Из цикла «Врата востока», темы: Врата востока, Ваикра, Шхита, Развод, Исраэль Спектор, Жертвоприношения, Богобоязненность
ושחט את בן הבקר לפני ה
«И зарежет тельца перед Г-сподом» (1: 5)
Сто лет тому назад был в сефардской общине Иерусалима специальный судья, в обязанности которого входило проверять шойхетов (резников) и их ножи и решать все вопросы, возникающие на бойне.
Хахам Беньямин был одним из таких судей. Он был человеком очень богобоязненным и потому предъявлял к шойхетам высокие требования. Все знали, что, когда хахам Беньямин находится на бойне, количество животных, не допущенных к продаже, увеличивается.
Продавцы скота старались не привозить товар в те дни, когда на бойне дежурил хахам Беньямин. Поскольку в эти дни мясо почти не попадало на рынок, цены подскакивали, посему не только владельцы скота, но и покупатели начали роптать.
Всё это стало известно главному раву Якову Шаулю Элишару. Рав пригласил к себе рава хахама Беньямина и спросил: «Хахам Беньямин, тебе, конечно, известно, что в будущем Г-сподь устроит трапезу для праведников, где подадут быка и гигантскую рыбу? Неужто там можно будет есть вместе мясо и рыбу (что запрещено законом)?» Хахам Беньямин погладил свою бороду и смущенно улыбнулся.
«Но дело в том, — продолжал рав Элишар, — что когда придут праведники на эту трапезу, среди них, безусловно, будет несколько богобоязненных людей, которые захотят знать, кто зарезал быка. Ответят им, что зарезал быка Моше Рабейну. Спросят они: “Кто проверял Моше, стоя за его спиной?” Скажет Г-сподь: “Я — а не ангел, Я — а не сараф!” Тут же спросят: “Может, есть немного рыбы (которая не требует шхиты и сложной проверки)?” Поэтому подадут также и рыбу». Понял хахам Беньямин намёк…
…והקריב הכהן את-הכל והקטיר המזבחה עלה הוא אשה ריח ניחח לה
ואם מן-העוף … הקטיר אתו הכהן המזבחה על-העצים אשר על-האש עלה הוא אשה ריח ניחח לה
“И принесёт коэн всё и воскурит на жертвеннике, это жертва всесожжения огнепалимая, благоухание, приятное для Г-спода” (1: 13)
“Если же из птиц всесожжение… то воскурит её коэн на жертвеннике, на дровах, что на огне; жертва всесожжения это огнепалимая; благоухание, приятное Г-споду” (1: 14,17)
И от маленькой птицы, и от большого животного — приятное благоухание Г-споду. Кто приносит скромную жертву, кто — роскошную, но главное, чтобы при этом сердца были направлены к Творцу.
Триста лет тому назад существовали в Амстердаме две общины: испано-португальская — во главе с равом Шломо Эльйоном, и ашкеназская — во главе с Хахамом Цви (прозвище Хахам он получил потому, что учился у известнейших сефардских раввинов Италии).
Однажды пришёл Хахам Цви в дом сефардского рава, чтобы обсудить общие дела, и удивился, увидев в доме великолепие и роскошь: праздничная скатерть постелена на столе, запах благовоний в воздухе — всё говорило о празднике. Это был первый визит Хахама Цви к р. Шломо. Удивился Хахам Цви: “Таков путь Торы?”
Ответил раби Шломо: “Удостаиваемся мы визитов царя!”
“Если так, то всё понятно. К царскому визиту следует украсит дом достойно. Когда он должен пожаловать?” — спросил Хахам Цви.
“Я надеюсь, что уже прибыл”, — ответил р. Шломо.
“Где он? — встревожился Хахам Цви.
