Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
О благословениях, смысле слова «благословлен» и их влиянии на человека

И здесь необходимо понять, что слово барух («благословен») не является славословием и восхвалением, как понимают его простые люди. Ведь в том же примере из Талмуда, когда Всевышний попросил рабби Ишмаэля благословить Его, тот не произнёс ни слова хвалы, но только обратился с молитвой и просьбой о милосердии. И подобно этому приводится в тр. «Бава меция» (114:1): «Верни ему (оставившему в залог) кушак, как свечереет… и благословит тебя», — за исключением посвящённого Храму, которое не требует благословения. И Талмуд изумляется: «Разве нет?! Ведь написано: “И поешь, и насытишься, и благословишь Всевышнего…!”[1]

А на самом деле под словом “благословен” подразумевается прибавление и преумножение, подобно написанному “Прими благословение моё…” (Бр. 33:11), “…и благословит хлеб твой” (Шмот 23:25), “…и благословит плод чрева твоего” (Дварим 7:13), и многие подобные этим цитаты из Писания, которые невозможно толковать как прославление и восхваление, но именно как прибавление и преумножение.

И Зоар в нескольких местах употребляет выражения “привлечь благословение”, “наделить благословением”, “добавить благословение”; и см. в “Райя меимна”, в нач. гл. Экев, что “благословен Ты, Господь (Авайе)” означает именно то, что выражает простой смысл этих слов: “протянуть и излить жизнь из Источника жизни на святое Имя Всевышнего[2]”. И написано “и поешь, и насытишься, и благословишь Господа, Бога твоего”, — эти благословения изливает человек этими словами и т.д. И так пишет “При эц хаим”, врата Каддишей, гл. 1: “Тайна [слова] “благословен” — во множестве разнообразных приумножений”. И так писал Рашба относительно рабби Ишмаэля и его благословения Творца.

Между тем, благословляя Бога, мы не имеем в виду сущность Самого Единственного Властителя, ни в коем случае: ведь Он выше любого благословения[3]! Однако суть данного действа можно понять благодаря написанному в “Зоар”, что Святой, благословен Он, одновременно сокрыт и открыт. С одной стороны, самость Бесконечного сокрыта абсолютно, настолько, что нельзя называть Его никаким именем, включая даже Имя Авайе[4].

И даже то, что в Зоаре Всевышний зовётся “Бесконечный” (Эйн Соф), не является попыткой назвать Его Самого, но только лишь постижением[5] Его через силы, которыми Он влияет, присоединяясь по Своей воле к мирам. И именно поэтому Он называется в этой книге “Бесконечный”, а не “Безначальный”. Понятно, что, со стороны Его сущности, Ему нет ни начала, ни конца. Но со стороны нашего постижения Его сил — все наше постижение лишь “начало”, а постигать Его силы можно пытаться бесконечно.

Но то, что в какой-то мере постижимо для нас, и чему мы даем название и описываем множеством эпитетов, имен, названий и качеств, которые встречаем в Торе и в канонической молитве, все это — лишь со стороны соединения Творца с мирами и силами с момента творения, дабы давать им существование и жизнь и управлять им по воле Своей. (Они называются “поступенное нисхождение Сфирот”).

И в соответствии с изменениями частностей порядков Высшего Управления, проникающего в наш мир, будь то в сторону Суда, или, наоборот, Милосердия, посредством высших сил и их совмещения, изменяются и Имена, и названия, и эпитеты. У каждого конкретного аспекта высшего Управления[6] есть отдельное название и частное имя. А все эти описания указывают на то, что они — со стороны сотворенных сил. К примеру, “Милостивый” или “Милосердный” подразумевают милосердие по отношению к сотворенным.

И даже сущностное Имя Авайя — не к сути Творца самой по себе обращено, но со стороны Его соединения с мирами. Так и оно и расшифровывается — “был, есть и будет, и дает существование всему сущему”, т.е. что Он, благословен, по Собственной воле соединяется с мирами Им созданными, дабы поддерживать существование их каждое мгновение.

