Из цикла «Тора и Наука», темы: Тора и наука, Новомесячье, Еврейский календарь, Талмуд, Астрономия, Свидетели, Замир Коэн
В недавнее время стало ясно, что в Торе, которую еврейский народ принял тысячи лет назад, приведены астрономические данные исключительной точности. Они соответствуют тем, что были получены американскими, а впоследствии и немецкими учеными лишь в последние годы при помощи спутников и современных электронных средств.
Вот один из примеров. Как известно, луна в начале месяца появляется на небосклоне в виде узкого серпа, а потом «растет», так что в середине месяца ее можно видеть уже полностью в виде круга, который затем начинает уменьшаться. А в конце цикла луну уже нельзя увидеть на небе. Затем в начале лунного месяца она «рождается» снова. День появления «новорожденного» месяца называется на иврите рош ходеш — новолунием, а время от новолуния до новолуния определяет длительность лунного месяца.Следует отметить, что даты еврейских праздников отмечаются по «лунному» календарю, то есть для этого учитывается длительность лунных месяцев. Например, Песах отмечают пятнадцатого нисана, Сукот — пятнадцатого тишрея, Йом Кипур — десятого тишрея и так далее1.
Поэтому так важно, с точки зрения алахи точно знать день новолуния. В Талмуде (трактат Рош Ашана, 25а) написано: «Однажды все небо было затянуто плотными облаками, а двадцать девятого числа появилось нечто подобное луне. Народ решил, что наступил Рош Ходеш, и т.д. Сказал им рабан Гамлиэль: “Такую традицию я получил из дома моих отцов: не появляется новая луна прежде двадцати девяти с половиной дней (двенадцати часов) и двух третей часа, и семидесяти трех частей”2. Из этих слов рабана Гамлиэля становится ясно, что в соответствии с устной Торой, переданной от прежних поколений мудрецов, новолуние наступает не ранее двадцати девяти с половиной дней, и двух третей часа, и семидесяти трех халаким (частей часа). (Знание передавалось через глав еврейского народа по цепочке, восходящей до Моше на Синае.)
Давайте вдумаемся, что это значит:
Теперь приведем данные из книги «Brоса's Вгаin» Карла Сагана, ведущего ученого НАСА, где он определяет длительность лунного месяца как 29,530588 дней. Округлив его данные до пятого знака после запятой, получаем число, уже известное нам из Талмуда (5 в. н.э.): 29,53059 дней! Последующие исследования немецких ученых из Берлина уточнили данные НАСА и еще больше приблизили длину лунного месяца к известной из еврейской традиции: 29,530589!
Мы знаем, что несомненно3, Тора дана Творцом мира, и есть немало заповедей, открывающих нам тайны природы, ибо так хотел Тот, Кто даровал Тору, считая, что эти сведения нам необходимы для точного соблюдения Его закона4. Об этом говорит и вышеприведенный пример (потому что на основе лунных месяцев, как уже говорилось, определяют даты праздников). Он, как и другие, свидетельствует для думающего читателя о том, что Тора Израиля не могла быть создана человеком. (Из сказанного мы начинаем немного понимать, как мог рабан Гамлиэль бестрепетно выступить против свидетельского показания людей, которые своими глазами видели луну, — хотя именно на это должны были полагаться мудрецы Верховного Суда, объявляющие о начале нового месяца, — ведь, возражая им, он мог опереться лишь на предание отцов, которые прежде наблюдали новолуние не раньше указанного им срока. Теперь, когда у нас есть данные науки, мы понимаем, что свидетели не могли видеть луну двадцать девятого числа, а только что-то похожее на нее в облаках. Но для рабана Гамлиэля все ясно было уже тогда! Потому что он знал: источник его информации — Тора Творца Вселенной, а Создатель мира не ошибается!)
