Темы: Пиркей Авот, Талмуд, Гостеприимство, Еврейская этика, Рав Шимшон Рефаэль Гирш, Самосовершенствование
Мишна пятая. Йосей бен-Йоханан Иерусалимский учил: «Да будет дом твой открыт настежь; пусть бедные будут у тебя как домочадцы; не умножай разговоров с женой, даже с собственной, а с чужой — тем более». Поэтому говаривали мудрецы: «Много болтающий с женщинами причиняет себе вред, отвлекается от Торы; конец его — в аду».
Да будет дом твой открыт настежь… Мы не можем полностью уничтожить зло и страдание, существующие в мире, но в наших силах облегчить судьбу страждущих. Не закрывайте двери перед бедняками, пусть дом ваш служит не только вашей семье. Относитесь к гостям как к вашим родным.
Не умножай разговоров с женой… Талмуд во многих местах призывает мужчину уважать жену и прислушиваться к ее мнению. Что же имели в виду мудрецы, предупреждая о порочности разговоров с женой? Обратите внимание на то, что это изречение следует сразу же за сентенцией о гостеприимстве. Ведь обязанность заботиться о гостях лежит в основном на хозяйке дома. Болтовня может помешать женщине исполнить заповедь. Уважающий свою жену не станет тратить ее время на ненужные разговоры. Другое дело — важные вопросы. Тут советоваться с женой необходимо.
Даже с собственной, а с чужой — тем более. Болтовня ведет к греху, ибо угрожает моральной чистоте. Здесь Талмуд имеет в виду вообще всякую болтовню о женщинах. Любые пустые разговоры могут довести до греха, даже если они не выходят за стены собственного дома.
Мишна шестнадцатая. Рабан Гамлиэль говорил: «Найдешь себе наставника — избегнешь сомнений…»
Имеется в виду учитель Закона Божьего, который в состоянии ответить на серьезные вопросы. Тот, кто не позаботится о таком учителе, будет всегда во всем сомневаться.
Мишна семнадцатая. Сын его [рабана Гамлиэля] Шимон говаривал: «Я рос среди мудрецов и не нашел ничего лучшего для здоровья нежели молчание. Главное не толкование, а дело. Многословие ведет к греху».
Именно от мудрецов р.Шимон бен-Гамлиэль перенял уважение к слову. Но для здоровья полезней молчание. И хотя о нуждах тела следует заботиться, говорить об этом много не стоит. Нет ничего отвратительнее болтовни о телесных наслаждениях.
Но и возвышенные разговоры — не главное. Важнее всего дело, исполнение заповедей. Многословие, в чем бы оно ни проявлялось, — всегда недостаток. Выражать мысли надо коротко и точно. Каждое лишнее слово искажает идею и приводит к ошибкам. Но хуже всего — пустопорожняя болтовня. Часто человеку приходится дорого платить за то, что он сказал невзначай. Единственное утешение, что неосторожное слово вылетело в пылу спора.
Мишна восемнадцатая. Рабан Шимон бен-Гамлиэль учил: «На трех основаниях стоит мир: на правосудии, истине и мире, как сказано: “Судом истины, справедливости и мира судите во вратах ваших”».
Если люди забудут истину, общество не сможет существовать. Все станут лгать друг другу, недоверие посеет неразбериху и вызовет панику. Если исчезнет правосудие, эгоизм возьмет верх над моралью. Восторжествует грубая сила. Каждый захочет делать то, что ему заблагорассудится. Никто не будет защищен от насилия. Если пропадет стремление к миру, наступит хаос. А ведь нет ничего важнее мира, и ради него можно поступиться всем, кроме Божьей истины.
Итак, если люди откажутся от этих трех основополагающих принципов, человеку не останется места на земле. Мир перестанет существовать.
Мишна седьмая. Раби Элазар из Бартоты говорил: «Дай Ему принадлежащее Ему, ибо ты и все
твое — Его». Ведь сказано царем Давидом: «Все от Тебя, из Твоей руки даем мы Тебе». Раби Шимон говорил: «О том, кто идет по дороге, размышляя о Торе, и вдруг прерывает свои размышления, воскликнув “Как прекрасно это дерево, как красива нива”, сказано в Писании, что он подвергает свою душу опасности».
