Из цикла «Основа и корень служения», темы: Рав Хаим Бурштейн, Мусар
«שַׁעַר הַמִּזְרָח» — «Врата востока»
Превосходство света над тьмой становится ощутимым с наступлением утра, когда люди раскрывают свои уста в Песне радости и благодарности при восходе солнца, чтобы поднести дар Праведному Царю, поддерживающему жизнь миров, чтением «Шма Исраэль» и благословений. Я назвал этот раздел «שַׁעַר הַמִּזְרָח» — «Врата востока». В нем разъясняется чтение «Шма Исраэль» и благословений с возвышенным намерением сердца, а также говорится о верном произнесении слов, которые мы иногда, не задумываясь, искажаем, не стараясь быть в этом внимательными. Этот раздел также включает в себя разъяснение молитвы «Кадиш»: «Амен! Да будет благословенно великое имя всегда и во веки веков».
Значимость слов «Амен! Да будет благословенно великое имя всегда и во веки веков» известна из святого Талмуда: «Всякому, произносящему изо всех сил “Амен! Да будет благословенно великое имя всегда и во веки веков”, отменяют тяжкий приговор, вынесенный ему за семьдесят лет жизни. Сказал рабби Йоханан: даже если человек осквернен пороком идолопоклонства, его прощают»[1]. Кадиш произносят на арамейском языке, чтобы ангелы не завидовали тому, что мы восхваляем Творца столь возвышенными словами, поскольку они не знают других языков, кроме святого. И так сказано в книге Зоар:
«Приди и посмотри: эти возносимые нами святые слова отличаются от всех других. Они устремляются во все стороны, вверх и вниз, затрагивают все аспекты веры, разбивают замки, железные засовы и нечистые оболочки, поднимаясь к обители Б-жественной славы. Мы с большим воодушевлением произносим их на арамейском языке, чтобы сокрушить “Ситра ахра” и раскрыть Б-жественную славу во всех мирах. И тогда Всевышний, благословен Он, вспоминает о Своих сыновьях и возвеличивается Его имя. Эта молитва произносится только в общине из десяти и более человек. Счастлив великий народ, которому Всевышний, благословен Он, даровал святую Тору, дабы удостоить его Грядущего мира» (Зоар, гл. Трума, стр. 129).
И так сказано в книге Зоар:
«Он начал и говорил от имени рабби Пинхаса: “Все, что в меру сил сможет сделать твоя рука, — исполни, ибо нет ни дела, ни замысла, ни знания, ни мудрости в Преисподней, куда ты следуешь”[2]. Так мы учили: “Всякому, кто вкладывает все свое существо в провозглашение “Амен! Да будет благословенно великое имя всегда и во веки веков”, отменяют тяжкий приговор…”[3] Необходимо прилагать все свои силы для служения Всевышнему, поскольку это пробуждает высшую святость и уничтожает “Ситра ахра”. Об этом сказано: всей душой исполни волю твоего Господина!» (Зоар, гл. Пинхас, стр. 120).
Мои братья и друзья, это повествование книги Зоар поможет нам задуматься над тем, сколь возвышенное намерение следует иметь, произнося «Амен! Да будет благословенно великое имя всегда и во веки веков». Необходимо постоянно к этому стремиться, поскольку эта молитва сокрушает нечистые оболочки, принижает до праха «Ситра ахра» и возвышает славу нашего Создателя и Творца во всех мирах. Тогда Он вспоминает о пропаже Б-жественного присутствия и изгнании Своих сыновей, дабы ускорить их Избавление, как приводится в Талмуде: «В час, когда народ Израиля собирается в Домах Молитвы и Домах Учения и изо всех сил произносит “Амен! Да будет благословенно великое имя всегда и во веки веков”, Всевышний изрекает: “Счастлив Царь, Которого так прославляют в Его дворце, тяжко Отцу, изгнавшему Своих сыновей, и горе сыновьям, изгнанным из-за стола своего Отца”»[4]. Словам «изо всех сил» наши мудрецы дают два толкования. Раши отмечает: «С глубоким намерением», а Тосафот говорят: «Предельно громко», и так же сказано в книге Зоар: «Необходимо с большой силой пробудить все свои органы»[5]. При провозглашении этих слов требуется задействовать все свои телесные составляющие, а также чувства и мышление.
И теперь, человек моего уровня, я раскрою тебе значимость слов «Амен! Да будет благословенно великое имя всегда и во веки веков». Сейчас из-за множества наших грехов мы пребываем в тяжком изгнании и принижена слава нашего Создателя и Творца среди народов, поклоняющихся идолам. Мы покрыли себя позором и стали посмешищем в глазах окружающих, говорящих нам — святому народу: «Где Б-г ваш, скала, в тени которой вы укрывались? Пусть встанет и поможет вам, будет для вас кровом»[6]. Наши грехи лишили нас всякой надежды на милость, и мы навлекли на себя страшный позор. Из-за наших поступков крепнут силы нечистых оболочек. Они стягивают к себе все изобилие, даруемое нам из высших миров, и отдают его народам земли. Поэтому все они пребывают в покое, благополучии и безмятежности, и в первую очередь их священнослужители, знать и цари, что до самого предела укрепляет нечистые оболочки. А мы — святой народ — «сыновья Г-спода»[7], благословен Он и Его имя, бедные, несчастные, измученные, преследуемые, угнетенные и униженные, находимся в изгнании среди народов мира. Они не пропускают ни дня, ни ночи в стремлении причинить нам зло. И, несомненно, каждому, чье сердце трепещет перед Небесами, следует каждый день выделить час, чтобы в уединении оплакивать нашу участь: пасть на землю, прикоснутся устами к праху, рыдать до полной потери сил и взывать к Царю, Б-гу Воинств, из-за страшного осквернения Его великого имени среди народов, поклоняющихся идолам, — резным статуям и литым фигурам, и в особенности, произнося соответствующие стихи Писания и в первую очередь «Тикун Хацот». И даже тот, кто по своей природе не склонен к пролитию слез, пусть горько стенает, подобно тому как воют шакалы и кричат страусы, и его сердце переполнится тяжким страданием: горе нашим душам, ибо из-за наших грехов оскверняется великое, вызывающее трепет имя и страдает Б-жественное присутствие.
Все возносимые нами молитвы Творцу, благословенно Его имя, и произносимые нами восхваления принижают и сокрушают нечистые оболочки, и возвышается Б-жественная слава во всех высших и нижних мирах. Однако словами «Амен! Да будет благословенно великое имя всегда и во веки веков» мы восхваляем и прославляем Его самым чудесным образом. «Кадиш» читается на арамейском языке, чтобы ангелы не завидовали нам и не обвиняли нас, поскольку они не знают других языков, кроме святого. Главное намерение при произнесении этих слов — возвеличить и освятить великое имя во всех мирах, как это разъясняется в книге Зоар: «Это восхваление разбивает замки, железные засовы и нечистые оболочки, поднимаясь к обители Б-жественной славы, возносящейся над всем миром»[8]. В этот час мы принимаем на себя служение вплоть до самопожертвования, что возвышает Б-жественное имя во всех мирах, как мы уже писали в этой книге[9]. Это восхваление приносит славу и величие Творцу во всех мирах, за что мы получаем большую награду. И так сказано в книге Зоар:
«Второй небесный свод находится внутри первого, где сияет нисходящий вниз многогранный свет. В нем пребывают те, кто переносили болезни и принимали ниспосланные им страдания в этом мире для своего исправления, благодарили, восхваляли своего Господина и никогда не пропускали молитву. Еще выше поднимаются те, кто всей своей жизнью освящали имя своего Господина, изрекая “Амен! Да будет благословенно великое имя всегда и во веки веков”. Это ослепительное сияние заливает их своим светом. К ним спускается Машиах и утешает их» (Зоар, гл. Берешит, стр. 38).
