Из цикла «Нефеш аХаим (Душа жизни)», темы: Человек, Аризаль, Каббала, Нефеш аХаим
Идея «образа» («Цэлем»), который Аризаль поделил на три аспекта: «Цади», «Ламед» и «Мэм»[1], является, как известно, древними корнями всего сущего — корнем четырех стихий: огонь, воздух, вода и земля. И главными действующими элементами являются трое: огонь, вода и воздух, и они называются в книге Йецира (гл.3, мишна 3): «три матери — “Алеф”, “Мэм”, “Шин”[2]» — это матери всего сущего. И действия этих трёх производятся посредством элемента земли, который получает их воздействие.
И это три буквы: «Йуд», «hЭй», «Вав» из священного имени Бога[3], а последняя «hЭй» двойная, и они составляют букву «Мэм» в слово «Цэлем» («образ») — каждый помноженный на десять[4]. А действующие — это «Гимель» и «Ламед» из слова «Цэлем»[5]. Но пока они еще в аспекте разума и трёх мозгов, а когда они достигают сердца и действия, то становятся три раза по три[6], то есть, корень черт — аспект «Мальхут» сфиры «Бина», которая достигает «малого лика» («Зэир Анпин») и самих черт — Хесед («добро»), «Гвура» («строгость») и «Тифэрэт» («красота»), а затем черт в действии — Нецах, hОд и Йесод — и это буква «цади» в слове целем[7].
И см. в «Зоар» (Ваэра 23б), что Святой, благословен Он, когда сотворил мир, то сделал человека по образу Своему, и сделал ему исправления… Сказал рабби Шимон: приди и смотри: четверо суть первые в тайне веры, и они суть праотцы всех миров и тайна высшей святой колесницы: огонь, воздух, вода и земля — они суть высшая тайна и прародители всех миров.
И там же (24а): «Приди и узри: огонь, воздух, вода, земля, это суть первые и высшие корни, и все низшие и высшие опираются на них, и эти четыре расположены по четырём сторонам света… “земля” — холодная и сухая, поэтому способна принять их всех, и все совершают в ней свои дела, а она принимает от всех, чтобы дать плод по силе их».
И это, как мы сказали выше, что основные действующие силы в мире и душе, это три элемента: огонь, воздух и вода, а посредством элемента земли раскрываются действия тех трёх элементов в мире, и также в душе посредством тела человека, взятого из земли, раскрывается действие силы этих трёх элементов в душе, как разъяснено там в «Зоаре»: «и все совершают в ней свои действия… чтобы произвести по силе их».
И так мы видим в ощущаемой реальности, что земля производит растения: некоторые из них — порождения огня, как сказано и дарами урожая солнечного, а некоторые порождения воды, как сказано и дарами производимого месяца, а некоторые порождения воздуха, о которых сказано: «из воздуха появляются» (Хулин), «ветер после дождя — как дождь, солнце после дождя — как два дождя» (Таанит 3б), как известно, природа огня и воздуха двигаться вверх, а вода движется вниз, к земле. А если элемент воздуха и огня соединяются с элементом воды, и они тоже дают свою силу, и двигаются к земле, тогда с помощью элемента земли раскрываются все растения, в результате сочетания всех трёх элементов, как должно.
И всякое изменение во всём, что существует в мире: от глубин земли до высоты неба всё является результатом изменений в сочетаниях четырёх элементов, которые суть первые корни, и сочетания их есть внутренняя душа каждой вещи, и из качества их сочетания внутри проистекает различие в многочисленных деталях во всякой вещи, от формы его плоти и цвета в минералах, цвета вида и вкуса в растениях, а также изменения естества всех зверей: форма их органов, их вид, и их форма и действия — всё это изменяется от сочетания их душ и крови из четырёх желчий, которые суть четыре элемента.
И всё сочетание четырёх элементов происходит от власти небесных тел несущих свою службу на небе, как сказали мудрецы «Брейшит Рабба 10:7": “У каждой травинки на земле есть свой ангел на небе, который бьёт по нему и приказывает расти, небесные же тела в своей власти получают от ангелов, которых направляют к ним четыре зверя из колесницы[8]. И всё проистекает от четырёх букв имени Творца, как говорится подробно в книге “Эц Хаим”. То есть, что все четыре первых корня суть одна действительность, ибо воля Творца, благословенно Его имя, была в том, чтобы сотворить весь мир в структуре четырёхбуквенного имени, чтобы в каждом сущем обнаружились силы этих четырёх корней.
