Из цикла «Врата востока», темы: Везот аБраха, Религия, Врата востока, Исраэль Спектор
« (יורה משפטיך ליעקב ותורתך לישראל" (ל"ג, י »
«Учит законам Твоим Яакова и Торе Твоей Израиля» (33:10)
Мула Хаим Элиэзер Мизрахи (Тегеран, середина XIX века) неизменно пытался влиять на общину, чтобы укрепить в евреях веру в Творца. Но настоящая война была у него с теми евреями, которые обратились к бахаистской вере и оставили Тору Израиля. Рав Хаим спас многих от из них, но, несмотря на его усилия, немалое число евреев оставило иудаизм и перешло во вновь созданную секту. Мула Хаим Элиэзер и его друзья предложили организовать диспут между евреями, верными Торе, и новыми бахаистами.
В диспуте, состоявшемся в месяце элуле, участвовали руководители еврейской общины с одной стороны и бахаисты еврейского происхожения с другой. Собралось множество членов еврейской общины Тегерана, женщины также заполнили крыши домов вокруг. Тысячи людей пришло на диспут.
Обсуждение начал рав города, сказавший, что многие евреи оставили иудаизм и перешли в новую секту. «Наши грехи замедлили избавление на тысячи лет, а бахаисты отодвигают его ещё дальше». Спор вёлся вокруг вопроса, кто считается пророком Творца, к которому относятся слова: «Пророка поставлю Я им из среды братьев их, такого как ты, и вложу слова Мои в уста его, и будет он говорить» (Дварим 18:18). Бахаисты утверждают, что этот стих относится к основателю христианства и к Аббасу Эффенди и его теории. Каждая сторона высказывала свою точку зрения. Спор длился долго, люди стали скучать и дремать. Раввины были смущены: прошло уже много времени, а они так и не добились очевидной победы. Только около полуночи встал мула Хаим Элиэзер с места и попросил слова. Он был самым молодым среди мудрецов общины. Получив право выступить, р. Хаим потребовал, чтобы руководители обеих сторон подписали обязательство, что проигравшая сторона перейдёт на сторону победителя!
Ропот прошёл среди людей. А что будет, если мула Хаим проиграет? Однако он стоял на своём и, в конце концов, получил требуемое обязательство. И тогда начал свою речь. Он отринул утверждения бахаистов, желающие достичь идеальной жизни в этом мире, и прояснил абсолютную мораль законы Торы. По мнению Торы не вправе человек отдавать свою жизнь в
После этого он начал говорить о личности Йеошуа бин Нуна, показал, что он поставлен вместо Моше Рабейну, и отметил характерные черты обоих. В конце выступления он обратился к евреям, вступившим в секту бахаистов, и выразил надежду, что они вернутся в лоно иудаизма.
Слова р. Хаима произвели глубокое впечатление на присутствовавших. Растроганные люди подняли р. Хаима на руки и понесли его в синагогу читать Слихот.
Когда мула Хаим приехал в Эрец Исраэль в 5655 (1895) г., он решил атаковать противника в его крепости, отправился в Акко в обиталище Аббаса Эффенди и попросил аудиенции. Через несколько дней в большом и красивом зале он был принят Аббасом — главой бахаистов. Спросил Аббас рава, просит ли рав о вступлении в секту. «Нет и нет, — ответил р. Хаим, — я стою на устойчивой скале, которую ни один ветер в мире не сдвинет с места. И доколе не узнаю скалы более сильной, не сдвинусь со своей скалы».
«Если познаешь бахаизм, увидишь, что нет скалы устойчивей», — ответил Аббас Эффенди. Попросил р. Хаим от руководителя секты объяснить, что лежит в основе его веры. однако Аббас Эффенди не захотел ничего объяснять. Он сослался на занятость и попросил придти в другое время.
Мула Хаим удовлетворился этой беседой. Если Аббас Эффенди не готов разъяснить основы своей веры и не готов дать ответы на месте, а отторгает их, значит, он сомневается! В глазах р. Хаима это была абсолютная победа! Он вернулся в Цфат, откуда продолжил свое победное путешествие по Эрец Исраэль.
«(ויהושע בן-נון מלא רוח הכמה כי-סמך משה את-ידיו עליו (ל"ד, ט»
«Йеошуа бин Нун исполнился духа премудрости, так как Моше возложил на него руки свои» (34:9)
Виленский Гаон писал: «Из этого стиха учим, что человек должен быть благодарен другому, даже если тот сделал ему добро вынужденно».
Ответил рав со скромностью и достоинством одновременно: «Ибо избрал
Суд р. Яакова Муцафи находился в здании «Кирьят Сефер» в Иерусалиме. Оттуда он получал очень скромную зарплату, но, несмотря на её скудость, никогда не жаловался. Когда попросили рава руководители одной из ешив перенести суд в помещение ешивы, где условия значительно более удобные, ответил им рав: «Не бросай камень в колодец, из которого брал ранее воду. Когда приехал в Эрец Исраэль, то это учреждение поддерживало меня, и посему я не оставлю его сейчас, во время старости моей!»
* * *
Однажды гостил рав Цион Коэн из Цфата в доме, где находился также раби Йеошуа Бардуго из марокканского города Мекнеса. В это время пришли в дом две сестры, отца которых звали Йеуда, судиться, кому достанутся найденные ими деньги. Услышав о этом, истолковал рав Йеошуа стих из Теилим (48:12): «Веселиться будет гора Цион, ликовать будут дочери Йеуды
В другой раз: город был осаждён, никто не мог ни зайти, ни выйти. Вдруг осажденные слышат, как
Печатается с разрешения издательства «Швут Ами»
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Комментарий рава Ицахака Зильбера на недельную главу «Мецора»
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Все три предмета — кедровая ветвь, шерсть и иссоп, — связанные в одно целое красной нитью, символизируют весь диапазон органической жизни
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Тот, кто входил в Святая Святых, должен был соответствовать высочайшему духовному статусу этого места. В противном случае такого человека ждало наказание.
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
В эпоху Храма родившая женщина определенный промежуток времени считалась нечистой. При рождении девочки такой период был в два раза длиннее. Цель такого постановления Торы — укрепление морали.
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Краткое содержание раздела и несколько комментариев из сборника «Тора на все времена»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»
Рав Бенцион Зильбер
В недельной главе «Мецора» («Прокаженный») говорится о порядке ритуального очищения людей, которых предыдущая глава определяет как ритуально нечистых, после полного излечения от проказы, об очищении дома, на стенах которого появлялись пятна, сделавшие его нечистым, после их исчезновения, о ритуальном очищении мужчины, страдавшего истечением слизи из полового органа, и женщины после прекращения кровяных выделений.
Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»
Есть разные виды праведников. Бывают праведники, которые «делают благое» , а есть, которые благого не делают.
Рав Хаим Суницкий,
из цикла «Вопросы и ответы по недельной главе»
Вопросы и ответы по недельной главе
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.
Рав Реувен Пятигорский
По материалам газеты «Истоки»