Из книги Зоар следует, что Машиах утешает души праведников из-за страданий, которые им пришлось перенести на земле. Необходимо быть внимательным в том, чтобы, произнося «Амен! Да будет благословенно великое имя всегда и во веки веков», наполнить свое сердце скорбью и печалью: доколе великое имя будет оскверняться среди народов, поклоняющихся идолам. И следует проявить готовность к самопожертвованию в служении, отвечая «Амен» после произнесения читающим «Кадиш» «דַּאֲמִירָן בְּעָלְמָא. וְאִמְרוּ אָמֵן» — «Превыше всех благословений и песнопений, восхвалений и утешений, произносимых в мире. И скажите Амен». Задумаемся над тем, что слова «Амен! Да будет благословенно великое имя всегда и во веки веков» книга Зоар называет освящением Б-жественного имени во всех мирах. Поэтому их следует изрекать с возвышенным намерением, насколько нам хватит сил.
Святая книга Зоар позволяет постичь значимость молитвы «Кадиш», из чего мы видим, сколь важно молиться в миньяне. Ни в коем случае не следует молиться дома в одиночку, иначе как в чрезвычайной ситуации или в случае болезни, ибо это приводит к утрате многих заслуг и лишает блага нечестивцев, страдающих в Преисподней и утрачивающих высший свет. И так об этом сказано в книге Зоар:
«Кто смотрят, но не видят? У кого глухие уши и слепые глаза? Они не видят, не слышат и не обладают постижением. Их не записывают в Книгу памяти и стирают из Книги жизни, как сказано: “Да будут они стерты из Книги жизни и с праведниками не будут записаны”[10]. Горе им, когда они покидают этот мир. Кто поддержит их и попросит за них, когда их передадут в руку ангела Дума для сожжения в пылающем огне, из которого нет спасения. В час, когда Израиль громогласно изрекает “Амен! Да будет благословенно великое имя всегда и во веки веков”, Всевышний преисполняется милосердия ко всему мирозданию. Ангелу, ответственному за врата Преисподней, Он повелевает погасить огонь, и им становится легче на час и еще на полчаса, после чего их снова возвращают в пекло. Такое происходит три раза в день, когда Израиль изрекает “Амен! Да будет благословенно великое имя всегда и во веки веков”, и страдающим грешникам становится легче. Счастливы праведники, чьи пути ярко светят в Грядущем мире, и об этом сказано: “А путь праведников — как свет лучезарный, все более светлеет до упрочения дня”[11]» (Зоар, гл. Ноах, стр. 62).
Смысл большей части молитвы «Кадиш» легко понять, однако для пользы людям моего уровня я приведу перевод и толкования Абудерхема и Тура некоторых не очень ясных слов: «וְיַמְלִיךְ מַלְכוּתֵהּ» — «Да явит Он царство Свое»; «לְעֵלָּא מִן כָּל בִּרְכָתָא וְשִׁירָתָא תֻּשְׁבְּחָתָא» — «Превыше всех благословений и песнопений, восхвалений и утешений», которыми человек воспевает царя из плоти и крови, будут наши прославления Всевышнего, благословен Он; «וְנֶחֱמָתָא» — «утешений» в скорби о разрушенном Цийоне больше, чем в остальных наших бедах. Пишет Тур: «Мы говорим об утешении, поскольку Всевышний оплакивает наше изгнание, и молимся о том, чтобы Он утешился и ускорил наше избавление»[12]; «דַּאֲמִירָן בְּעָלְמָא» — восхваления, «произносимые в мире» народом Израиля. Сказал рав Нахшон Гаон: «При чтении молитвы “Кадиш” совершают четыре обязательных и один добровольный поклон. Обязательные поклоны — при произнесении “יִתְגַּדַּל וְיִתְקַדַּשׁ” — “да возвеличится и освятится”, “בַּעֲגָלָא וּבִזְמַן קָרִיב” — “вскоре, в ближайшее время”, “יִתְבָּרַךְ וְיִשְׁתַּבַּח” — “да будет благословлено и восхвалено”, “שְׁמֵהּ דְּקֻדְשָׁא בְּרִיךְ הוּא” — “имя Святого, благословен Он”. А во время произнесения “עוֹשֶׂה שָׁלוֹם בִּמְרוֹמָיו” — “Устанавливающий мир в высотах Своих” поклон является добровольным». И так же пишет рав Саадья Гаон.
После молитвы «Кадиш» ведущий произносит: «בָּרְכוּ אֶת יְיָ הַמְבֹרָךְ» — «Благословите Г-спода благословенного» и община отвечает: «בָּרוּךְ יְיָ הַמְבֹרָךְ לְעוֹלָם וָעֶד» — «Благословен Г-сподь благословенный во веки веков» с сильнейшей радостью, ибо, как разъясняется в святой книге Зоар, это очень важное восхваление Всевышнего, приводящее к большим исправлениям в высших мирах, о чем говорил Аризаль. И так сказано в Зоар Хадаш:
«На северной стороне находится окно, где расположена украшенная разноцветными рисунками обитель, в которой пребывают освящающие имя своего Господина произнесением каждый день “Благословен Г-сподь благословенный во веки веков” и Святой! Святой! Святой! Г-сподь воинств, полна вся земля славой Его»[13]. С призыва благословить Всевышнего начинается молитва, и счастливы благословляющие и освящающие Б-жественное имя каждый день с желанием сердца…» (Зоар Хадаш, стр. 70).
«Шма Исраэль» с благословениями следует читать с еще большим воодушевлением, чем «Стихи восхваления», поскольку это оказывает более значимое влияние на высшие миры, о чем говорится в Учении Аризаля. И я приведу описание царских обителей из книги Зоар, чтобы восхитить еврейские сердца и пробудить в них возвышенные намерения:
«Счастлив постигший единство своего Господина и следующий верным путем. Приди и посмотри: в этих обителях — сокровенные тайны веры. Высшее совершенство наступает, когда в семь обителей проникают молитвы и просьбы тех, кто возносят их к небесным высям. В первую обитель попадают слова “יוֹצֵר אוֹר וּבוֹרֵא חֹשֶׁךְ” — “создающий свет и творящий тьму” — свечение драгоценного камня, “מָה רַבּוּ מַעֲשֶׂיךָ יְיָ כֻּלָּם בְּחָכְמָה עָשִׂיתָ” — “сколь многообразны деяния Твои, Г-сподь, все их мудростью Своей Ты содеял” — все духовные структуры небесного воинства, “הַמֶּלֶךְ הַמְרוֹמָם” — “Царь вознесенный” — сокровенное имя יאהדונהי, объединяющее в себя имена Г-сподь и Господин, возносящиеся в мировом пространстве со времен Творения.
