Из цикла «Тора и Наука», темы: Тора и наука, Талмуд, Астрономия, Замир Коэн
В созвездии «Кима» («Плеяды»), отстоящем от земли на четыреста двадцать световых лет, невооруженным глазом можно различить шесть звезд. Особенно острый глаз при хороших погодных условиях может заметить седьмую и даже восьмую звезду. Так и считали астрономы многих поколений, что Кима состоит из восьми звезд. Но после того как в 1609 году Галилео Галилей сделал первый телескоп, световые телескопы постоянно усовершенствовали, а затем стали пользоваться и радиотелескопами. Благодаря новой технике астрономы сейчас различают в созвездии Кима более сотни звезд (подробнее об этом можно прочитать в книге известного астронома доктора Г. Видаля «Небесное воинство», стр. 134, и также в Еврейской Энциклопедии, т. 20, стр. 674). [По современным подсчетам в этом скоплении видно 150 звезд от 3 до 11 звездной величины.] В Талмуде (Брахот, 58б) об этом написано: «Что такое Кима? Сказал Шмуэль: [Это] Кемеа (“примерно, сто”) звезд. Одни говорят, что они группируются по соседству, а другие говорят, что они рассеяны». Раши в комментарии поясняет: Вопрос «Что такое Кима?» подразумевает «Сколько это Кима?» Иначе говоря, есть группа звезд, но всего их более ста. Талмуд закончен более полутора тысяч лет назад, когда еще не было оптических устройств, позволяющих наблюдать небо, следовательно, данные Талмуда о числе звезд в созвездии Кима решительно противоречили очевидности — наблюдениям того времени. Поэтому астрономы не евреи не приняли во внимание эти слова Талмуда, несмотря на обычное уважение к мнениям мудрецов Торы, в частности, в отношении астрономии. Но мудрецы Талмуда стояли на своем, поскольку сведения о числе звезд в Кима получены от Творца мира, а Он знает не только то, что видят глаза. И кроме того, как и другие части Устной Торы, эта информация передавались от учителя к ученику, начиная с самого Моше рабейну на Синае, пока не была записана в Талмуде. Только в течение столетий возникло небольшое расхождение во мнениях относительно той частности, насколько близко соседствуют звезды в невидимой части созвездия, представляют ли они скопление или рассеяны. И, как это ни удивительно (впрочем, так обычно бывает в спорах мудрецов), современные исследования доказали, что были основания для обоих мнений!
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Комментарий рава Ицахака Зильбера на недельную главу «Мецора»
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Все три предмета — кедровая ветвь, шерсть и иссоп, — связанные в одно целое красной нитью, символизируют весь диапазон органической жизни
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Тот, кто входил в Святая Святых, должен был соответствовать высочайшему духовному статусу этого места. В противном случае такого человека ждало наказание.
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
В эпоху Храма родившая женщина определенный промежуток времени считалась нечистой. При рождении девочки такой период был в два раза длиннее. Цель такого постановления Торы — укрепление морали.
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Краткое содержание раздела и несколько комментариев из сборника «Тора на все времена»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»
Рав Бенцион Зильбер
В недельной главе «Мецора» («Прокаженный») говорится о порядке ритуального очищения людей, которых предыдущая глава определяет как ритуально нечистых, после полного излечения от проказы, об очищении дома, на стенах которого появлялись пятна, сделавшие его нечистым, после их исчезновения, о ритуальном очищении мужчины, страдавшего истечением слизи из полового органа, и женщины после прекращения кровяных выделений.
Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»
Есть разные виды праведников. Бывают праведники, которые «делают благое» , а есть, которые благого не делают.
Рав Хаим Суницкий,
из цикла «Вопросы и ответы по недельной главе»
Вопросы и ответы по недельной главе
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.
Рав Реувен Пятигорский
По материалам газеты «Истоки»