…Ибо ты и все твое — Его. Человек всегда должен это осознавать. Всего себя, духовно и телесно, человек обязан посвятить Б-гу. Нельзя забывать, что мы не в состоянии дать Всевышнему ничего, ибо Он в нашей помощи не нуждается. Но человек может исполнять Божью волю. И только для этого Господь дал человеку силы и средства.
Раби Шимон говорил… Человек формирует свой духовный мир, изучая Тору. Связь с Б-гом придает душе гармонию. На земле нет ничего прекраснее этого. Великолепие природы бледнеет перед духовной красотой. Если же человек, погруженный в Тору, может отвлечься и обратить внимание на красоту земную, это говорит о чрезвычайной бедности его души. Такой человек как будто уже умер, ибо высшим духовным ценностям он предпочел бренную земную красоту.
Мишна первая. Десятью повелениями был создан мир. Что из этого следует? Разве он не мог быть создан одним повелением? Так сделано для того, чтобы взыскать с нечестивых, губящих мир, созданный десятью повелениями, и наградить праведников, поддерживающих существование мира, созданного десятью повелениями.
Если бы Всевышний создал весь мир одним повелением, то все творения, появившись бы одновременно, стояли бы на одной ступени. Тогда и человек ничем бы не выделялся среди всего сотворенного. Но поскольку мир создан десятью повелениями, каждое новое порождение отличалось от предыдущего и превосходило его. Все сотворенное составляет пирамиду Творения, и на вершине ее — человек. Он — конечная цель Творения. С его появлением мир достиг совершенства. И поскольку человек стоит на вершине Творения, он зависит от всего созданного прежде. С другой стороны, все создания зависят от человека. Поэтому если человек идет путем, предначертанным Б-гом, все сотворенное поднимается вместе с ним на более высокую духовную ступень. И даже если человек исполняет самую, как он считает, маленькую заповедь, он вносит свою лепту в духовное совершенствование мира. Тот же, кто отмежевывается от своей духовной миссии, способствует разрушению мира, ибо уничтожение самой малой частицы единого целого приближает его конец.
Мишна вторая. Десять поколений прошло от Адама до Ноаха (Ноя), ибо велико долготерпение Всевышнего. Ведь все эти поколения гневили Его непрестанно, и лишь на последнее навел Он воды потопа. Десять поколений прошло от Ноаха до Авраама, ибо велико долготерпение Б-га. Ведь все эти поколения гневили Его непрестанно, но явился Авраам и получил награду за всех.
Долготерпение Б-га велико. Он не устает ждать, чтобы люди раскаялись. В каждом поколении от Ноаха до Авраама были свои мудрецы и праведники, но только Авраам пытался наставлять всех на путь истинный. Поэтому только он был избран Всевышним как праотец Божьего народа.
Мишна четвертая. Десять чудес совершены были для праотцев наших в Египте и десять — на море. Десятью казнями поразил Всевышний египтян на суше и десятью — на море.
О десяти казнях, которыми поразил Всевышний египтян на Красном море, Тора подробно не говорит. Главное чудо заключалось в том, что евреев ни одно бедствие не коснулось, хотя они жили среди египтян.
Мишна шестая. Десять творений было создано накануне субботы в сумерки: уста земли, устье колодца, уста ослицы, радуга, манна, посох, шамир, письменность, письмена и скрижали. И еще говорят: злые духи, гробница Моше, овен для Авраама, праотца нашего. Некоторые добавляют: и первые клещи для изготовления других клещей.
Уста земли разверзлись и поглотили Кораха и его сообщников (Бемидбар, 16:32). Они отрицали божественный характер миссии Моше.
Когда евреи странствовали по пустыне, за ними следовал колодец пророчицы Мирьям. Это доказывает, что жизнь человека в руках Божьих (Бемидбар, 21:16—18).
