Из цикла «Основа и корень служения», темы: Рав Хаим Бурштейн, Мусар
Уважаемый читатель!
Книга «Основа и корень служения» раскрывает сокровенные тайны Творения, помогает искоренить пороки и изъяны сердца, обрести возвышенные качества души, научиться верному суждению, прийти к упованию на Небеса и видению истинной картины мира, исправить связанную с нами часть мироздания и сделать окружающую нас действительность возвышенной и утонченной. Каждая идея этой книги помогает выверить мышление и очистить сердце для восприятия Б-жественного Знания, наполняющего душу трепетом перед Небесами.
«Основа и корень служения» прокладывает прямой путь служения Г-споду в скромности, чистоте души и святости, являясь важнейшим источником знания, основанного на Тайном Учении, обретения возвышенного намерения в молитве, изучении Торы и соблюдении заповедей, дарованных Творцом избранному Им народу для его духовного восхождения.
Так говорил об авторе Виленский Гаон: «Рав Александр Зискинд велик, как его книга, а его книга возвышенна, как и он сам. Он с миром прошел по струне, натянутой над бушующим морем».
Во вступлении мы привели историю еврейской общины Гродно, биографию рава Александра Зискинда и разъяснили суть его Учения, которое не потеряло актуальности и в наши дни — более двух веков спустя.
С благодарностью Всевышнему, милость Которого не оставляет нас ни в одном поколении, мы удостоились раскрытия великого света, источник которого некогда находился в Доме Учения Гродно — одном из главных городов Великого княжества Литовского, веками славившегося еврейской общиной. Рав Александр Зискинд (1739-1794 гг.), известный своей праведностью во всем поколении, написал книгу «Основа и корень служения», отражающую пути его трепетного служения Всевышнему и ставшую духовным наследием всего еврейского народа.
Эта книга повествует о становлении человека, его добрых делах и изречениях уст, когда благодаря возвышенному намерению его сердце укрепляется в добре. Она полезна всем, как небесная роса, и каждому в народе Израиля будет правильно обрести приведенные в ней стремления. Она восхищает еврейскую душу, соединяя ее с Торой и заповедями. В ней разъясняются все молитвы года, возвышенные намерения в будние дни, шаббаты и праздники. Эта книга прокладывает путь к изучению Торы, Пророков и Писаний, Мишны и Талмуда, Тайного Учения и книг трепета для способных к восприятию, описывает порядок учебы и надлежащие стремления.
В чем суть книги «Основа и корень служения»? У нашего праотца Ицхака родились двое сыновей — Яаков и Эсав. Яаков продолжил следовать Завету своих отцов, его сыновья возвели в Иерусалиме Храм, в котором раскрылось Б-жественное присутствие. Эсав презрел волю единого Б-га; произошедший от него народ разрушил Храм и на протяжении двух тысячелетий несет гибель еврейскому народу. Потомки Яакова раскрыли всему человечеству единого Б-га. Потомки Эсава — основатели Римской империи — захватили весь мир, вытеснили из него Творца и развили цивилизацию, которая зиждется исключительно на желании человека жить для себя самого. В результате мир окутала тьма, народ Израиля находится в изгнании, Б-жественная обитель — в руинах, а в мире господствуют люди, души которых полны пороков и изъянов. Еврейский народ продолжает свою миссию — раскрыть в мире Б-жественное присутствие и восстановить в Иерусалиме Б-жественный Храм, который будет существовать вечно в дни Машиаха.
Книга «Основа и корень служения» рассказывает о том, как освободиться от искаженного восприятия картины мира Эсава и прийти к истине Б-га Яакова, удостоиться счастья в этом мире и великой доли в мире Грядущем.
С благодарностью Всевышнему, милость Которого не оставляет нас ни в одном поколении, мы удостоились раскрытия великого света, источник которого некогда находился в Доме Учения Гродно — одном из главных городов Великого княжества Литовского, веками славившегося еврейской общиной. Рав Александр Зискинд (1739-1794 гг.), известный своей праведностью во всем поколении, написал книгу «Основа и корень служения», отражающую пути его трепетного служения Всевышнему и ставшую духовным наследием всего еврейского народа.
