Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Спасение от посторонних мыслей во время молитвы, Молитва «Шмоне Эсре».

Пятые врата

«שַׁעַר הַקָּרְבָן» — «Врата жертвоприношения»


Каждому, приближающемуся к Б-жественной обители в целях исправления мира Эманации, хорошо известно: вечером и утром, и в полдень я вознесу молитву — это молитва «Шмоне Эсре». Она установлена в соответствии с ежедневной жертвой «Тамид», приносимой во времена Храма. Поэтому будет верно назвать этот раздел «Врата жертвоприношения», в нем мы разъясним молитву «Шмоне Эсре» и весь порядок утренней молитвы Шахарит.

Глава 1. Спасение от посторонних мыслей во время молитвы

И вот, прежде чем приступить к святому, — разъяснить необходимое намерение в молитве «Шмоне Эсре», — я устраню препятствие с пути моего народа, перечислю изъяны, допускаемые во время молитвы, из-за которых ее не принимают на Небесах, и предостерегу, в чем следует быть особенно внимательным.

Главное, что мешает молитве подняться в Небеса, — это грех воровства, ибо о каждом, в чьей руке краденое, сказано в Священном Писании: «Даже если буду кричать и взывать, закрыт путь молитве моей»[1]. Эту причину указывает пророк: «И когда вы протяните руки ваши, отведу от вас глаза Мои; сколько бы вы не молились, я не слышу, руки ваши крови полны»[2]. О том, насколько тяжким является грех воровства будет подробно изложено в этой книге в разделе, посвященном служению в месяц Элул;[3] и у каждого, услышавшего об этом, зазвенит в ушах и содрогнется все тело. И еще о препятствии на пути молитвы сказано в книгах Тайного учения: даже если чья-либо молитва будет преисполнена возвышенного намерения в той же степени, что и «Молитва Моше, человека Б-га…»[4], однако одежда молящегося будет соткана из шерсти и льна, ее не примут на Небесах. Слово «שַׁעַטְנֵז» — смешение шерсти со льном — состоит из букв «שָׂטָן עַז» — «сильный Сатан», и изучению этого запрета мы в дальнейшем посвятим целую главу нашей книги[5].

Так говорится в своде законов Шульхан Арух: «Во время молитвы немного склоняют голову, направляют взгляд вниз и мысленно представляют, что обращаются к Б-гу, находясь в Храме, а сердце устремляют к Небесам»[6], и источник этого закона — в Талмуде[7]. Также необходимо быть внимательным в исполнении закона, приведенного в Шульхан Арухе: «Намерение сердца молящегося должно соответствовать смыслу произносимых его устами слов, ему следует представить перед собой Б-жественное присутствие»[8], и источник этого закона так же в Талмуде[9]. Пусть вообразит, что находится непосредственно перед Творцом, да будет благословенно Его имя, и обращается к Нему в молитве, ибо «…полна вся земля славой Его»[10]. Очень важно хотя бы раз в неделю изучать законы молитвы, приводимые в своде Шульхан Арух. И вот некоторые из них, относящиеся к надлежащему намерению:

«(1) Намерение сердца молящегося должно соответствовать смыслу произносимых его устами слов, и пусть представит перед собой Б-жественное присутствие. Необходимо освободиться от всех довлеющих посторонних мыслей, обрести ясное мышление и чистое намерение. Следует задуматься: если бы я говорил с царем из плоти и крови, то относился бы к своим словам с предельным вниманием, чтобы не испытать преткновения. Тем более, когда я стою перед Царем царей, Всевышним, благословен Он, исследующим все помыслы творений. Так поступали праведники — люди возвышенного деяния: они уединялись и готовились к молитве до тех пор, пока не освобождались от телесности и обретали настолько ясное мышление, что приближались к уровню пророчества. И если во время молитвы к кому-либо придет посторонняя мысль, то пусть прервется и подождет до тех пор, пока не отдалит ее от себя. Необходимо размышлять о том, что приводит сердце к смирению, направить его к Отцу, Который на Небесах, и не думать ни о чем поверхностном и недостойном. Пусть задумается перед молитвой о величии Б-га, о приниженности человека и удалит из своего сердца тягу к удовольствиям. В Доме Молитвы не следует целовать маленьких детей, дабы в сердце запечатлелось, что ничто не сравнимо с любовью к Вездесущему. (2) Нельзя молиться в том месте и в то время, когда что-либо мешает возвышенному намерению. Но мы в этом не очень внимательны, поскольку в наши дни вообще не способны проявить вознесенное намерение в молитве. (3) Молиться необходимо с чувством и смирением, как бедный, просящий у порогов, и неторопливо, чтобы молитва не превращалась в обузу, от которой спешат избавиться. (4) Молитва заменяет жертвоприношение, поэтому она должна соответствовать законам Храмовой службы, и в ней нет места чуждым намерениям… Было бы хорошо иметь для молитвы особые одежды, подобно одеяниям коэнов в Храме, но закон этого не требует, поскольку не каждый может позволить себе такие расходы… (5) Никто не должен считать себя достойным того, чтобы Всевышний исполнил просьбу, изложенную им в молитве, ибо это только пробуждает воспоминание о грехах человека, и тогда проверяют его деяния. Пусть лишь надеется на милосердие Всевышнего и задумается: я, бедный и презренный, прихожу просить у Царя всех царей, Всевышнего, благословен Он, не рассчитывая на свои заслуги, но лишь уповая на Б-жественное милосердие ко всем творениям»[11].

