Из цикла «Еврейские мудрецы», темы: Маараль из Праги, История, Астрономия, Прага
Раби Давид бар Шломо Ганз (5301—5373 /1541—1613/ гг.) — еврейский историк, математик и астроном.
Родился в Германии, в городке Липштадт, расположенном на севере Рейн-Вестфалии. Изучал Тору в Бонне и Франкфурте, а затем в знаменитой краковской ешиве р. Моше Исерлиса (Рамо; см.). При поддержке Рамо р. Ганз совершенствовался также в астрономии и математике.
В 5324 /1564/ году он поселился в столице королевства Богемия, г. Праге, и, начиная с 5333 /1573/ года учился в «Клойзе», основанном здесь р. Йеудой-Ливой (Мааралем из Праги; см.).
Следуя совету Рамо, р. Ганз составил историческую хронику, в которой отразилась история мира от дней Творения до современности, — в частности, автор подробно описал деятельность Маараля из Праги, оказавшего особенно значительное влияние на формирование его исторического мышления.
Раби Ганз был первым среди ашкеназских евреев ученым, профессионально занимавшимся вопросами истории. Его хроника, получившая название Цемах Давид(Росток Давида), до сих пор служит ценным источником — в первую очередь, по истории еврейских общин центральной и Восточной Европы. Книга переведена на несколько языков.
В пражский период своей жизни р. Ганз уделял особое внимание занятиям астрономией — в этом также отразилось влияние Маараля из Праги, который считал, что «еврею… следует изучать астрономию и другие науки».
В 5359 /1599/-5361 /1601/ годах Р. Ганз сотрудничал с великим астрономом Тихо Браге и работал в его обсерватории. Он встречался и с учеником Браге Иоганном Кеплером, занимавшим должность «императорского математика» при дворе короля Богемии Рудольфа Второго.
Свои астрономические наблюдения и исследования р. Ганз обобщил в трактате Нехмад венаим (Желанный и сладостный). В этой книге рассматриваются законы освящения нового месяца, а также излагаются основы астрономической науки и приводятся вычисления размеров небесных тел. В авторском предисловии дан краткий обзор развития астрономических знаний.
Р. Ганз умер в Праге восьмого элуля 5373 /1613/ года.
с разрешения издательства Швут Ами
Рав Замир Коэн,
из цикла «Тора и Наука»
Археологи нашли документы, подтверждающие слова Торы об освобождение евреев из египетского рабства и о чудесах, связанных с этим событием!
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Краткие очерки на тему недельного раздела Торы. Бо
Рав Гедалия Спинадель
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Существует несколько мнений относительно того, сколько лет евреи пробыли в Египте. Рабство начиналось постепенно.
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Восьмая Казнь
Рав Гедалия Спинадель
Творец укрепил сердце фараона, чтобы тот не отпускал евреев. Почему Он стал это делать именно после шестой казни?
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Рав Ицхак Зильбер о недельной главе Ваэра
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Краткие очерки на тему недельного раздела Торы. Ваэра
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Фараон пожалел, что отпустил сынов Израиля.
Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»
Великая суббота • Гафтара Великой субботы • Память о чуде • Еще несколько слов о Великой субботе • Обычаи Великой субботы • Десятое Нисана • Временное и постоянное
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Беседы на тему недельной главы Бо