Из цикла «Береги свою речь», темы: Лашон ара, Доверие, Зелиг Плискин, Береги свою речь
1. Злословие в большой компании
Предположим, вы находитесь в большой группе людей, например, в гостях, и вдруг слышите злословие о ком-то. Остерегитесь принимать эти слова за правду.
Моисей Шафран, обращаясь с речью к огромной аудитории, позволил себе пренебрежительное замечание в адрес Аарона Цукермана. Вы сидите в зале и полагаете, что невозможно в присутствии такого количества людей сказать ложь, а значит, Моисей Шафран говорит правду. Ошибка! Такое вполне возможно. Людская наглость порой не знает пределов. Не верьте ни слову!
2. Злословие в адрес присутствующих
Случается, что какой-то человек безропотно слушает, как его поливают грязью. Он или слабо протестует, впрочем, как-то неубедительно, или подавленно молчит, не умея возразить. Не верьте обвинениям, высказанным при его молчании. Молчание оскорбленного ничего не доказывает — быть может, он смолк от удивления или возмущения, либо же — чтобы избежать ссоры.
Кроме прочего, из этого логически вытекает, что нельзя верить лашон-ара, если лицо, о котором говорят, отсутствует, но говорящий уверяет: «Я могу сказать то же самое ему в лицо».
Беседуют Дан, Пинхас и Меир. Меир заявляет Дану, что Пинхас недостаточно щедро дает милостыню. Пинхас прекрасно знает, что, как бы он ни протестовал, Дан скорее всего поверит Меиру; поэтому он молчит. Но Дан, будучи приличным человеком, обязан не верить словам Меира.
3. Злословие в устах двух или более людей
Два или даже несколько человек с чувством повторяют сплетню. Стоит ли им верить? Ни в коем случае. Они могут обрести статус двух свидетелей, только если обратятся в раввинский суд, но не в частной беседе.
Даже если дело касается вас лично, вы не имеете права воспринимать чужой наговор как правду. Единственное, что можно сделать, — соблюсти известную осторожность по отношению к тому, кого при вас оговаривают. Но не верить при этом ни единому слову!
Бернштейн, Литвинов и Косиновский, единодушные в отрицательной оценке Френкеля, сообщают об этом Кацнельсону. Последнему трудно не поверить свидетельству трех человек. Тем не менее, верить запрещено!
4. Не верьте широко распространившимся слухам
Даже если все в один голос говорят о предосудительном поступке человека и об этом уже написано во всех газетах, ваша задача — не верить, пока не убедились лично.
Крупная газета сообщает, что Женю Померанца поймали с поличным, когда он пытался провезти контрабанду. Никакого суда не было, но ясно, что совершено преступление. Читателю Исааку Больцману нельзя доверять этой информации. Более того, ему настоятельно советуется прекратить выписывать и читать эту газету.
5. Злословие о дурном человеке
Вы слышите о дурном поступке человека, у которого общепризнанная репутация злодея. Чтобы угодить в эту категорию, человеку надо постоянно, сознательно и по собственному желанию нарушать самые серьезные заповеди (например, касающиеся запретов в сексуальной области и т.п.). Знайте, что верить дурным слухам о нем разрешено.
6. Человек злословит о других, в том числе — о себе
Некто рассказывает вам о дурном поступке, который совершен им в компании с другим человеком. Вы имеете право верить лишь тому, что он сказал о себе. Верить тому, что он сказал о третьем лице, запрещено.
«Мы обе нечисты на руку — моя сестра Михаль и я», — признается Кармела в беседе с Цилей. Циля может поверить в то, что Кармела говорит о себе. Но тому, что касается Михали, верить запрещено.
7. Злословие человека, заслуживающего доверие
Вы верите человеку, как самому себе. Он рассказывает вам нечто, содержащее лашон-ара. Как поступить — верить или не верить? Вы не имеете права ему верить!
8. Неумышленное сообщение
Кто-то ведет с вами простодушную беседу. Он не собирается причинить какой-либо вред тому, о ком говорит. Слова соскочили с его губ случайно: не подумал, поторопился. Его добродушие не должно позволить вам принять рассказ за действительность. Вам запрещено ему верить.
Рав Замир Коэн,
из цикла «Тора и Наука»
Археологи нашли документы, подтверждающие слова Торы об освобождение евреев из египетского рабства и о чудесах, связанных с этим событием!
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Краткие очерки на тему недельного раздела Торы. Бо
Рав Гедалия Спинадель
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Существует несколько мнений относительно того, сколько лет евреи пробыли в Египте. Рабство начиналось постепенно.
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Восьмая Казнь
Рав Гедалия Спинадель
Творец укрепил сердце фараона, чтобы тот не отпускал евреев. Почему Он стал это делать именно после шестой казни?
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Рав Ицхак Зильбер о недельной главе Ваэра
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Краткие очерки на тему недельного раздела Торы. Ваэра
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Фараон пожалел, что отпустил сынов Израиля.
Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»
Великая суббота • Гафтара Великой субботы • Память о чуде • Еще несколько слов о Великой субботе • Обычаи Великой субботы • Десятое Нисана • Временное и постоянное
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Беседы на тему недельной главы Бо