Из цикла «Нефеш аХаим (Душа жизни)», темы: Человек, Аризаль, Душа, Каббала, Нефеш аХаим
В Первых Вратах мы выяснили, что человек сотворен по «образу Б-га». Другими словами, в форме всех вместе взятых высших миров, которые упорядочены по схеме человека. Основное практическое значение этой концепции относится к выполнению заповедей, через которые человек стоит напротив миров и наполняет их святостью посредством своего служения.
Во Вторых Вратах автор раскрывает дополнительное величие человека: его душа в чем-то подобна самой сущности Всевышнего. Как Его Сущность превозносится над всеми высшими мирами, но Он присоединяется и пребывает внутри них, чтобы дать им жизнь и управлять ими, так душа человека превознесена над телом, но она присоединяется к нему, чтобы оживлять и управлять им.
Об этой параллели и сказано в стихе «сделаем человека… по подобию Нашему».
Следствием такого подобия становится служение, которое выражается в прилеплении к Творцу до полного самоотречения, ведь поскольку у человека есть отношение к уровню выше своей реальности — это душа внутри него, то в его силах подниматься еще и еще, вернуть душу к своему корню и полностью самоаннулироваться и влиться в высшие миры. Но не имеется в виду внешняя самоаннуляция молящегося, подобно жертвоприношению, ведь человек продолжает существовать и после молитвы, и наоборот, молитва приводит к привлечению благодати в материальный мир. Но имеется в виду аннуляция внутренней сути человека, превращение его из самостоятельной эгоистичной сущности в служителя Б-га, у которого нет ничего, кроме служения Господину. Когда человек постигает, что вся его жизнь и потребности являются частью управления миром по направлению к его цели, это полностью меняет его мироощущение. Основное место этой самоаннуляции — молитва, суть которой — как бы способствовать пребыванию и соединению Всевышнего с мирами, и для этого человек должен как бы подняться и дотронуться до уровня, который выше всех миров, а это возможно только через полную самоаннуляцию по отношению к Творцу и самопожертвование для служения Ему. Поэтому в данных Вратах подробно обсуждается служение молитвой.
Написано: «…любить Господа, Бога вашего, и служить Ему всем своим сердцем и всею душою своею», и сказали наши мудрецы в первой главе трактата «Таанит»: «Что это за служение в сердце? Это молитва».
То, что Всевышний ожидает от нас любви всем сердцем, это очевидно: это ведь заповедь, зависящая от сердца. И то же самое относительно любви всей душою, это включает в себя и требование пожертвовать своей жизнью из-за безграничной любви к Нему, как и повелено выше: «Люби Господа, Бога своего, всем сердцем своим и всею душою своею[1]».
Однако в этом стихе есть неизвестный ранее нюанс: что и служение через молитву долженствует быть со всем сердцем и всей душой! (И поэтому-то здесь, в отличие от того, что выше, не фигурирует «…и всем имуществом своим», потому что там речь идёт исключительно о заповеди любить, а любовь может проявляться и через пожертвование имуществом; и как сказали наши, светлой памяти, мудрецы (Брахот 61:2) «Если есть тот, кому имущество своё дороже жизни, от такого Тора потребовала пожертвовать даже имуществом». Однако в данном отрывке, в котором фигурирует также и служение-молитва, упоминание имущества было бы неуместно).
Таким образом, то, что «и всем сердцем» сказано о молитве, — это очевидно, и подразумевает два аспекта: первый — требование освободить своё сердце от посторонних мыслей и настроить его, в целостности и из самых глубин, на понимание слов молитвы. И как сказали наши Мудрецы: «Молясь, человек обязан обратить сердце своё к небесам»; и как они усмотрели в написанном о Хане «…а Хана, она говорит со своим сердцем[2]», что молящийся должен настроить своё сердце на молитву. И как произнёс царь Давид, мир ему, «всем сердцем своим обращался к Тебе!»
А в «Зоаре» (Бэшалах 63:2) написано так: «Каждый, кто молится Святому Царю, должен изложить свои просьбы и молиться из самых глубин своего сердца, дабы сердце его было единым с Творцом, и настроит сердце и волю[3]».
И поэтому сказали мудрецы, что перед тем, как начать молиться, человек должен сделать паузу, чтобы сосредоточиться. Таким образом, требование «всем сердцем своим» означает достижение состояния, когда всё сердце человека полно лишь одним: смыслом слов молитвы. Ведь если сердце будет занято ещё какой-то мыслью, оно будет лишь частично предано молитве.
