Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Или немного о «Биркат а хама»

В этом году в день накануне праздника Песах мы сможем выполнить заповедь благословения на солнце. Его произносят только раз в 28 лет. Чтобы понять смысл этой заповеди и осознать, чего удостоились, мы решили обратиться к прошлому и посмотреть, как тогда относились к выполнению этой заповеди.

«Тем, кто этого не видел, придётся подождать ещё 28 лет, — писал р. Моше-Акива Друк, редактор религиозной газеты А-Модиа, 5-го нисана 5741 (1981) года. — А других утешает надежда, что вскоре будет построен Третий Храм и мы удостоимся совершить паломничество и увидеть народ Израиля, собравшийся на Храмовой Горе. И тогда снова произнесём: “Благословен…Кому открыто тайное”».

Друк начинает описание: «Рассвело, и Иерусалим наполнили толпы людей. Все дороги ведут к Стене Плача. Улицы слишком узки, чтобы вместить весь транспорт. Все стоят в пробках. Водители и пассажиры теряют терпение. Время поджимает. Многие отправляются пешком на Ар-Цион».

«Непрерывный людской поток со всех частей города, некоторые успели приехать и из района Шфелы (холмы между прибрежной полосой и Иудейскими горами). Все направляются к Стене. Впечатляющее зрелище: люди стоят в тесноте и молятся в полную силу, “просторно”. Хасиды рядом с литваками. Выходцы из восточных стран рядом с молодёжью, родившейся в Стране. Все “цвета и оттенки радуги” харедимного еврейства».

«Здесь и там проталкиваются туристы. Их рты раскрыты от удивления. Видно, что они поражены тем, что видят. Они стараются не мешать. Невозможно насмотреться. Всё забито народом. Все лица серьёзны. Молитва Тфила Зака слышна повсюду. И вдруг наступает тишина. Восходит солнце, и тысячи людей начинают читать молитву про себя».

«Людской поток не иссякает. Голос хазана гремит: “И да увидим мы своими глазами, как вернёшься Ты по милосердию Своему в Сион”. Многие вытирают слёзы тоски по Храму. Хазан вызывает: “Коаним”, и тысячи коэнов выходят к Стене Плача, чтобы благословить народ. Некоторые не успевают подойти к Стене из-за тесноты, они произносят благословение коэнов там, где стоят».

«Напряжение достигает предела. Начинает играть оркестр. Все стараются приблизиться к тому месту, где лучше будет видно восходящее солнце — там, где поместил его Создатель мира, сотворив светила. Толпы народа собираются на вершине холма по дороге к Еврейскому кварталу Старого города. Многие влезают на крыши».

«Все ждут восхода солнца. Все лица повёрнуты к востоку. Время от времени люди поглядывают на ступени, где проходят великие раввины поколения. Среди них — рабби Йосеф-Шалом Элияшив, великий законоучитель нашего поколения. Рядом с ним стоят члены совета Гдолей а-Тора, рабби Шалом-Ноах Березовски, глава Слонимской йешивы (который позже станет адмором Нэтивот Шалом), и рабби Пинхас-Менахем Алтер, глава йешивы Сфат Эмет (который позже станет адмором Пнэй Менахем, адмором гурских хасидов), а также члены Раввинского суда Агудат Исраэль, в талите и тфилин. Они смотрят на восток».

«Ожидание продолжается. Все стоят на своих местах или ищут место, с которого будет лучше видно. Солнце должно показаться из-за Масличной горы. Но небо затянуло тучами. Они сгущаются. В какой-то момент кажется, что ещё очень много времени пройдёт, прежде чем можно будет произнести благословение. Тучи закрывают всё небо. Напряжение возрастает. Оркестр играет музыку, соответствующую ситуации».

«Когда восход солнца “запаздывает” из-за облачности, начинают читать Тэилим. Но тучи не расходятся. Хазан начинает читать главу: “Небеса рассказывают (о) славе Б-га…” (19, 2). Смысл слов становится понятен. Все продолжают, как будто просят: “…солнцу поставил Он шатёр в них. И оно, как жених, выходит из-под свадебного балдахина…” (стихи 5, 6)».

