Из цикла «Основа и корень служения», темы: Рав Хаим Бурштейн, Мусар
«שַׁעַר הַנִיצוֹץ» — «Врата искры».
Слова Торы, подобно искрам, освещают весь мир, заливая все земное сиянием своих лучей, поэтому будет правильно назвать этот раздел «שַׁעַר הַנִיצוֹץ» — «Врата искры». В нем мы разъясним обязанность, значимость и порядок изучения Торы, а также необходимые для этого намерения.
Прежде чем говорить о значимости изучения Торы, начнем с разъяснения нашей обязанности, поскольку общее опережает частное. Обсудим награду за изучение Торы и наказание за упущение в этом, затем порядок изучения и необходимое для этого намерение, и перед нашими глазами предстанет истина.
Так сказано об обязанности изучать Тору: «Да не отойдет эта книга Торы от уст твоих, и размышляй о ней днем и ночью, чтобы в точности исполнить все написанное в ней, — тогда будешь удачлив на пути твоем и обретешь разумение»[1]. Однако, если некто беден и не в состоянии посвящать Торе все свое время, находясь под гнетом царства и, будучи занятым истинным милосердием — заботой о своей семье и маленьких детях, не может сделать Тору своим основным занятием, уделяя ей все дни и ночи, а ведение материальных дел — временным и вторичным, он все же не должен считать себя полностью свободным от этой заповеди и обязан установить постоянное время для учебы днем и ночью. Об этом говорят Тур и Шульхан Арух: «Каждый в народе Израиля обязан изучать Тору: бедный и богатый, здоровый и больной, молодой и старый, даже нищий, просящий подаяния у порогов, и человек, имеющий жену и детей, — все они должны установить постоянное время для изучения Торы, как сказано: “…и размышляй о ней днем и ночью…”[2]»[3]. Так учат мудрецы Талмуда: «В начале Суда каждому человеку задают вопрос: установил ли ты постоянное время для изучения Торы?»[4] В святой книге Зоар говорится о большой награде за Тору и суровом наказании за пренебрежение ею:
«В четвертой обители находятся тридцать два ангела, ответственные за тех, кто все свое время посвящал Торе, не отвлекаясь от нее ни днем, ни ночью. Ниже их — ангелы, ответственные за тех, кто устанавливал постоянное время для изучения Торы. Они же наказывают тех, кто мог изучать Тору, но не делал этого» (Зоар, гл. Пекудей, стр. 256).
Из этого повествования книги Зоар мы видим, сколь велика значимость постоянного изучения Торы в то время, когда человек освобождается от мирских забот, что для каждого индивидуально, и сколь сурово наказание пренебрегающим этой обязанностью. Поэтому сделай все, что в твоих силах.
О важности изучения Торы, награде за нее и наказании за пренебрежение к ней говорится во многих трактатах Талмуда, и тот, кто задумается над этим, соберет их воедино, что сделал наш учитель рав Ицхак Абуав в книге «Менорат Амаор». Я же — бедный из тысяч Израиля — пришел для того чтобы направить взор изучающего и связать его узами любви с изречениями книги Зоар, пробуждающими восхищение в сердцах людей, когда они видят, сколь важно изучение святой Торы, какую радость это доставляет нашему Создателю и Творцу, насколько влияет на исправление нижнего и высших миров, какова награда за Тору и сколь строго наказание за пренебрежение ею. Я уверен в том, что несколько лаконично приведенных емких повествований святой книги Зоар пробудят еврейские сердца к изучению Торы, и вот я начну с помощью Творца, да будет Он благословен. Так сказано во вступлении к книге Берешит:
«Пятое речение: “И сказал Б-г: да наполнятся воды кишащим, существом живым…”[5] включает в себя три заповеди: трудиться над изучением Торы, ежедневно приумножать знание и исправлять качества своего духа и святой души. Если же некто не делает этого, то святость не нисходит на него с высот. Движение уст изучающего Тору уподобляет его святым ангелам, о чем сказано: “Благословите Г-спода, ангелы Его…”[6] — занимающиеся Торой называются ангелами на земле, и это в нижнем мире, и мы изучали, сколь великая доля ожидает их в мире Грядущем» (Зоар, гл. Берешит, стр.12).
