Из цикла «Врата востока», темы: Наказание, Врата востока, Тазриа, Исраэль Спектор, Праведник
אדם כי-יהיה בעור-בשרו שאת… והובא אל אהרן הכהן או אל-אחד מבניו הכהנים
«Человек, у которого появится на коже тела его опухоль… должен быть приведён к Аарону коэну или к одному из его сыновей коэнов».
Раби Авраам бен Муса жил в городе Сали (испанское Марокко). В конце жизни, приблизительно 250 лет тому назад, решил рав переселиться в Тунис. По приезде он снял комнату в гостинице и вышел на улицу. Повстречавшийся ему еврей сообщил, что вечером состоится богатая свадьба, где рав сможет увидеться с раввинами и уважаемыми людьми города. Рав поблагодарил и отправился в дом, где ожидалась свадьба. Войдя в дом, увидел рав накрытые столы и присел за один из них. Вокруг стали рассаживаться гости. В отличие от них рав Авраам выглядел усталым путником в запылённой одежде. Подошел хозяин и попросил рава пересесть за стол для бедных. Встал тогда р. Авраам и вернулся в гостиницу.
В это время зашёл хозяин на кухню проверить, готовы ли праздничные блюда, и вдруг — потемнело у него в глазах! Сначала он решил, что это лёгкое недомогание, и присел отдохнуть. Однако слепота, поразившая его, не исчезла, и случилось это именно в день свадьбы дочери!
Обратился к нему тесть с предположением, что, возможно, обидел он бедного, может быть, мудреца, ведь сказано, что Г-сподь спрашивает с тех, кто неуважительно относится к мудрецам Торы!
Понял хозяина дома, в чем дело, но где и как найти этого еврея, ведь его никто не знает! Тот же человек, что сообщил раву Аврааму о свадьбе, теперь рассказал, где разместился рав, и привёл туда ослепшего.
Пали гости на колени перед равом и попросили простить хозяина дома. Сказал р. Авраам: «Я не о своём почёте думал, а о том, что принимают человека по одежде его. Знай, что зрение не вернётся к тебе, пока ты не примешь на себя обязательства, что, начиная с этого дня, будешь уважать каждого — бедного и богатого, простого и почтенного! Обязался богач уважать и не оскорблять никого — и зрение вернулось к нему!
וטהר הכהן את הנגע טהור הוא
“Тогда пусть объявит коэн язву чистою — она чиста” (13: 17)
В одной известной иерусалимской семье был маленький мальчик, который очень плохо говорил, заикался, с трудом выговаривая отдельные слова. Незадолго до бар-мицвы родители ребёнка обратились к Р. Хаиму Сануани за благословением. Рав взял книгу, написал на ней благословение мальчику и велел передать ее ребёнку в день бар-мицвы и тогда же прочесть благословение. В день бар-мицвы открыли книгу и прочитали: «Желаю такому-то счастья и полного излечения от косноязычия”. Уже закачивая читать благословение, ребёнок стал произносить слова гладко, без изъяна, как будто и не было у него затруднений с речью. Члены семьи прочитали благодарственную молитву Аллель за чудо, сотворённое Творцом, чьим посланцем и был рав.
Акива Татц,
из цикла «Жить вдохновенно»
Главная особенность мессианского откровения состоит в том, что оно остается скрытым до того момента, пока реально не произойдет. Его невозможно предсказать; никакие мистические изыскания не помогут узнать, когда оно наступит.
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Биография верховного судьи Израиля, человека, за которого вышла замуж моавитянка Рут, принявшая иудаизм.
Раби Моше бен Маймон РАМБАМ,
из цикла «Книга заповедей. Запретительные»
Отношения с древними народами.
Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»
Моавский царь, чье имя носит глава, посылает секретное посольство к сильнейшему из практиковавших тогда специалистов широчайшего профиля
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Комментарий рава Зильбера на недельную главу «Балак»
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Биография отважного воина и праведника
Раби Моше бен Маймон РАМБАМ,
из цикла «Книга заповедей. Запретительные»
Законы войны.
Рав Бенцион Зильбер
Глава рассказывает о последнем, сороковом годе пребывания евреев в пустыне. Сороковой год был насыщен множеством важных событий: умерли Мирьям и Аарон, сестра и брат Моше; со смертью Мирьям общину покинул колодец, который служил евреям источником воды и все эти годы перемещался вместе с ними по пустыне; высекая воду из скалы, Моше совершает ошибку и лишается права вступить в Эрец-Исраэль; на пути к Эрец-Исраэль на евреев нападают кнаанейцы, и евреи с Б-жьей помощью одерживают победу. В конце главы сообщается, что евреи подошли к границам Эрец-Исраэль и остановились на восточном берегу Ярдена, напротив города Иерихо. Начинается глава с закона очищения от ритуальной нечистоты – закона о красной корове (пара адума). Этот закон относится к разряду хуким, т.е. к категории законов, не только глубинная суть, но и общий смысл которых не объясним в рамках человеческого сознания.
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Собери народ, чтобы повторить с ними прежние заповеди и обучить их новым, которые они еще не знают
Рав Носон Шерман,
из цикла «Рут и семя Машиаха»
Обычай, согласно которому после смерти мужа ближайший его родственник должен восстановить его род от его жены, т. е. брак по левирату, впервые упоминается в Торе в том месте, где речь идет о смерти Эра, первенца Иеуды
Рав Реувен Пятигорский
По материалам газеты «Исток»