Во вторую обитель проникают слова «אֵל בָּרוּךְ גְּדוֹל דֵּעָה» — «Б-г благословенный, великий в знании». В этой обители правит ангел אורפניא»«ל, хранящий тайну маленьких букв. В ней находятся ангелы, провозглашающие “קָדוֹשׁ קָדוֹשׁ קָדוֹשׁ יְיָ צְבָאוֹת מְלֹא כָל הָאָרֶץ כְּבוֹדוֹ” — “Святой! Святой! Святой! Г-сподь Воинств, полна вся земля славой Его”[14] и “בָּרוּךְ כְּבוֹד יְיָ מִמְּקוֹמוֹ” — “Благословенна слава Г-спода из места Его”[15].
В третьей обители звучат слова «לְאֵל בָּרוּךְ נְעִימוֹת יִתֵּנוּ» — «Б-гу благословенному они вознесут сладкозвучные песни». В четвертой обители — «הַמְחַדֵּשׁ בְּטוּבוֹ בְּכָל יוֹם תָּמִיד מַעֲשֵׂה בְרֵאשִׁית» — «Он каждый день, всегда в милости Своей обновляет Творение мира», здесь зарождается свет и образуется свойство Суда. Достойный жизни обновляется, как прежде, получая право на существование в этом мире в свете милосердия.
Пятая обитель называется «אַהֲבַת עוֹלָם» — «Вечная любовь» из-за того, что из нее исходит любовь Всевышнего к Своим творениям, как сказано: «אַהֲבַת עוֹלָם אֲהַבְתָּנוּ יְיָ אֱלֹהֵינוּ» — «Любовью вечной Ты возлюбил нас, Г-сподь, Б-г наш» и «בָּרוּךְ אַתָּה יְיָ הַבּוֹחֵר בְּעַמּוֹ יִשְׂרָאֵל בְּאַהֲבָה» — «Благословен Ты, Г-сподь, с любовью избравший Свой народ Израиль». В шестую обитель проникают слова «אֱמֶת וְיַצִּיב וְנָכוֹן וְקַיָּם» — «истинно и незыблемо, и доподлинно, и непреложно». Необходимо не помешать подъему молитвы в эти обители, поскольку она соединяет их вместе, и между ними образуется связь в тайне святых имен, правящих в каждой из них. Седьмая обитель — самое сокровенное таинство беззвучной молитвы — намерения души» (Зоар, гл. Пекудей, стр. 260).
Из этого повествования святой книги Зоар мы видим, сколь значимы в высших мирах благословения перед и после «Шма Исраэль», возносимые с возвышенным намерением, ибо молитва сливается воедино с желанием сердца. Смысл этих восхвалений легко понять, и если их произносить размеренно и неторопливо, сердце наполнится любовью к Творцу.
Изрекая «יוֹצֵר אוֹר» — «создающий свет», раскрывают глаза и мысленно ощущают большую радость, представляя могущество Г-спода, проявившееся в сотворении светил. И посмотри на разъяснение выше благословения «פּוֹקֵחַ עִוְרִים» — «дарующий зрение слепым»[16]. Произнося «וּבוֹרֵא חֹשֶׁךְ» — «и сотворяющий тьму», следует закрыть глаза и задуматься о могуществе Г-спода, которое Он проявил при сотворении тьмы. А слова «וּבוֹרֵא אֶת הַכֹּל» — «и творящий все» вызывают размышление, сопровождающееся большой радостью от сотворения Г-сподом высших и нижних миров. Кроме возвышенных намерений, о которых говорит Аризаль, требуется также совершать и практические действия. В момент произнесения «יוֹצֵר אוֹר» — «создающий свет» прикасаются к тфилин на руке, а «וּבוֹרֵא חֹשֶׁךְ» — «и сотворяющий тьму» — к тфилин на голове. Выше я уже описал намерение, которое следует иметь, дотрагиваясь до тфилин[17], и в этом нужно быть очень внимательным. Произнося «וּבְטוּבוֹ מְחַדֵּשׁ בְּכָל יוֹם תָּמִיד מַעֲשֵׂה בְרֵאשִׁית» — «и в милости Своей каждый день, всегда Он обновляет Творение мира», необходимо с большой радостью задуматься: могущество Г-спода! Могущество Г-спода! Ведь движение солнца и луны за все время их существования на небе не изменилось, как сказано: «וַיַּעֲמִידֵם לָעַד לְעוֹלָם חָק נָתַן וְלֹא יַעֲבוֹר» — «И Он их создал навечно, навсегда, установил для них закон нерушимый»[18]. Сколь великое могущество Г-спода раскрывается в этом: «מָה רַבּוּ מַעֲשֶׂיךָ יְיָ כֻּלָּם בְּחָכְמָה עָשִׂיתָ» — «сколь многообразны деяния Твои, Г-сподь, все их Ты в мудрости Своей содеял» — сколь чудесная мудрость воплощена во всех творениях и как наглядно она раскрывает могущество Г-спода! «הַמֶּלֶךְ הַמְרוֹמָם לְבַדּוֹ מֵאָז הַמְשֻׁבָּח וְהַמְפֹאָר וְהַמִּתְנַשֵּׂא מִימוֹת עוֹלָם» — «Царь возвышенный до начала времен, Тебя воспевали, прославляли и возносили со дня существования мира» — как велика радость, которую мы испытываем от величия Твоего царства!
Благословение «אֵל בָּרוּךְ גְּדוֹל דֵּעָה» — «Б-г благословенный, великий в знании» составлено в алфавитном порядке. Его значимость и влияние на высшие миры раскрывает книга Зоар[19], и нужно быть внимательным, чтобы произносить его размеренно и с чувством. Так Абудерхем разъясняет некоторые слова: «“גְּדוֹל דֵּעָה” — “великий в знании”, соответственно словам пророка: “великий в совете”[20], “טוֹב” — “хорошо”, из сказанного: “И увидел Б-г, что хорошо”[21], а также “Благодарите Г-спода, ибо Он добр и навеки милость Его”[22], “יָצַר כָּבוֹד לִשְׁמוֹ” — “прославил Он имя Свое”, соответственно словам пророка “Все, отмеченное именем Моим, во славу Мою Я сотворил, создал и также содеял”[23], “מְאוֹרוֹת נָתַן סְבִיבוֹת עֻזּוֹ” — “светила поместил вокруг обители Его”, о чем говорится в Священном Писании: “…и свет изливается перед Ним”[24], “פִּנּוֹת צְבָאָיו קְדוֹשִׁים” — “главы воинства Его — святые ангелы”, соответственно сказанному: “Подойдите сюда, все главы народа…”[25], “עַל שֶׁבַח מַעֲשֵׂי יָדֶיךָ” — “о восхвалении деяний рук Твоих” — “Я вижу Небеса Твои — деяние перст Твоих, луну и звезды, которые установил Ты”[26]. Мы благословляем Творца за деяния Его рук на Небесах и на земле, “בּוֹרֵא קְדוֹשִׁים” — “Творец святых ангелов”». Продолжает Тур: «“יוֹצֵר מְשָׁרְתִים” — “Создатель ангелов служения” — обновляющихся каждый день, “וַאֲשֶׁר מְשָׁרְתָיו” — “и служители Его” — это стоящие перед Ним ангелы Михаэль и Гавриэль»[27].