И еще сказано в книге Зоар:
«Изрек рабби Шимон: счастливы люди, обладающие возвышенной душой, знанием Торы и служащие Г-споду. Горе нечестивцам, которые не приблизились к своему Господину и не изучали Тору, ибо всякий, кто не обрел знание, не удостоился возвышенного духа и праведной души, оказывается под влиянием всех видов зла и утрачивает долю в великом Царе и в святости. Горе им, когда они покидают этот мир, ибо они блуждают среди многочисленных видов зла — наглых, тяготящих и угнетающих посланцев огня Преисподней, которые не смилуются над ними. Приди и посмотри…» (Зоар, гл. Ваикра, стр. 25).
И так сказано в книге Зоар:
«Каждый, ежедневно изучающий Тору, удостаивается доли в Грядущем мире, строит миры, возникающие и развивающиеся благодаря ему, как сказано: “Г-сподь мудростью основал землю, утвердил Небеса пониманием”[7]. Приди и посмотри: Всевышний создал этот мир духовностью, и он существует благодаря величию изучающих Тору» (Зоар, гл. Берешит, стр. 47).
И так сказано в книге Зоар:
«Каждый, изучающий Тору, обеспечивает существование мира. Всевышний смотрел в Тору и создавал мир, человек смотрит в Тору и поддерживает мир. Получается, что и сотворение, и существование мира зависят от Торы. Счастлив изучающий Тору, ибо он поддерживает все Творение» (Зоар, гл. Трума, стр. 161).
И так сказано в книге Зоар:
«Изучающий Тору попадает в высшую небесную обитель, называющуюся “Тора”, и Всевышний находится возле него и прислушивается к его голосу. Это спасает его от суда в этом мире, от ангела смерти и от Преисподней» (Зоар, гл. Вайакэль, стр. 200).
И так сказано в книге Зоар:
«Начал рабби Элазар и сказал: “И Я вложил слова Мои в уста твои, и в тени руки Своей укрыл тебя, чтобы основать Небеса и землю и сказать Цийону: ты народ Мой!”[8] Из этого мы учим: всякого, чьи уста произносят слова Торы, оберегает Всевышний, благословен Он, и Б-жественное присутствие расправляет над ним свои крылья. Он поддерживает существование мира, и Всевышний радуется ему, как в день сотворения Небес и земли. Приди и посмотри: счастливы изучающие Тору, — ведь они находятся на более высокой ступени, чем пророки. Они не нуждаются в жертвах и всесожжениях, так как изучение Торы важнее всего, ибо связано с верой» (Зоар, гл. Цав, стр. 35).
И еще сказано в книге Зоар:
«Мудрецы выше пророков, ибо дух пророчества иногда нисходит на пророков, а иногда покидает их. Однако мудрецы всегда обладают возвышенным духом Знания, который не оставляет их ни на мгновение. Они постигли, что наверху и что внизу, и не нуждаются в раскрытии» (Зоар, гл. Шмот, стр. 6).
Рассказывает Сокрытый Мидраш:
«С разрушением Храма мы потеряли возможность приносить жертвы, однако сохранили Тору, изучение которой помогает нам в еще большей мере, чем жертвоприношения» (Сокрытый Мидраш, гл. Вайера, стр. 100).
И так сказано в книге Зоар:
«Всевышний очень любит Тору, и каждый, изучающий ее, любим в высях и внизу. Творец прислушивается к его словам и не покидает его в этом и в Грядущем мирах. Следует заниматься Торой днем и ночью, как сказано: “Да не отойдет эта книга Торы от уст твоих, и размышляй над ней днем и ночью…”[9]» (Зоар, гл. Бешалах, стр. 46).
И так сказано в книге Зоар:
«Счастлив человек, непрерывно занимающийся Торой, и велика его доля, ибо оставляющий ее даже на час, утрачивает суть жизни» (Зоар, гл. Лех леха, стр. 92).