Тонкости возвышенного намерения в молитве мы учим из Талмуда; это пробуждает наши сердца и дает понимание того, насколько мы должны остерегаться, не дай Б-г, посторонних мыслей и смятения разума. И так рассказывает Зоар Хадаш:

«Об ущербных молитвах сказано: “Ты был взвешен на весах и оказался недостойным”[12]. Этому стиху Писания существует и другое толкование, однако у Торы семьдесят лиц. И вот, говорится о Б-жественном присутствии: “Вся ты прекрасна, любимая моя, и нет в тебе изъяна”[13], поэтому несовершенная молитва не принимается, как сказано: “Все, в чем есть увечье, не приносите…”[14] Но разве в молитве может быть недостаток? — Да, если она лишена возвышенного намерения и произнесена в смятении разума. Когда же молитва возносится должным образом, раздается Глас: “Поднимите, врата, ваши засовы…”[15] Если же молитва небезупречна, то ее преследует множество ангелов разрушения, и об этом сказано: “…все преследователи настигли ее меж теснин”[16]. Поэтому вечернюю молитву Маарив мы начинаем словами “וְהוּא רַחוּם יְכַפֵּר עָוֹן” — “И Он милосердный искупает грех…”» (Зоар Хадаш, стр. 81).

Мой брат и друг, близкий к Г-споду и возлюбленный моей души, теперь ты знаешь, насколько сурово наказание и сколь существенен изъян посторонних мыслей во время молитвы. Влияние молитвы, изливающейся из еврейского сердца, на высшие миры уже разъяснялось ранее в повествованиях святой книги Зоар[17]. Славой и великолепием возвышенную молитву украшает все небесное воинство, поэтому мы должны быть очень внимательны в том, чтобы перед обращением к Б-гу устранить все чуждые, отвлекающие мысли и не размышлять даже о Торе, — для этого существует другое время. И так пишет Абудерхем: «“И служите Г-споду, Б-гу вашему…”[18] — требуется отрешиться от всех пустых посторонних мыслей, связанных с нижним миром, и обрести возвышенное намерение. Гематрия (числовое значение) слова “תְפִלָּה” — “молитва” — равна гематрии словосочетания “בְּכַּוַָנַת הַלֵּב” — “с намерением сердца”». Перед каждой молитвой следует обрести возвышенное намерение, и тогда Всевышний, исследующий сердца, нам поможет, как сказано: «По пути, по которому хочет идти человек, его и ведут»[19].

