарушит запрет верить лашон-ара. Поэтому Сара может признать, что Леечка действительно нарушила кашрут, но при этом должна быть уверена в том, что та совершила проступок неумышленно, по неведению, — быть может, ее обманули, уверив в кашерности покупки…
4. Выслушивание лашон-ара в случае, когда спрашивающий нуждается в информации
Человек имеет право слушать высказывание другого человека о третьем, если он нуждается в объективной информации по важному для себя вопросу (например, в случае вступления в компаньоны или при устройстве брака). Но при этом он должен помнить, что запрещено принимать порочащие чужую честь слова за полную и несомненную правду. Полученную информацию он может использовать в своем деле по усмотрению — с осторожностью, но не делая вне того дела никаких других выводов.
Также человек может выслушать неприятные слова о своем ближнем, чтобы попытаться воздействовать на того в лучшую сторону (например, когда говорят о каком-то неприятном происшествии, в котором участвовал его знакомый, показавший себя не самым лучшим образом). Но и тогда нельзя считать сказанное абсолютной правдой. Это не что иное, как предостережение («смотри, не спеши с ним породниться, проверь еще раз», «он хороший человек, но испытай его деловые качества», «поговори с ним и объясни, что так поступать нельзя, он тебя послушает»).
Йося Рубин искал напарника для съема квартиры. Друзья указали ему на Марка Штерна. Йося стал расспрашивать тех, кто имел опыт общения с Марком. Оказалось, что опыт общения у них отрицательный. Йося Рубин стал искать другого кандидата.
Наш Рубин не имеет право считать, что все, что он услышал о Марке Штерне, безусловная правда. Но отказать тому в компаньонстве, чтобы избежать лишних душевных и финансовых потерь, он может.
5. Ограничения к предыдущему пункту
Иногда случается, что у нас появляется острая необходимость выслушать неблагоприятную информацию о ком-то. Мы имеем право выслушать ее только при соблюдении следующих условий:
а) Тот, кто нам эту информацию дает, должен руководствоваться соображениями необходимости, но без эмоций и привнесения личного момента. Если он говорит не для пользы дела, а в силу своего чувства неприязненности по отношению к тому человеку, то мы рискуем нарушить еще один запрет: «Не ставь препятствия перед слепым». Ибо мы толкаем человека на оговор того, кого он не любит.
б) Мы не нарушили запрета, если услышали злословие, которое началось до того, как мы присоединились к группе разговаривающих. Ведь разговор начался не по нашей инициативе! (И все равно, лучше в таких разговорах не участвовать даже пассивной стороной.)
6. Как поступать, если кто-то хочет сообщить нам лашон-ара
Итак, слушать лашон-ара запрещено. Но предположим, нам почему-то непременно хотят сообщить злые слова о другом человеке. Возможно даже, что мы не знаем изначально, будет ли в результате разговора какая-то практическая польза (которая позволила бы нам выслушать подобного рода речь). В таком случае мы должны прежде всего вежливо выяснить у говорящего: необходима ли нам информация, которую он собирается нам сообщить? Для чего необходима? Сможет ли она уберечь нас или кого-то другого от убытков, обмана и прочих неприятных вещей? Сможем ли мы помочь кому-нибудь стать лучше?
Если наш собеседник признает, что информация необходима и важна, его можно слушать — однако не принимая то, что он говорит, за непреложную истину. На основании сказанного мы имеем право быть осторожными — но не более того.
Если же из его ответа следует, что он хочет просто поболтать, «сотрясти воздух» (пусть даже пытаясь уверить нас и себя, что это не так), нам его слушать категорически запрещено.
Умение выяснить все это требует с нашей стороны опыта и такта. Надо уметь разговаривать с людьми, знать человеческую натуру. Если наш собеседник скромен, он в подавляющем большинстве случаев скажет: «Извините, вы правы, я ничего особенно важного сообщить не собирался». Человек с противоположным характером бросится доказывать, что его информация имеет жизненно важное значение. Поэтому будьте осторожны!
«Ты знаешь, Хаим из соседнего двора…» — начал говорить Веня Изику.
Но Изик резко остановил приятеля: «Знаешь, мне кажется, лучше оставить эту тему о Хаиме. Если, конечно, ты не считаешь, что мне действительно необходимо что-то о нем знать».