И так сказано в книге Зоар:
«Начал рабби Йеуда и сказал: “Тора Б-га — совершенная, успокаивает душу”[10]. Люди должны всецело посвящать себя изучению Торы, ведь за это они удостаиваются жизни в этом и в Грядущем мирах. И даже тот, кто занимается ею не во имя Небес, получает большую награду в этом мире, и его не судят в мире истины. Когда душа покидает этот мир, Тора шествует перед ней и раскрывает ей многие врата, чтобы она могла вернуться в свою вечную обитель. Б-жественное Учение защищает человека до воскрешения мертвых и возвещает о его заслугах. Тот же, кто не изучал Тору в этом мире, бродит во тьме, и после смерти его помещают туда, где над ним не смилуются, — в нижнюю часть Преисподней, и это — “Яма, бурлящая грязью болотной”[11]. Ничто не поддерживает существование высших и нижних миров, кроме Торы» (Зоар, гл. Вайешев, стр. 184).
И так сказано в книге Зоар:
«Будь очень внимательным на своих путях и трепещи перед Всевышним, благословен Он. Всякого, кто не старается изучать Тору, Г-сподь порицает, отдаляется от него, и на него не нисходит Б-жественное присутствие. Ангелы, предназначенные для его защиты, покидают его. Более того, о нем провозглашают: оставьте его, поскольку ему безразлична слава Царя. Горе человеку, когда от него отдаляются высшие и нижние творения и он утрачивает долю на путях жизни. Если же он стремится к служению своему Господину и занимается Торой, то его окружает многочисленная стража, на него распространяется Б-жественное присутствие, и все провозглашают перед ним: воздайте славу подобию Царя, сыну Царя. Его оберегают в этом и в Грядущем мирах. Счастлив он и велика его доля!» (Зоар, гл. Мецора, стр. 52).
И так сказано в книге Зоар:
«Начал и сказал: “Тогда говорили друг с другом трепещущие перед Г-сподом; и внимал Г-сподь, и слушал, и записаны были их слова в книгу памяти пред Ним для трепещущих перед Г-сподом и чтущих имя Его”[12]. Слова Торы поднимаются перед великим Царем. Кто может представить себе радость Всевышнего от восхвалений, звучащих в высших мирах? Святой Царь наблюдает за ними, принимает их, и они украшают Его корону. Поэтому сказано в Священном Писании: “…и я (Тора) буду радостью каждый день…”[13] Не говорится “была”, а “буду” — все время, когда святые слова поднимаются предо Мной» (Зоар, гл. Вайакэль, стр. 217).
И так сказано в книге Зоар:
«Всякий, изучающий Тору, подобен тому, кто посвятил Всевышнему все жертвоприношения в мире, ему прощают все грехи и определяют место в Грядущем мире» (Зоар, гл. Шлах леха, стр. 159).
И так сказано в книге Зоар:
«Каждый, изучающий Тору, подобен тому, кто стоит у горы Синай и принимает Завет, о чем сказано: “Израиль, ныне ты стал народом Г-споду, Б-гу твоему”[14]» (Зоар, гл. Хукат, стр. 179).
И так сказано в книге Зоар:
«Всякий, кто внемлет словам Торы, счастлив в этом мире и подобен получающему Тору у горы Синай. Мудрость следует воспринимать от каждого человека, и этим мы воздаем славу святому Царю и Его Учению. И об этом сказано: “Израиль, ныне ты стал народом Г-споду, Б-гу твоему”[15]» (Зоар, гл. Ахарей мот, стр. 69).