Три полезных совета помогут избежать посторонних мыслей. Первый из них: раскачиваться во время молитвы, о чем говорит Мидраш, приводя стих Теилим: «Все кости мои скажут: Г-сподь, кто подобен Тебе…» [20]Второй: относиться к словам молитвы так же внимательно, как к пересчету денег, а именно, выдерживать небольшую паузу после произнесения каждых двух-трех слов. Например, четвертое благословение молитвы «Шмоне Эсре»: «אַתָּה חוֹנֵן לְאָדָם» — «Ты даруешь человеку»… «דַּעַת» — «знание»… «וּמְלַמֵּד לֶאֱנוֹשׁ» — «и учишь смертного»… «בִּינָה» — «пониманию»… «חָנֵּנוּ מֵאִתְּךָ» — «даруй же нам от Себя»… «דֵעָה בִּינָה וְהַשְׂכֵּל» — «знание, понимание и разум», и из этого каждый может вывести аналогию для других молитв, и, в первую очередь, для чтения «Шма Исраэль». И третий, особенно полезный совет, пробуждающий возвышенное намерение: обращаться к Б-гу в смирении, как нищий, просящий подаяния у порогов. И так сказали наши мудрецы: «Нельзя относиться к молитве, как к постоянной обязанности. Что это означает? Следует возносить ее смиренно и с чувством»[21]. Печаль на лице должна отражать горечь сердца в час произнесения мольбы, подобно тому как сын умоляет отца исполнить важную для него просьбу, пробуждая к себе его милость. Так следует поступать, молясь «Шмоне Эсре», начиная с «אַתָּה חוֹנֵן לְאָדָם דַּעַת» — «Ты даруешь человеку знание» и до ее завершения, а также во время произнесения других молитв и просьб. Движение губ должно сопровождаться жестами тела и плачем, и очевидно, что в таком случае Г-сподь нас услышит.

И вот, приводится в книге «Шней лухот абрит»: «Пусть человек старается произносить каждое слово молитвы с возвышенным намерением, и при упоминании Б-жественного имени содрогнется и преисполнится страха и трепета, как об этом пишет Тур[22]. Говорит Рокеах: “При произнесении Б-жественного имени все нутро человека должно содрогнуться, как сказано: “Перед Г-сподом, Б-гом твоим, трепещи…”[23] и “Служите Г-споду в трепете, ликуйте в страхе”[24], и это касается всех Б-жественных имен”. Тот же, кто не способен это прочувствовать, лишен трепета перед Небесами, восстает против царства Всевышнего и достоин быть похороненным заживо. Понимающий это освобождается от всех посторонних мыслей, стоящих преградой между ним и молитвой, за которой он может не заметить Б-жественное имя. И пусть наделенный мудростью поступает согласно своему постижению»[25]. Это, несомненно, приведет его к внимательности во время молитвы, и он произнесет каждое слово с возвышенным намерением, опасаясь пропустить Б-жественное имя или произнести его без надлежащего трепета. И так сказано в книге Зоар:

«Запрещено произносить имя Всевышнего, благословен Он, впустую. Тому же, кто это допускает, было бы лучше вообще не появиться на свет» (Зоар, гл. Итро, стр. 87).

И, если во время молитвы человек думает о чем-то постороннем, то запрет на произнесение Б-жественного имени впустую нарушается самым недопустимым образом. Насколько же это постыдно — ведь святая книга Зоар свидетельствует о том, что такому человеку было бы лучше вообще не родиться. И, разумеется, если некто раскрывает свои уста в молитве, произнося ее не размеренно, а в спешке, игнорируя эти советы, то ему не спастись от посторонних мыслей, даже если он постоянно изучает Тору, а уж тем более, когда он погружен в материальные дела. Человеку, склонному к пустословию, очень трудно избавиться во время молитвы от посторонних мыслей.

Знайте, что почти шестьсот Б-жественных имен: «יְיָ», «אֲדֹנָי», «אֵל», «אֱלֹהַ», «אֱלֹהִים», «שַׁדַּי», «צְבָאוֹת», «יָהּ» упоминаются в утренней молитве будних дней. В молитве «Таханун», читаемой по понедельникам и четвергам, есть еще 84 святых имени. А в святой шаббат добавляется еще множество святых имен в «Стихах восхваления», «נִשְׁמַת כָּל חַי» — «Душа всего живого благословит имя Твое…» и в молитве «Мусаф». Мои братья и друзья, обратите на это внимание, умело ведите войну с силами своего естества и будьте осторожны в подготовке к молитве, дабы ваши души обрели должное намерение при произнесении каждого слова, стали цельными и чистыми перед Господином Вселенной и украсили корону Властителя мироздания — Царя царей, Всевышнего, благословен Он. И тогда мы избежим произнесения Б-жественного имени впустую, без возвышенного намерения, особенно в тех местах, где множество имен следуют одно за другим. В этом надо быть очень аккуратным, и тогда молящийся станет сыном Творца, ступит в царские чертоги, и никто не воспрепятствует этому.