“Величием Его полон весь мир! — ответил р. Шломо. — Разве не сказали мудрецы, что достойные муж и жена — всегда сопровождаемы Б-жественным присутствием! Если мир царствует в доме, то и Б-г пребывает с его обитателями! А если у нас в доме это так, разве не следует украсить дом как положено? И еще сказали мудрецы, что еврей, занятый Торой также удостаивается Б-жественного присутствия, ибо сказано: “В каждом месте, в котором упоминаешь Моё Имя, приду к тебе и благословлю тебя”. Разве не желательно, чтобы я опередил Творца, воздавая Ему необходимые почести?”
“Конечно, конечно! — ответил растроганный Хахам Цви. — Если таковы устремления и намерения рава — счастлива община, во главе которой он стоит!”
ולא ידע ואשם ונשא עונו
“И не будет знать, что виновен, и понесет грех на себе” (5: 17)
Один надоедливый и нудный человек часто приходил в раввинский суд, задавая один и тот же вопрос: он женат, есть у него десять сыновей, он хочет развестись с женой и уйти из дома. Он часами сидел в суде и досаждал всем. Раби Йеуда Моял, рав города Агадира в Марокко, успокаивал нудника, разбирая все его вопросы и придирки.
Однажды этот нудник пришел в суд, зашел в комнату раби Йеуды и произнес “ученую” речь с требованием развода: “Я желаю осуществить заповедь “плодитесь и размножайтесь”, а от своей нынешней жены есть у меня только сыновья. И недостаточно этого, чтобы исполнить заповедь нашей святой Торы “плодитесь и размножайтесь”…
Раби Йеуда внимательно выслушал пришедшего и сказал: “Я прошу господина вернуться домой, с Б-жьей помощью, все образуется”. Вернулся нудник домой, и случилось так, как сказал раби Йеуда: в течение года жена родила ему дочку.
Но не успокоился на этом муж и через какое-то время снова ушел из дома и заговорил о разводе. Тут уж не мог успокоиться раби Йеуда. Он рассердился и приказал отправить нудника в тюрьму (рав был вправе сделать это по законам страны). Кончилось тем, что жена пожалела своего мужа, пришла в раввинский суд, попросила освободить мужа из тюрьмы и сделать так, как он хочет. Тогда рав Йеуда оформил развод по закону и благословил женщину и ее детей, чтобы все они не знали бедности и недостатка.
Так произошло. Через короткое время женщина вышла замуж за богатого и порядочного человека, который обеспечивал ее и детей ее всю жизнь. А ее бывший муж тоже женился во второй раз и провел остаток жизни в бедности…
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Существует несколько мнений относительно того, сколько лет евреи пробыли в Египте. Рабство начиналось постепенно.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Пламя не спалит тебя...»
Отрывок из книги рава Ицхака Зильбера
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Пламя не спалит тебя...»
Отрывок из книги рава ицхака Зильбера
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Борух Шлепаков
Хронология и длительность пребывания евреев в Египте интересовала многих комментаторов Торы. Творец отправил народ Израиля в 400-летнее рабство. Почему же на практике евреи пробыли в царстве пирамид всего 200 лет?
Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»
Седьмой день Песаха • Что произошло за семь дней Песаха • В этот самый день • Бдение в ночь седьмого дня Песаха • Переход Красного моря • Зогар о Шират га-ям • Мидраши • Последний день Песаха
Рав Замир Коэн,
из цикла «Тора и Наука»
Археологи нашли документы, подтверждающие слова Торы об освобождение евреев из египетского рабства и о чудесах, связанных с этим событием!
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Комментарий рава Ицхака Зильбера на недельную главу «Аазину»
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Биография лидера еврейского народа. Каким именем его назвал отец?
Рав Моше Ойербах,
из цикла «История еврейского народа»
Раби Моше бен Маймон РАМБАМ,
из цикла «Послание в Йемен»
Один из величайших мудрецов рабби Моше бен-Маймон (Маймонид) составил послание, предназначавшееся евреям Йемена. В этом произведении РАМБАМ предостерегает от заблуждений, связанных с различными мессианскими сектами, а также выражает надежду на скорейшее избавление.
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»