В продолжении этого восхваления «לְאֵל בָּרוּךְ נְעִימוֹת יִתֵּנוּ» — «Б-гу благословенному будут слагать сладкозвучные песни» все эпитеты «כִּי הוּא לְבַדּוֹ» — «ибо Он единственный…» были установлены согласно высшим святым качествам и Б-жественным «сфирот», поэтому их следует произносить неторопливо и с возвышенным намерением. Если некто был болен и выздоровел, то пусть восхваляет и благодарит Г-спода, произнося «בּוֹרֵא רְפוּאוֹת» — «создает исцеление». Слова «נוֹרָא תְהִלּוֹת» — «внушает трепет» пробуждают возвышенное намерение, о чем мы говорили выше о Песне у моря[28]. В словах «אֲדוֹן הַנִּפְלָאוֹת» — «Господин чудес» следует иметь то же намерение, что и в завершении «Стихов Восхваления» «יִשְׁתַּבַּח שִׁמְךָ» — «Да будет восхвалено имя Твое»[29]. А в словах «הַמְחַדֵּשׁ בְּטוּבוֹ בְּכָל יוֹם תָּמִיד מַעֲשֵׂה בְרֵאשִׁית» — «Он обновляет в милости Своей каждый день, всегда Творение мира» и «לְעֹשֵׂה אוֹרִים גְּדֹלִים כִּי לְעוֹלָם חַסְדּוֹ» — «Благодарите Создателя больших светил, ибо велика милость Его», и в особенности при завершении благословения «בָּרוּךְ אַתָּה יְיָ יוֹצֵר הַמְּאוֹרוֹת» — «Благословен Ты, Г-сподь, Создатель светил» нужно испытать большую радость в сердце: сколь велико могущество Г-спода, проявившееся в сотворении светил! И, отвечая Амен на это благословение, также необходимо иметь данное намерение.
Для разъяснения благословения «אַהֲבָה רַבָּה אֲהַבְתָּנוּ» — «Любовью великой Ты возлюбил нас, Г-сподь, Б-г наш…» я приведу слова нашего учителя рава Хаима Виталя из его книги «Шаарей Кдуша» в отношении заповеди Торы, о которой более подробно говорится в книге Зоар: «Трепетать перед Г-сподом при утреннем чтении о жертвоприношениях и возлюбить Его при чтении благословений перед “Шма Исраэль” “אַהֲבַת עוֹלָם” — “любовью вечной Ты возлюбил нас” (“אַהֲבָה רַבָּה” — “любовью большой” — согласно нусаху Ашкеназ), “וְאָהַבְתָּ אֵת יְיָ אֱלֹהֶיךָ” — “И возлюби Г-спода, Б-га твоего…”, “יִשְׁתַּבַּח שִׁמְךָ” — “Да будет восхвалено имя Твое”, “יוֹצֵר אוֹר” — “создающий свет”, “בָּרוּךְ אַתָּה יְיָ יוֹצֵר הַמְּאוֹרוֹת” — “Благословен Ты, Г-сподь, Создатель светил”. Во всех семи благословениях утром и вечером перед и после “Шма Исраэль” и в особенности в словах “שְׁמַע יִשְׂרָאֵל יְיָ אֱלֹהֵינוּ יְיָ אֶחָד” — “Слушай, Израиль, Г-сподь, наш Б-г, Г-сподь один” и в молитве “Кдуша” следует проявить готовность пожертвовать жизнью за освящение Б-жественного имени».
Я объясню человеку моего уровня сказанное в книге Зоар: заповедь трепета перед Небесами исполняется в «Стихах восхваления», а заповедь любви к Б-гу — при произнесении благословения «אַהֲבָה רַבָּה» — «любовью большой». Но на первый взгляд кажется, что все наоборот. «Стихи восхваления» евреи произносят с большой радостью, проистекающей из любви, о чем свидетельствует само их название. А для благословения «אַהֲבָה רַבָּה» — «любовью большой» требуется трепет перед Небесами. Однако истина проложит себе путь благодаря ясному мышлению. Восхваление и прославление Царя возможно лишь в трепете перед Его царством, даже если в сердце нет совершенной любви. Лишенный трепета не может вознести прославление, ибо следует за страстями своего сердца. Не таков человек, считающий служение Царю большой заслугой. Он предстает перед Ним, падает ниц, плачет и молит Его раскрыть ему Свою великую мудрость, дабы приблизиться к служению. Он вопрошает Г-спода: на каком пути сияет свет, как прийти к истинному трепету перед Ним, возлюбить Его всем сердцем и быть внимательным в исполнении заповедей.
Истина проявит себя: эта мольба проистекает из большой любви к Г-споду и желания постоянно служить Ему и доставлять радость. Из плача еврея становится видно, что он просит о своей душе, и потоки слез струятся из его глаз, когда он предстает перед Царем с мольбой, чтобы Он указал ему верную стезю. Это свидетельствует о его доверии и любви к Царю, что недоступно тому, кто не задумывается над значимостью молитвы. Все это не требует доказательства, поскольку легко воспринимается мышлением.
Перед нами проясняется суть заповеди возлюбить Г-спода, благословен Он, несколько раз приведенной в Торе. Люди Великого Собрания установили нам каждый день произносить благословение «אַהֲבָה רַבָּה» — «любовью большой», чтобы мы просили Творца указать нам путь служения, обретения любви к Нему и трепета перед Ним. И таков нусах молитвы: «Отец наш, Царь наш, ради отцов наших, которые полагались на Тебя, и Ты научил их законам, указывающим, как жить, — смилуйся над нами и вложи в наши сердца разумение, чтобы мы понимали, постигали Тору Твою, учили, обучали, хранили, соблюдали и исполняли всю Тору Твою, и дай нашим глазам увидеть свет Торы Твоей, и соедини наши сердца с заповедями Твоими, и сделай так, чтобы наши сердца наполнились любовью к имени Твоему и трепетом перед Тобой…»
В начале благословения «אַהֲבָה רַבָּה» — «любовью большой Ты возлюбил нас Г-сподь, Б-г наш…» необходимо наполнить сердце любовью к Творцу, поскольку «Любимы сыны Израиля, названные сыновьями Г-спода; особая любовь была им явлена тем, что им сообщено: вы названы сыновьями Г-спода, как сказано: “Сыновья вы Г-споду, Б-гу вашему…”[30]»[31]. Произнося это устами, следует стремиться ощутить в сердце любовь к Б-гу, поскольку этого требует заповедь Торы. Только если в душе пылает неугасимая любовь к Творцу, мы вправе произносить эти благословения, прося у Него научить нас понимать, постигать, учить, обучать, исполнять и соблюдать Его Завет. На протяжении всей молитвы необходимо иметь намерение доставить радость Всевышнему, и в особенности при завершении благословения «בָּרוּךְ אַתָּה יְיָ הַבּוֹחֵר בְּעַמּוֹ יִשְׂרָאֵל בְּאַהֲבָה» — «Благословен Ты, Г-сподь, избирающий народ Свой, Израиль с любовью». Следует быть очень внимательным в том, чтобы исполнить заповедь любви к Г-споду соответственно Его любви к нам. И так об этом сказано в Тикуней Зоар:
«“Ибо крепка, как смерть, любовь…”[32] — Тяжело для Израиля расставание с Всевышним и с Б-жественным присутствием, как мучительно телу, которое покидает душа. “Ибо крепка, как смерть, любовь…”[33] Любовь проявляется в час, когда Израиль произносит: “בָּרוּךְ אַתָּה יְיָ הַבּוֹחֵר בְּעַמּוֹ יִשְׂרָאֵל בְּאַהֲבָה” — “Благословен Ты, Г-сподь, избирающий народ Свой, Израиль, с любовью”» (Тикуней Зоар, гл. 1, стр. 18).
