Из цикла «Тора и Наука», темы: Тора и наука, Медицина, Брит мила, Кровь, Замир Коэн
Одна из самых известных еврейских заповедей — это брит мила (союз, заключаемый с Творцом мира, знаком которого является обрезание крайней плоти). В Устной Торе сказано, что еврейский народ будет исполнять ее с радостью, даже в те времена, когда многие отойдут от соблюдения законов Торы.Сказано в Торе: «…а в день восьмой обрежь его крайнюю плоть» (Ваикра, 12:2—3). Тора не предписывает обрезать младенца сразу после рождения, хотя можно подумать, что чем скорее младенец вступит в союз с Вс-вышним — тем лучше. Тора не повелевает делать брит, начиная с восьмого дня и далее. Она указывает именно восьмой день.
Ясно, что своим ограниченным умом мы не можем постичь всей глубины велений Торы. Однако стоит вдуматься в их причины и обратиться к новейшим исследованиям науки, приоткрывающим некоторые удивительные аспекты заповедей. Это касается и брит мила. Процитируем статью «Проблемы свертывания и кровотечений у новорожденного» (Асия, вып. 3, стр. 384) доктора Илу Абрамов:
«Работа механизма свертывания крови зависит от количества определенных белков, вырабатываемых печенью, которые называются “элементами свертывания крови”. Эти элементы отмечают римскими цифрами от I до XIII, они воздействуют друг на друга по цепочке (посредством энзимов), пока не образуется основной белок, необходимый для свертывания крови, — фибрин. В первые дни после рождения печень ребенка еще недостаточно готова для производства фибрина в таких количествах, чтобы можно было проводить хирургические операции. В результате операции началось бы кровотечение, которое было бы трудно остановить, что могло бы повлечь за собой смерть младенца. До восьмого дня после рождения ребенка идет физиологическое созревание печени, так что к восьмому дню она производит уже достаточно элементов свертывания, чтобы не опасаться кровотечения».
Тот, у кого есть глаза, несомненно увидит здесь действие руки Вс-вышнего, Владыки всего творения, Который в Своей Торе дал заповедь делать обрезание на 8 день и к этому моменту установил у младенцев уровень свертываемости крови, нужный для безопасного исполнения Его повеления. Более того. Согласно результатам исследования, опубликованного в Нью-Йорке в 1953 году, если до восьмого дня в крови недостаточно элементов свертывания, а после 8-го дня уровень этих элементов таков же как у взрослого человека (100%), то в самый 8-ой день происходит скачок до уровня 110%.
Читайте: тема Тора и наука
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Яаков был вынужден бежать от Эсава. В пророческом сне он увидел ангелов, которые поднимались на небо по лестнице. Что испугало праотца?
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Благословения, которые дает Всевышний людям, несут огромное благо. Наши же благословения Б-га являются восхвалением и прославлением.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава «Ваеце» («И вышел») начинается с того, что Яаков отправляется в Харан, к Лавану-арамейцу, брату его матери Ривки, чтобы взять себе жену из его дочерей, и кончается его возвращением в родные края спустя двадцать с лишним лет с детьми, женами, слугами и стадами
Раби Элиэзер бен Орканос,
из цикла «Пиркей де-раби Элиэзер»
Всякий, кто молится в этом месте, в Иерусалиме, как будто молится перед троном Славы,
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Эсав сам преследовал Яакова и приложил все усилия, чтобы догнать брата
Рав Цви Патлас,
из цикла «Дотронуться до наших корней»
Почему Сам Творец мира не открыл Ицхаку, что тот должен благословить Яакова, а не Эсава?