«Честно сказать, я сомневаюсь, — признался Веня. — Мне показалось, а вдруг тебе это пригодится в будущем».
И если Веня, не будучи уверенным в необходимости разговора, все-таки его продолжает, Изик должен либо направить беседу в другое русло, либо извиниться и уйти.
7. Вредно внимать злословию
Случается, что человек не верит злым рассказам, которыми окружающие пытаются загрязнить его сознание. Но что можно поделать против злых языков? Наш мученик стоит и героически молчит, пока на него выливают ушат злословия, мечтая про себя, когда наконец говорящий умолкнет. Но тот, видя, что ему внимают, продолжает произносить лашон-ара, и конца этой неприятной беседе не видно. Надо иметь мужество осадить рассказчика, резко сказав ему, что его речи никто слушать не хочет, что у слушателей нет желания слушать о том, чего они сами не видели, или хотя бы показать своим лицом, жестом, мимикой, что вам неприятна эта ситуация, что вы испытываете неудовольствие и что пора прекратить злословие. Иногда людям надо дать понять, что, клевеща на других, они позорят в первую очередь себя.
8. Слушать с целью оправдать
Если вы можете вступить в спор с тем, кто произносит лашон-ара, и отстоять достоинство человека, которого при вас поливают черной краской, вы тем самым выполните важную заповедь. Для этого иногда надо выслушать всю историю до конца — чтобы затем опровергнуть ее, вернув человеку поруганное достоинство.
Оправдать человека, вступиться за него — лучшее, что можно сделать, если вы случайно услышали лашон-ара. Однако, если говорящий относится к тому типу людей, которые терпеть не могут возражений, если ваша попытка защитить объект его рассказа может вызвать с его стороны лишь еще больший приступ желания опорочить того человека, — лучше смолчать. Но если при рассказе, кроме вас, присутствуют другие люди, то, по крайней мере, попытайтесь обелить пострадавшего от наговора, после того как рассказчик удалится.
Нехама очень устала, занимаясь домашней предпасхальной уборкой несколько дней кряду. Она надеялась, что свекровь придет и поможет ей, но та была занята своим хозяйством и давала советы только по телефону. Поэтому Нехама решила пожаловаться на свою несчастную жизнь подруге Эстер, зашедшей к ней вечером. Первым побуждением Эстер было распрощаться и уйти, чтобы не слушать лашон-ара. Однако она вовремя сообразила, что сможет объяснить Нехаме ее заблуждение.
Внимательно выслушав подругу, Эстер сказала: «Милая Нехама, ты ведь сама недавно рассказывала, что твоя свекровь месяц назад тяжело болела. Кроме того, я уверена, у нее самой масса работы, и в ее возрасте непросто помогать еще и другим».
Будучи по своей натуре доброй и благоразумной женщиной, Нехама согласилась с Эстер и пожалела о своих упреках в адрес свекрови.
9. Успокойте произносящего лашон-ара
Существует еще один случай, когда выслушивание злословия оборачивается выполнением заповеди. Касается он ситуации, когда говорящий обижен и ему хочется поделиться с другими своим горем. Кто-то его задел, уязвил его самолюбие, нагрубил; он жаждет высказать все, что у него наболело на душе, ему надо выплеснуться — и тогда ему станет легче. Он выбрал вас. Вы — его поверенный, которому он решил доверить свою тайну. Другим он не доверяет. В одном вас он ищет поддержки. Только перед вами изольет печаль сердца и не станет ничего рассказывать другим. (А эти другие, заметьте, могут ему поверить?) Не подводите его — выслушайте и успокойте. Но без нравоучений — по крайней мере, пока обида в нем не прошла, не успокоилась.
Важное условие: никому не передавайте то, что вы от него услышали. И еще одно условие, может быть, главнее первого: вы ни в коем случае не должны верить в то, что только что услышали!
Не успел Шехтер выйти на улицу, как был схвачен за пуговицу Полонским, который находился в состоянии крайнего возбуждения: «Если бы ты видел, что со мной только что сделал этот Шнайдер…»
Шехтер видит, что Полонский очень взволнован, но, стоит ему «выпустить пар», как он тут же вернется к своему обычному добродушному состоянию. Шехтер поступит абсолютно правильно, если выслушает Полонского до конца и постарается его утешить, но он должен проигнорировать все, что услышит про Шнайдера.