Также, все силы человека по его природе и по склонности его разума, по склонности его воли меняются в зависимости от изменений сочетания его четырёх корней[9], и как поясняется в “Райа Меэмна” (Пинхас, начало 34б): “есть звери природные назначенные над телами, происходящими из четырёх элементов, и они чистые, и напротив них есть четыре зверя, хищных и нечистых, назначенных над четырью желчами: белой желчью, красной желчью, зеленой желчью и чёрной желчью, и есть звери разумные, окружающие престол, и есть выше них, превосходящие их.
И четыре корня высшего человека, они суть “образ” (“Цэлем”), из которых происходят все формы человеческих сил, как объясняется в “Зоар Хадаш” (Мидраш Анээлам Брейшит 9а): “ибо Творец, благословен Он, сотворил человека и создал его по образу и по форме, и изготовил его из четырёх вещей отделённых друг от друга: из огня, из воздуха, из воды и из земли…”
И как разъясняется в “Тикунэй Зоар” (Тикун 18, лист 34б): “Поднимается в огне и воздухе, а опускается в воде и земле, и тайна этого в словах “и вот ангелы божьи поднимаются и опускаются по ней” (Брейшит 28:12) — двое поднимаются и двое опускаются. Земля же является средством для всех их”.
И это потому, что сообразно внутренности сочетания огня и воздуха в душе человека, которые поднимаются ввысь по своей природе, также поднимаются внутренние детали человеческих сил, и сообразно внутренности сочетания элементов воды и земли в душе человека, также и детали его сил опускаются вниз.
И хотя сочетание внутренностей элементов в человеческой душе невозможно ощутить, однако, когда свет этого сочетания освещает свой сосуд — элемент земли — корень тела, тогда тело изводит во вне их силу — трёх матерей “Алеф” “Мэм” и “Шин” сообразно своему действию, как разъясняется в “Зоар Ваэра”, приведённом выше. И сила сочетания корней трёх элементов — огня, воздуха и воды — это и есть те корни из которых происходят все действия тела, но они сокрыты и не подлежат ощущению.
И также, когда мы видим действия тела, происходящие от сочетания желчей, то эти элементы не ощущаются нами. Только из открывающихся нам действий мы можем постичь образ их сочетания в духовности, как разъясняется в “Зоар” глава “Йитро” на стих “ты же усмотри”[10], и “Тикунэй Зоар”, и “Зоар Хадаш”.
И поэтому сказано в “Зоар” в письмах Аризаля, что “образ” (“Цэлем”) — аспект скрытых миров, а “подобие” (“Дмут”) — это аспект открытых миров. Также говорится там, что “образ” — это мужчина, а “подобие” — женщина, то есть действующая сила и та, что принимает действие.
И в этом смысл сказанного “по образу нашему, по подобию нашему”, также как Святой, благословен Он, сокрыт по Своей сущности, и мысль нисколько не постигает Его, только со стороны Его благих действий раскрывается нам Его доброта наилучшим образом, также и жизненность, дух и душа человека постигается мыслью лишь со стороны их действий посредством тела, и при всём этом душу не видно, только мы постигаем её существование, как сказали мудрецы (Брахот 10а): “Эти пять псалмов “благослови душа моя”…, как Святой, благословен Он, видит, но не видим, так и душа, видит, но не видима”. И см. книгу “Томэр Двора”, что об этом идёт речь у святого божественного мудреца рабби Моше Кордоверо, как он пишет в начале первой главы: “Следует человеку уподобляться Творцу, и тогда он будет соответствовать тайне высшей формы — образу и подобию. Ибо если он будет подобен своим телом, но не действиями, то он делает форму ложной”.
И об этом написано в книге “Эц Хаим”, что главная цель нисхождения души в тело состоит в том, чтобы очистить аспект “образ”[11].
