Из цикла «Врата востока», темы: Земля Израиля, Иерусалим, Масэй, Стена Плача, Исраэль Спектор, Баба Сали
«Вот странствия сынов Израиля, которые вышли из земли Египетской под ополчением своим под руководством Моше и Аарона».
Не известно нам, почему евреи были в пустыне долгое время в одном месте, и короткое — в другом, почему останавливались именно в этих местах, а не в других. Точно так же великие праведники посещают разные места, чтобы исправить себя в этих местах. Но мы не всегда знаем, почему именно в эти места и в чём их тайна.
Пятнадцать лет тому назад сказал Баба Сали (р. Исраэль Абухацира) своему помощнику р. Элияу Альфаси: «Я обязан поехать к Стене Плача!» Баба Сали просил очень поспешить и приготовить машину для поездки, повторяя настойчиво: «Давай поедем быстрее, а то опоздаем!»
В это время в доме у рава был еврей из Иерусалима, приехавший получить благословение. Услышав, что рав хочет ехать в Иерусалим, предложил гость отвезти рава к Стене Плача, но предложение не было принято.
Наконец, сел рав в машину, направлявшуюся в Иерусалим, и все равно время от времени спрашивал с нетерпением: «Приближаемся ли мы к святому городу?»
Приехали в Иерусалим к площади у Стены Плача. Сопровождающие помогли раву выйти из машины и поставили ему кресло — отдохнуть.
Рав сел в кресло, но через несколько минут поднял голову, встал и попросил: «Помогите мне сесть в машину, мы возвращаемся в Нетивот!» Сопровождающие удивились: «Ведь рабейну хотел придти к Котелю (Стене Плача) — и он рядом с нами, несколько шагов! Проехали такой длинный путь, и рабейну так торопил нас, и теперь возвращаться, не коснувшись Котеля!?»
Но рав натаивал на своём решении: «Вы сделали то, что я просил, а теперь необходимо вернуться».
Всю дорогу назад рав был в радостном настроении, а когда вернулся домой, сказал: «Слава Б-гу, теперь всё будет хорошо!»
И, как было сказано, — кто поймёт тайну праведников!
«… ибо вам даю Я землю эту, чтобы владеть ею» (33:53)
«Каждый, живущий в Эрэц Исраэль, должен бояться Б-га во много раз больше, чем за ее пределами, ибо должен знать, что во дворце Царя живёт» (Эвед амелех).
Однажды раби Авраам Энтеби поехал в Цфат с единственной целью: встретиться с р. Альфандари (Саба Кадиша). Но каково же было разочарование р. Авраама, когда все стали смеяться над ним: «Дверь Сабы Кадиши закрыта перед посетителями уже две недели!» Р. Авраам решил все же не обращать внимания на эти слова. Он подошёл к дому рава и постучал. «Кто там?», — спросил голос изнутри. «Иерусалим», — был ответ. Дверь открылась. Р. Авраам зашёл в дом и несколько часов беседовал с р. Альфандари по вопросам Торы. Рав Авраам, удостоившийся беседы, которой не удостаивались многие, всегда помнил о визите к р. Альфандари и часто вспоминал о нём. Ответ р. Авраама напомнил Сабе Кадише имя Иерусалима. Этого оказалось достаточно, чтобы дверь распахнулась. Ибо таков был Иерусалим, люди которого, полные святости и скромности, славились своей Торой и молитвой. Это был небесный Иерусалим, город, верный Творцу!
«… то вот, земля, которая выйдет вам в надел, земля Канаанская в её границах» (34:2)
Когда р. Яаков Хаим Софер (5630/1870 — 5699/1939) написал первую часть книги Каф ахаим, у него не было денег, чтобы напечатать ее. Поэтому он вынужден был поехать в Египет, собрать там деньги для издания, несмотря на то, что выезжать за пределы Эрец Исраэль была для р. Яакова очень тяжёло. Известно, что кабалисты составили специальную молитву, чтобы не возникало нужды выезжать из Эрец Исраэль.
Рав сел в поезд, идущий в Александрию (Египет), в надежде вскоре вернуться в Эрец Исраэль. Сойдя с поезда, он встретился с богачом Йосефом Самохой, спросившим у рава о цели его приезда. Рав объяснил, и тогда богач вынул из кармана 200 лир — сумму, необходимую для издания книги. Довольный и радостный рав Яаков тут же вернулся в Эрец Исраэль, в Иерусалим. Когда он рассказывал об этом друзьям, те спросили, почему рав не остался в Египте ещё на несколько дней, чтобы собрать деньги для следующих частей книги. «Нет и нет! — ответил рав. — Я не останусь в чужой земле даже на мгновенье больше того, чем это необходимо!»
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Комментарий рава Ицхака Зильбера на недельную главу «Экев»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сборник мидрашей о недельной главе Торы
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «О нашем, еврейском»
По материалам газеты «Исток»
Рав Арье Кацин,
из цикла «На тему недельной главы»
Коментарии к недельной главе Льва Кацина
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Завоевание страны Ханаан
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»
Специальное благословение после трапезы с хлебом
Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»
Тора обязывает нас уважительно относиться к тем, кто перешел в иудаизм. Расширенное понимание этой заповеди: следует помочь незнакомцу, заинтересованному в той или иной услуге.
Рав Элиягу Вугенфирер,
из цикла «Недельная глава Торы»
Шесть облаков славы окружали народ Израиль в пустыне, четыре со всех сторон света
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Этот мир — неподходящее место для получения награды
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Мидраш сообщает много важной информации о том, как выглядели вторые скрижали. В отличие от первых, они не возникли сами собой.
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.
Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»
В третий раз выпущенная в окно Ноева ковчега птица не вернулась, «нашла покой», то есть — спокойное сухое место