10. Упрекните злословящего
Представьте себе картину: вы оказались в компании, которая оживленно злословит. Что делать? Знайте: вы обязаны упрекнуть их, пристыдить если можно; остановить. Нельзя только — смолчать. Не забывайте: если вы смолчите, то станете соучастником в их грехе!
Две подруги, госпожа Сойфер и госпожа Кауфман, устанавливали киоски для благотворительного базара во дворе школы. Время перевалило за полночь, а они все еще трудились. Уставших женщин поддерживала мысль о том, что они бескорыстно трудятся на благо общины. Вдруг госпожа Сойфер вспомнила что-то неприятное об их общей знакомой госпоже Гласс. Но уже после первых двух слов ее прервала госпожа Кауфман: «Мы с вами выполняем важную заповедь, пытаясь помочь людям. Так давайте не будем омрачать эту заповедь грехом произнесения лашон-ара»… Как вы думаете, что ответила госпожа Сойфер? Она сказала: «Благодарю вас. От усталости я почти перестала соображать, что говорю. Если бы все поступали, как вы, насколько меньше звучало бы на земле злословия!»
11. На ваш упрек не обращают внимания
Новая картина: окружающие наперебой произносят лашон-ара, как бы состязаясь друг с другом. Вы уверены в том, что они не прореагируют на ваши упреки. Тем не менее, вы обязаны предостеречь их! Иначе ваше молчание будет воспринято как знак согласия. Поэтому вы обязаны попытаться защитить человека, даже если знаете, что ваша попытка окажется тщетной.
Считается, что для человека, совершившего грех, лучше об этом не знать. Потому что наказание за осознанное нарушение выше того, что полагается за проступок, совершенный по незнанию. Но в нашем случае это положение неприменимо: запрет произносить лашон-ара в Торе изложен ясно и четко.
Раввин Г., авторитетный ученый и известный талмудист, стоял в очереди на посадку в самолет. Продвигалась очередь медленно, и люди, стоявшие за ним, принялись, от нечего делать, высмеивать других. Раввину Г. их поведение показалось настолько отвратительным, что он было решил пресечь их разговоры. Но потом подумал, что, скорее всего, они его не послушают, а потому продолжал стоять и молча терпеть. Вдруг его фамилия прозвучала по местному вещанию: администрация просила пассажира Г. подойти к стойке регистрации для оформления какого-то талона. Облегченно вздохнув, раввин выскочил из очереди. Как только он удалился, один из стоявших заметил: «Не думаю, что мы вели себя достойно. Но страшного, скорее всего, ничего не произошло. Уважаемый раввин Г. стоял рядом с нами и ни разу не сделал замечания».
12. Уйдите!
В вашем присутствии раздраженный, озлобленный человек поливает кого-то грязью. Вы твердо знаете, что в ответ на ваш упрек он разойдется еще больше. Поэтому можете воздержаться от упрека! Но как тогда оградить себя от нарушения запрета? Решение проблемы: просто уйдите.
Свадебный обед. За одним из столов сидит Володя Крупник, а рядом с ним, так получилось, — люди, крайне невоздержанные на язык. Сыплются сплетни, обидные шутки, злословье. Володя Крупник младше присутствующих, его упреки в таком обществе покажутся просто смешными. Поэтому он берет свою тарелку и незаметно пересаживается за другой стол.
Раечка Кацнельсон переехала в новый район. Будучи общительной и приветливой от природы, Раечка перезнакомилась со всеми. Случайно встретив на автобусной остановке Эсфирь Моисеевну, она спрашивает у нее: «Я обратила внимание, что в вашем присутствии никто не сплетничает и не злословит? Поделитесь со мной своим секретом».
«Никакого секрета нет, — добродушно улыбается Эсфирь Моисеевна. — Когда я слышу лашон-ара, то смеюсь и затыкаю пальцем правой руки правое ухо, а пальцем левой руки — левое. И почему-то у говорящего моментально пропадает охота говорить со мной о других людях. Может быть, потому что я ничего не слышу?»