Смысл этого в том, что также как “образ” означает “шаблон” (см. комментарий Раши на стих “по образу нашему, по подобию нашему”[12]), как например, тот кто рисует в своей мысли какую-нибудь определённую форму, то чтобы довести до конца на деле свою мысль, в начале пробуждает свой разум изобрести образ и лекала, так чтобы эта форма могла быть сделана с помощью этого лекала, и изобретает внутреннюю печать, чтобы снова с помощью неё сделать внутренность сосуда, чтобы он был способен вместить то, что угодно человеку, и также внешнюю печать окружающую стенки сосуда, чтобы сделать стенки толщиной и размером нужных ему, и оба эти вместе, суть один образ и печать, только один входит во внутренность сосуда, чтобы сделать его отверстие правильного размера, а этот окружает снаружи чтобы сделать стенки как должны быть. [*] Так и Творец, когда захотел сотворить человека из земли — сосуда, которым Он пользуется по Своему желанию, вначале приготовил “образ” и печать, с помощью которых может быть сделано “подобие” человека, с телом и органами с помощью которых[13] он сможет выполнить частные действия, сообразно воле Творца, и создал четыре корня, из которых произвёл духовный образ, внутренний и внешний.
Примечание: и также как слова “стал я подобен пеликану пустынному” (Теилим 102:7) — означает, что также как пеликан отдаляется от населённого места, и воет днём и ночью жалобным голосом, также и Давид отдалился от своего места, и взывал и воздыхал днём и ночью. И также как преобладание депрессивной природы у пеликана взывает в нём печаль, и поэтому он кричит, и лень — и поэтому он сидит в своём пустынном месте, так и обилие бед вызвало преобладание в Давиде депрессии, заставив отдалиться от собрания людей и жалобно взывать, как сказано: “ведь пепел как хлеб ел я, и питьё моё со слезами смешивал”, подобно болящим депрессией, желающим питаться углями и плакать постоянно. И хотя в его действиях можно было увидеть только уединение и плач, и поедание пепла, а сущность внутреннего его состояния и усиление депрессии не заметны на глаз, тем не менее разумом можно понять, что внутренняя депрессия из-за волнений, которая уже “вошла” в него, и бедствия волнений, которые еще и окружили его “снаружи”, и есть “образ” и духовный шаблон, производивший действия Давида в виде частного “подобия” — плакать, взывать и уединяться.
Теперь проанализируем общую категорию “образ” и “подобие” в духовном. Когда Творец в Своей простой воле пожелал сотворить мир, который раскроет подобие всех деталей мира, как они есть, Он эманировал одну силу, которую философы называют гюлэ, а мы назовем силой, или светом, или волей. А именно, что так пожелал Всевышний, чтобы Его воля раскрылась через две силы, одна как бы протягивается вверх, а другая как бы протягивается вниз, а чтобы они не разъединились, создал нечто среднее между ними. Это напоминает стихии “огня”, поднимающуюся вверх, и “земли”, опускающуюся вниз, а “воздух” близок к стихии “огня”, так как поднимается вверх, но может также опускаться вниз, а “вода”, хотя тянется к “воздуху”, тем не менее оставляют высокое место в воздухе и опускается вниз, к земле.
И хотя в духовных мирах нет понятий “выше” или “ниже”, а в особенности в высшей эманированной силе, однако термины “выше” и “ниже” сказаны не только об изменении местоположения, как например “и будешь только наверх, и не будешь внизу” (Дварим 28:13), что означает, что евреи будут наверху в духовных уровнях, и не спустятся ниже своей ступени, подобно сказанному “поднимают в святости, и не опускают”. Таким же образом, суть “сил, поднимающихся “наверх” в том, что они поднимаются в духовности на ступень высшую их высших. А опускание “вниз” означает — на низшие ступени.
(И сказано в Зоаре, что Тора без страха и любви не летит вверх, то есть — если у человека нет страсти и любви к словам Торы, как подобает, и также он не боится отстраниться от нее, как отойти от жизни, даже если время от времени учится, его учение не сможет остаться в его голове на высшем уровне, как должно.
Аллегорически можно сказать, что любовь и страх уподобили двум крыльям. Птица, у которой сломаны крылья, сама по себе все еще пригодна в пищу, если у него не порвано легкое, чтобы голос Торы мог быть услышан, и исполнилось (Йеошуа 1:8): “размышляй о ней днем и ночью”).
Ибо даже в мире Ацилут и выше, каждая категория прилепляется в своей внутренней сути к ступени над ней, и также поступенно спускается, чтобы дать существование ступени ниже нее…
Так пожелал Всевышний произвести силу, которая всегда будет стремиться прилепиться к корню своего корня, и давала воздействие благодати также и на ступени ниже нее. Это и есть “небо и его воинства, и земля и ее воинства”, ибо хотя стремление духовного воинства небесного прилепиться к высшим ступеням, как сказано “Небеса рассказывают славу Б-га” (Псалмы 19:2), и вместе с тем — “ на всей земле проходит линия их, до предела вселенной — слова их” (там же), то есть их воздействие на земле, “солнцу поставил Он шатер в них”. Через “солнце” собираются света духовности “неба”, чтобы дать свечение на “землю” с одной ступени на другую. См. Зоар Трума 136, 137.