Глава 2. Молитва «Шмоне Эсре»

И теперь я раскрою твое ухо, человек моего уровня: весь порядок молитвы определен в соответствии с последовательностью «сфирот» высших святых миров. Люди Великого Собрания, обладая духом святости, облекли эту тайну в слова молитвы, простые и доступные для понимания большинства людей. И если еврей молится с возвышенным намерением, даже не обладая способностями постичь сокрытое, то ангелы, назначенные для сопровождения молитвы и ее вознесения к Царю царей, Всевышнему, благословен Он, исправляют ее согласно таинствам Творения и передают один другому, как об этом рассказывается в святой книге Зоар[26]. Они поднимают молитву с уровня на уровень, все выше и выше, пока она не становится украшением короны Царя царей. Это похоже на просителя, желающего обратиться к царю, но не способного ясно выразить свои мысли. Он приходит к царскому писарю, тот исправляет и улучшает его незатейливый упрощенный язык и превращает его в ясное послание, достойное быть представленным царю, который благосклонно примет и исполнит изложенную в нем просьбу.        

И, прежде чем приступить к разъяснению молитвы «Шмоне Эсре», я приведу несколько предостережений книги Зоар. Во время молитвы «Шмоне Эсре» волосы на голове не должны заслонять уши, как сказано в Зоар Хадаш:

«Волосы символизируют свойство Суда, поэтому во время молитвы их необходимо убрать за уши, чтобы они не заслоняли органы слуха — врата, через которые проникает молитва. В противном случае происходит следующее: “Тогда будут звать Меня, но Я не откликнусь, будут искать, но не найдут Меня”[27]. Когда же над человеком не довлеет свойство Суда, исполняется: “Тогда воззовешь — и Г-сподь ответит, возопишь — и Он скажет: вот Я!”[28]» (Зоар Хадаш, стр. 27).

И так сказано в Тикуней Зоар:

«Необходимо убрать волосы за уши, чтобы не оказались заперты врата молитвы, о чем сказано: “Слышащий молитву, к Тебе придет всякая плоть”[29]» (Тикуней Зоар, гл. 70, стр. 122).

Продолжает повествование Тикуней Зоар:

«Необходимо убрать волосы за уши, чтобы во вратах, через которые возносится молитва, не господствовало свойство Суда» (Тикуней Зоар, гл. 70, стр. 124).

Никто другой из людей не должен слышать молитву «Шмоне Эсре», и так об этом сказано в книге Зоар:

«Молитва поднимается, и к ней прислушиваются все наделенные слухом высшие творения. Но если ее услышал кто-либо из сыновей человека, то ее не принимают в высях. Поэтому необходимо остерегаться, чтобы молитву не услышал никто посторонний» (Зоар, гл. Вайакэль, стр. 202).

Молитву «Шмоне Эсре» возносят с закрытыми глазами, об этом говорится в книге Зоар:

«Все слова молитвы, произнесенные устами человека, устремляются ввысь, возвышаются в небесных сводах и становятся украшением короны Царя. Рав Эмнуна Саба сказал: тот, кто открывает глаза во время молитвы или не опускает их к земле, преждевременно встречается с ангелом смерти. И когда душа покидает человека, пусть не смотрит на свет Б-жественного присутствия, чтобы не умереть от “поцелуя”. На пренебрегающего Б-жественным присутствием не обращают внимания в высях в час, когда он нуждается в помощи, как сказано: “…ибо чтущих Меня Я почитаю, а бесславящие Меня будут посрамлены”[30]. Речь идет о тех, кто созерцают Б-жественное присутствие во время молитвы» (Зоар, гл. Ваэтханан, стр. 160).

И вот, может ли человек не быть внимательным, зная о раскрытии Б-жественного присутствия? Разве в его сердце не разгорится пламя и не возникнет понимание, что молиться следует с закрытыми глазами? А молящийся по сидуру должен остерегаться отводить взгляд в сторону.

Глава 3. Начало молитвы «Шмоне Эсре»

Перед началом молитвы говорят «אֲדֹנָי שְׂפָתַי תִּפְתָּח וּפִי יַגִּיד תְּהִלָּתֶךָ» — «Г-сподь, открой мои уста, и мой рот вознесет хвалу Тебе»[31], прикасаются к тфилин на голове, и это большая тайна, которую раскрывает Аризаль. Главное намерение, которое следует иметь, прикасаясь к тфилин, это знак, что Б-г один и един и вывел нас из Египта. Требуется быть внимательным в том, чтобы сразу после благодарности за избавление в конце благословения после «Шма Исраэль» начать молитву, не прерываясь ни на что другое, кроме как на прикосновение к тфилин. И так говорит Абудерхем: «“Г-сподь, открой мои уста, и мой рот вознесет хвалу Тебе”[32] — этот стих Теилим соответствует изречению “Человеку — помыслы сердца, а от Г-спода — ясный ответ”[33]. И мы просим у Всевышнего ответить на нашу молитву».