13. Когда слушать лашон-ара все же приходится
Злословие в нашей жизни вездесуще. Предположим, сложилась ситуация, когда вам, с одной стороны, некуда уйти от произносящих лашон-ара, а с другой стороны, нельзя демонстративно заткнуть уши. Не унывайте — есть выход. Попытайтесь выполнить три условия, изложенные ниже, и тогда вы не преступите запрещения слышать лашон-ара:
а) примите твердое решение ни за что не верить тому, что слышите;
б) попытайтесь ощутить досаду по поводу того, что вам приходится выслушивать;
в) не выражайте внешне своего согласия с говорящими; и во всех случаях, если возможно, выразите свое неудовольствие вслух или хотя бы при помощи мимики.
Маршрутное такси въехало в длинный туннель. Теперь как минимум пять минут не будет остановок.
Два господина на заднем сиденье злословят, не переставая. Беня Фишер хотел было попросить их сменить тему, но, посмотрев на их лица, понял, что скорее всего получит резкий отпор. Мужества заткнуть уши у него тоже нет — ведь они или обидятся, или сочтут за дурачка. Выйти из такси невозможно. Что делать? Беня Фишер начинает монотонно говорить про себя: «Я не верю ни одному их слову. Мне противно их поведение. Я надеюсь, что в зеркале водителя они видят мои брезгливые гримасы…»
14. Не слушайте злословие умышленно
В предыдущем пункте рассказывалось о крайнем средстве в ситуации, когда не в наших силах избежать прекращения чужого злословия. Но если есть малейшая возможность избежать опасности и мы этой возможностью пренебрегаем (например, можно выйти, но почему-то не выходим), то мы виновны в нарушении того, чему учат мудрецы. Ибо, даже если мы не верим злословящим и не принимаем участия в их разговоре, надо срочно покинуть их компанию. Нельзя присоединяться к людям даже тогда, когда они не начали произносить лашон-ара, но нам отлично известно, что через несколько минут они приступят к своему любимому занятию — злословию.
15. Слушатель знаком с рассказом, но от него скрыт унижающий кого-то смысл происшедшего
Предположим, мы знаем о некотором эпизоде, в котором участвовал наш знакомый. Ничего постыдного для него в той истории мы не находим. И вдруг мы слышим тот же рассказ от кого-то другого, но в версии, согласно которой выходит, что наш знакомый вел себя неправильно. Если, выслушав рассказ, мы примем новую интерпретацию — во вред тому, о ком говорят, мы нарушим сразу две заповеди: запрет на лашон-ара и заповедь «Справедливо суди своего ближнего».
Блюменталь не посещает занятия по Талмуду уже в течение недели. Его товарищ Каминский полагает, что тот заболел. Но другой их товарищ, Вернер, уверен, что Блюменталь просто ленив. Если Каминский поверит Вернеру, то он не только выслушает лашон-ара, что запрещено, но и нарушит заповедь: «Справедливо суди своего ближнего».
16. Не верьте злым рассказам о богобоязненном человеке
Злословить в адрес благочестивого человека — еще более серьезное нарушение, чем если бы речь шла об обычном еврее, соблюдающем заповеди.
Мистер Соломон проиграл дело в раввинском суде. Он расстроен и даже несколько обижен на «этих ученых раввинов» за их решение. Вечером к нему заходит его старый знакомый, мистер Абрамсон.
Что делать мистеру Абрамсону, если с первых минут встречи мистер Соломон начинает жаловаться на раввинов?
Он имеет право выслушать и утешить мистера Соломона, но ни в коем случае не должен поддакивать обиженному. Поэтому он говорит так: «Вы же знаете, дорогой мистер Соломон, наши судьи — эксперты в законах Талмуда. Когда вы успокоитесь и возьмете себя в руки, вы увидите их правоту».
Это хороший ответ, если он на самом деле поможет другу успокоиться. Но ни в коем случае нельзя говорить: «Вы совершенно правы. Мне тоже кажется, что вы должны были выиграть дело. Эти бестолковые судьи сами не знают, о чем говорят; их решение неверно».
Такие слова — не утешение, а самое настоящее злословие в адрес ученых и благочестивых людей. Даже если мистер Абрамсон полагает, что судьи неправы, он прежде всего должен связаться с ними — без участия мистера Соломона, — чтобы конкретнее выяснить обстоятельства дела.