И так сказано в книге Зоар:
«“Когда осаждать будешь город многие дни, дабы воевать с ним и захватить его, не уничтожь деревья его, не заноси над ними топор, ибо от него будешь есть, и его не руби, ибо человек, как дерево полевое…”[16] Приди и посмотри, насколько Всевышний любит изучающих Тору: даже когда в этом мире упрочается свойство Суда и губителю дано право уничтожать, Творец повелевает ему не причинять зла изучающим Тору: “Когда осаждать будешь город” — из-за множества грехов его жителей, когда они виновны передо Мной по закону; “многие дни” — когда в городе свирепствует мор; Я повелеваю тебе (губителю) относительно пребывающих в Моих чертогах — “не уничтожь деревья его” — “עֵצָהּ” — проживающих в городе мудрецов Торы, сравнимых с Древом Жизни, дающим свои плоды. Другое объяснение: “עֵצָהּ” — “совет”; не тронь того, кто дает жителям города совет о том, как спастись от наказания, и обучает их прямым путям. Не навлекая на них свойство Суда, “Не заноси над ними топор” — не предстань перед ними с мечом, “ибо от него будешь есть”[17]. Но разве губитель поедает мудрецов Торы? Ведь они — твердые скалы, от которых исходят все влияния и святость (Б-жественное присутствие). У праведника в этом мире нет радости, кроме как от Торы, изучение которой поддерживает Творение больше, чем все возможные приношения. Все это Всевышний, благословен Он, повелевает губителю в отношении изучающих Тору. Насколько же они счастливы!» (Зоар, гл. Балак, стр. 202)
И так сказано в книге Зоар:
«Приди и посмотри: сколь велика Тора, насколько она возвышается над всем, ибо изучающий ее не страшится ни высших, ни нижних творений и не боится никаких происходящих в мире событий. Он держится за Древо Жизни и ежедневно питается его плодами. Тора учит нас следовать путями истины и наставляет, как предстать перед нашим Господином. Верный совет человеку в этом мире — все свои дни заниматься Торой, и пусть не пренебрежет им, как сказано: “Да не отойдет эта книга Торы от уст твоих, и размышляй о ней днем и ночью…”[18] И если некто оставит ее, то потеряет всю свою жизнь. Приди и посмотри…» (Зоар, гл. Ваэтханан, стр. 260).
И так сказано в книге Зоар:
«“Время действовать во имя Г-спода…”[19] Когда евреи изучают Тору, Всевышний радуется Творению Своих рук. Это влияет на все миры, и Небеса и земля продолжают свое существование. Творец собирает Свое небесное воинство и изрекает: посмотрите, какой святой народ есть у Меня на земле, и Тора раскрывает ему свое великолепие. Взгляните на творение Моих рук, о котором вы сказали: “Что есть человек, что Ты помнишь его, и сын Адама, что Ты вспоминаешь о нем?”[20] Небесные ангелы видят радость своего Господина и возносят Песнь: “И кто подобен народу Твоему, Израилю, единственному на земле…”[21] Когда же евреи оставляют Тору, силы Б-га ослабевают, поэтому сказано: “Время действовать во имя Г-спода…”[22] Праведники, оставшиеся на земле, препоясываются мощью и творят добро, чтобы упрочились Б-жественные силы и все небесные воинства. А причина духовного изъяна в том, что “…оставили Тору Твою”[23], и обитатели мира не занимаются ею должным образом» (Зоар, гл. Трума, стр. 155).
И я решил в своем сердце: крепко держись за одно, но и другое да не оставит рука твоя, ведь это необходимо для рассуждения о важности изучения Торы и заповедей, дабы знать, что делать и как поступать. И так сказано в Зоар Хадаш:
«“Голубка моя в расселинах скал, под сокрытием утеса, дай Мне увидеть лик твой и услышать голос твой, ибо голос твой приятен, а лик твой прекрасен!”[24] Через сорок дней после зачатия ребенка в утробе матери, Всевышний постепенно дает ему дух и душу. Его обучают всей Торе и заповедям и раскрывают: вот порочный путь, который ангелы уничтожения называют “Ночь”, и о нем сказано: “…ночной страх”[25]. Ему говорят: если ты окажешься там, но будешь соблюдать заповеди, то каждая из них создаст доброго ангела, и ты удостоишься заслуги. Они провозгласят о тебе: “Ровняйте, ровняйте, освободите дорогу, устраните препятствие (дурное побуждение) с пути народа Моего”[26]. И у ангелов уничтожения не будет над тобой власти. Аналогично этому днем: если удостоишься соблюдать заповеди Торы, то каждая ее буква превратится в поддерживающего тебя ангела. А Тора называется “Путь”, и если ты будешь им следовать, то силы зла не смогут господствовать над тобой, о чем сказано: “И Г-сподь шел перед ними днем в столпе облачном, чтобы направлять их в пути, а ночью — в столпе огненном, чтобы светить им…”[27] Затем ему показывают Ган Эден, долю в нем каждого праведника, и обязывают клятвой: исполни всю Тору» (Зоар Хадаш, стр. 59).