А второй аспект[4] — через молитву совершенно искоренить из своего сердца стремления к мирским наслаждениям и приучиться направлять свой взгляд на небесные выси, на величие Творца. И как сказали мудрецы (Йевамот 105:2) «Молясь, человек обязан обратить сердце к высям», — до такой степени, что все силы его сердца будут отданы высшему наслаждению приближения к Творцу[5] через слова молитвы, подобно тому, как праведники древности предваряли молитве час сосредоточения, чтобы направить свои сердца ко Всевышнему, см. как разъяснил это там (тр. Брахот 30:2) рабейну Йона, и проникнись этим. И как написано в «Шмот Раба», гл. 22, «Необходимо очистить своё сердце перед молитвой». (Однако этот момент, чистоты сердца, не является принципиальным, а только желателен в молитве, хоть молитва и называется «служением сердца», и как уже было частично разъяснено выше, в конце первых врат, что главное в любой заповеди — это действие, см. там).
Что же касается понимания написанного относительно молитвы «…и всею душою твоею», для этого потребуется прежде разъяснить, что такое благословение по отношению к Всевышнему, как несколько раз в Писании упоминается «и благослови Всевышнего, Бога твоего», «Благословен Бог вовеки…» и множество подобных этим цитат. И также у наших мудрецов (тр. Брахот 7:1) мы находим, что Всевышний обращается к рабби Ишмаэлю: «Благослови Меня!» Да и все благословения и молитвы, что привнесли мужи Великого Собрания, начинаются и завершаются словом «благословен».
Комментарий
Во Вторых Вратах автор рассматривает служение молитвой по стиху «любить Г-спода Б-га вашего и служить ему всем сердцем вашим и всей душою вашею». В первой главе он объясняет, что означает молитва всем сердцем, а в остальных главах — молитва всей душой.
Молитвенное служение всем сердцем включает два аспекта. Первый — наполнить сердце и волю только лишь словами молитвы, без каких-либо посторонних мыслей. А второй — чистота сердца, чтобы оно не стремилось и не желало мирских наслаждений, но было направлено только ввысь, наслаждаться близостью Творца. (Такое требование есть только в момент молитвы, поскольку молитва есть служение самопожертвования, когда человек как бы аннулирует себя и свои желания и силы).
Сила желания есть глубокая и коренная сила в душе человека и причина всех его действий и поведения. Над ним находится сила наслаждения, которая является источником желания, ведь человек стремится к тому, от чего он получает удовольствие. Поэтому молитвенное служение сосредоточено именно на этих двух силах. Сила желания находится в области свободы выбора человека, он может испортить ее грехом, и может исправить раскаянием. Но сила наслаждения пребывает выше человека, и даже множеством грехов он не может нанести ей ущерб. Ясно, что есть большая разница между служением, заключающемся в направлении силы наслаждения ввысь, и служения силы желания. Ведь служение, связанное с силой желания, находится внутри области выбора человека, а для служения, связанного с силой наслаждения, человек должен подняться над самим собой и частично оторваться от мира, в котором он пребывает.
[1] Заповедь любви к Всевышнему всем сердцем обязывает, чтобы любовь к Всевышнему была больше всех других любовей, и преодолевала их, если они противоречат друг другу в определенный момент.
[2] Т.е. сердце направлено на речь.
[3] Не только мысль должна быть направлена на слова молитвы, но и воля должна направиться ввысь, без примеси другой воли. Ведь если у молящегося есть другие желания, он будет занят ими.
[4] Первый аспект говорит об обращении силы желания на молитву, а второй — о силе наслаждения.
[5] В душе каждого еврея заложено ощущение наслаждения от близости Всевышнего, и молящийся должен своей молитвой пробудить это естественное влечение и с его помощью отринуть все материальные наслаждения.
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Понятия и термины Иудаизма»
По материалам газеты «Исток»
Рав Цви Вассерман
Рош Ашана уникален, потому что характеризуется не тем, что мы получаем от этого праздника, а тем, что мы отдаем.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Комментарий рава Ицхака Зильбера к недельной главе «Ве-зот а-браха»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сборник мидрашей о недельной главе Торы.
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Понятия и термины Иудаизма»
По материалам газеты «Истоки»
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Комментарий рава Ицхака Зильбера на недельную главу «Экев»
Рав Лейб-Нахман Злотник
Статья р. Лейба Нахмана Злотника о тайне ста благословений, которые предписано произносить каждый день
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Перед своей смертью Моше благословляет народ.
Йегуда Мендельсон
Сын после Африки, Индии и Германии с трудом приходил в себя. Однажды вечером коротко рассказал, что с ним случилось, и, заметив слезы в глазах, моментально замолк.
Рав Давид Штайнойз,
из цикла «Главы из книги «Тайна восемнадцати благословений»»
Сравнив Всевышнего с кем или чем бы то ни было, мы неизбежно уподобимся малышу, лепечущему: "Всевышний – как мой ребе!". Глава из книги "Тайна восемнадцати благословений"
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сборник мидрашей о недельной главе Торы
Рав Шломо Ганцфрид,
из цикла «Кицур Шульхан Арух»
Избранные главы из алахического кодекса Кицур Шульхан Арух