После этого сгибают колени, произнося «בָּרוּךְ» — «Благословен», затем склоняют голову, чтобы пришли в движение все позвонки, и говорят: «אַתָּה» — «Ты». И так сказано в книге Зоар:

«Произнося “בָּרוּךְ” — “Благословен”, сгибают колени, “אַתָּה” — “Ты”, склоняют голову» (Зоар, гл. Экев, стр. 271).

Необходимо быть очень внимательным в том, чтобы во время поклонов в молитве «Шмоне Эсре» иметь надлежащее намерение, о чем написано в сидурах, и так это разъясняется в Тикуней Зоар:

«Праведники ступают в царскую обитель, и Б-жественное присутствие свидетельствует об их заслугах: Господин миров, это возвышенные люди, которые кланялись по два раза в начале и в конце каждой молитвы, соответственно четырем буквам Твоего имени “יְיָ” — Г-сподь, и выпрямлялись, соответственно четырем буквам имени “אֲדֹנָי” — Господин» (Тикуней Зоар, гл. 18, стр. 37).

Это хорошо известно нашему народу, приводится в примечаниях к молитве «Шмоне Эсре», и в этом следует быть очень внимательным. Говорит Аризаль: «Перед упоминанием Б-жественного имени сначала выпрямляют тело, а затем голову, и смысл этого — большая тайна». Я слышал толкование Талмуда, соответствующее словам Аризаля о том, что требуется два раза поклониться и выпрямиться: «Кланяются, произнося “Благословен Ты”, и выпрямляются перед упоминанием Б-жественного имени»[34]. Из чистого языка Талмуда следует, что это делают два раза. Говорит Аризаль: «Выпрямляясь, принимают на себя готовность к самопожертвованию ради освящения Б-жественного имени». Следует быть предельно внимательным, поскольку это приводит к исправлениям в высших мирах. С возвышенным намерением и трепетом произносят «בָּרוּךְ הוּא וּבָרוּךְ שְׁמוֹ» — «благословен Он и имя Его» во время повторения молитвы ведущим, а имена «יְיָ אֱלֹהֵינוּ» — «Г-сподь, Б-г наш» — отзываются большой радостью в сердцах от раскрытой нам Б-жественности.

Так начинается молитва «Шмоне Эсре»: «בָּרוּךְ אַתָּה יְיָ אֱלֹהֵינוּ וֵאלֹהֵי אֲבוֹתֵינוּ» — «Благословен Ты, Г-сподь, Б-г наш и Б-г отцов наших…» Мои братья и друзья, возлюбленные моей души, насколько будет прекрасно, если мы станем задумываться над смыслом каждого отдельного слова, двух или трех слов вместе, но не более, даже если они непосредственно связаны между собой. Это приносит большую пользу, поскольку, постоянно размышляя над значением святых слов, мы не придем к посторонним мыслям. И, произнося их, каждый ощутит, что стоит в молитве непосредственно перед Творцом. Внимательному в этом не потребуется прилагать много сил, поскольку мышление следует за привычкой, которая становится частью человеческого естества.

Между словами «הָאֵל הַגָּדוֹל» — «Б-г великий» делают паузу, чтобы они не слились вместе, обретя звучание «הָאֵ לַגָּדוֹל», — ведь тогда, приблизившись к святому, человек не сможет способствовать исправлению в высших мирах, и в этом следует быть очень внимательным. Одному праведнику раскрылся пророк Элиягу, которому он задал вопрос: что задерживает приход Машиаха? На что пророк Элиягу ответил: «Люди невнимательны к правильному произнесению слов в молитве».

Мои братья и сыновья, возлюбленные моей души, мое сердце изливается, рассказывая о молитве, стоящей во главе мироздания, основанной на фундаменте исправления высших святых сокровенных миров. И прежде вам уже было сообщено, что каждая буква уникальным образом влияет на все Творение, а некоторые неаккуратны в том, чтобы разделять между словами, и в результате в их служении возникает изъян. Поэтому для заслуги и пользы многих моих братьев, дабы они не переставали приносить святые плоды Г-споду, я решил записать, где требуется сделать интервал между словами в молитве «Шмоне Эсре» согласно правилам точного произнесения слов, о чем я уже говорил выше[35], чтобы в еврейской памяти навсегда укоренилась привычка быть в этом предельно внимательными. Я уповаю на то, что мой Избавитель и Царь направит меня по праведному пути, и с Его помощью я приступлю к разъяснению молитвы «Шмоне Эсре».