В святой книге Зоар множество подобных повествований, но из любви к лаконичности, для большей пользы людям я решил привести их в сжатом виде.
А теперь, благословенный Г-сподом, сжалься над своей бесценной душой. Разве твое сердце не желает постоянно изучать святую Тору? Сколько безграничного блага в Вечном мире ты теряешь каждое мгновение, имея возможность изучать Тору, но вместо этого растрачивая время впустую. И как много тяжких и горьких наказаний тебе придется за это вынести! Ради чего ты лишаешь радости своего Создателя и Творца? В этих повествованиях святой книги Зоар перед твоими глазами раскрылась истина. Задумайся и выбери себе хорошую долю! Ведь если кому-то предложат взять столько золота, сколько он сможет собрать за час, то, несомненно, он не будет бездельничать и даже минуту не потратит на пустую беседу, чтобы не упустить неимоверное богатство. Почему же мы не ценим цельную Б-жественную Тору, успокаивающую душу, которая несравнимо более ценная, чем золото? Однако из-за множества наших грехов, сколько мгновений каждый день утрачивает впустую даже человек Торы, предаваясь безделью или праздным беседам, когда он мог бы посвятить время изучению святой книги. Почему он не жалеет себя и свою душу, — ведь после кончины его каждый день будут судить в Геиноме, как сказано в Талмуде: «В первую очередь человека судят в аспекте его изучения Торы, как говорится: “Начало ссоры — прорыв воды…”[28]»[29].
И еще сказали наши мудрецы: «Каждому, кто мог бы изучать Тору, но не делает этого, Всевышний дает тяжкие, изнуряющие страдания: “Онемел я в безмолвии, молчал о добре, и боль моя терзает меня”[30]»[31]. И еще: «Всякий, проявляющий лень в изучении Торы, не сможет устоять в злосчастный день: “Если слаб ты в день бедствия, значит мала сила твоя”[32]»[33]. И еще: «Всякий, пренебрегающий изучением Торы, попадает в Преисподнюю, как сказано: “Человек, сбившийся с пути разума, в сонме мертвецов покоиться будет”[34]»[35]. И еще: «Произнесший пустое слово нарушил предписывающую заповедь: “…и говори о них (о словах Торы), сидя в доме твоем и идя дорогой…”[36]»[37]. И еще: «Того, кто оставляет изучение Торы и предается праздной беседе, пожирает огонь, как сказано: “И обращу лицо Мое против них: из огня выйдут, и огонь пожрет их. И узнаете, что Я — Г-сподь, когда обращу Я лицо Мое против них”[38]»[39]. И еще: «О троих Всевышний, благословен Он, плачет каждый день: один из них — тот, кто может изучать Тору, но не делает этого»[40]. Посмотрите, что говорят наши мудрецы: «Всякий, занимающийся Торой во имя Небес, приводит к миру в высших и нижних воинствах, как сказано: “Если он будет держаться твердыни (Торы) Моей, содеет мир Мне, мир содеет Мне”[41]. Рав сказал: он как бы возводит дворец в высях и внизу: “И Я вложил слова Мои в уста твои, и в тени руки Своей укрыл тебя, чтобы основать Небеса и землю и провозгласить Цийону: ты — народ Мой!”[42]. Рабби Йоханан сказал: он защищает весь мир: “…и в тени руки Своей укрыл тебя…”[43]. Леви сказал: он приближает Избавление: “…и провозгласить Цийону: ты — народ Мой!”[44]»[45]. И еще: «Лицо каждого, кто изнуряет себя изучением Торы, по воле Творца излучает свет в мире Грядущем, как сказано: “…вид его, как Леванон, избран, как кедры”[46]; каждого, кто страдает от голода, занимаясь изучением Торы, Всевышний питает в Грядущем мире: “Насыщаются от тука Дома Твоего, и из потока услад Твоих Ты их напоишь”[47]»[48]. Многие изречения наших мудрецов посвящены важности изучения Торы и даруемой за это награде.
