Из цикла «Основа и корень служения», темы: Рав Хаим Бурштейн, Мусар
Мой брат и друг, после того как я привел тебе повествования святой книги Зоар и указал на возвышенное намерение, которое следует иметь при чтении «Стихов Восхваления», я разъясню, с Б-жьей помощью, к чему должно стремиться сердце молящегося при вознесении Песни у моря по порядку приведенных в ней стихов Торы.
Произнося «וַיַּרְא יִשְׂרָאֵל אֶת הַיָּד הַגְּדֹלָה אֲשֶׁר עָשָׂה יְיָ בְּמִצְרַיִם וַיִּירְאוּ הָעָם אֶת יְיָ וַיַּאֲמִינוּ בַּיְיָ וּבְמשֶׁה עַבְדּוֹ» — «И увидел Израиль великую силу, что содеял Г-сподь над Египтом, и трепетал народ перед Г-сподом, и поверил в Г-спода и в Моше, раба Его»[1], следует укрепить свою веру и в подтверждение этих слов быть готовым к самопожертвованию, представив один из видов смерти. Также с большой радостью в сердце необходимо подумать: «Я верю в пророчество Моше и в дарованную через него святую Тору и принимаю на себя обязательство ее изучать, преподавать, соблюдать и исполнять».
Произнося Песнь у моря «אָז יָשִׁיר משֶׁה» — «Тогда воспоет Моше…»[2], следует укрепить свое сердце: «Я верю в воскрешение мертвых, как учили наши мудрецы: “Не сказано Моше “воспел”, а “воспоет” — в будущем, — таким образом Тора указывает на воскрешение мертвых”»[3]. И далее: «אֱלֹהֵי אָבִי וַאֲרֹמֲמֶנְהוּ» — «Б-г отца моего, и я буду превозносить Его»[4] — Чувства, пылающие в моем сердце, позволят мне проявить готовность к самопожертвованию, что возвысит Б-жественное имя во всех мирах. Каким образом можно превознести Г-спода во всех мирах, если не своей готовностью отдать за Него жизнь, что оказывает влияние на все миры?
Сказано далее: «יְיָ אִישׁ מִלְחָמָה יְיָ שְׁמוֹ» — «Г-сподь — Воитель, Г-сподь — имя Его»[5]. Правильно иметь в виду комментарий Раши на Тору и возрадоваться Б-жественности. Читая слова «וּבְרֹב גְּאוֹנְךָ תַּהֲרֹס קָמֶיךָ» — «В безмерном величии Своем Ты сокрушаешь восставших против Тебя…»[6], тоже следует иметь в виду комментарий Раши: «Нападающие на Израиль как будто выходят на войну против Б-га», и сильно возрадоваться тому, насколько Всевышний любит нас — Свой святой народ. И разве это не пробудит в наших сердцах любовь к Творцу?! Стих Торы «וּבְרוּחַ אַפֶּיךָ נֶעֶרְמוּ מַיִם נִצְּבוּ כְמוֹ נֵד נֹזְלִים קָפְאוּ תְהֹמֹת בְּלֶב יָם» — «От гневного дыхания Твоего взгромоздились воды, встали стеной потоки, застыли пучины в глубинах моря»[7] разъясняет Мидраш: «Воды встали стеной высотой в сотни миль, и их увидели все цари запада и востока. Тогда также расступились воды во всех водоемах в мире и даже собранные в сосуды»[8]. Может ли сердце человека не восхитится этим и не преисполниться благодарности, осознавая могущество и величайшие сокровенные чудеса, описанные этими словами? И с безграничной радостью мы восклицаем: могущество Г-спода!
Слова «נֶאְדָּר בַּקֹּדֶשׁ» — «могущественный в святости»[9] мы воспринимаем согласно их простому смыслу, как их переводит Онкелос. Произнося «נוֹרָא תְהִלֹּת» — «вызывающий трепет у славящих Его»[10], правильно иметь в виду комментарий Раши: «Не решаются восхвалять Тебя, дабы их слова не оказались недостаточно значимыми, как сказано: “Тебе безмолвие — хвала…”[11]»[12]. И очень важно делать это всем сердцем, а не только проговорить устами. При чтении слов «עֹשֵׂה פֶלֶא» — «совершающий чудесное»[13] и «נָטִיתָ יְמִינְךָ תִּבְלָעֵמוֹ אָרֶץ» — «Ты простер десницу Свою — их поглотила земля»[14] следует задуматься: могущество Г-спода! Могущество Г-спода! Произнося «נָחִיתָ בְחַסְדְּךָ עַם זוּ גָּאָלְתָּ» — «В милости Своей повел Ты народ, избавленный Тобой…»[15], с радостью в сердце возносят благодарность Творцу за наше освобождение из земли египетской. А слова «נֵהַלְתָּ בְעָזְּךָ אֶל נְוֵה קָדְשֶׁךָ» — «…могуществом Твоим ты проложил ему путь в святую Обитель Твою»[16] правильно воспринять с большой благодарностью то, что Б-г ввел нас в Святую Землю, даровав ее нам в вечное наследие.