Нам остается только ждать новых исследований науки, использующих еще более совершенную технику, чтобы узнать еще более точные данные о длине лунного месяца. «Ибо это мудрость ваша и разум ваш в глазах всех народов, которые, лишь услышав о всех этих установлениях, скажут: “Как мудр и разумен этот великий народ” (Дварим, 4:6). А что это за мудрость и понимание в глазах народов? Это вычисление времен и [положения] небесных тел. И всякий, кто умеет вычислять времена и небесные тела и не вычисляет, о нем говорит Писание: “И служащего Творцу не наблюдали и дело рук его не видели” (Ялкут Шимони, Веэтханан, 4)!»
1 Это одно из назначений небесных светил, как написано в Торе: «И сказал Господь: Да будут светила на своде небесном разделять меж днем и ночью… будут они знамениями для праздников, дней и лет» (Брейшит, 1:14).
2 Здесь не имеются в виду минуты, составляющие одну шестидесятую часа. Речь идет о халаким — частях, согласно принятому в традиции разделении часа на тысячу восемьдесят частей, как пишет об этом Рамбам в Тилхот кидуш аходеш, 6:2: «День с ночью независимо от времени года составляют двадцать четыре часа. А час делят на тысячу восемьдесят частей. Почему именно так? Потому что это число можно разделить на два, на четыре, на восемь, на три, на шесть, на девять, на пять и на десять». Благодаря этому можно производить относительно точный подсчет.
3 См. в нашем сборнике «Девять ответов и вопрос» в серии «Тора с небес».
4 «И сказал Б-г Моше и Аарону: “…месяц этот будет для вас началом месяцев” (Шмот 12, 1—2). В этот момент передал Всевышний Моше законы подсчета длины месяца и тонкости этих законов, и еще порядок изменения месяцев и лет, как сказано: Отмечай месяц авив и делай Песах (чтобы благодаря правильному вычислению месяцев года праздник Песах всегда приходился на месяц авив)» (Мидраш).
«Мир Торы»
Читайте также: тема Тора и наука
Акива Татц,
из цикла «Жить вдохновенно»
Главная особенность мессианского откровения состоит в том, что оно остается скрытым до того момента, пока реально не произойдет. Его невозможно предсказать; никакие мистические изыскания не помогут узнать, когда оно наступит.
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Биография верховного судьи Израиля, человека, за которого вышла замуж моавитянка Рут, принявшая иудаизм.
Раби Моше бен Маймон РАМБАМ,
из цикла «Книга заповедей. Запретительные»
Отношения с древними народами.
Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»
Моавский царь, чье имя носит глава, посылает секретное посольство к сильнейшему из практиковавших тогда специалистов широчайшего профиля
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Комментарий рава Зильбера на недельную главу «Балак»
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Биография отважного воина и праведника
Раби Моше бен Маймон РАМБАМ,
из цикла «Книга заповедей. Запретительные»
Законы войны.
Рав Бенцион Зильбер
Глава рассказывает о последнем, сороковом годе пребывания евреев в пустыне. Сороковой год был насыщен множеством важных событий: умерли Мирьям и Аарон, сестра и брат Моше; со смертью Мирьям общину покинул колодец, который служил евреям источником воды и все эти годы перемещался вместе с ними по пустыне; высекая воду из скалы, Моше совершает ошибку и лишается права вступить в Эрец-Исраэль; на пути к Эрец-Исраэль на евреев нападают кнаанейцы, и евреи с Б-жьей помощью одерживают победу. В конце главы сообщается, что евреи подошли к границам Эрец-Исраэль и остановились на восточном берегу Ярдена, напротив города Иерихо. Начинается глава с закона очищения от ритуальной нечистоты – закона о красной корове (пара адума). Этот закон относится к разряду хуким, т.е. к категории законов, не только глубинная суть, но и общий смысл которых не объясним в рамках человеческого сознания.
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Собери народ, чтобы повторить с ними прежние заповеди и обучить их новым, которые они еще не знают
Рав Носон Шерман,
из цикла «Рут и семя Машиаха»
Обычай, согласно которому после смерти мужа ближайший его родственник должен восстановить его род от его жены, т. е. брак по левирату, впервые упоминается в Торе в том месте, где речь идет о смерти Эра, первенца Иеуды
Рав Реувен Пятигорский
По материалам газеты «Исток»