Мы начинаем молитву «בָּרוּךְ | אַתָּה | יְיָ | אֱלֹהֵינוּ וֵאלֹהֵי | אֲבוֹתֵינוּ אֱלֹהֵי | אַבְרָהָם | אֱלֹהֵי | יִצְחָק | וֵאלֹהֵי | יַעֲקֹב הָאֵל | הַגָּדוֹל» — «Благословен Ты, Г-сподь, Б-г наш и Б-г отцов наших, Б-г Авраама, Б-г Ицхака и Б-г Яакова, Б-г великий…» с мыслью: кто может возвестить о могуществе Твоем? И будет правильно возрадоваться величию Б-жественности! Произнося «וְהַנּוֹרָא» — «и вселяющий трепет», задумаемся над тем, что Всевышний вызывает трепет у всех творений; «אֵל | עֶלְיוֹן» — «Б-г Всевышний» — Он сокрыт в высших Небесах; «גּוֹמֵל חֲסָדִים טוֹבִים» — «воздает благими милостями» всем творениям; «וְקוֹנֵה | הַכֹּל» — «и обретает все» — необходимо выделить интонацией: я верю полной верой, что Ты создал и сотворил все миры; «וְזוֹכֵר חַסְדֵּי» — «и помнит добрые дела» — здесь необходимо четко выговорить букву «ס», чтобы не звучало «חַזְדֵּי»; «וּמֵבִיא גוֹאֵל | לִבְנֵי בְנֵיהֶם לְמַעַן» — «и приводит Избавителя к сыновьям их сыновей ради», «לְמַעַן», а не «לְמַן»; «שְׁמוֹ בְּאַהֲבָה» — «имени Своего с любовью», а не «בְּאַבָה». И так об этом пишет Тур: «“…и помнит добрые дела отцов” — их сыновьям, для их избавления, но если иссякли заслуги отцов, то “…и приводит избавителя к сыновьям их сыновей ради имени Своего с любовью”, ибо Он существует вечно»[36].

Слова «מֶלֶךְ | עוֹזֵר | וּמוֹשִׁיעַ וּמָגֵן» — «Царь, помогающий, спасающий и защищающий» ведут к большим исправлениям в высших святых мирах. И тот, кто углубится в Учение Аризаля, найдет пробуждающие трепет мысли о каждом слове первого и всех последующих благословений «Шмоне Эсре», поэтому следует произносить их непременно в страхе и трепете, ибо святая книга Зоар предупреждает о суровости наказания за бездушную молитву. И так сказано в Тикуней Зоар:

«Молитвы сравнимы с жертвоприношениями, и о том, кто возносит их без трепета и любви, сказано: “Не благоволит Г-сподь простить его, но возгорится гнев Г-спода и ревность Его к тому человеку, и падет на него все проклятие, записанное в этой книге, и сотрет Г-сподь имя его из-под Небес”[37]» (Тикуней Зоар, гл. 6, стр. 23).

И вот мы уже приводили выше повествования святой книги Зоар, из которых можно прийти к важным выводам[38]. Если некто чувствует, что его уста изрекли какое-либо слово без возвышенного намерения и трепета, даже если при этом он не отвлекся на пустые посторонние мысли, то пусть повторит его снова.

В завершении первого благословения: «בָּרוּךְ | אַתָּה | יְיָ» — «Благословен Ты, Г-сподь» при произнесении «בָּרוּךְ» наклоняют тело, «אַתָּה» — склоняют голову, а перед упоминанием Б-жественного имени «יְיָ» выпрямляют тело и голову. Произнося «מָגֵן אַבְרָהָם» — «щит Авраама», глубоко задумываются о могуществе Г-спода и чудесах, явленных нашему праотцу при его спасении из раскаленной печи в Ур Касдим, о других событиях его жизни и в особенности о войне с четырьмя царями, как известно из Талмуда[39]. Первое благословение завершается словами «מָגֵן אַבְרָהָם» — «щит Авраама», соответственно откровению Всевышнего нашему праотцу: «Я — щит тебе…»[40] Оно называется «Благословением отцов», поскольку в нем упоминаются наши праотцы, и каждому необходимо пробудить свое сердце. И если некто имел возвышенное намерение на протяжении всей молитвы, кроме первого благословения, то должен вернуться к началу, — так сказано в своде законов Шульхан Арух[41].