Сказано далее: «שָׁמְעוּ עַמִּים יִרְגָּזוּן חִיל אָחַז ישְׁבֵי פְּלָשֶׁת אָז נִבְהֲלוּ אַלּוּפֵי אֱדוֹם אֵילֵי מוֹאָב יֹאחֲזֵמוֹ רָעַד נָמֹגוּ כֹּל ישְׁבֵי כְנָעַן» — «Услышали народы, взволновались, ужас охватил филистимлян. Тогда в смятение пришли вожди Эдома, сильных Моава объяла дрожь, обмякли все обитатели Кенаана»[17]. Это пробуждает большую радость оттого, что в те дни возвеличилось и освятилось Б-жественное имя среди народов мира. Они узнали о великом могуществе и чудесах, явленных в Творении, когда преследовавшую Израиль армию Египта с лошадьми и колесницами захлестнули воды моря. Весь мир узнал и о том, что содеял Г-сподь в пустыне. Б-жественное величие и могущество повергло их в страх и ужас, и они пришли в смятение. Каждый еврей должен возрадоваться этому, как сын, восхищающийся достоинствами и достижениями своего отца. А слова «עַם זוּ קָנִיתָ» — «…народ этот Ты обрел»[18] правильно понимать, имея в виду комментарий Раши: «Возлюбил»[19], и возрадоваться этому. Произнося слова «מִקְּדָשׁ אֲדֹנָי כּוֹנֲנוּ יָדֶיךָ» — «Святыню, Г-сподь, основали руки Твои»[20], следует вознести молитву в сокрушении духа с надеждой на то, что Всевышний возведет Свой Храм вскоре, в наши дни, и Б-жественное присутствие будет снова пребывать среди нас. А стих Торы «יְיָ יִמְלֹךְ לְעֹלָם וָעֶד» — «Г-сподь будет царствовать во веки веков»[21] должен вызвать большую радость от вечного воцарения в мироздании Б-жественного имени. И слова Священного Писания «כִּי לַיְיָ הַמְּלוּכָה» — «Ибо Г-споду — царство…»[22], «וְהָיְתָה לַיְיָ הַמְּלוּכָה» — «…и будет Г-споду царство»[23] и «וְהָיָה יְיָ לְמֶלֶךְ עַל כָּל הָאָרֶץ» — «И станет Г-сподь Царем на всей земле…»[24] нужно с большой радостью воспринять сердцем. И так же внимательно следует прочесть стих Торы «כִּי בָא סוּס פַּרְעֹה בְּרִכְבּוֹ וּבְפָרָשָׁיו בַּיָּם וַיָּשֶׁב יְיָ עֲלֵהֶם אֶת מֵי הַיָּם וּבְנֵי יִשְׂרָאֵל הָלְכוּ בַיַּבָּשָׁה בְּתוֹךְ הַיָּם» — «Когда вошли в море кони фараона с колесницами его, Г-сподь обрушил на них воды морские, а сыны Израиля прошли посуху среди моря»[25].
Очень важно во время молитвы иметь возвышенное намерение, которое возникает естественным образом, если мы внимательны к смыслу произносимых слов. Тогда, молясь с общиной, мы доставим радость нашему Создателю и Творцу, ибо в этом — весь человек, как мы говорили в первом разделе этой книги. Мои братья и друзья, возлюбленные моей души, произнесение этих слов без намерения сердца, несомненно, не является Песней.
Завершение «Стихов Восхваления» благословением «יִשְׁתַּבַּח שִׁמְךָ» — «Да будет восхвалено Твое имя» является очень значимым, что разъясняет книга Зоар:
«Когда человек произносит “Да будет восхвалено Твое имя”, Всевышний помещает перед Собой корону. Тогда начинается исправление Общины Израиля, она предстает перед Высшим Царем и обретает тринадцать возвышенных качеств, являющихся источником ее благословения, соответственно тринадцати видам благовоний воскурения, как сказано: “Нард и шафран, тростник и корица со всеми благовонными деревьями, мирра и алоэ, со всеми лучшими ароматами”[26]. И вот они: Песнь, восхваление, слава, напев, сила, правление, вечность, величие, могущество, прославление, великолепие, святость — всего двенадцать, и с ними соединяется царство. И тогда нужно особенно остерегаться произнести лишнее слово, чтобы не привести к разделению между ними.