При завершении этого благословения с большой радостью в сердце возносят восхваление и благодарность Всевышнему за то, что Он удостоил нас доли в Б-жественном наследии — принадлежности к святому народу Израиля.
Прежде чем приступить к разъяснению «Шма Исраэль», я вкратце приведу несколько повествований святой книги Зоар об обязанности провозглашения Б-жественного единства при произнесении слов «שְׁמַע יִשְׂרָאֵל יְיָ אֱלֹהֵינוּ יְיָ אֶחָד» — «Слушай Израиль, Г-сподь, Б-г наш, Г-сподь один», дабы восхитить сердца людей моего уровня, чтобы они с трепетом исполняли эту заповедь:
«В час, когда душа спускается в мир, Община Израиля налагает на нее клятву, что она возвестит Царю о своей любви к Нему. Еврей обязан провозглашать Б-жественное единство устами, сердцем и душой и обрести с Ним связь, подобно единению пламени с угольком. Это единство приводит к близости между Царем и Царицей, одаривающей Его своей любовью» (Зоар, гл. Вайехи, стр. 242).
И так сказано в книге Зоар:
«В час, когда Израиль возвещает о Б-жественном единстве в тайне “Шма Исраэль”, сокрытые высшие миры излучают свет, разделяющийся на семьдесят лучей, освящающих семьдесят ветвей Древа Жизни, которое источает душистый аромат, и все деревья Ган Эдена тоже благоухают на радость своего Господина. И тогда исправляется царство» (Зоар, гл. Трума, стр. 133).
И еще сказано в книге Зоар:
«В час, когда Израиль провозглашает Б-жественное единство 25-ью буквами “שְׁמַע יִשְׂרָאֵל יְיָ אֱלֹהֵינוּ יְיָ אֶחָד” — “Слушай Израиль, Г-сподь, наш Б-г, Г-сподь один” и 24-мя буквами “בָּרוּךְ שֵׁם כְּבוֹד מַלְכוּתוֹ לְעוֹלָם וָעֶד” — “Благословенно имя славы царства Его во веки веков”, с возвышенным намерением произнося каждую из них, раскрываются 49 ворот мудрости, и Всевышний смотрит на человека, как будто он исполнил всю Тору в 49-ти аспектах. Поэтому эти 25 и 24 буквы произносят с возвышенным намерением и желанием сердца и возносят к 49-ти вратам. Счастлив человек, исполняющий всю Тору внизу и в высях. И в этом суть совершенного человека» (Зоар, гл. Трума, стр. 133).
О Б-жественном единстве возвещают громко, как говорится в Шульхан Арухе[34] и в Зоар Хадаш[35]. Перед чтением «Шма Исраэль» следует мысленно принять исполнение этой заповеди, имея в виду: вот утром и вечером я исполняю заповедь чтения «Шма Исраэль», возложенную на меня моим Создателем и Творцом. И перед этим пусть произнесет: «אֵל מֶלֶךְ נֶאֱמָן» — «Б-г, Царь верный» для восполнения 248-ми слов «Шма Исраэль». Ведь если еврей читает «Шма Исраэль» с глубоким намерением, то может не успеть закончить раньше ведущего молитву, чтобы услышать завершение «יְיָ אֱלֹהֵיכֶם אֱמֶת» — «Г-сподь, Б-г ваш, — истина», дополняющее «Шма Исраэль» до 248-ми слов. И так об этом сказано в Райа Меемна:
«“שְׁמַע יִשְׂרָאֵל יְיָ אֱלֹהֵינוּ יְיָ אֶחָד” — “Слушай Израиль, Г-сподь, Б-г наш, Г-сподь один”[36]. Суть этой заповеди — ежедневно провозглашать единство Всевышнего, благословен Он. И когда возвещают о Его единстве внизу, Его имя становится единым в высях. Для этого необходимо наполнить свое сердце и все остальные органы осознанием Б-жественного единства, и тогда объединяются все элементы высших миров. Все небесные воинства образуют стены, защищающие сокровенное единство, и происходит исправление мира. Такое служение является совершенным» (Райа Меемна, гл. Ваэтханан, стр. 263).
И вот, мои братья и друзья, святая Тора заповедовала нам — избранному народу — раскрыть Б-жественное единство в мире нашего Создателя и Творца. Два раза в день мы с любовью произносим «Слушай Израиль, Г-сподь, Б-г наш, Г-сподь один», суть провозглашения Б-жественного единства. И хотя, на первый взгляд, кажется, что человек исполняет эту заповедь пониманием смысла слов, однако главное, чтобы произносимое устами он ощущал в сердце. Так сказано в Мишне: «Почему первая часть “Шма Исраэль” опережает вторую? — Чтобы сначала принять царство Небес, а затем соблюдение заповедей»[37]. А принятие осуществляется исключительно сердцем.
Изучая предыдущую главу, мы убедились в том, что возвещение о Б-жественном единстве осуществляется мышлением и сердцем. Теперь разъясним намерение, необходимое для исполнения этой заповеди. Так об этом говорит Абудерхем: «Речь идет о свидетельстве, когда каждый еврей говорит ближнему: “Я верю в то, что Г-сподь, наш Б-г, один и един в Его мире”, и поэтому в свитках Торы буквы “ע” и “ד” пишутся крупнее других и вместе составляют слово “עד” — свидетель». И так об этом говорится в Зоар Хадаш:
«Сыновья Яакова изрекли “Слушай Израиль” перед своим отцом, а Моше рабейну — перед всем народом. Но перед кем мы произносим эти слова сегодня? Мы учили: наш праотец Яаков не умер, и Всевышний, благословен Он, запечатлел его образ под Престолом Своей славы как вечное свидетельство провозглашения его сыновьями два раза в день Б-жественного единства. В тот час Яакова возносят на четырех крыльях, обращенных к четырем сторонам света, он предстает перед Всевышним, Который благословляет его потомков и изрекает: “Счастлив отец, давший жизнь на земле таким сыновьям. Счастливы сыновья, которые так прославляют своего отца”. В тот час все небесные воинства изрекают: “בָּרוּךְ שֵׁם כְּבוֹד מַלְכוּתוֹ לְעוֹלָם וָעֶד” — “Благословенно имя славы царства Его во веки веков”. И на Яакова изливаются тринадцать рек чистого бальзама (שמן אפרסמון), и, как город, окруженный стеной, он защищает своих сыновей от сурового свойства Суда» (Зоар Хадаш, стр. 60).