От этой силы или воли, поступенно развились и спустились вниз и воплотились силы стихий — первоэлементов, с одной ступени на другую, так что они оказывают воздействие своей благодати на все низшую реальность, и представляются в образе различных частностей, в соответствии с желанием Всевышнего, чтобы человек был сотворен в теле из праха, и чтобы посредством трех первооснов אמ"ש, которые являются духовным образом и отпечатком, все части его тела будут таковы, что человек сможет производить ими частные действия в соответствии с волей Творца.
И посредством конкретных действий-заповедей, которые человек произведет на этой пустынной земле, вознесутся его первоэлементы к их первозданным корням наверху, по воле Всевышнего, а тело есть инструмент для реализации силы этих корней. Через его действия в Торе и заповедях раскроется, что стремление первооснов в его животной душе — возвыситься ко главе, как сказал Давид (Диврей аЯмим 1, 29:11): “Тебе, Г-споди, величие и могущество, и слава, и вечность, и красота, потому что все, (что в небесах и на земле, Твое, Г-споди; Твое царство, и превознесен Ты над всеми во главе”, и не сказал “от Тебя, Г-споди, величие”, но “(К) Тебе”, то есть — что также и все силы, находящиеся внизу на земле, тянутся к Тебе, Г-споди, и хотя часть из них опускается вниз на землю… — Тебе, Г-споди, царство, и превознесен над всем во главе, даже на земле.
Всевышний пожелал создать посредством трех оснований אמ"ש сосуды, находящиеся на каждой из ступеней, и чтобы на каждой ступени первоосновы перемешивались различными образами, и посредством каждого сосуда по-своему будет заметно, в различных аспектах, что их страстное стремление — тянуться наверх, а также оказывать воздействие вниз, на более низкий сосуд, чтобы даже в самом низком из нижайших сосудов присутствовало первоначальное стремление — “вознестись ко главе”.
Поэтому в человеке смесь оснований находится в трех сосудах: в мозгу, в сердце, и в печени, и они являются инструментами животной души (нефеш), духа, и высшей души (нешама) в человеке, и в каждом сосуде из этих трех воплощаются три основания אמ"ש, чтобы показать свою силу в различных раскрытиях.
<…>
В соответствии со сказанным выше, четыре высшие корня и есть образ и духовный шаблон, посредством которого производится отпечаток тела человека со всеми органами… и они проистекают из четырех букв Имени Всевышнего — Авайе.
Поскольку свет высших корней в своем источнике — весьма велик, они только окружают человека снаружи, и насколько человек очистится изнутри, настолько из свет сможет войти внутрь.
А именно: “Мем” из слова Целем — это четыре высшие корня, и каждый корень подразделяется на десять категорий, как известно. А Ламед из Целем — окружающий свет из трех оснований, которые производят свои действия в зависимости от их взаимосмешения в мозгу. “Цади” же — это внутренний мозг в зависимости от трех оснований, которые входят в тело через три сосуда, мозг, сердце, и печень. Об этом и объясняется в Эц Хаим, что Цади распространяется во всем теле Зеир Анпин в девяти частях, а Ламед — в половине Зеир Анпин.
А то, что вначале идет Цади, потом Ламед, а потом Мем — если бы Всевышний пожелал, чтобы высшие корни производили свое действие по своему порядку в теле человека со дня его рождения, человеку было бы легко удостоиться категории “мозга” (мохин) из Целем. Но волей Всевышнего было, чтобы все действия этих высших корней в животной душе, духе и высшей душе были вначале скрыты в своей сути, и не действовали сразу же в органах тела, пока младенец не подрастет, как мы видим своими глазами, что чем больше вырастает ребенок физически, так усиливается его разум, речь и действия.
Примечание. Как известно в Эц Хаим (Шаар мохин декатнут) поэтому и называется Зеин Анпин так (“малый Лик”), что несмотря на то, что есть у него все сосуды мохин (“мозгов”), действия мохин сосудов Образа (Целем) не производят свое действие и скрыты в своей сути, подобно сказанному в Зоаре (Балак 185): “Великий и Высший над всеми мирами уменьшил Свой свет и сжал Свою святость по отношению к человеку, чтобы исполнить его желание”.