«И вот, на удивление, кусочек неба очищается. Выглядывает солнце. Члены суда, по-видимому, советуются с Равом Элияшивом. Наконец, свет солнца становится таким, как в дни Творения. “Возвещают небеса справедливость Его, и видят все народы славу Его” (97, 6). Голос хазана слышен “от края мира и до края”. Благословение произносится со всем сосредоточением. И весь народ произносит: “Благословен Ты, Господь, Б-г наш, Владыка вселенной, Творящий мироздание”».

«Все задвигались. Толпа движется со скоростью черепахи. Теперь видно, что многие привезли с собой младенцев — чтобы запомнили, хотя бы смутно, это событие».

«Старики и молодые произносят традиционное пожелание: чтобы мы удостоились произносить это благословение и впредь, радуясь отстроенному Иерусалиму и службе в Храме. И дай нам жизнь долгую, в мире, с благом и благословением. Передают, что один праведник говорил в таких случаях: “А надеющиеся на Господа обновят силу…” (Йешаягу 40, 31)». (Вэ-ковэй а-Шем йахлифу коах: слово коах — «сила» — передаётся на письме буквами каф и хет, числовое значение которых — 28, число лет, которое проходит между Биркот а-Хама).

«Сейчас трудно передать, что мы чувствуем. Мы всё ещё внутри этого события. Мы ещё долго будем рассказывать о том, в чём участвовали. Такого Иерусалим не видел, даже когда освободили Стену Плача. Счастливо око, которое видело это», — заканчивает Друк.

Адмор разрыдался

Последнее Благословение на солнце при жизни адмора рабби Хаима-Меира Эгера из Вижниц было в 5713 (1953) году. Рабби плохо себя чувствовал, но сделал всё, чтобы выполнить редкую заповедь красиво. Это рассказывается в ежемесячнике «Йешурун»:

«Планировалось, что адмор поднимется на площадь большого бейт-мидраша в Кирьят-Вижниц в Бнэй-Браке и там произнесёт Благословение на солнце. За много дней до этого рабби Хаим-Меир с необыкновенной радостью говорил о том, как он счастлив, что удостоится выполнить эту редкую заповедь. Но, к сожалению, за несколько дней до этого долгожданного события рабби Хаим-Меир заболел, и первоначальные планы пришлось изменить».

«Но, несмотря на болезнь, адмор не был готов отказаться ни от одной детали этой мицвы».

«С самым началом восхода рабби Хаим-Меир помолился в миньяне у себя дома. После молитвы, до того, как наложить тфилин по рабейну Там, он вышел на балкон с южной стороны квартиры, выходящий на улицу Ахават Шалом».

«У рава была высокая температура, поэтому он был одет в пальто. На голове его был “коплик” (меховая шапка, которую некоторые адморы одевают на торжественные события в будние дни, например, на Хануку и трапезу новомесячья). В руке у него была книга Сдэ Эмет, где приводится Благословение на солнце со всеми песнопениями».

«Рабби Хаим-Меир выполнил эту заповедь, плача. Люди стояли под балконом адмора и произносили вместе с ним Благословение и мизморим».

«Затем рабби Хаим-Меир запел: “Прекрасны светила, сотворённые нашим Б-гом” и “Небеса рассказывают о славе Его”. Множество людей, стоящих вокруг дома, бросились танцевать. Адмор “дирижировал” пением, домашние поддерживали его под руки. На глазах его были слёзы. Затем он также начал танцевать вместе со своими домашними, которые его поддерживали».

«Затем все вернулись в “дом габаев” — комнату, где габай пишет “квитэлэх” — и сделали “лэхаим”».

«А потом пустились в пляс»

Рав Цви Коэн пишет в книге воспоминаний о Благословении на солнце у автора Кеилот Яаков:

«Утром 4-го нисана 5741 (1981) года, в день Благословения на солнце, мы с сыном, Исраэлем, молились в синагоге Ледерман на ул. Рашабам 19 в Бнэй-Браке вместе с равом Стайплером».

«Я сидел рядом с его старшим сыном, рабби Хаимом Каневским, в центре синагоги возле амуда».

«После молитвы “И придёт избавитель в Сион” рабби Хаим Каневский хотел выйти, чтобы произнести Благословение на солнце. Но кантор начал “Наш долг — восхвалять…”, и рабби Хаим решил задержаться, чтобы произнести эту молитву. Но я сказал ему, что видел: его отец собирается выйти из синагоги — возле того места, где он сидит, есть дверь. Тогда рабби Хаим быстро вышел, и я за ним».