17. Общее правило: не слушать и не верить злословию
Заявление, которое запрещено распространять, из-за того что оно содержит лашон-ара, запрещено слушать, а если мы невольно его услышали, то и верить ему.
Под запрет попадают заявления о неправильных действиях окружающих и отрицательных чертах их характеров, об отсутствии у них интеллигентности, о нехороших чертах их родителей и т.п..
Не имеет значения, в каком виде злословие распространяется — устно или письменно, знаками или намеками, — зло всегда разнообразно, а наказание неотвратимо.
18. Будьте осторожны!
Вы общаетесь с человеком, о котором слышали (против своей воли) дурные слова. Само собой разумеется, вы не поверили злословию. Но вы должны быть осторожными, чтобы предохранить себя от возможных потерь.
Помните: человек, о котором говорят дурно, имеет презумпцию невиновности (на иврите — хезкат кашрут). Вы не имеете права подвергать его серьезным сомнениям до тех пор, пока его вина не будет доказана. Нельзя уважать его меньше, чем ранее, из-за того что кто-то о нем что-то сказал. Также нельзя приводить его в замешательство, намекая на услышанное вами.
19. Не верьте, что человек стал отступником
Прошел слух, что некий еврей вышел из общины, прекратив соблюдать заповеди, — словом, не дай Б-г, стал отступником («вышел из общности своего народа»).
До тех пор пока мы полностью не убедимся, что, к несчастью, эти рассказы оказались правдой, нам надо относиться к тому человеку как к порядочному еврею, соблюдающему заповеди: оказывать ему помощь и т.д.
20. Нуждается ли человек в милостыне?
Допустим, нас поставили в известность, что человек, получающий цдаку (милостыню), в действительности вполне обеспечен. Пока мы не убедимся в истинности этих слов, надо продолжать давать ему цдаку.
21. Что делать человеку, поверившему злословию?
Предположим, мы не только выслушали злословие о ком-то, но и поверили ему. Мы в замешательстве и хотим исправить свою ошибку. Как поступить?
а) Принять решение в дальнейшем не верить тому, что мы уже услышали.
б) Взять на себя обязательство никогда больше не слушать и не верить злословию.
в) Признать свой грех перед Всевышним.
Если мы никому не передали услышанный нами лашон-ара, то не надо просить прощения у того, кого оговорили. Но если мы успели поделиться с кем-то третьим плохими словами, то надо пойти и попытаться убедить этого третьего в том, что мы ошиблись. Иначе дурная молва распространится дальше — и придется просить прощения у того, кого оговорили.
Рав Мордехай Райхинштейн
Тору невозможно точно перевести, полностью передав смысл оригинала. Но разве можно со стопроцентной точностью перевести на другой язык хоть что-нибудь?
Рав Шалом Каплан
Творец всегда забирает из мира то, от чего человечество отказывается...
Рав Моше Ойербах,
из цикла «История еврейского народа»
Изменники внутри страны, первые раздоры, царствование Антиоха.
Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»
Избранные главы из книги «Книга нашего наследия»
Рав Моше Ойербах,
из цикла «История еврейского народа»
Греки завоевывают Эрец Исраэль.
Рав Рафаэль Айзенберг,
из цикла «Выживание. Израиль и человечество»
Мораль, основанная на нравственном очищении
Рав Моше Ойербах,
из цикла «История еврейского народа»
Маккавеи, первая война, Ханукальное чудо.
Рав Моше Ойербах,
из цикла «История еврейского народа»
Продолжение войны хашмонеев.
Переводчик Виктория Ходосевич
Греки хотели уничтожить духовный стержень народа Израиля и свести его веру в Творца к пустой внешней символике.
Рав Яков Ашер Синклер
Дни Хануки выражают отношения между Иерусалимом и Афинами, между Шемом и Яфетом...
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Пламя не спалит тебя...»
Отрывок из книги рава ицхака Зильбера
Рав Александр Кац,
из цикла «Еврейские мудрецы»
Власть Великого Собрания унаследовал Санхедрин (Синедрион) — совет, состоящий из 71-го старейшины. Во главе Санхедрина стояли два мудреца: наси (председатель) и его заместитель, ав бейт дин (верховный судья). Эти двое лидеров назывались зуг (пара).