Мои братья и друзья, близкие к Г-споду и возлюбленные моей души, посмотрите, как важно бороться с дурным побуждением, ибо ваши глаза видят его беспрестанные изворотливые ухищрения, в особенности в стремлении оторвать евреев от изучения Торы. Мы непосредственно ощущаем, сколь сильно дурное побуждение связывает людей прочными канатами лени, чтобы, даже не будучи занятым материальными делами, они не открыли какую-либо книгу и не начали ее изучать. Каждый может ясно увидеть своими глазами, что все это — ухищрения злого начала, изыскивающего любую возможность умертвить человека и столкнуть его в глубочайшую Преисподнюю из-за его многочисленных грехов. Поэтому очень важно приложить все силы в борьбе с дурным побуждением, и Творец поможет, ибо «По пути, по которому хочет идти человек, его и ведут»[49].
Мы говорили о восхвалении изучающих Тору, даруемой им награде и наказании, которого они избегают, не отрываясь от Б-жественного Учения, что непосредственно видно из всех приведенных нами источников. Теперь же перейдем к порядку этого служения, укажем путь, которым следует идти к праведному деянию. С Б-жьей помощью, я покажу вам плод Древа Жизни, которого навечно удостаиваются евреи, верные Торе. Однако не все ситуации одинаковы, ибо, несомненно, порядок учебы юноши, изучающего Тору с раввином, будет отличаться от занятий грамотного еврея, знающего Книгу. Я лишь хочу указать общий принцип для самостоятельно изучающего Тору и посоветовать порядок учебы, который приведет к глубокому знанию Танаха, Талмуда, Первых и Последних комментаторов, Тайного Учения и книг трепета перед Небесами. Как вырастить цветок, из которого образуется плод для настоящего и будущего, чтобы никогда не забылось наше учение и навсегда сохранилось деяние в этом и в Грядущем мирах, как сказали наши мудрецы: «Счастлив пришедший сюда, и знание в руке его»[50].
И вот замечательный порядок. Я взвесил на верных весах мышления и не нашел ничего легче, чем глубоко изучить и хорошо знать пять книг Торы, ибо это не требует столь больших усилий и частого повторения, как другие разделы знания. Для этого лучше всего принять твердое решение — «закон вечный, который не преступит»[51], — постоянно изучать недельную главу Торы с комментарием Раши и черпать из источников спасения глубокое понимание каждого ее стиха и слова. Также необходимо внимательно слушать чтение Торы по шаббатам, что приводит к хорошему знанию всего Пятикнижия. Но важно не нарушать постоянный установленный порядок, и даже если бы человеку было даровано дважды по тысяче лет жизни, он не должен прекращать изучение недельной главы с комментарием Раши. И это очень легко сделать. Намного труднее выучить все двадцать четыре книги Танаха, для чего требуется прилагать множество усилий и повторять Священное Писание все дни своей жизни. Все это я многократно испробовал, проверил, исследовал и пришел к выводу о необходимости частого повторения, хотя бы семь раз, и чем больше — тем лучше. Поэтому первый год следует посвятить изучению Священного Писания, не добавляя к этому ничего другого, чтобы практически наизусть выучить все двадцать четыре книги Танаха с комментарием Раши, повторяя свое учение не менее семи раз, а значимость числа семь известна каждому, наделенному мудростью.