Уста ослицы Билама (Валаама) Господь отверз для того, чтобы проучить этого колдуна, ненавистника евреев (Бемидбар, 22:28).
Радуга символизирует доброту и милосердие Всевышнего (Берешит, 9:13).
Манна более чем что-либо доказывает насколько человек зависим от Б-га (Шмот, 16:15). Только уверовавшие в Господа, с радостью исполнявшие Его волю, получали в пустыне манну.
Посох служил Моше в Египте. Он использовал его для того, чтобы показать фараону как Б-г властвует над природой (Шмот, 4:17).
Шамир — чудесный червь, разрезающий любой камень. Царь Шломо использовал его при возведении Храма, ибо Тора запрещает строить Храм из камней, к которым прикасалось металлическое орудие.
Письмена Сам Господь высек на скрижалях завета (Шмот, 32:16).
Кто такие злые духи! В трактате Брахот Вавилонского Талмуда сказано, что они дурно влияют на людей и всячески им мешают. Отсюда следует, что злые духи населяют материальный мир. Они сродни ангелам, охраняющим людей.
Мы не знаем, где похоронен Моше. Поэтому его гробница никогда не могла стать местом поклонения, обожествления (Дварим, 34:6).
Овен Авраама был предназначен для принесения в жертву вместо Ицхака (Берешит, 22:13).
Сотворение клещей — первого орудия труда — позволило человеку освоить обработку металлов. Без клещей невозможно создать другие инструменты. За это, как и за первую одежду, человек должен благодарить Всевышнего. Орудия труда и одежда при правильном использовании выражают связь земного с духовным. Это говорит о том, что занятие ремеслами не лишено духовного смысла.
Мишна седьмая. Семь признаков отличают глупца и столько же — мудреца. Умный не рассуждает в присутствии того, кто мудрее его; не перебивает собеседника; не торопится возражать; задает вопросы по существу и отвечает последовательно; предшествующее называет предшествующим, а последующее — последующим; о том, чего не слыхал, не говорит; признает истину. У глупого же все наоборот.
Умный человек умеет излагать свои мысли и слушать других. Он не станет судорожно держаться за неправильную идею, а с радостью признает истину.
Печатается с разрешения издательства «Швут Ами»
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава «Ваешев» рассказывает о событиях, происшедших после возвращения Яакова к «отцу своему, в Мамре Кирьят-а-Арба, он же Хеврон, где жительствовал Авраhам и Ицхак» (35:27), о том, как Йосеф, сын нашего праотца Яакова, был продан в рабство в Египет, и о том, что происходило с ним в Египте.
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Вопреки популярному мнению, мудрецы Талмуда считали, что в снах нет ни хороших, ни дурных знаков. Пророки указывают на однозначную бессмысленность снов.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Все сыновья Яакова жили рядом с ним
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сборник мидрашей и комментариев о недельной главе Торы.
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Краткие очерки на тему недельного раздела Торы: история об иерусалимском праведнике р. Арье Левине, доказательные рассуждения о том, что мелочей не существует, и другие открытия тему недельной главы Ваешев
Рав Бенцион Зильбер
Жизнь Йосефа изменилась до неузнаваемости. Из любимого сына он стал презренным рабом. Испытания, выпавшие на его долю, не были случайными...
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Человек не может знать планов Божественного управления!
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Родословная царей Израиля и царей Иудеи существенно отличается. В Торе перечисляются три милости, которые Б-г оказал Йосефу в Египте.
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Если труд земледельца настолько укоренился в мыслях Йосэфа, что он даже видел его во сне, то это могло произойти лишь благодаря наставлениям его отца,
Борух Шлепаков
Йосеф был любимым сыном Яакова. Он целыми днями учил Тору с отцом. Тем не менее, попав в Египет, Йосеф завоевал уважение окружающих, став незаменимым работником.
Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»
Родители должны постоянно следить, чтобы их слова и действия не вызвали у братьев и сестер антагонизма. Последствия могут быть трагичными, как это следует из Торы.
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»