Из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы», темы: Недельная глава, Тазриа, Брит мила, Раби Акива, Самосовершенствование, Нахум Пурер
После законов ритуальной нечистоты, вызванной контактом с трупами животных, Тора объясняет аналогичные понятия, относящиеся к «нечистоте» людей. Первая тема — процесс очищения роженицы. Ей велено принести жертвы в Храм через определенное число дней после родов.
Затем рассматриваются кожные поражения цараат, сходные по внешним признакам с обычной проказой. Этот сверхъестественный недуг поражал людей, их одежду и дома в наказание за моральные прегрешения. При появлении первых изменений на коже коэн определял, идет ли речь о цараат или о дерматологическом заболевании. Коэн изолировал пострадавшего на одну неделю. Если признаки болезни не менялись, карантин продлевался еще на неделю, после чего коэн определял статус человека: «чист» или «нечист». Человек с подтвержденным диагнозом цараат должен был распороть свои одежды, отрастить волосы и предостерегающе кричать: «Нечист, нечист!» Ему запрещалось поддерживать нормальные отношения с людьми. Далее подробно описывается явление цараат на одежде.
«А в день восьмой пусть обрежут крайнюю плоть его» (12:3). Если бы Б-г хотел, новорожденные мальчики появлялись бы на свет обрезанными. Но они рождаются с крайней плотью, значит, она нужна организму. Кто дал право евреям вмешиваться в физическое строение величайшего и сложнейшего «продукта» Б-жественного творения? Такой вопрос около двух тысяч лет назад задал раби Акиве римский аристократ. Этот аристократ считал, что поскольку Всевышний — высший и единственный Творец мироздания, все сотворенное Им не нуждается ни в каких усовершенствованиях.
Вопрос римлянина указывает на одно из главных расхождений между еврейской верой и мировыми религиями. Мы, евреи, знаем, что человек рождается с определенными «недостатками», «недоделками», и его главная миссия в этом мире — работать над собой, шлифовать себя, доводить до кондиции, чтобы уменьшить или вообще устранить недостатки. И этот процесс свидетельствует не об ущербности Творения, но именно о его совершенстве.
Эта мысль отражена в имени нашего праотца Яакова, образованного от слова экев. Пятка — самая нижняя и неприметная часть тела. Яаков, как и впоследствии Моше-рабейну, отличался необыкновенным смирением. Он считал себя изначально малозначимым, духовно неразвитым существом и всю свою жизнь работал над собой, стремился к росту, в то время как его брат, предтеча римлян и других европейских народов, носил имя Эсав, от слова наасе, сделанный, что подразумевает законченность, не требующую дальнейшей работы над собой.
Эсав действительно верил, что человек не может быть полуфабрикатом, что он создан таким, каким должен быть, и поэтому никакие исправления, улучшения не нужны. Это очень удобная философия. Ведь если Б-г создал меня с недостатками, значит, Он в них и виноват, поэтому все претензии по части моего характера не ко мне, а к Нему — моему Творцу. А с меня взятки гладки.
После этого предисловия нам будет понятен следующий диалог между римлянином и раби Акивой.
«Чьи деяния более совершенны, Б-га или человека?» — спросил римлянин, думая, что ему первым же ходом удалось загнать в угол еврейского мудреца. В самом деле, неужели кто-то может тягаться со Всевышним в творении?
Но раби Акива невозмутимо ответил: «Деяния человека совершеннее».
«Как можно такое говорить? — изумился римлянин. — Не считаешь ли ты, что человек способен создать нечто подобное небу и земле?» (и тем более, усовершенствовать их?)
«Нет, конечно, не может», — ответил раби Акива, имея ввиду, что в сфере первичного творения Б-гу действительно нет равных. Но в тех областях, которые Он Сам «сдал в аренду» людям, человеческие свершения выше всех.
«Почему вы делаете обрезание?» — спросил напрямик римлянин.