Но в то время, как положительные основы человека в его внутренней сути — скрыты, и его высшие корни окружают его снаружи и не посылают свой свет внутрь него, есть место для власти над ним сил зла (как известно в Эц Хаим, что место корня власти Иной Стороны — между внутренними и окружающими). “Диким осленком человек родится” (Иов 11:12). [Эта власть] — со стороны четырех Нечистых Хищных Животных, связанных с четырьмя субстанциями — белая, красная, зеленая и черная, которые противостоят чистым первоосновам.
И хотя есть Животные Разума, окружающие Трон, и есть выше их, и еще выше — они в своем корне все еще в категории “окружающих”, и не вошли еще внутрь.
А из власти Стороны Нечистоты, происходят отрицательные качества характера, со стороны Четырех Первооснов: от первоосновы Огня идет гордыня и гнев, от первоосновы Ветра — нехорошие речи, от первоосновы Воды произрастают плохие вожделения, а от первоосновы Праха — сосуд чтобы реализовывать их в мысли, речи, действии, посредством тела для негативных действий, а для хороших деяний тело ленится и тяжело и печально по своей природе, как подробно писал раби Хаим Виталь в Шаар Кдуша.
<…>
И поскольку пожелал Всевышний удостоить Израиль, умножил им Тору и заповеди, чтобы с их помощью они могли приструнить Иную Сторону, и пробудить высшие корни, протягивающиеся из имени Авайе, чтобы очистить свое тело, и чтобы все инструменты “мозга” наполнены мыслями о Торе, и всем “сердцем” размышлять о словах Торы днем и ночью, а всем “телом” заниматься исполнением практических заповедей, ведь она (Тора) — корень всех высших корней, существовавшая еще до творения мира.
В этом и заключается сама воля Всевышнего сотворить эти четыре высшие корни, как толкуют Мудрецы первое слово Торы “В начале” — для Торы, называемой начало, для Израиля, называемого начало. И когда человек исполняет Тору и заповеди в мысли, речи и действии, ради Всевышнего, то притягивает на себя имя Г-спода, ведь Израиль связывается с Торой, а Тора — со Всевышним.
И в Зоаре (Шмини 35): Раби Хия сказал, Письменная Тора и Устная Тора ставят человека на ноги в мире, и об этом написано (Берешит 1:26): “Сделаем человека по образу нашему, по подобию нашему”. Тора называется “образ и подобие”, как мы объясняли выше; “образ” — скрытые миры, и “подобие” — миры раскрытия, так Тора включается от начала и до конца.
Об этом и сказано в Зоаре (Эмор 98) “Вся Тора скрыта и раскрыта, как Святое Имя скрыто и раскрыто, поскольку вся Тора — есть Святое Имя, и потому она скрыта и раскрыта”.
Объяснение таково. Как Всевышний называется “Б-гом скрывающимся” (Йешаяу 45:15), что хотя миры сотворены на множестве ступеней, по отношению к Нему нет никакого изменения, и только по отношению к к нам Он скрывается, что нам Его действия кажутся происходящими на различных уровнях, и мы должны постичь Его единство на самой нижней ступени.
А все Его скрытие — только для того, чтобы через него раскрылась нам слава Его единства, именно этим образом, как будет объясняться в следующих Вратах (см. Врата 3, гл.7), как известно, что скрытие ясного света приносит пользу, что сможет раскрыться через свои “футляр”… Таким образом, Имя скрыто и через это скрытие оно раскрывается.
Так и святая Тора, хотя в ней спрятаны все самые высшие света, есть в ней ступени, являющиеся корнями инструментов действия, речи, мысли, — в соответствии с низшей душой, духом, высшей душой человека, и скрыты в ней тайны тайн, и они раскрываются нам через раскрытую часть Торы, учение, приводящее к исполнению заповедей, чтобы посредством Торы и заповедей, Письменной и Устной Торы, мы смогли притянуть на себя и внутрь себя “образ” из скрытых миров, и “подобие” действий нашего тела из открытых миров, и потому сказал, что и она (Тора) также “скрыта”, и посредством этого “раскрыта”, по желанию Всевышнего, чтобы мы постигали скрытое через раскрытое, и все это только с нашей стороны, чтобы обуздать Иную Сторону исполнением заповедей, и тем самым, само собой, свет, заключенный в Торе, светит нам из высших корней.