Отвечая Амен на это благословение при повторении «Шмоне Эсре», необходимо преисполниться благодарности Творцу за Его защиту и спасение всего мира — ведь Он был щитом Авраама. И важно помнить: «Отвечающий Амен более велик, чем произносящий благословение»[42]. Однако главное — намерение сердца, а не бесчувственное произнесение слов, что я, с Б-жьей помощью, разъясню в дальнейшем[43].

Второе благословение — «Б-жественное могущество»: «אַתָּה גִּבּוֹר לְעוֹלָם | אֲדֹנָי מְחַיֵּה מֵתִים | אַתָּה» — «Ты могущественен вовеки, Г-сподь, Ты оживляешь мертвых». Следует задуматься: могущество Г-спода! Какое могущество Г-спода проявляется в этом! И необходимо сильно возрадоваться величию Его Б-жественности: «רַב לְהוֹשִׁיעַ» — «велик в спасении». Дальше в зимний период произносят: «מַשִּׁיב הָרוּחַ וּמוֹרִיד הַגָּשֶֶׁם» — «направляет ветер и дарует дождь»; и следует глубоко задуматься: сколь великое могущество Г-спода проявляется в природном явлении дождя, даруемого земле, как об этом говорится в Талмуде[44]. А по обычаям сефардских евреев в летнее время произносят: «מוֹרִיד הַטָּל» — «спускает росу», как приводится в своде законов Шульхан Арух[45] и в нескольких главах книги Зоар. В этом следует быть очень внимательным, поскольку великое Б-жественное могущество раскрывается при появлении предрассветной росы, что происходит неизменно и вечно. Произнося «מְחַיֶּה מֵתִים בְּרַחֲמִים רַבִּים» — «оживляет мертвых в великом милосердии Своем», также правильно задуматься о Б-жественном могуществе.

Кроме осознания простого значения «סוֹמֵךְ נוֹפְלִים» — «поддерживает падающих», следует иметь в мыслях: каждый миг я надеюсь, что Ты возвратишь Б-жественное присутствие, находящееся в изгнании из-за грехов Израиля. Эти сокровенные тайны разъясняются в святой книге Зоар и в Учении Аризаля, но человеку моего уровня достаточно приведенного здесь. Произнося эти слова, надо быть готовым к самопожертвованию. Далее сказано: «וְרוֹפֵא חוֹלִים» — «и исцеляет больных». Если кто-либо из близких молящегося был болен и выздоровел, то будет правильно с сильными чувствами благодарить и восславлять Творца за дарованное Им исцеление. Так комментирует Абудерхем: «“וּמַתִּיר אֲסוּרִים וּמְקַיֵּם אֱמוּנָתוֹ לִישֵׁנֵי עָפָר” — “освобождает узников и хранит верность Свою спящим во прахе” — согласно предсказанию Даниэля: “И многие из спящих во прахе земном пробудятся…”[46] Как Всевышний хранит верность живым и исцеляет их от болезней, так в грядущем Он раскроет Свою верность умершим».

Произнося «מִי | כָמוֹךָ בַּעַל גְּבוּרוֹת» — «Кто сравнится с Тобой, Могущественный?», пусть возрадуется: кто сможет поведать о Твоем величии? Говоря «מֶלֶךְ» — «Царь», пусть задумается: Ты — великий Царь, вселяющий трепет! Если же некто не размышляет над этим и сразу же переходит к следующим словам молитвы, то, несомненно, не произнесет слово Царь с чувством и благодарностью. И дальше: изрекая «מֵמִית | וּמְחַיֶּה» — «умерщвляешь и оживляешь», необходимо задуматься: каково Его могущество, ведь Он «מַצְמִיחַ | יְשׁוּעָה» — «взращивает спасение». Произнося «וְנֶאֱמָן | אַתָּה | לְהַחֲיוֹת מֵתִים» — «И верен Ты обещанию оживить мертвых», пусть с большой радостью прочувствует: я верю полной верой, что в грядущем Ты воскресишь мертвых.