«Мы подошли к пустырю на углу улиц Нехемья и Эзра, но солнце было скрыто облаками. Оно выглянуло примерно в 6 часов (речь идёт о временных часах), и мы произнесли Благословение. А потом пустились в пляс…»

«Оттуда я отправился с детьми в йешиву Поневеж, где устраивали центральное “мероприятие”. Мы приехали, когда Благословение уже завершили, посредине драши, которую давал рабби Шмуэль а-Леви Вознер. Затем была драша рабби Натана Гештетнера».

«Глава йешивы рав Шах помолился в йешиве с миньяном ватикин, затем вышел, чтобы сказать Благословение на солнце. А глава йешивы рав Поварски, хотя и пришёл в йешиву рано, молился, как обычно, в миньяне, который собирался в 7 часов, и только после этого они вышли, чтобы произнести Благословение».

«Я слышал, что у Стены Плача народ собрался рано, а солнце показалось только в 6.30. На горе Цофим военный раввинат собрал народ, чтобы произнести Благословение, и им солнце показалось вовремя. Эда Харедит организовала “мероприятие” возле Батэй Унгарин», — завершает рассказ рав Цви Коэн.

В книге приводится также краткий, как всегда, рассказ рава Каневского — воспоминание о Благословении на солнце у Хазон Иша: «23 нисана 5713 (1953) года. Мы произнесли Благословение на солнце. Хазон Иш предписал, чтобы женщины также благословляли. Сам он произнёс это благословение после молитвы Амида, перед “Наш долг — восхвалять…”. Солнце было в это время скрыто облаками. Рав подождал, пока оно выглянет, но не дожидался, пока покажется полностью. Да будет воля Всевышнего, чтобы мы удостоились произносить это благословение всем Израилем».

Благословение на солнце или благословение на цветущие деревья?

4 нисана 5741 (1981) года рабби Хаим Каневский записал: «Сегодня мы произнесли Благословение на солнце второй раз».

Это было последнее Благословение на солнце, которое он произнёс вместе со своим отцом, равом Стайплером. Позже рав Моше-Мордехай Шлезингер из Бнэй-Брака рассказал, что тогда отец задал сыну интересный галахический вопрос. Из-за слабости рав Стайплер не выходил из дому с начала месяца нисан и потому ещё не произносил благословения на цветущие деревья. Какое благословение ему следует теперь произнести раньше — на солнце или на цветущие деревья — в соответствии с известным правилом: «То, что делается часто, предшествует тому, что делается реже»?

С одной стороны, благословение на цветущие деревья произносится чаще — каждый год, а благословение на солнце реже — каждые 28 лет. С другой стороны, сама формула Благословения на солнце, «…Творящий мироздание», произносится несколько раз в году: когда мы видим молнию и т.д.

Мы не знаем, какое галахическое решение принял Стайплер. Но один вывод отсюда всё же можно сделать: как бы ни было велико волнение от исполнении редкой заповеди, нельзя забывать о деталях заповедей повседневных.

«И я удостоился того, что в этот момент выглянуло солнце»

Один из центральных галахических вопросов, связанных с Благословением на солнце: что делать, если солнце закрыто облаками? В своих записях о Благословении на солнце великие раввины описали, с каким напряжением люди ждали: вдруг солнце не покажется из-за туч? И какова был их радость, когда они удостаивались произнести это благословение. И как они надеялись произнести эту браху и в следующий раз, и молились об этом.

Если солнце закрыто тучами, некоторые галахисты предписывают всё равно произносить благословение, другие предписывают подождать, пока солнце выглянет, или даже вообще не благословлять.

Рав Вольф Тевен рассказывает в Пэамэй Яаков о чуде, произошедшем в Пресбурге, когда несколько дней до Благословения и несколько дней после солнце не показывалось. Но в сам день Благословения оно выглянуло, когда произносили Благословение, а после этого немедленно скрылось за тучами.

