Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch

Можно ли родителям читать переписку четырнадцатилетней дочери?

Темы: Воспитание детей, Доверие, Рав Яков Шуб, Рабейну Гершом

Отложить Отложено

Добрый день. У меня возник алахический вопрос. Мне интересно: с точки зрения Торы можно ли родителям читать переписку моей младшей сестры (14 лет ей). С одной стороны, родителей можно понять… с другой, есть запрет читать частные переписки, и претензия сестры мне тоже ясна…

Отвечает рав Яков Шуб

Большое спасибо за Ваш вопрос. В принципе, его можно разделить на две части. Во-первых, можно ли с точки зрения еврейского закона (Галахи) читать чужие письма, а во-вторых, является ли это удачным педагогическим приемом.

Попытаемся разобрать каждый из этих вопросов.

Более 1000 лет назад один из виднейших мудрецов последнего поколения гэоним Рабейну Гершом обратился к проблеме чтения чужих писем. Рабейну Гершом известен тем, что ввел ряд постановлений, регулирующих различные сферы жизни еврейского народа. Эти постановления были приняты подавляющим большинством еврейских общин. Наиболее известными среди них является запрет многожёнства, а также запрет разводиться с женой без ее согласия. Рабейну Гершом также запретил читать чужие письма без разрешения. Эти постановления имеют статус хэрем.

Ошибочно считать, что запрет чтения чужих писем является нововведением Рабейну Гершома. Читать чужие письма в любом случае было нельзя. Некоторые считают — из-за опасности, что, узнав секреты другого человека, прочитавший может раскрыть их другим, и это будет нарушением запрета рэхилут — сплетничать (Галахот Ктанот 1:276). Другие считают — из-за того, что это является своего рода воровством (Торат Хаим 3:47). А есть мнение, что это является нарушением заповеди «возлюби ближнего, как самого себя», или иными словами «не делай другому того, чего ты не хотел бы себе» (Хикрей Лев, Йорэ Дэа 49). Рабейну Гершом просто придал этому запрету статус хэрем.

О том, насколько страшно нарушение хэрема, говорится в Мидраше Танхума (глава Вайешев): тот, кто нарушил хэрем — как будто нарушил законы всех пяти книг Торы. Шулхан Арух (Хошен Мишпат 35:4) в свою очередь говорит, что такой человек не может считаться кошерным свидетелем.

Не будем здесь углубляться в вопрос о том, действителен ли хэрем Рабейну Гершома в наше время. Большинство галахических авторитетов считает, что он остается актуальным и сейчас (Оцар а-Поским, 1:76). Более того, с развитием средств коммуникации этот запрет находит всё новые сферы применения. Так, этот хэрем запрещает чтение электронной почты и прослушивание телефонных разговоров других людей.

Однако Ваш вопрос более сложный. Ведь очевидно, что родители хотят просматривать письма дочери не из праздного любопытства, а чтобы уберечь её от различных опасностей, «не тех» знакомств и нарушения запретов. Действует ли хэрем Рабейну Гершома и в этом случае?

Один из ранних комментаторов (ришоним), Рашба (респонс 1:557), обсуждая другой запрет Рабейну Гершома, говорит, что цель этих постановлений — помочь человеку действовать в соответствии с законами Торы, а не привести к их нарушению. Поэтому многие полагают, что в ситуации, когда переписка может привести человека к нарушению каких-либо запретов, хэрем Рабейну Гершома не применяется. Соответственно, родителям, в обязанности которых входит воспитывать детей и удерживать их от нарушения Закона, будет разрешено читать переписку детей (Шматин 48, 41—43).

Что касается второй части Вашего вопроса: тяжело давать какие-либо советы, не зная полностью ситуации в семье. Безусловно, если человек не обращает внимания на то, что делают его домашние, и не анализирует их поступки (чтобы предупредить нарушения), он также понесет ответственность за их поведение. Однако чтение писем детей может рассматриваться только как крайняя мера, поскольку реакция на такие меры — предсказуема. Читая письма детей, легко потерять их доверие и испортить отношения до такой степени, что восстановить будет очень тяжело. Поэтому такая мера используется только в ситуации, когда можно подозревать реальную опасность и нет иной возможности предотвратить беду.

Более того, разумнее думать о том, как предотвратить пожар, чем о том, как его потом тушить. Поэтому родители обязаны постараться уберечь детей от проблем на более ранней стадии. А именно: максимально ограничить и контролировать доступ детей к интернету. Ведь он, как известно, является источником постоянной опасности не только для детей, но и для родителей.

С уважением, Яков Шуб

Материалы по теме


Согласно Талмуду, в Эрец-Исраэль было несколько обычаев: «Вот в чем состоит заповедь ханукального светильника: один огонь на дом, а великолепное исполнение — для каждого члена семьи. Что же касается исполнения в высшей степени великолепного, то школа Шамая говорит: в первый день зажигают восемь огней и уменьшают их количество с каждым днем, школа Гилеля говорит: в первый день — один, а в каждый из следующих дней прибавляют по одному»… Читать дальше

Незамужняя дочь зажигает ханукальные свечи?

Рав Яков Шуб

Где лучше зажигать ханукальные свечи — дома или на работе?

Рав Реувен Куклин

Моя работа продолжается после выхода звёзд

Если достаточно одной свечи в каждый день Хануки, почему зажигают гораздо больше?

Рав Яков Шуб

Рав Яков Шуб отвечает на вопросы: на каком уровне мы выполняем заповедь о ханукальных свечах? Почему в этом случае Талмуд точно определяет, каким должно быть самое лучшее, красивое выполнение? Зачем понадобилось чудо с маслом? Как строить отношения с Твор

Чем свечи Хануки подобны быкам, которых приносили в жертву в Суккот?

Рав Менахем Эпель

Почему Ханука уподоблена Суккоту? Как жертвоприношения Суккота связаны с Ханукой? Почему каждый день приносили в жертву на одного быка меньше? Святость не убавляют? Праздники, установленные мудрецами, — отражение праздников Торы?