«Я знал, к чему ты клонишь, поэтому я сказал тебе, что дела рук человеческих выше деяний Б-га». В подтверждение своих слов раби Акива принес римлянину пшеничные зерна и батон хлеба: «Смотри, эти зерна сделаны Б-гом, а батон произведен человеком. Какой продукт совершеннее?»
Но римлянин сделал вид, что не понял доказательства. «Если Б-г хочет, чтобы у нас не было крайней плоти, почему ребенок рождается необрезанным?» — спросил он.
«Тогда скажи мне, почему он рождается с пуповиной, и нам приходится отрезать ее. Что касается твоего вопроса о необрезанном ребенке, знай же, что обрезание — одна из заповедей, которые Б-г дал сынам Израиля, чтобы духовно очистить и возвысить их».
Всевышний создал пшеницу, а нам оставил завершающую работу: перерабатывать пшеницу в готовый для еды продукт. По такой же схеме Б-г взаимодействует с человеком и в духовных сферах. Мы появляемся на свет в виде необработанного «сырья», и чтобы превратиться со временем в конечный «продукт», мы пользуемся Торой и заповедями. Например, обрезание крайней плоти помогает еврею преодолевать свои животные наклонности. Такова, собственно, цель нашего существования: преодолевать и расти.
В отличие от Яакова, Эсав и его потомки не понимали, для чего Б-г сделал человека незавершенным. Ведь деяния Б-га должны быть совершенными по определению, и значит, у человека нет нужды и права что-то менять и улучшать. Так думали древние греки и римляне, идеализировавшие человеческое тело, считавшие его венцом совершенства. Обрезание они называли варварством.
Мы же, потомки Яакова, рассуждаем иначе. Конечно, деяния Б-га совершенны, но Он намеренно создал человека незаконченным, незавершенным, предоставив ему возможность подниматься к высотам духовности, прилагать конструктивные усилия.
Именно мицва брит милы, обрезания, первая заповедь, в которой «принимает участие» еврейский ребенок, зажигает в нем Б-жественную искру, которая побуждает его к дальнейшему развитию и установлению связи с Творцом. Брит мила помогает человеку стать Его полноправным партнером в непрерывном процессе творения.
Печатается с разрешения издательства «Швут Ами»
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава «Ваешев» рассказывает о событиях, происшедших после возвращения Яакова к «отцу своему, в Мамре Кирьят-а-Арба, он же Хеврон, где жительствовал Авраhам и Ицхак» (35:27), о том, как Йосеф, сын нашего праотца Яакова, был продан в рабство в Египет, и о том, что происходило с ним в Египте.
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Вопреки популярному мнению, мудрецы Талмуда считали, что в снах нет ни хороших, ни дурных знаков. Пророки указывают на однозначную бессмысленность снов.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Все сыновья Яакова жили рядом с ним
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сборник мидрашей и комментариев о недельной главе Торы.
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Краткие очерки на тему недельного раздела Торы: история об иерусалимском праведнике р. Арье Левине, доказательные рассуждения о том, что мелочей не существует, и другие открытия тему недельной главы Ваешев
Рав Бенцион Зильбер
Жизнь Йосефа изменилась до неузнаваемости. Из любимого сына он стал презренным рабом. Испытания, выпавшие на его долю, не были случайными...
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Человек не может знать планов Божественного управления!
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Родословная царей Израиля и царей Иудеи существенно отличается. В Торе перечисляются три милости, которые Б-г оказал Йосефу в Египте.
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Если труд земледельца настолько укоренился в мыслях Йосэфа, что он даже видел его во сне, то это могло произойти лишь благодаря наставлениям его отца,
Борух Шлепаков
Йосеф был любимым сыном Яакова. Он целыми днями учил Тору с отцом. Тем не менее, попав в Египет, Йосеф завоевал уважение окружающих, став незаменимым работником.
Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»
Родители должны постоянно следить, чтобы их слова и действия не вызвали у братьев и сестер антагонизма. Последствия могут быть трагичными, как это следует из Торы.
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»