Рав пишет: «Пусть будет записано для будущих поколений, как в четвёртый день недели, 26 нисана 5545 (1785) года, было Благословение на солнце, и земля была покрыта толстым слоем снега и льда. Несколько дней небо было покрыто тучами, солнце не показывалось, и в таком случае, может быть, не следует произносить Благословение на солнце. Если солнце не выглянет в этот день, неизвестно, произносить Благословение или нет».

«Председатель суда нашей общины в Пресбурге, наш учитель рав Меир Бараби постановил, что если солнце не покажется в этот день — благословение не произносится!»

«Все были в напряжении, но всё же в третий день недели, накануне дня Благословения, в синагоге было объявлено, чтобы все пришли рано утром в Большую синагогу, в пятом (временном) часу, помолились там и потом произнесли благословение на солнце все вместе, т.к. “во множестве народа величие Царя”. И пусть не благословляет каждая группа отдельно, а пусть все миньяны подождут, пока народ выйдет из Большой синагоги».

«И утром, в 5 часов, показалось солнце. И после утренней молитвы мы при большом стечении народа произнесли это благословение. В 10 часов солнце уже скрылось и не показывалось после этого несколько дней из-за сильного снегопада. Я записал это, чтобы свидетельство сохранилось».

И адмор из Комарно также пишет в книге Шулхан Таор: «В 5573 (1812) году я был маленьким ребёнком. Я тогда болел и произнёс Благословение утром один, потому что не мог пойти в синагогу. В 5601 (1841) году, когда Благословение пришлось на второй день Песаха, облака закрыли солнце и ждали до 12 часов. А я благословил в одиночестве вовремя. И удостоился того, что солнце выглянуло в тот момент, когда я произносил благословение. И я благословил с песнопениями, с благодарностью, с пением, “арфой и киннором”».

«Гут йом тов» (хорошего праздника)

В предисловии к книге своего отца автор А-коль Ицхак из Сапинки описывает Благословение на солнце у отца, автора Имрэй Йосеф: «В 5657 (1897) году в месяце нисане было Благословение на солнце. Отец был очень весел. И, кажется, одел штраймл во время трапезы».

«И рассказал, что ночью во сне показалось ему, что некий человек, облачённый в великолепные одеяния, открыл дверь его комнаты, зашёл и поздравил его с “йом товом” — праздником».

«А мой отец и учитель спросил его: “Сегодня йом тов?” А тот ответил, что поскольку произносится благословение на солнце, этот день считается йом-товом. И этот человек, судя по его одеяниям, был одним из царей Израиля»

В среднем — два раза в жизни (О благословении на солнце)

Учили наши мудрецы: «Тот, кто видит Солнце в начале его поры, Луну в ее величии, планеты на их орбитах и созвездия в их упорядоченности, говорит: “Благословен… Творящий мироздание”. И когда это происходит? Сказал Абайе: “Цикл начинается снова каждые 28 лет, когда приходится начало поры Нисана на первый час ночи со вторника на среду”» (Иерусалимский Талмуд, трактат Брахот).

Раз в 28 лет завершается солнечный цикл и солнце возвращается в то положение, в котором находилось, когда было сотворено; и начинается отсчёт нового цикла. В это время произносят Биркат а-Хама — Благословение на солнце. В четвёртый день еврейской недели (среду), 14 нисана 5769 года (8 апреля 2009) начнётся 207-ой солнечный цикл. Этот день всегда выпадает на четвёртый день еврейской недели (среду). В это время солнце находится точно в том месте небес, где находилось в момент сотворения. Время благословения связано с солнечным циклом, а не с лунным. Поэтому еврейское число дня, когда произносят Благословение, всё время меняется, а грегорианское число большей частью остаётся одним и тем же — 8 апреля. В этом году, как было сказано, Благословение произносится в канун праздника Песах.

Даст Б-г, в этом году — последний раз в шестом тысячелетии, когда освящение солнца выпадает на канун Песаха — мы удостоимся прихода Машиаха и избавления!

Некоторые законы Благословения на солнце (Биркат аХама)


Каждый новый ребенок — это возможность для родителей улучшить свои навыки как родителя, как наставника, развиваться как личность. Рождение и воспитание детей, братьев и сестер, с одной стороны усложняет жизнь, наполняет ее большими и небольшими испытаниями, с другой стороны, дает и детям, и родителям бесценный вечный дар — большую, теплую семью Читать дальше