Священное Писание с комментарием Раши можно учить также по ночам, поскольку предостережение Аризаля не читать Священное Писание в темное время суток касается только изучения Письменной Торы в отрыве от Устной. И следует быть очень внимательным в том, чтобы не прочесть даже нескольких слов стиха Писания без толкования или перевода на другой язык, и даже того, что совершенно ясно, как например: «И сказал Г-сподь Йеошуа…»[52] и аналогичное этому, ибо нет разницы между целым стихом и его частью. Однако чтение Священного Писания по ночам с переводом или разъяснением не представляет опасности. И не следует остерегаться изучения Письменной Торы по ночам пятницы и святой субботы. При изучении Священного Писания будет несложно обращать внимание на исправления неточностей в комментарии Раши, возникших в поздних изданиях, а также изучать такие нелегкие темы Танаха, как границы земли Израиля, описываемые в книге Йеошуа[53], чего избегает большинство евреев, полагая, что это слишком сложный вопрос, в котором невозможно разобраться. Но если бы они обладали мудростью, то смогли бы сами исправить ошибки, возникшие в поздних изданиях комментария Раши, и увидели бы завершение из начала.
Также многие избегают изучения темы возведения Первого Храма царем Шломо[54] и описания пророком Йехезкелем Третьего Храма[55], да будет он отстроен вскоре, в наши дни. О великолепии Третьего Храма рассказывает Мидраш, отмечая, что каждый, изучающий это повествование, как будто участвует в его возведении: «Ты, сын человеческий, возвести дому Израиля о Доме этом, и устыдятся они грехов своих, и рассчитают размеры Храма…»[56] Спросил пророк Йехезкель: «Но разве его строят сейчас?» Ответил ему Всевышний: «Хотя они и не возводят его сейчас, но только занимаются его изучением, Я засчитываю им, как будто они его строят!» И вот, во мне пробудился дух, и всей душой я желаю доставить радость моему Создателю и Творцу, благословенно Его имя, удалить чуждые примеси из чистого серебра: устранить все опечатки и ошибки в комментариях, допущенные при печати последних изданий Пророков и Писаний, и в завершении моего труда добавить к этому разъяснение границ Земли Израиля, приведенных в книге Йеошуа, пролить свет на повествования книги пророка Йехезкеля о возведении Третьего Храма и сказать нечто важное о главах книги Царей, рассказывающих о строительстве Первого Храма[57].
Мой брат и друг, если в течение целого года ты будешь изучать Священное Писание, то практически наизусть запомнишь весь Танах, при условии, что повторишь его не менее семи раз. И насколько хорошо изучать все в свое время — пять свитков Писания в соответствующие дни и праздники, и тоже не менее семи раз. После завершения этого года будет правильно каждый последующий год заново повторять весь Танах по порядку, начиная с праздника Суккот по две главы: книги пророков, начиная с книги Йеошуа, и книги Писаний, начиная с Теилим. Однако в книгах пророков больше глав (380), чем в Писаниях (323), поэтому следует решить, в какой день изучать больше, а в какой — меньше, чтобы к празднику Симхат Тора полностью завершать весь Танах — всю Письменную Тору.
После первого года начинают изучение Устной Торы — Мишны, не добавляя к этому ничего другого, кроме Торы с комментарием Раши и двух ежедневных глав книг Пророков и Писаний. И вполне возможно за этот год глубоко изучить все шесть разделов Мишны, повторяя их не менее семи раз, что испробовано и проверено многими. О значимости изучения Мишны рассказывает святая книга Зоар:
«Всякий, изучающий шесть разделов Мишны, устанавливает связь со своим Господином и каждый день освящает Его имя» (Зоар, гл. Берешит, стр. 42).
Суть изучения Мишны заключается в том, чтобы глубоко ее понять и знать наизусть, о чем говорится во многих источниках. И, несомненно, это невозможно без постоянного усердия. И даже в последующие годы, изучая другие темы, не оставляют изучение Мишны, ежедневно посвящая этому время, как разъясняется в святой книге Зоар. Если каждый день проходить по полторы главы, то можно ежегодно завершать все шесть разделов Мишны к празднику Симхат Тора.