Таково и толкование Мудрецов в трактате Хагига (12): “Свет, который Всевышний сотворил в Первый день — человек смотрит посредством него от одного конца мира до другого, и Всевышний спрятал его для праведников на Будущее”. “От одного конца мира до другого” — это вся реальность, от начала миров и до конца мира действия, и он светил и приходит как одно.
Это подобно их толкованию (там же), что Адам был ростом от земли до небосвода, а другой мудрец сказал: от одного конца мира до другого, и сказали, что и то и другое — одна и та же мера (как объясняется в Эц Хаим: Адам Кадмон проходит во всех мирах), и говорится в Зоаре, что этот Свет был спрятан в Торе.
Примечание. Мудрецы установили читать в молитве “Благословен Г-сподь, Б-г Израиля, от мира и до мира”, и сказали в Зоаре (Вайеце 158): “Все благословения двух миров — в раскрытии и в скрытии, и вместе с тем все одно…”, ведь написано “Благословен Г-сподь, Б-г Израиля, от мира и до мира”, и это — от конца духовных миров до конца материального мира, ибо они действительно считаются как одним целым.
И поэтому в Первом Храме, где Б-жественное присутствие (Шехина) было совершенным, и скрытые миры соединялись с раскрытыми, и все видели, что они — как одно, говорили только “до мира”, а во Втором Храме, где отсутствовали пять вещей, и не все люди постигали Единство, и испортили те, кто испортили, установили говорить “от мира и до мира”, чтобы указать, по крайней мере, что материальный мир — не главное, а второстепенное.
И Мудрецы указали в своем выражении для тех, кто способен постичь, что мир скрытия един с миром раскрытия, и поэтому не сказали “от мира (олам) и до мира (олам)”, а “от данного мира (аолам) и до данного мира (аолам)” — с определенным артиклем — ибо они на самом деле считаются как одно.
И также “рост” Адама, первого человека, был “от начала мира и до конца”. И в соответствии с тем, что мы объяснили, мир скрытия — образ (целем), и мир раскрытия — подобие (дмут), светили и приходили в него как одно, и сильно связанные. Об этом сказано в Псалмах (139:5): “Сзади и спереди связал Ты меня”, что внутренние мохин были связаны с окружающими (макифин), а окружающие — с окружающими над ними, и это “от земли до небосвода”, как известно, что “небо” — это окружающие <…>.
И см. Зоар (31), что этот свет спрятан для праведников. Именно для праведников, а смысл слова “праведник” (цадик) — (праведен) в действиях. Ибо именно через практическую реализацию заповеданных действий пробуждают высший свет, спрятанный в Торе. И там — высщие корни в образе (целем). Об этом сказали Мудрецы (Авот 3:9), что “каждый, у кого действия превосходят мудрость, — мудрость его долговечна”. Ибо главное — победить сначала злое начало, поработив его исполнению заповедей, даже если пока нет у человека мохин от ламед из слова целем.
Примечание. В соответствии с объясненным выше, как “образ” — из скрытых миров, а “подобие” — из раскрытых, так мудрость и разум человека: “образ” скрыт внутри него, чтобы реализовать “подобие” инструментов действия в реальности, в заповеданных деяниях. И подобно тому, как в начале сотворения мира, “подобие” инструментов действия в заповедях, которое было задумано вначале всего, пробудило создать инструменты “образа”, так и сейчас заповеданные деяния, которые человек исполняет в ощутимой реальности, привлекает на него “образ” из древних корней.
Поэтому о сотворении человека написано (Берешит 1:26): “Сделаем человека по образу Нашему, как подобие Наше”, а когда Адам породил Шета, написано (5:3): “и породил по подобию своему, как образ свой”. Во время сотворения человека, Всевышний сотворил корневые силы, которые и есть “образ”, чтобы человек мог производить заповеданные действия, “обрабатывать его и хранить его”, и Мудрецы толковали (Зоар Берешит 27): это повелительные заповеди и запрещающие заповеди.
Но выбор был в его руках, и он был еще подобием потенциальным, а не реальным, и потому написано “Сделаем человека по образу Нашему, как подобие Наше (כדמותנו)”, и поэтому далее сказано “и сотворило Б-г человека по образу Своему, по образу Б-га сотворил его”, и не упоминается подобие.