Об этом и писал Аризаль (приведено в предисловии “При эц хаим”), что все называния и Имена есть имена Сущности[7], распространяющиеся по сфирот.

Примечание автора. А то, что фигурирует в “Пиркей де-рабби Элиезер”, что до того, как Всевышний сотворил мир, был только Он и Имя Его, речь идёт именно о сотворении, то есть до мира Брия. Тогда был только Он — его сущность — и Его Имя — мир Ацилут[8]. Но если бы Он не эманировал мир Ацилут, нельзя было бы сказать о Его сущности “был, есть и будет”.

Комментарий

В первой части данной главы автор объясняет, что слово барух (“благословен”) означает прибавление и преумножение, и когда мы произносим его, мы протягиваем благословение от Всевышнего, Источника благословений, ко всем мирам и до нашего мира. Но не имеется в виду, что слово барух означает имя действия, выражающее протяжение, но его смысл — “источник благословений”. Тем, что мы раскрываем, что Всевышний есть источник всех благословений, мы протягиваем дополнительное благословение и благодать всему мирозданию.

Преумножение происходит посредством раскрытия источника реальности. Поскольку этот источник выше данной реальности и не ограничен законами природы в той же мере, как и данная реальность, когда он распространяется внутрь этой реальности — она преумножается. К примеру, источник хлеба — высшее намерение дать пропитание миру, и чем больше раскрывается это намерение, тем больше хлеба есть в мире, или тем больше он насыщает. Таким образом, когда мы выражаем и раскрываем словом “благословен”, что Всевышний есть источнмик всей жизни и благословений, мы протягиваем этим благословение во все миры.

Во второй части главы автор предостерегает от ошибки. Поскольку мы говорим, что благословение как бы нужно Всевышнему, необходимо отметить, что не имеется в виду, что Он Сам нуждается в благословении. Нашими молитвами мы влечем Его соединение с мирами и распространение внутри Его Имен.


[1] Если бы слово “благословен” означало прославление, то оно не нужно Всевышнему, а нужно человеку, который благословляет и получает за это благодать свыше. Но если оно означает преумножение, то оно “нужно Всевышнему” (в данном случае — Храму). Поэтому, когда Гемара говорит, что посвященное Храму требует благословения, это аргумент в пользу того, что слово “благословен” означает преумножение и прибавление.

[2] Высшее управление (его и символизирует Имя) также нуждается в преумножении, и человек изливает на него благословения из Источника жизни.

[3] После того, как выяснилось, что “благословен” означает преумножение, нужно предостеречь, что не имеется в виду, что сущность Всевышнего нуждается в преумножении.

[4] Несомненно, можно говорить о Творце мира, и даже называть Его именем. Но Ему Самому, без соотнесения Его с сотворенным миром, невозможно отнести совершенно никакое описание, имя и ограничение.

[5] Другими словами, также и возможное для нас постижение, в аспекте Его присоединения и управления мирами, тоже бесконечно, и поэтому Он называется Бесконечный.

[6] Каждое имя выражает способ управления, в соответствии с которым Всевышний относится к миру. Присоединение Его к миру раскрывается в Его именах.

[7] Всевышний не только источник всех Своих действий, но Он Сам как бы распространяется в Своих именах и действиях. Более подробно об этой концепции — в следующей главе.

[8] В мире Ацилут находятся все имена и все управления. Он называется “Его Именем” в единственном числе, поскольку имя, включающее в себя все имена — это имя Авайе, оно называется сущностным именем, так как выражает само раскрытие всех имен Всевышнего.

 


В еврейской истории город Шхем часто становился местом расколов и конфликтов: здесь произошло несчастье с дочерью Яакова Диной, здесь, у Шхема, был продан в рабство Йосеф. В Шхеме же было закреплено разделение единого еврейского государства на два, Северное Израильское и Южное Иудейское царства. Конфликты вокруг Шхема (по-арабски — Наблуса) продолжаются и сегодня. Читать дальше