Однако, мои братья и друзья, не подумайте, что когда я говорил о том, что в годы изучения Священного Писания и Мишны не добавляют ничего другого, я также имел в виду Шульхан Арух «Орах Хаим» с комментарием «Беер Эйтев», ибо «Пути жизни не уровняй, движутся круги ее, не постигнешь их»[58]. Каждый человек Книги обязан глубоко знать раздел Шульхан Аруха «Орах Хаим», поскольку в нем приводятся постоянно актуальные для всех евреев законы: цицит, тфилин, «Шма Исраэль», молитва, благословения, шаббат, чьи законы, как горы, висящие на волоске, праздники и другие святые заповеди, в исполнении которых возникают преткновения, если их не изучить глубоко и основательно.
Велика обязанность каждого человека Книги быть связанным с Древом Жизни и установить себе постоянное ежедневное изучение раздела Шульхан Аруха «Орах Хаим» в течение первых двух лет, посвященных Священному Писанию и Мишне. Все евреи должны хорошо знать и несколько тем раздела «Йоре Деа» о чистоте семейной жизни, кашруте, кашеровании посуды, почитании отца и матери, уважении к раввину, изучении Торы, милосердии, мезузе, поскольку эти законы актуальны для каждого на протяжении всей жизни. Поэтому необходимо быть внимательным в том, чтобы ежегодно завершать изучение всего раздела «Орах Хаим» и нескольких частей «Йоре Деа», даже занимаясь другими темами Знания. Шульхан Арух изучают в следующем порядке: по одной странице в день с самого утра во время приема пищи или в другие часы дня по будням, а по субботам — законы шаббата. Каждый еврей обязан хорошо разбираться в законах шаббата, которые подобны горам, висящим на волоске. В них много преткновений, и строго наказание за их нарушение. И насколько хорошо заниматься всем в подходящее время: законы шаббата изучать по субботам, законы Рош Ходеш — в новый месяц и соответствующие законы — перед каждым праздником.
[1] Йеошуа 1:8.
[2] Там же.
[3] Тур, Шульхан Арух, «Йоре Деа» 246:1.
[4] Кидушин 40б.
[5] Берешит 1:20.
[6] Теилим 103:20.
[7] Мишлей 3:19.
[8] Йешаягу 51:16.
[9] Йеошуа 1:8.
[10] Теилим 19:8.
[11] См. Теилим 40:3.
[12] Малахи 3:16.
[13] Мишлей 8:30.
[14] Дварим 27:9.
[15] Дварим 27:9.
[16] Дварим 20:19.
[17] Там же.
[18] Йеошуа 1:8.
[19] Теилим 119:126.
[20] Теилим 8:5.
[21] Диврей Аямим (I) 17:21.
[22] Теилим 119:126.
[23] Там же.
[24] Шир Аширим 2:14.
[25] См. Шир Аширим 3:8.
[26] Йешаягу 57:14.
[27] Шмот 13:21.
[28] Мишлей 17:14.
[29] Кидушин 40б.
[30] Теилим 39:3.
[31] Брахот 5а.
[32] Мишлей 24:10.
[33] Брахот 63а.
[34] Мишлей 21:16.
[35] Бава Батра 79а.
[36] Дварим 6:7.
[37] Йома 19б.
[38] Йехезкель 15:7.
[39] Бава Батра 79а.
[40] Хагига 5б.
[41] Йешаягу 27:5.
[42] Йешаягу 51:16.
[43] Там же.
[44] Там же.
[45] Сангедрин 99б.
[46] Шир Аширим 5:15.
[47] Теилим 36:9.
[48] Сангедрин 101а.
[49] Макот 10б.
[50] Бава Батра 10а.
[51] См. Ирмеягу 5:22.
[52] Йеошуа 1:1.
[53] Йеошуа, гл. 15-19.
[54] См. Цари (I), гл. 6-7.
[55] Йехезкель, гл. 40-48.
[56] Йехезкель 43:10-11.
[57] Все это, а также Большое и Малое завещание автор привел в дополнении к данной книге.
[58] Мишлей 5:6.
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Первая книга Торы рассказывает о великих людях прошлого. Вторая же посвящена величию всего народа.
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»
Вторая часть Пятикнижия содержит немалое количество чудес. Голос Всевышнего раздается из несгорающего куста, Моше грозит египтянам казнями, и вода Нила превращается в кровь...