Эта книга повествует о становлении человека, его добрых делах и изречениях уст, когда благодаря возвышенному намерению его сердце укрепляется в добре. Она полезна всем, как небесная роса, и каждому в народе Израиля будет правильно обрести приведенные в ней стремления. Она восхищает еврейскую душу, соединяя ее с Торой и заповедями. В ней разъясняются все молитвы года, возвышенные намерения в будние дни, шаббаты и праздники. Эта книга прокладывает путь к изучению Торы, Пророков и Писаний, Мишны и Талмуда, Тайного Учения и книг трепета для способных к восприятию, описывает порядок учебы и надлежащие стремления.
В чем суть книги «Основа и корень служения»? У нашего праотца Ицхака родились двое сыновей — Яаков и Эсав. Яаков продолжил следовать Завету своих отцов, его сыновья возвели в Иерусалиме Храм, в котором раскрылось Б-жественное присутствие. Эсав презрел волю единого Б-га; произошедший от него народ разрушил Храм и на протяжении двух тысячелетий несет гибель еврейскому народу. Потомки Яакова раскрыли всему человечеству единого Б-га. Потомки Эсава — основатели Римской империи — захватили весь мир, вытеснили из него Творца и развили цивилизацию, которая зиждется исключительно на желании человека жить для себя самого. В результате мир окутала тьма, народ Израиля находится в изгнании, Б-жественная обитель — в руинах, а в мире господствуют люди, души которых полны пороков и изъянов. Еврейский народ продолжает свою миссию — раскрыть в мире Б-жественное присутствие и восстановить в Иерусалиме Б-жественный Храм, который будет существовать вечно в дни Машиаха.
Книга «Основа и корень служения» рассказывает о том, как освободиться от искаженного восприятия картины мира Эсава и прийти к истине Б-га Яакова, удостоиться счастья в этом мире и великой доли в мире Грядущем.
Я хотел бы выразить глубокую сердечную благодарность всем, кто принял участие и внес свой вклад в издание этой книги: переводчику — Шаулю Бен Биньямину (Иерусалим), редактору — Наталье Хейфец (Вильна), макетировщику — Виктору Томбаку (Вильна), Александру Мамаеву (Вильна), Владиславу Финькову (Волгоград), Руслану Руденко (Киев), Александру Шломо Попову (Санкт-Петербург) за участие в работе над текстами, Алексею Еременко и раввину Мордехаю Райхинштейну (Минск) за фотографии и материалы и моим друзьям, благодаря помощи которых книга «Основа и корень служения» вышла в свет в память об ушедших, да будут их души пребывать в Ган Эдене, и на благо живых.
Огромное вам спасибо и да благословит вас Творец!
Вильнюс — Лимассол:
— Константин и Яна Рашап — в память о дедушке Куснель бен Ицхак и
прадедушке Ицхак бен Мордехай
Каунас — Лондон:
— Соломон и Джил Абрамович и Бен и Елена Брамс — в память о родителях
Яаков бен Шломо и Брaха бат Ицхак, сестре Ариелла бат Яаков и их
многочисленных родственниках, погибших в Ковно в годы Катастрофы
Вильнюс:
— Александр и Лиля Юрявичюс — в память о дедушке Евсей бен Яков
Яцовский и бабушке Лея бат Манэль Яцовскене
— Гай и Oра Шапира — в память об отце Ицхак бен Йосеф и матери Светлана
бат Борис
— Шалом и Ниеле Субич — в память о родителях Юдель бен Мотл и Белла бат Хаим и брате Авраам бен Юдель
— Леонид и Виолетта Фурер — в память об отце Янкель бен Лейбл, бабушке
Голда бат Марк, дедушке Исраиль бен Иссак и бабушке Эмма бат Йосеф
Хинкис
Москва:
— Герман Захарьяев (фонд горских евреев СТМЭГИ)
— Евгений и Наталья Дубровские — в память о дедушках и бабушках Эсфирь
бат Шулим, Исраэль бен Семен, Хана бат Бенцийон, Ефим бен Хаим и
Циля бат Хаим
— Анонимный спонсор — в память о бабушке Туня бат Айзек и дедушке
Нафтали бен Янкель Шендельман
— Анатолий и Ирина, Леонид и Аня, Дмитрий и Джина Пинские — в память о
матери Геня бат Хаим Давид и Ривка, отце Хаим бен Вульф, дедушке Давид
бен Вульф и бабушке Ривка бат Носон