И еще сказано в книге Зоар, что многие имена и эпитеты применяются для раскрытия Творца: Г-сподь, Господин, Б-г, Б-г Воинств, и одно из них «יִשְׂרָאֵל» — «Исраэль», что означает «יָשַׁר אֵל» — «Б-г перед тобой». Произнося «Шма Исраэль», еврей непосредственно обращается к Всевышнему, говоря ему о своей вере в то, что Он — наш Б-г, один и един. В книге Зоар эта тема глубоко сокрыта, и я не намереваюсь говорить о сокровенных тайнах, а лишь хочу раскрыть простой смысл молитвы. Выше я привел три толкования слов «Слушай Израиль», и пусть каждый выберет себе то, что ему ближе для обретения возвышенного намерения.
А сейчас, с Б-жьей помощью, разъясним четыре последующих слова «יְיָ אֱלֹהֵינוּ יְיָ אֶחָד» — «Г-сподь, Б-г наш, Г-сподь один», являющиеся сутью провозглашения единства, включающего в себя веру и принятие Всевышнего. В час произнесения этих слов в сердце еврея должна быть непоколебимая вера в то, что Творец — один и един, и он должен принять на себя царство Г-спода и передать Б-жественный Завет своим потомкам. Необходимо мысленно иметь в виду: «Я верю полной и глубокой верой в то, что Ты один и един. Ты сотворил бесчисленные высшие миры. Ты был, есть и будешь, и я воцаряю Тебя над всеми своими органами, чтобы исполнить заповеди Твоей святой Торы. Я воцаряю Тебя над всеми моими сыновьями и потомками на все поколения, которым завещаю принять Твою Б-жественность и передать Завет своим детям до скончания всех времен». Следует быть очень внимательным в том, чтобы воцарить Всевышнего над каждым своим органом, о чем говорится в Тикуней Зоар:
«Пятьдесят врат постижения раскрываются перед теми, кто дважды в день произносят 25 букв, отражающих Б-жественное единство. Над всеми своими органами, каждый их которых обретает жизненность благодаря свету определенной заповеди, человек должен воцарить Всевышнего, подготовить для Него чистое место — освободить свое тело, все свои органы от вожделения греха, чтобы на него распространилось Б-жественное присутствие. Воцаряющий над собой Творца делает Его Господином всего мира. Нам не дано право раскрыть награду, даруемую тому, кто воцарил Всевышнего над каждым своим органом, так же как невозможно постичь смысл заповедей, чтобы человек служил Всевышнему не ради награды» (Тикуней Зоар, гл. 74, стр. 131).
Необходимо быть очень внимательным в принятии Б-жественного царства на себя и своих потомков, о чем мы писали выше. О значимости этого сказано в Торе: «Ибо Я знаю его (Авраама), потому что он заповедал своим сыновьям и дому своему после себя следовать путем Г-спода, воплощая милосердие и закон…»[38] Любовь Авраама к Всевышнему в первую очередь проявилась в том, что он передал Б-жественный Завет своим потомкам. В Торе однозначно говорится, что наш праотец исполнил всю Тору: «За то, что слушал Авраам голос Мой и соблюдал завещание Мое, заповеди Мои, повеления Мои и учения Мои»[39]. Так сказали наши мудрецы: «Авраам исполнил всю Тору и даже постановления мудрецов будущих поколений, включая “эрув тавшилин”»[40]. И вот, Творец не восхвалил его за добрые дела и даже за десять тяжелейших испытаний, в которых он выстоял, так же как за то, что он заповедовал своим сыновьям принять на себя Б-жественное царство и передать его своим потомкам. Теперь мы видим, сколь значимо принятие Б-жественного царства, ведь в этом любовь человека к Б-гу проявляется больше, чем в исполнении всех заповедей святой Торы.
Приняв на себя Б-жественное царство, проявляют готовность к самопожертвованию, мысленно представляя свою смерть, о чем мы писали выше[41]. Об этом говорится во многих главах книги Зоар, и вот один из примеров:
«В этой обители правят два источника света. Они наблюдают за всеми, кто с любовью провозглашают единство их Господина, жертвуя во имя Него своими душами, и поднимаются ввысь свидетельствовать о них…» (Зоар, гл. Пекудей, стр. 253).
И так сказано в книге Зоар:
«Провозглашая единство Г-спода словами “Шма Исраэль”, еврей должен быть готов пожертвовать собой за святость Б-жественного имени. И каждый, кто так поступает, как будто отдал свою жизнь за освящение Б-жественного имени» (Зоар, гл. Балак, стр. 195).
Рассказывает Сокрытый Мидраш: «Сказал рабби Шалом бар Миньюмей: нет ни одного праведника, изучающего Тору, который не удостоился бы награды в двести миров великолепия, как сказано: “…двести — оберегающим плод его”[42]. Речь идет о тех, кто готов к самопожертвованию ради вечного святого Б-жественного имени, и о них сказано: “Ведь за Тебя мы убиваемы каждый день, ведомы, как овцы, на заклание”[43]. Сказал рабби Нахман: всякий, кто готов пожертвовать своей жизнью, произнося эти слова, удостаивается четырехсот высших миров в Грядущей жизни»[44]. И так сказано в книге Зоар:
«Моя душа поднимается и видит славу тех, кто жертвовал собой за святость своего Господина. Они погружаются в тринадцать рек чистого бальзама (שמן אפרסמון), и Всевышний с ними» (Зоар, гл. Ваэтханан, стр. 267).
И вот, твои глаза видят во всех этих источниках, сколь велика награда в Грядущем мире тому, кто готов пожертвовать собой, возвещая о Б-жественном единстве в Творении. В этом наша обязанность, и, несомненно, никто из «остатка Израиля» не поступит так из расчета получить награду, а исключительно из любви к Б-гу, да будет Он благословен, чтобы освятилось Его великое имя во всех мирах, и в итоге слава придет. Я хотел бы отметить, что готовность к самопожертвованию следует в особой мере проявлять при произнесении слова «אֶחָד» — «один». И так об этом сказано в книге Зоар:
«Каждый день провозглашают Б-жественное единство и проявляют готовность к самопожертвованию, произнося слово “אֶחָד” — “один”» (Зоар, гл. Мишпатим, стр. 119).
И еще сказано в книге Зоар:
«Каждый день человек должен раскаиваться и быть готовым отдать свою жизнь, произнося слово “אֶחָד” — “один”» (Зоар, гл. Цав, стр. 33).
И так сказано в Тикуней Зоар:
«Любовь к Б-гу раскрывается в готовности пожертвовать за Него своей жизнью при произнесении слова “אֶחָד” — “один”» (Тикуней Зоар, стр. 10).