А относительно Адама, когда он породил Шета сказано “и породил по подобию своему, как образ свой”, что после того, как “образ” был отобран от него, осталось только “подобие”, и подобием своего действия притягивал на себя образ. И Шет также мог посредством подобия своих частных действий в лучшую сторону восполнить свой образ, в соответствии со своим выбором и принятием Царства Небес.
Принятие Царства Небес действием — это основная внутренняя точка, из-за которой Всевышний как бы сократил творение всех миров, чтобы мог быть сотворен Адам в мире действия. И так сказано в Зоаре об атрибуте Царства Всевышнего (Малхут), что она восполнение всех сфирот и восполняет девять категорий. Об этом и сказано в Сефер Йецира (1:4) “Десять сфирот сокрытия — десять, но не девять”, и как объясняется в Эц Хаим, что основная суть качества Малхут — в том, чтобы оно увеличивалась, дабы стать обладателем десяти категорий парцуфа.
(Сам смысл названий букв слова צלם целем также указывает: вначала цадик (праведник) — в действии, затем ламед — категория разума, макифин бемохин, а затем мем, которая есть аспект нецах, ход, йесод, малхут Бины, “ибо матерью назовешь понимание (бина)” (Притчи 2:3). И в этому суть “в сорок лет (числовое значение буквы мем=40) — к пониманию”, и “сорока дней после зачатия”).
В этом и заключается смысл высказывания Мудрецов (Сота 2), что первая пара человека — не по его деяниям, а вторая пара — по деяниям, как известно в Зоаре (Эмор, 104), что во время сочетания мужского и женского начал стоит над ними один образ, и это суть три категории образа (целем), как мы объясняли выше. Ибо смешивание четырех первооснов и первоначальных корней не одинаково во всем нефеш-руах-нешама, ведь облачение из четырех первооснов, и мохин из четырех корней, притягиваются в соответствии со святостью отца и матери во время сочетания, и не зависит тогда еще от деяний ребенка, который будет.
И тогда порядок их протяжения и сочетания их энергий, это сначала мем — четыре высшие корня, затем ламед — протяжение их действий, что есть четыре основы огонь, воздух, вода, кроме основы земли, и все еще в качестве всего лишь разумения и макифмохин (“окружающего мозг”), а затем распространяются в качества и в действия три раза по три, что и есть цадик. Это и есть первое сочетание, которое зависит только от святости парцуфоваба и има.
А затем и далее все исправления и протягивание мохин, сочетаться и реализовывать их действия в мире, — это второе сочетание, зависящее от деяний, и их порядок тогда — цадик, ламед, мем, и отсюда ты можешь понять данный вопрос в его корне, в высших мирах.
Поэтому все исправления миров называются в Зоаре и в писаниях Аризаля “сочетания, спаривания” (зивугим), и на первый взгляд странно, ведь известно, что это только аллегория о связи духовных объектов, например когда человек соединяет в своем разуме два суждения, и из соединения этих двух суждений рождается новое суждение, в соответствии с предположениями двух первых суждений. Что же привело святых мудрецов к использованию столь приземленной аллегории для духовных вещей?
Но дело в том, что это было сделано, в частности, для того, чтобы заткнуть рот насмешникам, которые не признают еврейскую концепцию о том, что все заповеданные действия, которые человек производит внизу, влекут великие исправления в высших мирах.
Поэтому показали пример, что подобно тому, как мы не можем уразуметь и понять, как из низменного действия, такого как спаривание, создается замечательное творение, полное духовного разума, способное постигать чудесные, духовные и святые темы, так мы не можем понять корень истинного исправления миров и высших сил, вписывающиеся в духовные света посредством исполнения заповедей, которые человек производит внизу, в низменном мире, как заповедал нам Б-г.
Примечание. И известно, что даже зивуг анешикин (“сочетание поцелуев”), присоединение духа к духу, порождает только души ангелов, трансцендентные разумы, а от сочетания зеир анпин и нуквы рождаются души людей, протягивающиеся из самого высшего, чтобы производить свое действие а земле из своей высшей силы.
И всем известно, что силы высших созвездий дают свою часть в человека, как сказали Мудрецы (Шабат 156): тот, кто родился под знаком Меркурия, будет человеком светлым и мудрым, под знаком Юпитера (Цедек) будет справедливым и т.п. Вместе с тем, они не дают часть своей силы, пока не произойдет акт спаривания в реальности.