Второе благословение завершается словами: «בָּרוּךְ אַתָּה יְיָ מְחַיֵּה הַמֵּתִים» — «Благословен Ты, Г-сподь, оживляющий мертвых!» Его следует произносить, радуясь могуществу Г-спода! Сколь великое могущество Г-спода проявится, когда встанут из своих могил все умершие со времени Адама и до наших дней — праведники, чьи тела поглотила земля тысячи лет назад! Творец, благословенно имя Его, в Своей чудесной мудрости определит и соединит между собой останки каждого тела бесчисленного множества людей, которые истлели в толще земли, и вернет каждому из них его душу. Кто сможет объять разумом могущество Г-спода?! И так сказано в книге Зоар:

«Да пропадет дух говорящих, что в будущем Всевышний не оживит мертвых, ибо как можно создать из них новые творения? Этим нечестивцам и глупцам, далеким от Торы и Всевышнего, следует прийти и увидеть: в руке Аарона был посох из сухого дерева, в котором Всевышний обновил дух, и он расцвел» (Зоар, гл. Ваэра, стр. 28).

Это благословение нельзя завершать бесчувственно, необходимо задуматься о могуществе Г-спода и преисполниться радости от величия Б-жественности, ибо суть благодарности и восхваления — в сердце и мышлении. Отвечая Амен на это благословение, требуется проявить свою веру в то, что в будущем Всевышний воскресит мертвых. И будет правильно вознести Ему за это благодарность с большой радостью в сердце.

Произнося третье благословение «אַתָּה קָדוֹשׁ וְשִׁמְךָ קָדוֹשׁ» — «Ты святой и имя Твое святое», мы радуемся святости нашего Создателя и Творца; «וּקְדוֹשִׁים» — «и святые», восхваляющие Твое имя, — это народ Израиля, — так говорил Абудерхем. Но необходимо иметь в виду также высших ангелов. Завершая благословение «בָּרוּךְ | אַתָּה | יְיָ | הָאֵל | הַקָּדוֹשׁ» — «Благословен Ты, Г-сподь, Б-г святой», испытывают большую радость, а отвечая Амен на это благословение, задумываются над непостижимой Б-жественной святостью.


[1] Эйха 3:8.

[2] Йешаягу 1:15.

[3] Основа и корень служения, Десятые врата, гл. 2.

[4] Теилим 90:1.

[5] Основа и корень служения, Тринадцатые врата, гл. 18.

[6] Шульхан Арух, «Орах Хаим» 95:2.

[7] Йевамот 105б.

[8] Шульхан Арух, «Орах Хаим» 98:1.

[9] Брахот 30а.

[10] Йешаягу 6:3.

[11] Шульхан Арух, «Орах Хаим» 98:1-5.

[12] Даниэль 5:27.

[13] Шир Аширим 4:7.

[14] Ваикра 22:20.

[15] Теилим 24:7.

[16] Эйха 1:3.

[17] Основа и корень служения, Вторые врата, гл. 12.

[18] Шмот 23:25.

[19] Макот 10б.

[20] Теилим 35:10.

[21] Брахот 29б.

[22] См. Тур, «Орах Хаим», гл. 5.

[23] Дварим 6:13.

[24] Теилим 2:11.

[25] ШЛА (Шней Лухот Абрит), стр. 259.

[26] Основа и корень служения, Вторые врата, гл. 12.

[27] Мишлей 1:28.

[28] Йешаягу 58:9.

[29] Теилим 65:3.

[30] Шмуэль (I) 2:30.

[31] Теилим 51:17.

[32] Там же.

[33] Мишлей 16:1.

[34] Брахот 12а.

[35] Основа и корень служения, Третьи врата, гл. 2.

[36] Тур, «Орах Хаим», гл. 113.

[37] Дварим 29:19.

[38] Основа и корень служения, Третьи врата, гл. 4.

[39] См. Эрувин 53а, Таанит 31а.

[40] Берешит 15:1.

[41] Шульхан Арух, «Орах Хаим» 101:1, см. Брахот 34б.

[42] Брахот 53б.

[43] Основа и корень служения, Пятые врата, гл. 6.

[44] Таанит 2а.

[45] Шульхан Арух, «Орах Хаим» 114:3.

[46] Даниэль 12:2.

 

 


Ишмаэля, старшего сына Авраама, Тора называет «диким человеком» («пэрэ адам»). Многие считают, что взаимоотношения между Ишмаэлем и Ицхаком, младшим сыном и наследником Авраама, наложили свой отпечаток и на все последующие отношения между евреями — потомками Ицхака — и ишмаэльтянами, то есть арабскими народами. Читать дальше