Готовность к самопожертвованию мы в первую очередь должны проявлять при произнесении слова «אֶחָד» — «один», однако не имеется в виду, что следует растягивать это слово, пока данное намерение не обретет силу в сердце молящегося, ибо невозможно растягивать букву «ח», размышляя над тем, что Г-сподь один и един, и представляя свою смерть вследствие самопожертвования во имя Всевышнего, иначе оно исказится и будет звучать «אֶחָאָד». Это также следует из Талмуда: «Сказал Сумхос: всякому, кто растягивает слово “אֶחָד” — “один”, продлевают дни и годы жизни. Сказал рав Аха бар Яаков: речь идет о букве “ד”. Сказал рав Аши: только не буку “ח”»[45]. И так комментирует Раши: «Следует растягивать букву “ד”, а не “ח”, ибо слог “אֶחָ” лишен любого смысла, но букву “ד” растягивают до тех пор, пока не воцарят Всевышнего в своем сердце над четырьмя краями земли»[46]. Из книги Зоар следует, что готовность к самопожертвованию должна проявляться при произнесении слова «אֶחָד» — «один», поэтому его необходимо выговаривать очень четко, имея в виду, что Творец один и един, и принять на себя царство Небес. Однако Тур и Бейт Йосеф пишут, что следует немного растянуть также букву «ח», и будет правильно исполнить свою обязанность согласно этой точке зрения, но не растягивать ее слишком долго, чтобы слово не исказилось до «אֶחָאָד». И так сказано в книге Зоар:
«Прерывающий изучение Торы и занимающийся пустым и тщетным прервет свою жизнь в этом мире, и его ожидает суровый суд в мире Грядущем. Произносящий Амен слишком поспешно сокращает свои дни в этом мире. Укорачивающий букву “א” в слове “אֶחָד” — “один” удлиняет свою жизнь» (Зоар, гл. Шлах леха, стр. 162).
Из книги Зоар следует, что при чтении «Шма Исраэль» необходимо с большой радостью в сердце проявить готовность к самопожертвованию во имя Небес, представляя один из видов мученической смерти, и мысленно провозгласить: «Ты — Г-сподь, Б-г наш!» и принять царство Небес на себя и своих потомков. При этом следует иметь намерение освятить Б-жественное имя во всех мирах.
Мы должны быть очень внимательными при произнесении «Шма Исраэль» четыре раза в день. И хотя вначале это размышление занимает много времени, поскольку все начинания трудны и молящийся может не успеть приступить к «Шмоне Эсре» одновременно с миньяном, все же правильно так поступать, ибо это имеет большее значение, чем общественная молитва. Но когда это войдет в привычку, намерение самопожертвования с любовью будет обретаться в кратчайшее время.
Мои братья и друзья, я скажу вам нечто важное: до обретения всех возвышенных намерений следует исполнить закон, приведенный в Шульхан Арухе: «Необходимо четко произносить букву “יִ” в “Шма Исраэль”, чтобы она не звучала как “אִ”[47]. Также требуется сделать интервал между словами Г-сподь и Б-г, дабы они не слились вместе и не исказился их смысл»[48], что уже подробно разъяснялось в нашей книге[49]. Об этом пишет Тур: «Сказал рав Амрам: необходимо делать интервалы между словами. А жители Йерихо произносили их слитно, за что их упрекали мудрецы. Приводится в Иерусалимском Талмуде, что недостаток их речи заключался в том, что они не разделяли между словами»[50]. В особенности необходимо четко выговаривать букву «ד» в слове «אֶחָד» — «один», ибо звонкая согласная «ד» при нечеткой речи часто звучит как глухая «ט», и тогда утрачивается весь смысл. Далее я приведу слова, которые люди часто произносят неверно, допуская ошибки.
После того как человек научится правильно читать слова этого стиха Торы, он должен приложить все усилия, чтобы произносить его с возвышенным намерением, провозглашая Б-жественное единство, и это приведет к большим исправлениям в высших мирах. Насколько цельным будет его стремление раскрыть тайну единства, настолько же в высших мирах пробудятся силы, объединяющие все Творение.
После первого стиха «Шма Исраэль» шепотом произносят «בָּרוּךְ שֵׁם כְּבוֹד מַלְכוּתוֹ לְעוֹלָם וָעֶד» — «Благословенно имя славы царства Его во веки веков» с глубоким намерением и радостью оттого, что у нас есть великий Царь, чье правление вечно, что также свидетельствует о Б-жественном единстве. Это разъясняется в приведенном выше повествовании книги Зоар: «В час, когда Израиль возвещает о Б-жественном единстве 25-ью буквами “שְׁמַע יִשְׂרָאֵל יְיָ אֱלֹהֵינוּ יְיָ אֶחָד” — “Слушай Израиль, Г-сподь, наш Б-г, Г-сподь один” и 24-мя буквами “בָּרוּךְ שֵׁם כְּבוֹד מַלְכוּתוֹ לְעוֹלָם וָעֶד” — “Благословенно имя славы царства Его во веки веков”, с возвышенным намерением произнося каждую из них, этот мир обретает цельность»[51]. Об этом говорится во многих главах книги Зоар. Наши законоучители отмечают: если стих Торы «Шма Исраэль» не был произнесен с возвышенным намерением, его необходимо повторить, так и слова «Благословенно имя славы царства Его во веки веков», изреченные без чувства, нуждаются в повторении.
Теперь же, с милостью Г-спода, ступим во врата знания для разъяснения по порядку слов «Шма Исраэль». Произнося «וְאָהַבְתָּ אֵת יְיָ אֱלֹהֶיךָ בְּכָל לְבָבְךָ וּבְכָל נַפְשְׁךָ וּבְכָל מְאֹדֶךָ» — «И возлюби Г-спода, Б-га твоего, всем сердцем твоим и всей душой твоей и всем достоянием твоим», мы обязаны испытать в сердце сильную любовь к Творцу, и это — заповедь, дарованная нам, — святому народу. Если некто не относится к этому достаточно трепетно, то не только упускает заповедь любви к Б-гу, но и изрекает ложь. Единственная возможность исполнить это повеление — пробудить мышление и чувства к тому, чтобы любовь проникла в сердце, и тогда соответственно своим стараниям человек будет испытывать все большее вдохновение. Это можно сравнить с любовью матери к прильнувшему к ней маленькому сыну: она целует его, вкладывая в это все сердечные чувства и силы каждой частицы своего тела и души. Так же пробуждается любовь к Г-споду, да будет Он вознесен. Сказано в книге Зоар:
«“И возлюби Г-спода, Б-га твоего…” Человек должен связать себя с Всевышним узами любви. Все свое служение следует осуществлять с любовью, и нет ничего более вознесенного, чем любовь к Б-гу. Сказал рав Абба: в этом суть всей Торы, включающей в себя Десять речений, которыми был создан мир. Приди и посмотри: нет никого, более желанного Всевышнему, чем любящий Его, как сказано: “…всем сердцем твоим”» (Зоар, гл. Ваэтханан, стр. 267).