— Биньямин и Эстер Ефремовы — в память о дедушках и бабушках Нибишид бен Йонатан, Лие бат Шунами, Шалум бен Шамиль, Мирьям бат Истахор и родственниках Гюльбоор бат Шалум, Натанэль бен Шауль
— Александр Искин — в память о матери Броха-Рейзеле бат Исроэль, дедушках и бабушках Циля бат Яаков, Исроэль бен Меир, Борух бен Ной, Паша бат Авраам
Холон:
— София Бен-Цель — Менахем и Арье Бен-Цель — в память о родителях
Михаэль бен Бенце Лейб и Нелли бат Ошер Аншель Хаим
Нетания:
— Элияу и Хана Должанские — в память о бабушках Анна и Гита бнот Самуил и Эстер Лев бат Авраам и дедушках: Хаим бен Акива, Акива бен Арон, Гирш и Давид бней Иосиф
Аугсбург:
— Давид и Нехама Лисовские — в память о Галина бат Яаков, Зинаида бат Хаим, Хана бат Йаков-Аарон, Йаков бен Йуда, Зеля бен Йаков, Нехама бат Гирш, Хаим бен Калман, Хава бат Натан
Ростов-на-Дону:
— Галина Попова — в память о бабушке Анна бат Герасим
Иерусалим:
— Моше Давид Ниренберг и Тамара Хасин — в память о родителях Эзер
бен Рафаэль, Авраам бен Соломон, Люба бат Давид, Рафаил бен Исаак и
Мирьям бат Авраам
— Шалом и Габриэлла Манашировы — в память об отце Вова Ирахмиэль бен Гудушум, дедушках и бабушках Гудушум бен Манашир, Эстер бат Ильяс, Сухма бен Шамай, Хава бат Хануко
Рига:
— Пинхас и Малка Розенберг — в память о дедушке Нахман бен Гершон, прадедушке Гершон бен Йосеф и прапрадедушке Йосеф бен Авраам
Ванкувер:
— Ашер и Сара Пискорские
Вильнюс — Иерусалим:
— Йосеф и Сара Йосаде, Хася Йоседайте-Сокер — в память о родителях
Яаков бен Моше и Шейна бат Авраам, дедушках и бабушках Моше
бен Шмуэль, Фейгель Ципора бат Шломо, Авраам бен Ицхак, Хася бат
Исраэль, Нафтуль бен Хава Ямпольский и 180-ти родственников из
Кальварии и Лаздияй, погибших в годы Катастрофы
Раввин Хаим Бурштейн.
Сиван, 5782 (2022) г.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава «Ваешев» рассказывает о событиях, происшедших после возвращения Яакова к «отцу своему, в Мамре Кирьят-а-Арба, он же Хеврон, где жительствовал Авраhам и Ицхак» (35:27), о том, как Йосеф, сын нашего праотца Яакова, был продан в рабство в Египет, и о том, что происходило с ним в Египте.
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Вопреки популярному мнению, мудрецы Талмуда считали, что в снах нет ни хороших, ни дурных знаков. Пророки указывают на однозначную бессмысленность снов.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Все сыновья Яакова жили рядом с ним
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сборник мидрашей и комментариев о недельной главе Торы.
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Краткие очерки на тему недельного раздела Торы: история об иерусалимском праведнике р. Арье Левине, доказательные рассуждения о том, что мелочей не существует, и другие открытия тему недельной главы Ваешев
Рав Бенцион Зильбер
Жизнь Йосефа изменилась до неузнаваемости. Из любимого сына он стал презренным рабом. Испытания, выпавшие на его долю, не были случайными...
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Человек не может знать планов Божественного управления!
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Родословная царей Израиля и царей Иудеи существенно отличается. В Торе перечисляются три милости, которые Б-г оказал Йосефу в Египте.
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Если труд земледельца настолько укоренился в мыслях Йосэфа, что он даже видел его во сне, то это могло произойти лишь благодаря наставлениям его отца,
Борух Шлепаков
Йосеф был любимым сыном Яакова. Он целыми днями учил Тору с отцом. Тем не менее, попав в Египет, Йосеф завоевал уважение окружающих, став незаменимым работником.
Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»
Родители должны постоянно следить, чтобы их слова и действия не вызвали у братьев и сестер антагонизма. Последствия могут быть трагичными, как это следует из Торы.
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»