Если же такое происходит, то пламя выходит из-под крыльев «Крувим» и звучит Глас: «Некто разрушил Б-жественное единство, да будет отсечена его душа и да прекратится его жизнь», поскольку он не трепетал перед Б-жественным единством, о нем говорится: «…не увидит он величия Г-спода»[27], раскрывающегося в этих тринадцати свойствах. И дальше мы продолжаем: «אֵל הַהוֹדָאוֹת אֲדוֹן הַנִּפְלָאוֹת» — «Б-г восхваляемый, творящий чудеса» — возвышенный Г-сподь, благословляющий вселенную миром. Так Община Израиля прославляет Творца, находясь в нижних станах, как сказано: «Песнь песней Шломо» —[28] царя, приводящего к миру на земле. И дальше мы продолжаем благословения перед «Шма Исраэль» «יוֹצֵר אוֹר וּבוֹרֵא חֹשֶׁךְ עֹשֶׂה שָׁלוֹם וּבוֹרֵא אֶת הַכֹּל» — «Благословен Ты, Г-сподь, Б-г наш, Царь мира, создающий свет и сотворяющий тьму, устанавливающий мир и сотворяющий все…» И тогда происходит исправление в высших мирах» (Зоар, гл. Трума, стр. 132).
Мы видим, сколь значимо благословение «יִשְׁתַּבַּח שִׁמְךָ» — «Да будет восхвалено Твое имя»; каждое его слово достигает высшего святого мира. Произнесение имен с возвышенным намерением пробуждает в высях все миры, о чем мы говорили прежде[29]. И хотя некоторые источники, ссылаясь на книгу Зоар, говорят, что все тринадцать восхвалений следует произносить на одном дыхании, все же напрямую из книги Зоар это не следует.
Слова «אֵל מֶלֶךְ גָּדוֹל בַּתִּשְׁבָּחוֹת» — «Б-г — Царь, великий в прославлениях», «אֵל הַהוֹדָאוֹת» — «Б-г восхваляемый» приводят к размышлению о том, что одно творение не в силах вознести все восхваления Всевышнему и выразить в молитве благодарность Творцу. А изрекая «אֲדוֹן הַנִּפְלָאוֹת» — «творящий чудеса», пусть с сильнейшей радостью думает о том, что никто не может поведать обо всех чудесах, являемых Г-сподом каждое мгновение. Произнося «הַבּוֹחֵר בְּשִׁירֵי זִמְרָה» — «избравший песнопения», пусть возрадуется в сердце тому, что Творец избрал нас — святой народ — воспевать Его великое имя. Четыре слова «מֶלֶךְ אֵל חֵי הָעוֹלָמִים» — «Царь, дарующий жизнь мирам» не произносят лишь устами — поспешно и не задумываясь, — но с трепетом в сердце «מֶלֶךְ» — «Царь», «אֵל» — «Б-г», «חֵי הָעוֹלָמִים» — «дарующий жизнь мирам». Это делают с возвышенным намерением и в радости, ощущая могущество и величие Б-га и обретая глубокую веру в то, что Творец поддерживает жизнь в созданных им мирах. А, произнося Амен, следует воспевать, восхвалять и прославлять Г-спода в радости сердца.
До сих пор рассуждения о порядке молитвы в мире Создания.
[1] Шмот 14:31.
[2] Шмот 15:1.
[3] Сангедрин 91б.
[4] Шмот 15:2.
[5] Шмот 15:3.
[6] Шмот 15:7.
[7] Шмот 15:8.
[8] Ялкут Шимони, Йеошуа, гл. 3.
[9] Шмот 15:11.
[10] Там же.
[11] Теилим 65:2.
[12] Раши, Шмот 15:11.
[13] Шмот 15:11.
[14] Шмот 15:12.
[15] Шмот 15:13.
[16] Там же.
[17] Шмот 15:14-15.
[18] Шмот 15:16.
[19] Раши, там же.
[20] Шмот 15:17.
[21] Шмот 15:18.
[22] Теилим 22:29.
[23] Овадья 1:21.
[24] Зехарья 14:9.
[25] Шмот 15:19.
[26] Шир Аширим 4:14.
[27] Йешаягу 26:10.
[28] Шир Аширим 1:1.
[29] Основа и корень служения, Третьи врата, гл. 3.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава Хаей Сара
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Авраам исполняет завет Творца и идет в незнакомом ему направлении. Ханаан стал отправной точкой для распространения веры в Одного Б-га.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Авраам хотел достичь совершенства в любви к Ашему
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Что общего между контрабандистами и родителями, которые обеспокоены поведением взрослого сына? Истории по теме недельной главы Торы.
Рав Элияу Левин
О кашруте. «Чем это еда заслужила столь пристальное внимание иудаизма?»
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Авраам отделяется от Лота. К нему возвращается пророческая сила. Лота захватывают в плен, и праотец спешит ему на помощь.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Авраму было уже семьдесят пять лет
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Праотец Авраам стал светом, которым Творец удостоил этот мир. Биография праотца в призме слов Торы.
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Сара умирает. Авраам не перестает распространять веру в Б-га и отправляет Ицхака в ешиву.
Батшева Эскин
После недавнего визита президента Израиля Реувена Ривлина в США израильскую и американскую прессу облетела сенсационная фотография, на которой Президент США Джо Байден в Овальном кабинете Белого Дома стоит перед израильским президентом на коленях
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сатан, огорченный тем, что не смог одержать победу ни над Авраамом, ни над Ицхаком, появился теперь перед Сарой.
Рав Йосеф Б. Соловейчик
Мы все члены Завета, который Б-г установил с Авраамом.