Так же силы из высших миров дают часть от себя лишь после действия человека в материальной реальности, в заповедях и в изучении Торы, которое приводит к практическому исполнению, и тогда они пробуждаются, чтобы оказать воздействие от их высшего света также и вниз.
И хотя частности и детали категорий “образа” в писаниях Аризаля весьма пространны, в общем смысле достаточно этого. А мудрый сам сможет понять еще больше того, что сказано.
[1] И так написано в книге “Эц Хаим” (“Друшей ацелем”,1):… И поясним три буквы слова “Цэлем” (“образ”), как они являются тремя буквами “Йуд”, “hЭй”, “Вав”, и начнём с буквы “Мэм” в слове “Цэлем”, потому что его следует читать снизу вверх, и буква “Мэм” в нём — это самый высший аспект, и он соответствует букве “Йуд” этого ряда… Затем второй аспект — это первая буква “hЭй” из четырёхбуквенного имени Бога, которая включает расширение мозгов, как сказано выше…, и это буква “Ламэд” в слове “Цэлем”… Затем третий аспект, это буква “Вав” в имени Бога, которая включает расширение мозгов… а теперь это аспект “Цади” в “Цэлем”…
[2] “Алеф” — “Авир” (“воздух”), “Мэм” — “Маим” (“вода”), “Шин” — “Эш” (“огонь”)
[3] И см. комментарий Виленского Гаона (Сэфэр Йецира 1:13), что три матери “Алеф”, “Мэм”, “Шин” — это и есть буквы “Йуд”, “hЭй”, “Вав”.
[4] Буква “Мэм” в слове “Цэлем” имеет значение 40, намекая на четыре элемента, взятые десятикратно.
[5] Буква “Ламэд” в слове “Цэлем” имеет значение 30, намекая на три действующих элемента, взятые десятикратно.
[6] Буква “Цади” в слове “Цэлем” имеет значение 90, намекая на три действующих элемента в их расширении, то есть три раза по три, взятые десятикратно.
[7] Далее со слов и это “Мэм”в слове “Цэлем” будет разъяснено подробно.
[8] См. далее во вторых вратах, 6 глава в примечании, и смотри третьи врата глава 10.
[9] В отрывке, начинающемся со слов “сосудами мозга”, объясняется подробнее.
[10] см. там подробно о тайне мудрости лица и рук, как разъяснено здесь, что посредством открытых нам действий, постигаем образ сочетания корней в духовности.
[11] Ибо все заповеди даны лишь для того, чтобы очистить «образ” и материю… И в этом смысл нисхождения души в этот мир, чтобы исправить и очистить… (Эц Хаим, Шаар Ацэлем, конец гл.1).
[12] «По образу нашему” (Брейшит 1:26).
[13] . см. далее, со слов «в соответствии с тем, о чем говорилось ранее”.
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Подмен Рахели на Лею произошел не случайно. Наши мудрецы подробно объясняют, что стояло за этим шагом.
Хава Куперман,
из цикла «Двенадцать колен еврейского народа»
Рав Реувен Пятигорский
Яаков служил за Рахель семь лет. Почему он выбрал именно этот временной промежуток, а также сколько денег в пересчете на шекели он уплатил будущему тестю Лавану за любимую женщину.
Раби Элиэзер бен Орканос,
из цикла «Пиркей де-раби Элиэзер»
Всевышний увидел переживания Леи из-за того, что Рахель Яаков любил больше, и послал ей в утешение сына
Батшева Эскин
После недавнего визита президента Израиля Реувена Ривлина в США израильскую и американскую прессу облетела сенсационная фотография, на которой Президент США Джо Байден в Овальном кабинете Белого Дома стоит перед израильским президентом на коленях
Рав Бенцион Зильбер
Учим Тору с раввином Бен-Ционом Зильбером в иерусалимской ешиве Толдот Йешурун
Меир Левин
Однажды мне захотелось объяснить за субботней трапезой, кем был Авраам
Рав Маариль Блох,
из цикла «Уроки Знания»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Эсав сам преследовал Яакова и приложил все усилия, чтобы догнать брата
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Если Авраам — это корень еврейского народа, а Ицхак — часть дерева от корня до ствола, то Яаков — это сам ствол…
Рав Маариль Блох,
из цикла «Уроки Знания»
Нам очень трудно представить себе как достичь столь высокой ступени в верности Б-гу, чтобы получить право по своей воле направлять ангелов, как обычных людей