Еврейская душа ликует, наполняясь сильнейшей любовью к Всевышнему, благословен Он. Учат наши мудрецы: «“Всей душой твоей” — даже если Он забирает твою душу»[52]. И чтобы эти слова, не дай Б-г, не были обманом, требуется проявить готовность к самопожертвованию, мысленно представив один из видов смерти. Сказали наши мудрецы: «“Всем достоянием твоим” — даже если любовь к Б-гу потребует от тебя пожертвовать всем своим имуществом»[53]. И чтобы это, не дай Б-г, не звучало неискренне, пусть представит себе, что язычники требуют от него: «Поклонись литому идолу, если же ты откажешься, мы заберем все твое имущество». И он отвечает: «Возьмите все мое состояние, но я не паду ниц и не поклонюсь!» И пусть представит, что злодеи забирают все его средства к существованию, а он остается нагим и лишенным всего из-за своей любви к Г-споду.
Произнося «וְהָיוּ הַדְּבָרִים הָאֵלֶּה אֲשֶׁר אָנֹכִי מְצַוְּךָ הַיּוֹם עַל לְבָבֶךָ» — «И будут слова эти, которые Я заповедую тебе сегодня, на сердце твоем», следует твердо решить: в моем сердце всегда будет любовь к Б-гу. И далее сказано: «וְשִׁנַּנְתָּם לְבָנֶיךָ» — «и научи им сыновей твоих» — еврей должен обучать Торе своих детей, «וּקְשַׁרְתָּם לְאוֹת עַל יָדֶךָ» — «и повяжи их в знак на руку твою» — следует прикоснуться к тфилин на руке и голове и иметь намерение, о котором говорится в своде законов Шульхан Арух: «Тфилин являются знаком того, что я возложил на себя при чтении “Шма Исраэль”»[54]. Произнося «וּכְתַבְתָּם עַל מְזֻזוֹת בֵּיתֶךָ וּבִשְׁעָרֶיךָ» — «и напиши их на косяках дверей дома твоего и ворот твоих», следует иметь в виду: я прикрепил мезузы к косякам дверей моего дома в знак принятия мною Б-жественности и царства Всевышнего. Все эти намерения должны сопровождаться радостью в сердце. И так сказано в книге Зоар:
«О тринадцати заповедях говорится в первой части “Шма Исраэль”: возлюби Г-спода всем сердцем, всей душой, всем достоянием, обучай сыновей, произноси их, находясь в доме твоем, идя дорогой, ложась и вставая, повяжи в знак на руку твою, и будут они украшением над глазами твоими, и напиши их на косяках дверей дома твоего и ворот твоих» (Зоар, гл. Трума, стр. 262).
И разве не восхитится сердце при чтении первой части «Шма Исраэль», почти каждое слово которой является заповедью. И так же при чтении второй части «Шма Исраэль» в человеке должна пробудиться любовь к Всевышнему и возникнуть желание служить ему с полным самопожертвованием.
[1] Шаббат 119б.
[2] Коэлет 9:10.
[3] Шаббат 119б.
[4] Брахот 3а.
[5] Зоар, гл. Пинхас.
[6] Дварим 32:37-38.
[7] Дварим 14:1.
[8] См. Зоар, гл. Трума, стр. 129.
[9] Основа и корень служения, Первые врата, гл. 11.
[10] Теилим 69:29.
[11] Мишлей 4:18.
[12] Тур, «Орах Хаим», гл. 56.
[13] Йешаягу 6:3.
[14] Йешаягу 6:3.
[15] Йехезкель 3:12.
[16] Основа и корень служения, Вторые врата, гл. 4.
[17] Основа и корень служения, Вторые врата, гл. 9.
[18] Теилим 148:6.
[19] См. Зоар, гл. Пекудей, стр. 260.
[20] Ирмеягу 32:19.
[21] Берешит 1:18.
[22] Теилим 106:1.
[23] Йешаягу 43:7.
[24] Даниэль 2:22.
[25] Шмуэль (I) 14:38.
[26] Теилим 8:4.
[27] Тур, «Орах Хаим», гл. 49.
[28] Основа и корень служения, Третьи врата, гл. 7.
[29] Там же.
[30] Дварим 14:1.
[31] Авот 3:18.
[32] Шир Аширим 8:6.
[33] Там же.
[34] Шульхан Арух, «Орах Хаим» 61:4.
[35] Зоар Хадаш, стр. 77.
[36] Дварим 6:4.
[37] Брахот 2:2.
[38] Берешит 18:19.
[39] Берешит 26:5.
[40] Йома 28б.
[41] Основа и корень служения, Первые врата, гл. 11.
[42] Шир Аширим 8:12.
[43] Теилим 44:23.
[44] Сокрытый Мидраш, гл. Хаей Сара, стр. 124.
[45] Брахот 13б.
[46] Раши, там же.
[47] На святом языке буква «י» произносится подобно «й», но более кратко, а огласовка «хирик» как «и». — Примечание переводчика.
[48] Шульхан Арух, «Орах Хаим» 61:18.
[49] Основа и корень служения, Третьи врата, гл. 2.
[50] Тур, там же.
[51] Зоар, гл. Трума, стр. 133.
[52] Брахот 54а.
[53] Там же.
[54] Шульхан Арух, «Орах Хаим» 61:25.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Итак, Яаков возвращается в родные края. Ему предстоит встреча с Эсавом. У Яакова есть все основания предполагать, что Эсав хочет его убить. Недельная глава «Ваишлах» («И послал») начинается с рассказа о том, как Яаков готовился к встрече с братом. Он сделал три вещи: собрал подарок, помолился Б-гу и снарядился к войне. И все эти три действия имели глубокий смысл. Начнем с третьего. Всех своих спутников, и скот, и верблюдов Яаков разбил на два отряда. Расчет у него был такой: если погибнет один отряд, то может спастись второй. Действие Яакова учит нас, что нельзя сосредоточивать все в одном месте...
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Борух Шлепаков
Праотец переживает страшную трагедию. Его дочь Дина становится жертвой притязаний Шхема. Почему же Яаков молчал, узнав о произошедшем?
Рав Реувен Пятигорский
По материалам газеты «Исток»
Рав Бенцион Зильбер
Яаков уходит от Лавана и возвращается на родину. Ему предстоит встретиться с Эсавом, что небезопасно, поскольку, как сообщили Яакову вестники, Эсав вышел ему навстречу с большим отрядом. Яаков отправляет Эсаву дары, на всякий случай готовится к бою, разбив свой лагерь на два стана, и просит Б-га о благополучном исходе встречи. Далее в главе говорится о разрушении города Шхема, о рождении у Рахели второго сына — Биньямина (двенадцатого сына Яакова), а также о смерти Рахели и Ицхака. В конце главы приводится родословная Эсава.
Рав Арье Кацин
Коментарии к недельной главе Льва Кацина
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Встреча с Эсавом, не забывшим давние обиды — продажу первородства и дерзкое похищение отцовского благословения, — не сулила Яакову ничего хорошего
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»
В том случае, если мы получаем пользу, находясь в каком-то месте, надо быть благодарным и что-то для сделать в ответ. Что об этом думал раввин Хаим Шмулевич?
Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»
Всякий, кто намеревается заниматься Торой и не работать, питаясь подаянием, оскверняет Имя Всевышнего, унижает Тору, гасит свет веры, причиняет зло себе и отбирает у себя жизнь мира грядущего